logo
Kratky_kurs_lektsy_po_pravovedeniyu_2004

Виды нормативно-правовых актов

  1. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый федеральным собранием и законодательными собраниями субъектов РФ, которым регулируются важнейшие общественные отношения.

Отличительным признаком закона является особая процедура его принятия.

В законодательном процессе можно выделить четыре основные стадии:

Законодательная инициатива – это право официального внесения проекта закона на рассмотрение законодательного органа (правом законодательной инициативы обладают Президент, Совет Федерации, его члены, депутаты Государственной Думы, Правительство (ст. 104 Конституции РФ)).

Обсуждение законопроекта. Происходит в виде чтений законопроекта, количество которых обычно не превышает трех. На этой стадии депутаты оценивают законопроект, вносят в него поправки, предложения.

Принятие закона. Закон принимается простым большинством голосов депутатов каждой из палат. Однако этого еще не достаточно для того, чтобы закон вступил в силу. Во многих странах, в том числе и в России, требуется подписание закона главой государства – Президентом. При этом он может отклонить законопроект. Такое право называется «правом вето». Подписанный Президентом законопроект должен быть опубликован.

Опубликование закона. Законы публикуются не позднее 7-дневного срока с момента их подписания Президентом РФ в официальных источниках («Российская газета», информационный бюллетень «Собрание законодательства РФ»).

Классификация законов

В зависимости от того, каким органом закон принимается и на какой территории он действует:

В зависимости от времени, в течение которого закон действует:

В зависимости от значимости:

  1. Указы Президента РФ. Они могут иметь нормативный характер (ст. 115 Конституции). Президенту дано право утверждать своими указами положения о министерствах, гос. комитетах. Эти нормативные указы также будут являться источниками права. Указы Президента не могут противоречить Конституции и законам РФ. В своей деятельности Президент издает и распоряжения по текущим вопросам оперативного характера, но они не имеют нормативного характера и источниками права не являются.

  2. Постановления Правительства РФ. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства, имеют общий характер, содержат нормы права и поэтому относятся к источникам права. Публикуются постановления правительства в тех же источниках, что и указы Президента. Вступают в силу не позднее 7 дней с момента их официального опубликования. Если постановления противоречат Конституции, законам РФ и указам Президента, то они могут быть отменены Президентом России. Распоряжения Правительства источниками права не являются.

  3. Инструкции и постановления министерств, ведомств, государственных комитетов. Акты центральных органов исполнительной власти обычно регулируют отношения, складывающиеся внутри систем этих органов. Но в ряде случаев им дано право издавать акты, действие которых распространяется и на не неподчиненные им объекты управления, а также и на граждан. Такие полномочия особенно значительны у министерства финансов, Центробанка, Министерства путей сообщения. На практике инструкции издают в основном министерства, а гос. комитеты – постановления. Приказы министерств, ведомств, гос. комитетов источниками права не являются.

  4. Нормативные акты, принимаемые на уровне субъектов федерации. В республиках в составе РФ источниками права могут быть республиканские законы, акты президентов (в тех республиках, где учрежден институт президентства), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполнительной власти.

  5. Нормативные акты органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Органы власти этих субъектов РФ наделены очень широкими полномочиями в сфере правотворчества. Все края и области получили право принимать уставы, которыми определяется правовой статус этих субъектов федерации. Многие отрасли законодательства (например, административное, жилищное, земельное и др.) отнесены Конституцией РФ к сфере совместного ведения федерации и ее субъектов. По этим вопросам органы государственной власти субъектов РФ осуществляют собственное правовое регулирование, принимая нормативно-правовые акты. Такими актами являются решения соответствующих представительных органов и глав администраций.

  6. Нормативные акты органов местного самоуправления и соответствующих местных администраций.