§ 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
Характеризуя общие вопросы производства по делам о несостоятельности, необходимо остановиться на правовом положении таких его участников, как антикризисный управляющий, должник, кредиторы.
Как отмечалось выше, законодательство о несостоятельности преследует определенные ключевые цели, но при этом оно дает лишь основу для их достижения. Реализовать Закон соответствующим образом должен (призван) антикризисный управляющий. Институт управляющих является одним из основных элементов современной системы несостоятельности.
Антикризисный управляющий назначается хозяйственным судом для реализации целей некоторых процедур банкротства и осуществления иных полномочий в соответствии с Законом о несостоятельности (далее - управляющий). Управляющим могут быть физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, и юридические лица.
Физическое лицо и руководитель юридического лица-управляющего должны иметь высшее образование, преимущественно экономическое или юридическое, необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности.
Управляющий действует на основании лицензии управляющего, выдаваемой Департаментом по санации и банкротству Минэкономики Республики Беларусь (далее –Департамент). В соответствии с п. 4 Положения о порядке лицензирования деятельности управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденного Постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 16 января 2002 г. № 101 , лицензия выдается физическому лицу, аттестованному Департаментом на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, и получившему соответствующий аттестат управляющего, или юридическому лицу, руководитель которого также аттестован и получил аттестат.
Порядок организации подготовки физических лиц и проведение их аттестации на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, определен Положением об аттестации физических лиц на их соответствие требованиям, предъявляемым к управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденным Постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 16 января 2002г. №91.
Лицензии управляющих подразделяются на три категории в соответствии с категорией аттестата и действуют в течение пяти лет. Лицензия категории «А» дает право на осуществление деятельности в качестве управляющего в производстве по делу о банкротстве должника, имеющего численность работников до ста человек, лицензия категории «В» - в производстве по делу о банкротстве должника, имеющего численность работников до 1000 человек, лицензия категории «С» - в производстве по делу о банкротстве должника без ограничения численности работников.
Закон о несостоятельности определяет права, обязанности и ответственность управляющего (ст. 75, 76, 83). Управляющий получает вознаграждение за свою деятельность в порядке, предусмотренном ст. 77 Закона о несостоятельности, - за каждый месяц осуществления своих полномочий. Размер вознаграждения определяется хозяйственным судом по предложению собрания кредиторов, если иное не предусмотрено Законом о несостоятельности.
Вопрос о правовом статусе управляющего в юридической литературе носит дискуссионный характер. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой управляющего нельзя рассматривать как представителя кого-либо из участников дела о банкротстве, т. к. он сам в соответствии со ст.20 Закона о несостоятельности является лицом, участвующим в деле о банкротстве2 . Ст. 183 ГК прямо указывает, что управляющий при осуществлении своих функций не является представителем должника, хотя действует в чужих интересах, но от собственного имени. Закон о несостоятельности предусматривает исключения, когда управляющий выступает от имени другого лица, например, должника, при заключении мирового соглашения (ч. 5 ст. 156).
Управляющий не может быть заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. При выполнении своих функций управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с кредиторами, ни с назначившим его хозяйственным судом. При этом суд назначает управляющего из числа лиц, предложенных кредиторами, а когда заявление о банкротстве должника подано самим должником, - из числа лиц, предложенных должником, если иное не предусмотрено Законом о несостоятельности. В случаях отсутствия предложений о кандидатурах управляющего или если предложенные кандидатуры не отвечают требованиям, предъявляемым к управляющему, а также если должник-юридическое лицо является градообразующей организацией, государственной организацией, организацией, имеющей долю государственной собственности в уставном фонде, или организацией, имеющей наиболее существенное значение для экономики страны или социальной сферы, управляющий назначается хозяйственным судом по представлению органа государственного управления по делам о банкротстве или в других случаях - по представлению иных уполномоченных органов (ст. 66 Закона о несостоятельности).
Характеризуя правовое положение должника, необходимо отметить, что само понятие «должник» при употреблении в законодательстве о несостоятельности существенно отличается по своему содержанию от традиционного подхода, применяемого в гражданском праве. Обычно этим термином обозначается сторона гражданско-правового обязательства, обязанная совершить определенные действия по требованию кредитора, как-то: передать товар, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. (п. 1 ст. 288 ГК). В законодательстве о несостоятельности под должником понимается обязанная сторона лишь в денежном обязательстве, которая должна уплатить кредитору денежную сумму. С другой стороны, когда речь идет о должнике, имеется в виду не только гражданско-правовое обязательство, но и обязанность по уплате в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды налогов, сборов, пошлин и других платежей, в том числе экономических (финансовых) санкций, применяемых к должнику, т.е. публично-правовая обязанность. В связи с этим к должникам в смысле законодательства о несостоятельности относятся и лица не являющиеся стороной в гражданско-правовом обязательстве, но признаваемые по публичному праву налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и т.д. В обоих указанных случаях в качестве должника может быть признано лицо, находящееся в состоянии просрочки в отношении соответственно гражданско-правового обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей.
Правовое положение должника зависит от того, на какой стадии находится дело о банкротстве и значительно отличается от его положения как платежеспособного участника экономического оборота. В последнем случае организация или индивидуальный предприниматель обладают правоспособностью и дееспособностью. После возбуждения дела о банкротстве их дееспособность ограничивается, а в случае принятия хозяйственным судом решения о банкротстве должника - юридического лица с ликвидацией, его правосубъектность прекращается. Поскольку эти ограничения устанавливаются законом, они соответствуют правилам п. 1 ст. 21 ГК (ограничение дееспособности и правоспособности только в случаях и порядке, установленных законом). При этом ограниченные дееспособность и правоспособность должника восполняются действиями управляющего.
Интересы всех кредиторов как участников дела о банкротстве представляют собрание и комитет кредиторов. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы. В собрании кредиторов участвуют представитель работников должника, судьи (судья), осуществляющие производство по делу о банкротстве, а также лица, вызванные хозяйственным судом или управляющим. Конкурсные кредиторы на собрании кредиторов обладают числом голосов, пропорциональным сумме их требований к должнику, признаваемых в соответствии с Законом о несостоятельности установленными на дату проведения собрания кредиторов. Если иное не предусмотрено Законом о несостоятельности, собрание кредиторов признается правомочным независимо от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствовавших на нем, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены и могли свободно собраться в предложенном месте проведения собрания кредиторов в назначенное время. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляется управляющим под контролем хозяйственного суда.
Вопросы, составляющие исключительную компетенцию собрания кредиторов, определены ч. 6 ст. 53 Закона о несостоятельности. К ним относятся:
защита требований кредиторов в случаях, предусмотренных " Законом о несостоятельности;
принятие решения об утверждении плана санации или плана ликвидации должника - юридического лица либо плана прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;
принятие решения о заключении мирового соглашения;
принятие решения о заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства или об отстранении управляющего;
принятие решения об образовании комитета кредиторов, определение его количественного состава, избрание членов комитета кредиторов или принятие решения о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
рассмотрение жалоб на действия управляющего; - решение иных вопросов, предусмотренных Законом о несостоятельности.
Что касается порядка принятия решений собранием кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, то здесь Закон о несостоятельности использует принцип большинства голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов.
Порядок созыва собрания кредиторов и принятия им решений устанавливается ст. 54, 55 Закона о несостоятельности.
Комитет кредиторов является специфическим субъектом правоотношений, возникающих в связи с несостоятельностью должника. Этот орган избирается на общем собрании кредиторов. Закон о несостоятельности не предписывает создание комитета кредиторов в обязательном порядке. Однако при достаточно большом количестве кредиторов принятие решений по соответствующим вопросам на общем собрании кредиторов может привести к затягиванию процесса. Поэтому целесообразно было бы предоставить решение вопроса о создании комитета кредиторов на усмотрение кредиторов только в том случае, если количество кредиторов не превышает определенного числа.
Максимальное количество членов комитета кредиторов - семь человек. Они могут избрать из своего состава председателя комитета кредиторов. Если в комитете кредиторов более трех членов, избрание председателя комитета кредиторов является обязательным в соответствии с требованиями Закона о несостоятельности. Решения комитетом кредиторов также принимаются большинством
голосов от общего числа членов комитета кредиторов. В соответствии со ст. 60 Закона о несостоятельности компетенцию комитета кредиторов составляет принятие решений по следующим вопросам:
о созыве собрания кредиторов;
о рекомендации собранию кредиторов рассмотреть вопросы о ненадлежащем исполнении управляющим своих обязанностей и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об освобождении управляющего от должности;
об утверждении или отказе в утверждении сделок должника, которые в соответствии с Законом о несостоятельности заключаются с согласия комитета кредиторов;
о представлении хозяйственному суду кандидатуры помощника управляющего;
по иным вопросам, отнесенным в соответствии с законодательством к его компетенции собранием кредиторов.
Требования кредиторов фиксируются в реестре, который ведется управляющим. В нем в соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона о несостоятельности указываются сведения о каждом кредиторе, о размере требований каждого кредитора, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора.
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций