logo
ответы

2.4. Правовое положение земель транспорта

Транспортные предприятия, их структурные подразделения, пути сообщения и прилегающие к ним территории располагаются на земельных участках, для которых установлен специальный правовой режим. С одной стороны, такие земли, как и любые другие земельные участки в Российской Федерации, являются основой жизнедеятельности человека как важнейшая составная часть природы, и при их использовании приоритетом пользуются обеспечение жизни человека и предотвращение негативных последствий на его здоровье даже ценой больших затрат. С другой стороны, существуют специальные правила правового регулирования в отношении земель транспорта. В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В целях обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектовжелезнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

Железнодорожный путь является сложным инженерным сооружением, от правильности эксплуатации которого зависят безопасность железнодорожных перевозок. Для его нормального функционирования необходим земельный участок, на котором располагаются железнодорожное полотно, кавальеры и иные конструктивные элементы.

Согласно Федеральному закону «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»полоса отвода железных дорог — земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Общей особенностью правового режима земель транспорта является то, что деятельность транспортных предприятий, как правило, причиняет (в большей или меньшей степени) вред окружающей природной среде. В целях недопущения такого вреда, обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также безопасности населения, работников железнодорожного транспорта и пассажиров в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим негативным воздействиям, и в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны, под которыми подразумеваются земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий.

Проекты строительства, реконструкции или ремонта объектов транспорта могут предусматривать необходимость защитных лесонасаждении и устройств в местах, подверженных снежным заносам. Размеры участков для этих нужд определяются нормами отвода земель для соответствующего вида транспорта. Предприятия обязаны бороться с вредителями и сорняками в защитных лесонасаждениях, осуществлять противопожарные и иные мероприятия по уходу за ними.

Приказом МПС России от 15 мая 1999 г. № 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, в соответствии с которым содержание полосы отвода должно соответствовать градостроительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным требованиям. Размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для предприятий железнодорожного транспорта, утверждаемыми ОАО «РЖД», а также в соответствии с проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов железнодорожного транспорта и станций. Установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета РФ совместно с железными дорогами.

Согласно Приказу Федеральной службы Земельного кадастра России от 14 сентября 2000 г. № 20 «Об упорядочении работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта» территориальные органы Федеральной службы земельного кадастра России организуют проведение работ по инвентаризации земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта. Данным органам предоставлено право по межеванию таких земельных участков и установлению (восстановлению) совместно с предприятиями железнодорожного транспорта на местности границ предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, включая полосу отвода железных дорог. Кроме того, они утверждают по согласованию с предприятиями и учреждениями железнодорожного транспорта планы границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта, включая полосу отвода железных дорог, с указанием их кадастровых номеров, на основании генеральных схем развития железнодорожных линии и станций, утвержденных в установленном порядке норм и проектно-сметной документации, межевых дел, а также материалов по инвентаризации земельных участков. Федеральной службе Земельного кадастра РФ подведомственны вопросы утверждения методики государственной кадастровой оценки земель транспорта.

Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством РФ.

Предприятия железнодорожного транспорта обязаны:

не допускать в местах расположения водопроводных и канализационных сетей, водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, проведение сельскохозяйственных работ;

В полосе отвода в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям не допускается разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности. От опушки естественного леса полоса отвода должна быть отделена противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров. В пределах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать в порядке, установленном законодательством РФ, наружную рекламу юридических и физических лиц.

Свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче-смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения. Временными пользователями в пределах полосы отвода не допускается извлечение песка, глины, иных строительных материалов и грунта, а также размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения.

Для согласования размещения какого-либо объекта в пределах полосы отвода лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить железной дороге технический план участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.

В целях обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки для:

Под полосой отвода автомобильных дорог понимаются земли автомобильного транспорта, занятые земляным полотном, проезжей частью дороги, мостами, трубами, водоотводными, защитными и другими инженерно-дорожными сооружениями, дорожными знаками и указателями, зданиями линейно-эксплуатационной службы и другими объектами, имеющими специальное назначение по обслуживанию указанных дорог. В полосу отвода автомобильных дорог входят также земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям. Размер земельных участков для защитных лесонасаждений и устройств, равно как и полосы отвода в целом, определяется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными нормами и проектно-сметной документацией.

Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном ЗКРФ порядке в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

На полосах отвода автомобильных дорог, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещается:

Для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные паюсы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков с установлением особого режима их использования, включая строительство зданий, строений и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос, установку рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения. В соответствии с Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420, они включают прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги участки земли шириной не менее 50 метров каждый, считая от границы полосы отвода. В зависимости от категории федеральной автомобильной дороги и с учетом перспективы ее развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается:

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, находящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ об особом режиме использования этих земельных участков. Порядок установления и использования таких придорожных полос и полос отвода федеральных автомобильных дорог определяется Правительством РФ.

В целях обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территории поселений. Она представляет собой полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется КВВТ РФ.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.