4.2. Права и обязанности сторон договора о подаче транспортных средств под погрузку
Как следует из определения договора, основной обязанностью грузоотправителя по договору является предъявление груза к перевозке в соответствии с поданной им заявкой. Действующий ГК РФ предоставляет право транспортным уставам и кодексам регулировать соответствующие отношения. УЖТ содержит следующие правила предъявления и исполнения заявок. Они представляются грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем 45 дней. Заявки представляются не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении, непрямом международном сообщении, в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты. При перевозках грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении заявки представляются организациями, осуществляющими перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт (ст. 11 УЖТ). При отправлении грузов с железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего грузоотправителю, заявка представляется перевозчику грузоотправителем после ее согласования с владельцем указанного железнодорожного пути необщего пользования.
Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки. По просьбам грузоотправителей или осуществляющих перевалку грузов организаций в случае срочной перевозки грузов перевозчики по согласованию с владельцами инфраструктур могут устанавливать сокращенные сроки представления заявок. Перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки в случае: введения прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза: отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки: обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки: в ином случае, предусмотренном УЖТ, иными нормативными правовыми актами. В этих случаях перевозчик возвращает заявку с указанием причин отказа грузоотправителю. Поскольку договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке в большинстве своем является публичным, правило о возврате заявки должно применяться с учетом требовании ст. 426 ГК РФ. Это означает, что отказ перевозчика от заключения публичного договора при наличии такой возможности не допускается. Причины такого отказа должны быть вескими. Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Особого внимания заслуживает правило, установленное ст. 11 УЖТ, о том, что перевозчик должен представить заявки на согласование владельцу инфраструктуры, который, не являясь стороной договора, их рассматривает и в необходимых случаях согласовывает с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, железными дорогами иностранных государств. Срок для такого согласования — не более чем 5 дней при перевозках в прямом железнодорожном сообщении и не более чем 10 дней при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты. Владелец инфраструктуры возвращает заявку перевозчику с отметкой о результате согласования.
Он имеет право отказать перевозчику в согласовании заявки в случае:
отсутствия между ними договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры;
отказа организаций смежных видов транспорта, железных дорог, других владельцев инфраструктур в согласовании заявки;
введения прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования грузов;
обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;
в ином случае, предусмотренном УЖТ. иными нормативными правовыми актами.
В указанных случаях владелец инфраструктуры возвращает перевозчику заявку с указанием причин отказа. С нашей точки зрения, неоправданным является правило, ставящее заключение договора между двумя лицами зависящим от воли лица, не являющегося стороной соглашения. Как справедливо отмечает В.В. Витрянский, «данное обстоятельство в сочетании с всевластием владельцев инфраструктур, выступающих в роли «услугодателей» по отношению к перевозчикам, характеризуется направленностью исключительно на обеспечение монопольных интересов указанных организаций железнодорожного транспорта».
Учет выполнения заявки, в том числе обеспечения грузоотправителя вагонами, контейнерами, учет погрузки грузов в вагоны, контейнеры осуществляются в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых суток такой погрузки.
Форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок ее оформления и представления, форма учетной карточки для учета выполнения заявки, порядок ее ведения и оформления устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (ст. 12 УЖТ). В соответствии с правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 16 июня 2003 г. №21, заявки на перевозку грузов представляются в уполномоченные перевозчиком подразделения, перечень которых с указанием их места нахождения устанавливается перевозчиком и доводится до сведения грузоотправителей и организаций, осуществляющих перевалку грузов. Заявки представляются перевозчику в бумажном виде по почте или нарочным, если иной способ предоставления заявок (например, с помощью факсимильной связи, средств электронной связи) не предусмотрен соглашением сторон. Они заполняются машинописным, в том числе компьютерным способом, без помарок. Заявки на перевозку грузов на бумажном носителе представляются перевозчику в трех экземплярах, каждый из которых подписывается грузоотправителем, организацией, осуществляющей перевалку грузов, и заверяется печатью, применяемой при финансовых операциях. Один экземпляр заявки предназначается для перевозчика, один — для владельца инфраструктуры, один - для последующего возвращения грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку грузов. В случае возможности осуществления перевозки в строке заявки на перевозку грузов «Отметка согласования перевозчиком» указывается перевозчиком «Согласовано» или «Согласовано частично», а также проставляется дата и подпись уполномоченного лица перевозчика с указанием его должности и заверяется печатью перевозчика или электронно-цифровой подписью при наличии договора об электронном обмене документами.
Пленум ВАС РФ в своем Постановлении «О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации» разъяснил, что в случаях, если грузоотправитель подал заявку на перевозку грузов не на специальном бланке и с нарушением предусмотренных уставом сроков, но указал в ней сведения, необходимые для осуществления перевозки, в частности, объем перевозки грузов в вагонах и тоннах, в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родам грузов, железным дорогам назначения и датам погрузки, а железная дорога такую заявку приняла к исполнению, то при неисполнении или ненадлежащем исполнении такой заявки железная дорога и грузоотправитель несут ответственность, предусмотренную Уставом. Документом, подтверждающим выполнение принятой железной дорогой заявки на перевозку грузов, является учетная карточка, которая согласно ст. 11 УЖТ подписывается начальником железнодорожной станции и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток. В тех случаях, когда в учетной карточке отсутствует подпись грузоотправителя, факт отказа грузоотправителя от подписи учетной карточки может быть подтвержден составленным железнодорожной станцией в установленном порядке актом общей формы. Если же начальник железнодорожной станции отказался от подписи учетной карточки, то грузоотправитель вправе обжаловать отказ в отделение или управление железной дороги. В случае оспаривания железной дорогой или грузоотправителем факта выполнения принятой заявки на перевозку грузов либо причин невыполнения заявки арбитражным судам наряду с другими доказательствами следует оценивать представленные железной дорогой и грузоотправителем учетные карточки, акты общей формы об отказе грузоотправителя от подписания учетной карточки, а также составленный грузоотправителем акт об отказе начальника железнодорожной станции от ее подписания и документ об обжаловании такого отказа.
На автомобильном транспорте на перевозку грузов грузоотправитель представляет перевозчику при наличии годового договора на перевозку грузов соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора — разовый заказ (ст. 40 УАТ РСФСР).
На морском транспорте при заключении реального договора морской перевозки грузов предъявление груза к перевозке отправителем может осуществляться по особому документу - погрузочному ордеру (поручению на отгрузку экспортных, транзитных и реэкспортных грузов, письменному объявлению). В нем содержится волеизъявление отправителя заключить договор. Соглашаясь с предложением отправителя, перевозчик или его агент выписывает коносамент. В коносаменте получает выражение воля перевозчика заключить договор на условиях, изложенных в погрузочном ордере. Таким образом, в этом случае договор заключается с помощью двух документов — погрузочного ордера и коносамента. Отправитель обязан заполнить погрузочный ордер в 8 экземплярах: в погрузочном договоре он, в частности, должен указать точное наименование отправителя и получателя, транспортную маркировку, род упаковки, наименование груза1См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. С 197..
До предъявления груза к перевозке грузоотправитель обязан подготовить груз таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, судна и контейнеров. Он обязан нанести на предъявляемые для перевозки тарные и штучные грузы, а также транспортные пакеты маркировку в соответствии с требованиями государственных стандартов на маркировку грузов и правил перевозок грузов (ст. 69 КВВТ РФ, ст. 18УЖТ, ст. 139 КТМ РФ).
Грузоотправитель в определенных случаях должен предъявить груз к перевозке уже погруженный в транспортные средства. Такие случаи могут быть предусмотрены соглашением сторон, транспортными уставами и кодексами, а также издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 791 ГК РФ). На железнодорожном транспорте погрузку груза в вагоны по общему правилу должны производить грузоотправители. Обязанностью перевозчика является погрузка контейнеров на возмездной основе. Однако перевозчик при наличии у него необходимых погрузочно-разгрузочных устройств может за плату принимать на себя обязанность по погрузке (ст. 22 УЖТ). На внутреннем водном транспорте погрузка груза в контейнер и выгрузка его из контейнера осуществляются грузоотправителем и грузополучателем. Сроки погрузки исчисляются с момента подачи судна к причалу. Нормативное время загрузки судна определяется в соответствии с судо-часовыми нормами загрузки и разгрузки судов и правилами применения таких норм, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Соглашением сторон может быть установлено сокращенное время по сравнению с нормативным временем загрузки и разгрузки судов. В случае, если соглашением сторон не установлено иное, загрузка судна или контейнера по вместимости должна быть не ниже технических норм загрузки судов, установленных правилами перевозок грузов, при отсутствии таких норм — до полной грузоподъемности или грузовместимости судна или контейнера (ст. 73 КВВТ РФ). Если погрузка грузов осуществлялась грузоотправителем, он обязан опломбировать загруженные трюмы судов, контейнеры с грузами (ст. 74 КВВТ РФ).
Основной обязанностью перевозчика является подача транспортного средства под погрузку. Транспортное средство должно быть в исправном техническом и коммерческом состоянии. Исправность транспортного средства в коммерческом отношении характеризуется: качеством очистки от перевозимого груза: отсутствием постороннего запаха, масляных пятен и других загрязнений, которые могут испортить груз: отсутствием щелей и отверстии, через которые может произойти утечка груза или проникнуть влага или искра от локомотива либо других источников: отсутствием внутри транспортного средства в стенах или на полу торчащих гвоздей или болтов, которые могут повредить груз: плотным закрытием и надежностью закрепления боковых и потолочных загрузочных люков самоуплотняющихся дверей и др. Отправитель груза вправе отказаться от непригодных для перевозки поданных транспортных средств.
Статья 44 УАТ РСФСР содержит специальное правило о том, что подача подвижного состава, непригодного для перевозки обусловленного договором груза, приравнивается к неподаче транспортных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 124 КТМ РФ перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза. Перевозчик не несет ответственности за немореходное состояние судна, если докажет, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками). На морском транспорте при перевозке груза в линейном сообщении место погрузки груза определяется перевозчиком. Перевозчик извещает отправителя о месте погрузки груза, если она проводится в необычном для данного порта месте погрузки груза (ст. 127 КТМ РФ).
На внутреннем водном транспорте установлен следующий порядок исполнения этой обязанности. О времени прибытия судна под погрузку перевозчик извещает грузоотправителя не позднее чем за 6 часов до подачи судна, если погрузка осуществляется грузоотправителем. Последний, получив извещение о времени прибытия судна, обязан заблаговременно (не позднее чем через 2 часа с момента извещения) уточнить место погрузки (п. 3 ст. 73 КВВТ РФ). Место, указанное грузоотправителем или грузополучателем, должно быть пригодно для погрузки груза, не должно представлять опасность для судна и (или) его экипажа. В случае, если грузоотправителем указано место, непригодное для погрузки либо небезопасное для судна и (или) его экипажа, грузоотправитель или грузополучатель обязан по требованию перевозчика указать другое место погрузки. Расходы, связанные с подачей одна, а также с подвозом груза к другому месту погрузки, в указанном случае несет грузоотправитель и грузополучатель (п. 10 ст. 73 КВВТ РФ).
При осуществлении железнодорожных перевозок действует правило, согласно которому перевозчик имеет право заменять предусмотренный заявкой железнодорожный подвижной состав одного вида подвижным составом другого вида, если перевозки грузов подвижным составом другого вида предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и при этом не увеличивается стоимость перевозок грузов (ст. 11 УЖТ). О такой замене перевозчик должен предупредить грузоотправителя не позднее чем за 12 часов до момента подачи вагонов под погрузку. За внесение перевозчиком по инициативе грузоотправителя изменений в принятые заявки перевозчик взимает с грузоотправителя определенный сбор. Указанные изменения должны быть согласованы перевозчиком с владельцем инфраструктуры. В соответствии с Постановлением Пленума ВАС «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации» железная дорога на основании ст. 27 Транспортного устава железных дорог РФ обязана подавать под погрузку вагоны и контейнеры исправные, внутри и снаружи очищенные, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов, со снятыми приспособлениями, за исключением несъемных. Погрузка грузоотправителем грузов в поданные дорогой технически неисправные вагоны, контейнеры не освобождает железную дорогу от ответственности за несохранность груза. Пригодность вагонов, контейнеров в коммерческом отношении для перевозки конкретных грузов определяется грузоотправителем, если погрузка осуществляется им.
- 2.2. Органы управления транспортной деятельностью
- 2.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 2.4. Правовое положение земель транспорта
- Тема 3. Договор перевозки грузов
- 3.1. Понятие, предмет и краткая характеристика перевозки грузов
- 3.2. Субъекты обязательств по перевозке грузов
- 3.3. Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения
- 3.4. Обязанность перевозчика по обеспечению сроков доставки
- 3.5. Обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза
- 3.6. Обязанность перевозчика по выдаче груза получателю
- 3.7. Обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку установленную плату
- 3.8. Прекращение договора перевозки груза
- 3.9. Ответственность сторон за неисполнение договора перевозки
- 3.10.Ответственность грузоотправителей и грузополучателей
- 3.11. Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов
- Тема 11. Транспортная экспедиция
- 11.1. Понятие и сфера применения договора транспортной экспедиции
- 11. 2. Предмет договора транспортной экспедиции
- 11. 3. Форма и содержание договора транспортной экспедиции
- 11.4. Ответственность экспедитора и клиента
- 11.5. Претензии и иски экспедитора и клиента
- Тема 8. Договор фрахтования
- 8.1. Понятие и сфера применения договора фрахтования
- 8.2. Права и обязанности сторон договора фрахтования. Ответственность по договору
- Тема 9. Договор перевозки пассажира
- 9.1. Понятие договора перевозки пассажира
- 9.2. Порядок заключения договора перевозки пассажира
- 9. 3. Права и обязанности сторон договора пассажирской перевозки
- 9.4. Ответственность сторон по договору пассажирской перевозки
- 9.5. Порядок рассмотрения споров по договору пассажирской перевозки
- Тема 10. Договор буксировки
- 10.1. Понятие и сфера применения договора буксировки
- 10.2. Права и обязанности сторон по договору буксировки
- 10.3. Ответственность сторон по договору буксировки
- Тема 7. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
- 7.1. Ответственность сторон по договору буксировки
- 7.2. Соглашения между транспортными организациями
- 7.3. Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов
- Тема 5. Договор об организации перевозок
- 5.1. Понятие и предмет договоров об организации перевозок
- 5.2. Соотношение договора об организации перевозок и иных видов договоров
- 5.3. Виды договора об организации перевозок
- 5.4. Субъекты договора об организации перевозок. Порядок его заключения и форма
- 5.5. Содержание и исполнение договора об организации перевозок. Ответственность по договору
- Тема 4. Договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении груза к перевозке
- 4.1. Понятие договора о подаче транспортных средств под погрузку и порядок его заключения
- 4.2. Права и обязанности сторон договора о подаче транспортных средств под погрузку
- 4.3. Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку