2.2. Органы управления транспортной деятельностью
В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» в составе Правительства РФ учрежден Минтранс России, состоящее из следующих служб и агентств:
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
Федеральное агентство воздушного транспорта;
Федеральное дорожное агентство;
Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
Федеральное агентство морского и речного транспорта:
Федеральное агентство геодезии и картографии.
В соответствии с названным Указом Правительством РФ издано ряд постановлении по вопросам компетенции каждого из названных структурных подразделений. Так, Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 174 «Вопросы Федерального агентства железнодорожного транспорта» установлено, что названное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Основными функциями агентства являются:
функции государственного заказчика по организации исполнения федеральных целевых программ в сфере железнодорожного транспорта и федеральной адресной инвестиционной программы;
издание индивидуальных правовых актов в сфере железнодорожного транспорта на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Правительства РФ и Минтранс России;
оказание неопределенному кругу лиц, имеющих общественную значимость, услуг в сфере железнодорожного транспорта в соответствии с установленными федеральным законодательством условиями, в том числе:
организация перевозок опасных грузов;
организация работ по обязательному подтверждению соответствия продукции, работ и услуг, а также аккредитация испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации.
Крупнейшим предприятием, осуществляющим непосредственную деятельность в сфере железнодорожных перевозок, является ОАО «Российские железные дороги». Оно создано на базе имущества Министерства путей сообщения РФ (далее — МПС РФ) в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» на основании Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»». Уставный капитал учрежденного Правительством РФ общества (1535.7 млрд. руб.) на момент создания составлял 1 535 700 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 руб. каждая. Все акции принадлежат Российской Федерации. Тем же Постановлением Правительства РФ утвержден и устав общества, в соответствии с которым установлено сокращенное фирменное наименование общества на русском языке — ОАО «РЖД», и полное фирменное наименование общества на английском языке — Joint Stock Company «Russian Railways». Главной целью деятельности общества является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли. ОАО «РЖД» обеспечивает 39% совокупного грузооборота и свыше 41% пассажирооборота страны. Среди множества задач, стоящих перед обществом, необходимо выделить следующие:
расширение комплекса и объема осуществляемых обществом работ и оказываемых услуг, повышение их качества;
обеспечение сохранности перевозимых грузов;
участие в реализации мероприятий по осуществлению структурной реформы на железнодорожном транспорте.
Высшим органом управления ОАО «РЖД» является общее собрание акционеров. Единоличным исполнительным органом общества является президент общества, который назначается и освобождается от должности Правительством РФ на 3 года с возможностью последующего неоднократного переназначения. Коллегиальным исполнительным органом общества является правление общества, председателем которого является президент ОАО «РЖД». Кроме того, для обеспечения функционирования общества в структуре его управления имеется совет директоров.
В соответствии с уставом ОАО «РЖД» в установленном порядке создало как в Российской Федерации, так и на территории других государств ряд филиалов и открыло представительства. Филиалы и представительства, создаваемые (открываемые) обществом, не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность от имени общества. Общество несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств. Руководители филиалов и представительств назначаются президентом общества и действуют на основании выданных обществом доверенностей. Доверенности руководителям филиалов и представительств от имени общества выдает президент общества или лицо, исполняющее его обязанности. В зависим ости от выполняемых функции филиалы ОАО «РЖД» классифицируются следующим образом:
филиалы — железные дороги;
функциональные филиалы:
филиалы — перевозочные компании;
филиалы в области технико-экономического и финансового обеспечения;
филиалы в области капитального строительства;
филиалы в области путевого хозяйства;
филиалы — электротехнические заводы;
филиалы и области информатизации и связи;
филиалы в области социальной сферы;
филиалы - проектные бюро;
иные филиалы.
Выполнение основных функций ОАО «РЖД» возложено на 17 филиалов — железных дорог Октябрьскую, Калининградскую, Московскую, Горьковскую, Северную, Северо-Кавказскую, Юго-Восточную, Приволжскую. Куйбышевскую, Свердловскую, Южно-Уральскую, Западно-Сибирскую, Красноярскую, Восточно-Сибирскую, Забайкальскую, Дальневосточную и Сахалинскую. Вместе с тем, в ближайшем будущем предполагается создание ряда перевозочных компаний, которые будут предоставлять потребителям услуги по перевозке, создавая между собой конкуренцию.
Поскольку ОАО «РЖД» является основным, а в ряде регионов России — единственным способом перевозки грузов и пассажиров, структурная реформа железнодорожного транспорта носит общенациональный характер. Одной из главных составляющих реформы отрасли станет изменение системы управления железнодорожным транспортом — отделение функций государственного регулирования от функций хозяйственного управления. В ведении МПС России останется проведение государственной политики в области железнодорожного транспорта и нормативно-правовое регулирование работы отрасли. Тогда как функции организации хозяйственной деятельности переданы ОАО «РЖД». Постепенно в системе железнодорожного транспорта происходит разделение естественно-монопольного и конкурентного секторов. К естественно-монопольному сектору относятся услуги, оказываемые инфраструктурой железных дорог. К конкурентному сектору — перевозки грузов и пассажиров, а также весь комплекс транспортно-экспедиционных и сервисных услуг, оказываемых грузоотправителям и пассажирам. Государственное регулирование тарифов и цен на услуги должно сохраниться в монопольном секторе и будет устранено там, где есть конкуренция. Для повышения инвестиционной привлекательности отрасли должна быть реструктуризирована система управления перевозочным процессом, которая позволит обеспечить на основе отраслевой сети передачи данных и современных информационных технологий единое управление на всех диспетчерских участках железных дорог.
Она будет состоять из следующих уровней:
главный центр управления перевозками;
центр управления перевозками компании ОАО «РЖД»;
региональные центры управления перевозками;
опорные центры;
станции.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Вопросы Федерального агентства воздушного транспорта» Федеральное агентство воздушного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ. Основными функциями агентства в установленной сфере деятельности являются:
организация исполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы;
оказание имеющих общественную значимость государственных услуг на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц. в том числе в целях реализации комплекса мер по организации обеспечения выполнения международных и внутренних полетов;
издание индивидуальных правовых актов на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ. Правительства РФ и Минтранс России.
В пределах своих полномочий агентство осуществляет координацию деятельности и руководство воздушными перевозчиками (эксплуатантами), авиационными предприятиями, аэродромами и аэропортами.
Вопросы Федерального дорожного агентства определены Постановлением Правительства от 6 апреля 2004 г. № 1731. Основными функциями агентства в установленной сфере деятельности являются:
реализация межгосударственных и федеральных целевых программ;
издание индивидуальных правовых актов на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручении Президента РФ. Правительства РФ и Минтранс России;
предоставление государственных услуг по управлению состоянием и развитием федеральной сети автомобильных дорог РФ.
К вопросам Федерального агентства морского и речного транспортаПостановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 175; отнесено:
оказание неопределенному кругу лиц на установленных федеральным законодательством условиях государственных услуг, имеющих общественную значимость, в том числе в целях реализации межгосударственных и федеральных целевых программ;
издание индивидуальных правовых актов на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручении Президента РФ. Правительства РФ и Минтранс России.
- 2.2. Органы управления транспортной деятельностью
- 2.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 2.4. Правовое положение земель транспорта
- Тема 3. Договор перевозки грузов
- 3.1. Понятие, предмет и краткая характеристика перевозки грузов
- 3.2. Субъекты обязательств по перевозке грузов
- 3.3. Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения
- 3.4. Обязанность перевозчика по обеспечению сроков доставки
- 3.5. Обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза
- 3.6. Обязанность перевозчика по выдаче груза получателю
- 3.7. Обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку установленную плату
- 3.8. Прекращение договора перевозки груза
- 3.9. Ответственность сторон за неисполнение договора перевозки
- 3.10.Ответственность грузоотправителей и грузополучателей
- 3.11. Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов
- Тема 11. Транспортная экспедиция
- 11.1. Понятие и сфера применения договора транспортной экспедиции
- 11. 2. Предмет договора транспортной экспедиции
- 11. 3. Форма и содержание договора транспортной экспедиции
- 11.4. Ответственность экспедитора и клиента
- 11.5. Претензии и иски экспедитора и клиента
- Тема 8. Договор фрахтования
- 8.1. Понятие и сфера применения договора фрахтования
- 8.2. Права и обязанности сторон договора фрахтования. Ответственность по договору
- Тема 9. Договор перевозки пассажира
- 9.1. Понятие договора перевозки пассажира
- 9.2. Порядок заключения договора перевозки пассажира
- 9. 3. Права и обязанности сторон договора пассажирской перевозки
- 9.4. Ответственность сторон по договору пассажирской перевозки
- 9.5. Порядок рассмотрения споров по договору пассажирской перевозки
- Тема 10. Договор буксировки
- 10.1. Понятие и сфера применения договора буксировки
- 10.2. Права и обязанности сторон по договору буксировки
- 10.3. Ответственность сторон по договору буксировки
- Тема 7. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
- 7.1. Ответственность сторон по договору буксировки
- 7.2. Соглашения между транспортными организациями
- 7.3. Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов
- Тема 5. Договор об организации перевозок
- 5.1. Понятие и предмет договоров об организации перевозок
- 5.2. Соотношение договора об организации перевозок и иных видов договоров
- 5.3. Виды договора об организации перевозок
- 5.4. Субъекты договора об организации перевозок. Порядок его заключения и форма
- 5.5. Содержание и исполнение договора об организации перевозок. Ответственность по договору
- Тема 4. Договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении груза к перевозке
- 4.1. Понятие договора о подаче транспортных средств под погрузку и порядок его заключения
- 4.2. Права и обязанности сторон договора о подаче транспортных средств под погрузку
- 4.3. Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку