logo
ответы

3.11. Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов

В тех случаях, когда стороны договора перевозки грузов не смогли самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, спор передается на разрешение в суд. Однако до этого момента должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования споров. В соответствии со ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

Транспортными уставами и кодексами предусмотрен следующий порядок предъявления претензий. Претензии, возникающие в связи с перевозками грузов речным транспортом, предъявляются перевозчикам по месту их нахождения (ст. 161 КВВТ РФ). При перевозках морским транспортом претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее. Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки (ст. 403 КТМ РФ). При перевозках воздушным транспортом у заявителя претензии выбор несколько шире. В соответствии со ст. 124 ВК РФ в случае нарушения договора воздушной перевозки груза перевозчику предъявляется претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. На автомобильном транспортепретензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к перевозчик)», выдавшему груз, а в случае полной утраты груза — к транспортной организации, принявшей груз к перевозке. При перевозках железнодорожным транспортом претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, предъявляются к перевозчику (ст. 122 УЖТ), под которым в данном случае понимается ОАО «РЖД». Однако претензии направляются по адресам филиалов перевозчика, т.е. железным дорогам, которые уполномочены ОАО «РЖД» рассматривать данный вид претензий.

Претензии подаются в письменном виде. К претензиям должны быть приложены документы, подтверждающие право на заявление претензии (ст. 161 КВВТ РФ, ст. 405 КТМ РФ, ст. 120 УЖТ, ст. 162 УАТ РСФСР). К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) груза должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза.

Право на предъявление претензий и исков к речному перевозчику имеют:

Несколько иные правила действуют на воздушном транспорте. Право на предъявление претензии и иска к перевозчику здесь имеют:

Наиболее детально правила о предъявлении претензий урегулированы на железнодорожном транспорте. Согласно ст. 120 УЖТ право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, или иска имеют:

Право на предъявление к ОАО <РЖД» претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю, грузополучателю, в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. Порядок предъявления претензии страховщиком аналогичен порядку, установленному в отношении предъявления претензии грузоотправителем, грузополучателем.

Сроки предъявления и рассмотрения претензии. Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. На речном транспорте сроки исковой давности исчисляются в отношении:

Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках равен шести месяцам. Указанный срок исчисляется следующим образом:

Срок предъявления претензии к перевозчику при международных воздушных перевозках в случае повреждения груза — 14 дней со дня получения груза. В случае просрочки доставки груза претензия должна быть предъявлена в течение 21 дня со дня передачи груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта. В случае утраты груза претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения. со дня. когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии (ст. 126 ВК РФ). В соответствии со ст. 123 УЖТ претензии к железнодорожным перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней.

Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении:

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении перечисленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

На автомобильном транспорте в соответствии со ст. 163 УАТ РСФСР претензия к автотранспортной организации может быть предъявлена в течение 6 месяцев, а претензия об уплате штрафов — в течение 45 дней. Указанные сроки исчисляются:

Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 9 Постановления от 25 января 2001 г. №1, претензии должны предъявляться не только по требованиям об уплате основной суммы иска, но и о взыскании процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, если заявитель считает, что перевозчик должен их уплатить в связи с неуплатой основной суммы.

В соответствии со ст. 163 КВВТ РФ перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии. При частичном удовлетворении или отклонении претензии заявителя в уведомлении перевозчика должно быть указано основание принятого решения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты. В этом случае представленные при предъявлении претензии документы возвращаются заявителю. На морском и воздушном транспорте перевозчик обязан рассмотреть претензию в течение 30 дней со дня ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее (ст. 407 КТМ РФ, ст. 128 ВК РФ). Со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока. В соответствии со ст. 164 УАТ РСФСР автоперевозчик обязан рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее:

Предъявление исков к перевозчику. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (ст. 797 ГК РФ).

Иски к перевозчику, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика или удовлетворить претензию, либо в случае неполучения ответа перевозчика на предъявленную претензию в 30-дневный срок. Пленум ВАС РФ в п. 13 своего Постановления «О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации» установил, что претензия может считаться удовлетворенной при условии фактического перечисления предъявителю претензии признанной железной дорогой суммы. В случае, когда железная дорога признала претензию, но не перечислила признанную сумму либо указанная сумма грузоотправителем или грузополучателем не получена по иным причинам, заявитель претензии вправе обратиться в арбитражный суд с иском к железной дороге о взыскании соответствующей суммы в судебном порядке.

Вопрос о начале течения срока исковой давности решается из различных видах транспорта неодинаково. На внутреннем водном и железнодорожном транспорте он начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии (ст. 164 КВВТ РФ, ст. 125 УЖТ). На воздушном транспорте — на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа - через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза (ст. 128 ВК РФ). На автомобильном транспорте срок исковой давности начинает течь по истечении 2 месяцев со дня получения ответа перевозчика или со дня истечения срока, установленного для ответа. Согласно ст. 408 КТМ РФ годичный срок исковой давности исчисляется по требованиям: возмещения ущерба за утрату груза - по истечении 30 дней со дня, когда груз должен быть выдан; возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки в его доставке и возврата перебора или взыскания платежей - со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, - со дня, в который он должен быть выдан; в остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.

При применении правил о сроках исковой давности по спорам, вытекающим из договора перевозки, следует исходить из того, что на них распространяются правила ГК РФ о приостановлении и перерыве таких сроков. Иллюстрацией к сказанному может быть Постановление Президиума ВАС РФ от 25 апреля 2000 г. № 8291/99, суть которого в следующем.

АО «Петрозаводскмаш» обратилось Б Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ГУП «Октябрьская железная дорога» о взыскании штрафа за просрочку доставки груза. В ответе на претензию штраф железной дорогой признан и сообщено, что указанная сумма будет перечислена на расчетный счет АО «Петрозаводскмаш». В связи с тем, что признанная сумма железной дорогой не перечислена, истец обратился в арбитражный суд с иском, который не был удовлетворен по причине пропуска истцом годичного срока исковой давности, установленного ст. 797 ГК РФ. Оспаривая данное решение. АО «Петрозаводскмаш» заявило о том, что течение срока исковой давности было прервано. Согласно ст. 203 ГК РФ совершение обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, прерывает течение срока исковой давности, и после перерыва оно начинается заново. Президиум ВАС РФ указал, что ссылка апелляционной и кассационной инстанций на то, что невыполнение железной дорогой обязательства по перечислению частично признанной суммы и есть отказ удовлетворить претензию.