logo search
Вопросы и ответы - Теория государства и права / Новая папка / учебник по ПТГП

55. Основные черты естественно-правовой теории

Естественное право не является какой-либо особой системой юридичес¬ких норм: оно представляет собой некий набор социально-правовых притяза¬ний общества, обращенных к государству и основанных на идее существова¬ния у человека естественных, неотчуждаемых прав, обусловленных самой его человеческой природой, таких как право на жизнь, свободу, равенство, пра¬во на счастье, на справедливое отношение к человеку и др.

Идея естественного права, естественных прав человека эволюционирова¬ла вместе с развитием общества и права. Как замечает проф. В.А. Туманов, доктрина естественного права «стара почти так же, как и само право, сопро¬вождая «действующее право» на всем его историческом пути». И основной смысл идеи естественного права с самого начала ее зарождения состоял в том, что естественные права человека выдвигались в качестве некоего ори¬ентира, своего рода критерия для оценки правового содержания закона (пи¬саного права). Еще знаменитый оратор и государственный деятель Древне¬го Рима Марк Туллий Цицерон говорил: «Несправедливый закон не создает право».

Как теория идея естественного права оформилась в XVII-XVIII вв., став идеологическим оружием буржуазии против феодально-абсолютистских по¬рядков. Основателем теории естественного права признается Гуго Гроций (1583-1645 гг.). В дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. - Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера и др. В России ее сторонником являлся Александр Николаевич Радищев.

Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что естествен¬ные права понимались как вечные и неизменные, раз и навсегда установлен¬ные человеческой природой.

В XX в. естественные права стали уже связываться с природой человека как существа социального, субъекта социальных связей и получили свое дальнейшее выражение в форме социально-экономических и политических прав. Немецким теоретиком права и философом Рудольфом Штаммлером (1856-1938 гг.) была выдвинута идея «естественного права с меняющимся содержанием». В литера¬туре начала XX в. такой подход именовали «возрожденным естественным пра¬вом». (К настоящему времени этот термин вышел из употребления.)

С этого момента теория естественного права развивалась по двум основ¬ным направлениям:

1) неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового уче¬ния Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники - Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер);

2) «светская» доктрина, которая исходит из различения права и закона, настаивает на существовании для писаного права некой этической первоос¬новы (естественного права), базирующейся на принципе справедливости.

Итак, среди моментов, характеризующих содержание и развитие доктри¬ны естественного права, можно назвать:

а) утверждение о существовании естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменных прав человека, обусловленных самой его природой;

б) различение права и закона;

в) идею «естественного права с изменяющимся содержанием», учитываю¬щую реальные процессы развития прав человека вместе с развитием общества;

г) существование различных направлений развития естественно-правовой теории.

56. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

Фридрих Карл фон Савиньи в своей работе «Система современного рим¬ского права» (1840 г.) писал: «В юридической науке всякий успех зависит от взаимодействия различных видов духовной деятельности. С целью выделения одного из таких видов и определения соответствующего ему направления в правоведении я и другие исследователи в свое время ввели в употребление термин «историческая школа». В тот период эта сторона юридической науки особо выдвигалась на передний план, но делалось это отнюдь не для того, чтобы отрицать или преуменьшать ценность других направлений, а в связи с тем, что в течение длительного времени исторический подход не использо¬вался в правоведении и поэтому здесь больше, чем где-либо было необходимо стимулирующее воздействие с тем, чтобы вновь восстановить естествен¬ные права историзма в юридической науке».

Историческая школа права сложилась в первой половине XIX в. в Герма¬нии. Ее основателями были видные немецкие юристы - Гуго, Пухта, Савиньи, которые находились в оппозиции к естественно-правовой доктрине и разработали свою теорию в противовес ей. Хотя позднее, уже в начале XX в., представители социологической школы в Германии Е. Эрлих и Г. Канторо¬вич обвинили историческую школу в том, что она не освободилась от концеп¬ции естественного права, согласно которой судья только познает и применя¬ет право, но не создает его.

Действительно, общим у исторической школы права с естественно-право¬вой теорией можно считать положение о том, что право не создается законо¬дателем, не творится его произволом. Основоположники исторической шко¬лы представляли процесс образования и развития права как стихийный, спонтанный, практически независимый от законодательной деятельности го¬сударства, так же как формирование духа народа и его языка. При этом глав-ным источником права считался обычай, а законным то, что ранее установи¬лось и существует. В соответствии с этим законы производны от обычного права, которое проистекает из недр национального духа.

Историческая школа права складывалась под влиянием процессов, проис¬ходящих в праве средневековой Европы, когда рецепция римского права тре¬бовала исторического анализа правового материала. В этой связи данное тео¬ретическое направление способствовало становлению исторического метода в юридической науке. А историзм как метод вызвал к жизни новую науку -историю права. И во всем этом большая заслуга исторической школы права.