3.8. Прекращение договора перевозки груза
Договор перевозки грузов может быть прекращен в связи с надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК РФ), невозможностью исполнения (п. 1 ст. 416 ГК РФ) и другими способами прекращения обязательств, предусмотренных ГК РФ. Некоторая специфика по отношению к другим видам обязательств существует при правовом регулировании отношении по досрочному прекращению договора перевозки груза в связи с невозможностью исполнения. Дело в том, что транспортные уставы и кодексы предусматривают ряд конкретных случаев невозможности исполнения договора. Так, в соответствии со ст. 46 УЖТ в случае, если вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действии, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, возникли препятствия к дальнейшей перевозке грузов, лишившие перевозчика возможности доставить их по назначению или выдать надлежащему грузополучателю, а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, перевозчик запрашивает грузополучателя и грузоотправителя о дальнейшей судьбе грузов и уведомляет об этих обстоятельствах также таможенный орган в отношении грузов, находящихся под таможенным контролем. Перечисленные обстоятельства не носят исчерпывающего характера. Их наличие и причинную связь с невозможностью исполнения договора должен доказывать перевозчик.
После получения от грузоотправителей или грузополучателей решения о новой железнодорожной станции назначения перевозчик при наличии возможности доставляет грузы на железнодорожные станции, указанные грузоотправителями или грузополучателями, с оплатой этих перевозок в установленном порядке. При этом размер провозных платежей определяется исходя из кратчайшего расстояния перевозки грузов. В случае непредставления грузополучателем или грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение 4 суток после получения запроса перевозчик может возвратить такие грузы грузоотправителю за счет последнего, а при невозможности возврата грузов по указанным в ст. 46 УЖТ причинам может их реализовать.
На морском транспорте вопросы прекращения договора перевозки урегулированы более детально. Статья 157 КТМ РФ определяет не только обстоятельства, при которых договор прекращается вследствие не зависящих от сторон обстоятельств, но и последствия прекращения договора. Договор морской перевозки прекращается без обязанности одной стороны возместить другой стороне убытки, если после его заключения и до отхода судна из места погрузки вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон: судно погибнет или будет насильственно захвачено; судно будет признано непригодным к плаванию; погибнет груз, индивидуально определенный; погибнет груз, определяемый родовыми признаками, если до его гибели он уже должен быть предъявлен к перевозке и отправитель не успеет сдать другой груз вместо погибшего. Отправитель может предъявить другой груз в течение сталийного или контрсталийного времени, установленного для погрузки. Договор также прекращается, если указанные выше обстоятельства произошли во время рейса. В этом случае перевозчик имеет право на получение фрахта пропорционально фактически пройденному расстоянию.
Статья 156 КТМ РФ предусматривает случаи отказа от исполнения договора морской перевозки груза каждой из его сторон без возмещения другой стороне убытков при абсолютной невозможности исполнения договора. Стороны вправе отказаться от исполнения договора, если до отхода судна от места погрузки груза наступят следующие обстоятельства:
военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза;
блокада места отправления или места назначения;
задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки груза;
привлечение одна для государственных нужд;
запрещение соответствующими властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назначения.
Однако если задержка вследствие указа иных обстоятельств будет кратковременной, указанное правило не применяется.
КТМ РФ предусматривает также возможность одностороннего отказа от исполнения договора морской перевозки. Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии со ст. 154 КТМ РФодносторонний отказ перевозчика от исполнения возможен при одновременном наличии двух условий:
стоимость погруженного груза не покрывает фрахта и других расходов перевозчика по грузу;
отправитель или фрахтователь не внес полностью фрахта перед отправлением судна и не предоставил дополнительного обеспечения.
Обычно перевозчик может не выдавать груз в порту назначения впредь до уплаты фрахта и других расходов, может продать удерживаемый груз и тем самым возместить свои расходы. Однако в тех случаях, когда стоимость груза не покрывает фрахта и расходов перевозчика, залоговое право не обеспечивает полного удовлетворения его требований. Поэтому закон предоставил перевозчику право одностороннего отказа от исполнения договора морской перевозки груза при наступлении указанных обстоятельств. Отправитель или фрахтователь обязан в рассматриваемых случаях не только возместить стоимость выгрузки груза, но и уплатить перевозчику половину полного фрахта, платы за простой, а также другие расходы, произведенные перевозчиком за счет груза. Статьей 155 КТМ РФ предоставляется право отправителю или фрахтователю в одностороннем порядке отказаться от договора перевозки без сообщения перевозчику мотивов отказа. В случае отказа до истечения сталийного или контрсталийного времени либо до отправления судна в плавание отправитель уплачивает половину полного фрахта, плату за простой (если простой имел место), а также возмещает перевозчику расходы, произведенные за счет груза.
Договор перевозки груза речным транспортом также может быть прекращен при наступлении обстоятельств, перечисленных в ст. 84 КВВТ РФ. К таким обстоятельствам относится непреодолимая сила, военные действия, запрещение властей или иные не зависящие от перевозчика причины. Перевозчик уведомляет об этом грузоотправителя, грузополучателя и организации, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы в портах отправления и назначения с указанием причин, препятствующих доставке груза, и запрашивает распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом. В случае, если по истечении 4 суток перевозчик не получит распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том. как поступить с грузом, он вправе возвратить груз грузоотправителю или реализовать его.
При осуществлении воздушных перевозок перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в двух случаях:
нарушение грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством РФ требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами вылета, назначения или транзита, определенными соответствующими органами государства;
отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами (ст. 107 ВК РФ).
- 2.2. Органы управления транспортной деятельностью
- 2.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 2.4. Правовое положение земель транспорта
- Тема 3. Договор перевозки грузов
- 3.1. Понятие, предмет и краткая характеристика перевозки грузов
- 3.2. Субъекты обязательств по перевозке грузов
- 3.3. Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения
- 3.4. Обязанность перевозчика по обеспечению сроков доставки
- 3.5. Обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза
- 3.6. Обязанность перевозчика по выдаче груза получателю
- 3.7. Обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку установленную плату
- 3.8. Прекращение договора перевозки груза
- 3.9. Ответственность сторон за неисполнение договора перевозки
- 3.10.Ответственность грузоотправителей и грузополучателей
- 3.11. Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов
- Тема 11. Транспортная экспедиция
- 11.1. Понятие и сфера применения договора транспортной экспедиции
- 11. 2. Предмет договора транспортной экспедиции
- 11. 3. Форма и содержание договора транспортной экспедиции
- 11.4. Ответственность экспедитора и клиента
- 11.5. Претензии и иски экспедитора и клиента
- Тема 8. Договор фрахтования
- 8.1. Понятие и сфера применения договора фрахтования
- 8.2. Права и обязанности сторон договора фрахтования. Ответственность по договору
- Тема 9. Договор перевозки пассажира
- 9.1. Понятие договора перевозки пассажира
- 9.2. Порядок заключения договора перевозки пассажира
- 9. 3. Права и обязанности сторон договора пассажирской перевозки
- 9.4. Ответственность сторон по договору пассажирской перевозки
- 9.5. Порядок рассмотрения споров по договору пассажирской перевозки
- Тема 10. Договор буксировки
- 10.1. Понятие и сфера применения договора буксировки
- 10.2. Права и обязанности сторон по договору буксировки
- 10.3. Ответственность сторон по договору буксировки
- Тема 7. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
- 7.1. Ответственность сторон по договору буксировки
- 7.2. Соглашения между транспортными организациями
- 7.3. Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов
- Тема 5. Договор об организации перевозок
- 5.1. Понятие и предмет договоров об организации перевозок
- 5.2. Соотношение договора об организации перевозок и иных видов договоров
- 5.3. Виды договора об организации перевозок
- 5.4. Субъекты договора об организации перевозок. Порядок его заключения и форма
- 5.5. Содержание и исполнение договора об организации перевозок. Ответственность по договору
- Тема 4. Договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении груза к перевозке
- 4.1. Понятие договора о подаче транспортных средств под погрузку и порядок его заключения
- 4.2. Права и обязанности сторон договора о подаче транспортных средств под погрузку
- 4.3. Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку