5.1. Понятие и предмет договоров об организации перевозок
Долгосрочные гражданско-правовые договоры об организации систематических перевозок впервые получили свое закрепление в действующем ГК РФ. Таким образом выражена дань признания важности и необходимости этого гражданско-правового института. Степень оптимальности и надежности схем доставки, отточенности их механизма напрямую коррелирует со стабильностью товарооборота и устойчивостью работы российских предприятий. Неудивительно, что этой проблематике в последнее время уделяется большое внимание со стороны экономистов, специалистов в области логистики и цивилистов.
На автомобильном транспорте договор о систематических перевозках грузов традиционно именовался годовым, на речном транспорте — навигационным договором, на воздушном транспорте - специальным договором.
В настоящее время договор об организации перевозок сформулирован в ст. 798 ГК РФ следующим образом.
По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Следует констатировать, что в настоящее время отсутствует единое мнение по вопросу правовой природы названного договора. Например. Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов характеризуют договор об организации перевозок, предшествующий реальному договору перевозки конкретного груза, как организационную предпосылку заключения договора перевозки груза, отличную от самого договора перевозки груза. Вместе с тем, авторы определяют рассматриваемое обязательство как консенсуальный, взаимный договор, направленный на обеспечение планомерных отправок грузов. Однако организационно-техническую предпосылку никоим образом нельзя отнести к числу юридических фактов, из которых могут возникнуть гражданские права и обязанности. Представляется, что с точки зрения гражданского права налицо гражданско-правовой договор, что с достаточной определенностью обозначено законодателем.
Предметом договора являются действия перевозчика и грузовладельца по организации перевозок в будущем. Договор об организации перевозок можно суверенностью назвать организационным во всех смыслах. Во-первых, из факта заключения такого договора возникают организационные правоотношения, т.е. гражданско-правовые неимущественные отношения, направленные на организацию будущих правоотношений между теми же субъектами. Данные правоотношения не опосредуют товарный обмен и не имеют своим содержанием обязанности по передаче имущества, выполнению работ или оказанию услуг. Они лишь предопределяют содержание будущих имущественных (а иногда и неимущественных) правоотношений таким образом, что их стороны обретают юридическую связь задолго до возникновения организуемых правоотношений. Применительно к договору об организации перевозок речь идет об организации отношений по подаче транспортных средств под погрузку и предъявлению груза к перевозке.
К сожалению, в настоящее время отсутствует не только целостная теория организационных гражданско-правовых отношений, дающая основание для интеграции и дифференциации целого ряда гражданско-правовых обязательств, но и зачастую ставится под сомнение существование самих организационных отношений как одной из составляющих предмета гражданского права. Между тем сформулированное в 60-е годы предложение О.А. Красавчикова о выделении в предмете гражданского права организационных отношений до настоящего времени никто не смог опровергнуть, хотя такие попытки предпринимались1См.: Красавчиков О.А. Организационные гражданско-правовые отношения // Антологии уральской цивилистики: 1925-1989: Сб. статей. М., 2001. С 156-165.. Так. С.С. Алексеев указывал на то, что определенная организованность — неотъемлемое свойство любых общественных отношении, а организационные отношения - лишь конститутивный элемент (промежуточный момент) в их становлении и развитии2См.: Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М.. 1971. С 59.. О.С. Иоффе также считал концепцию ОА. Красавчикова ошибочной, поскольку «организованность, составляющую неотъемлемое свойство общественных явлении, он, ссылаясь на конкретные способы правовой организации отдельных имущественных отношений, отсекает от последних и объявляет особо гражданско-правовым общественным отношением»3Иоффе О.С Избранные труды по гражданскому праву. Из истории цивилистической мысли. Ч. 1. М., 2003. С. 96..
Однако, по справедливому замечанию Б.М. Гонгало, О.А. Красавчиков говорил именно об отношениях, а не об организованности как свойстве общественных явлений. Организованность обозначалась в качестве непосредственной цели организационных отношений4См.: Гонгало В.М. Предмет гражданского права // Проблемы теории гражданского права / Институт частного права. М., 2003. С. 19.. Поэтому следует согласиться с точкой зрения Б.Н. Мездрима о том, что «сущность (характер, природа) гражданско-правового организационного договора и возникающего на его основе неимущественного обязательства должны устанавливаться не по его признакам (правовым цели и результату, специфике содержания и функций), а из содержания опосредуемых им общественных отношений — тех отношений, которые организуются»5Мездрин В.Н. Моделирование гражданско-правовых неимущественных обязательств // Антологии уральской цивилистики: 1925-1989: Сб. статей. М., 2001. С 199.. Как верно отмечает автор, «объект организующих отношений — это организация организуемых отношений, а именно: определенная упорядоченность, взаимосвязь и взаимодействие организационных элементов организуемых отношений». Это обстоятельство находит свое отражение в действующих нормах права и подтверждает существование организационных отношений. Договор об организации перевозок является убедительным доказательством такого утверждения, поскольку направлен на заключение в будущеморганизуемого основного договора, а отнюдь не на оказание услуг или на выполнение работ. Отношения, возникающие из такого договора, носят неимущественный характер.
Во-вторых, договор об организации перевозок можно именовать организационным еще и потому, что он организует будущие отношения, возникающие до заключения реального договора перевозки грузов. Речь идет об отношениях по подаче транспортных средств под погрузку и по предъявлению груза к перевозке, возникающих из факта подачи разовой заявки и складывающихся на начальной стадии транспортного процесса. На этой стадии стороны своими действиями, которые носят теперь глее имущественный характер, также организуют будущую перевозку путем конкретизации условий договора об организации перевозок и предопределяют содержание конкретного договора перевозки грузов.
Таким образом, договор об организации перевозок можно считать организационным «в квадрате», поскольку он организует будущие правоотношения, которые сами в свою очередь направлены на организацию реального договора перевозки грузов. В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора то другая сторона имеет право обратиться в суд с требованием заключить основной договор на условиях предварительного.
Представляется, что сточки зрения действующего законодательства признать договор об организации перевозок предварительным нельзя. Следует отметить, что формулировка ст. 798 ГК РФ, а также положения ст. 429 ГК РФ породили множество различных мнений по этому поводу.
Сторонниками признания договора предварительным является достаточно большой круг ученых. К ним относятся А.Ю. Кабалкин6См.: Кабалкин А.Ю. Классификация и толкование договоров // Российская юстиция. 1996. № 7. С 14., В.А. Косовская7См.: Косовская В.А. К вопросу определения понятия договора морской перевозки груза // Транспортное право. 2002. №3. С 14., Б.Д. Завидов8См.: Завидов Б.Д. Комментарий к федеральному закону о транспортно-эксплуатационной деятельности от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. М.. 2003. С. 7. и др. Например, Г.П. Савичев аргументирует свою позицию следующим образом: «...заключение договора об организации перевозок не освобождает, а наоборот, предполагает необходимость заключения соответствующего договора перевозки груза, ибо только такой договор обеспечивает реальное перемещение груза от пункта отправления до места назначения... Все они (договоры об организации перевозок) имеют единую правовую природу, направлены на организацию будущих перевозок, не порождают прав и обязанностей сторон по перевозке данного конкретного груза, относятся к категории предварительных договоров, в соответствии с которыми стороны заключают в будущем конкретные договоры перевозки грузов (ст. 429 ГК)».
Противником модели предварительного договора выступает В.В. Витрянский, который отмечает следующее: «Смысл предварительного договора состоит в том, что стороны договариваются о том, на каких условиях и в какой срок должен быть заключен основной договор, причем форма предварительного договора должна отвечать требованиям, предъявляемым к основному договору (ст. 429 ГК РФ). Как уже отмечалось, реальный договор перевозки грузов не может рассматриваться в качестве основного (главного) договора по отношению к договору об организации перевозок грузов, напротив, реальный договор перевозки груза оформляет конкретные действия сторон по исполнению договора об организации перевозок грузов. Форма реального договора перевозки груза (транспортная накладная) никак не может служить формой договора об организации перевозок грузов. То обстоятельство, что договор об организации перевозок грузов предшествует заключаемым для его исполнения договорам перевозки конкретных партий грузов и зачастую предопределяет их условия, не дает оснований считать его предварительным договором».
На наш взгляд, точку зрения сторонников модели предварительного договора в настоящее время нельзя признать убедительной по следующим основаниям. Во-первых, если проводить аналогию с предварительным договором, то в качестве основного договора можно было бы считать лишь договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении грузов к перевозке, но не реальный договор перевозки конкретного груза. Дело в том, что в случае неисполнения обязанности грузоотправителя предъявить груз к перевозке в соответствии с поданной заявкой, равно как и в случае неисполнения обязанности перевозчика подать транспортное средство под погрузку, отношения между сторонами МОГУТ прекратиться с уплатой штрафа нарушившей стороной (ст. 794 ГК РФ, ст. 94 УЖТ, ст. 180-182 УВВТ РФ, ст. 86 ВК РФ, ст. 127 УАТ РСФСР). В этом случае конкретный договор перевозки грузов не будет заключен вообще. Поэтому грузов не договор об организации перевозок влечет за собой неизбежность заключения реального договора перевозки грузов.
Во-вторых» справедливо приведенное выше утверждение В.В. Витрянского о невозможности применения требований ст. 429 ГК РФ относительно совпадения формы предварительного и основного договоров. Хотя договоры об организации перевозки грузов заключаются в простои письменной форме, которая присуща и заявке на подачу транспортных средств, при этом, однако, не соблюдаются требования ст. 160 ГК РФ. Правила этой статьи устанавливают, что законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки. Между тем заявка, как было отмечено в предыдущей теме, составляется в соответствии с требованиями законодательства на бланке установленной формы. Такой бланк не годится для размещения в нем условий договора об организации перевозок.
В-третьих, особенностью договора об организации перевозок является то, что договоры об организации перевозок грузов являются долгосрочными. Это означает, что действие этих договоров распространяется на отношения сторон в течение достаточно длительного периода времени. Законодатель названное обстоятельство подчеркнул следующим образом. Во-первых, в п. 1 ст. 798 ГК РФ указывается, что долгосрочные договоры об организации перевозок могут заключаться присистематических перевозках грузов. Во-вторых, п. 2 названной статьи устанавливает, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать (а не принять;, а грузовладелец —предъявлять (а не предъявить) к перевозке грузы в обусловленном объеме. Следовательно договор об организации перевозок предполагает заключение не одного, а множества договоров, что не в полной мере согласуется с буквальным смыслом ст. 429 ГК РФ, в соответствии с которой по предварительному договору стороны обязуются заключить (а не заключать) в будущем договор (а не договоры) о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Правда, М.И. Брагинский, являясь сторонником того, что договор об организации перевозок грузов строится по модели предварительного договора, утверждает, что «предварительный договор может быть заключен в равной мере по поводу либо одного основного договора (пример — запродажа дома), либо определенного их числа (пример — договор на открытие кредитной линии). Последнее — заключение на основе организационного (навигационного) договора определенного числа основных договоров — как раз и имеет место главным образом применительно к договорам на организацию буксировки или организацию перевозки грузов. Речь идет о том, что договор на организацию буксировки тем самым признается исполненным и по этой причине прекратившим свое действие лишь с момента заключения последнего по счету из предусмотренных в нем основных договоров»9Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 1981. С. 583.. Однако такое утверждение, к сожалению, не согласуется с буквальным смыслом требований ст. 429 ГК РФ. Кроме того, правила о сроках заключения основного договора, предусмотренные ст. 429 ГК РФ, неприменимы к договору об организации перевозок грузов. Не в полной мере согласуются с положениями ст. 79S ГК РФ и правила п. 6 ст. 429 ГК РФ. Согласно этим правилам обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор. Однако, как известно, подать заявку, т.е. сделать оферту, может только грузоотправитель, но не перевозчик. Между тем в современных условиях именно перевозчик в большей степени заинтересован в своевременном заключении конкретного договора перевозки. Ведь он зарабатывает, что называется, «от колеса», т.е. его прибыль зависит от объемов перевозимого груза, которые может обеспечить грузовладелец. Наконец, следует учесть, что предварительный договор должен содержать все существенные условия основного договора, к которым, исходя из определения договора перевозки грузов относится и пункт назначения. В противном случае договор будет беспредметным. Поскольку договор об организации перевозок является «рамочным» и долгосрочным, не представляется возможным в нем указать все пункты назначения будущих перевозок.
Между тем следует отметить, что и в позиции сторонников модели предварительного договора есть рациональное зерно. Дело в том, что предусмотренные в ст. 798 ГК РФ обязанности перевозчика предъявить транспортные средства под погрузку и грузоотправителя — предъявить груз к перевозке означают не что иное, как обязанность заключить на основании разовой заявки договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке, причем на условиях договора об организации перевозок. Иная ситуация просто немыслима. Таким образом, предмет договора об организации перевозок и предмет предварительного договора почти полностью совпадают. Оговорка «почти» в данном случае касается возможности заключения на основании договора об организации перевозок не одного, а множества договоров перевозок. Однако прямого запрета на такие действия в ст. 429 ГК РФ не содержится. И если абстрагироваться от правил ныне действующего законодательства о сроке и форме предварительного договора, то можно было бы договор об организации перевозок рассматривать в качестве предварительного договора. В этом случае многие не урегулированные ст. 798 ГК РФ положения компенсировались бы общими положениями о предварительном договоре (например, правила о существенных условиях договора, об ответственности). Однако пока это лишь одно из возможных направлении развития гражданского законодательства, которое к тому же не получило всеобщего одобрения специалистов в области транспортного права.
Особенностью договоров об организации перевозок является то обстоятельство. что они всегда являются взаимными.
Поскольку договор об организации перевозок не имеет своим предметом оказание услуг, выполнение работ, передачу вещей, а является договором организационного типа, то его следует отнести к категории безвозмездных договоров.
Таким образом, договоры об организации перевозок можно охарактеризовать как разновидность консенсуального, двустороннего, взаимного, безвозмездного организационного договора.
- 2.2. Органы управления транспортной деятельностью
- 2.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 2.4. Правовое положение земель транспорта
- Тема 3. Договор перевозки грузов
- 3.1. Понятие, предмет и краткая характеристика перевозки грузов
- 3.2. Субъекты обязательств по перевозке грузов
- 3.3. Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения
- 3.4. Обязанность перевозчика по обеспечению сроков доставки
- 3.5. Обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза
- 3.6. Обязанность перевозчика по выдаче груза получателю
- 3.7. Обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку установленную плату
- 3.8. Прекращение договора перевозки груза
- 3.9. Ответственность сторон за неисполнение договора перевозки
- 3.10.Ответственность грузоотправителей и грузополучателей
- 3.11. Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов
- Тема 11. Транспортная экспедиция
- 11.1. Понятие и сфера применения договора транспортной экспедиции
- 11. 2. Предмет договора транспортной экспедиции
- 11. 3. Форма и содержание договора транспортной экспедиции
- 11.4. Ответственность экспедитора и клиента
- 11.5. Претензии и иски экспедитора и клиента
- Тема 8. Договор фрахтования
- 8.1. Понятие и сфера применения договора фрахтования
- 8.2. Права и обязанности сторон договора фрахтования. Ответственность по договору
- Тема 9. Договор перевозки пассажира
- 9.1. Понятие договора перевозки пассажира
- 9.2. Порядок заключения договора перевозки пассажира
- 9. 3. Права и обязанности сторон договора пассажирской перевозки
- 9.4. Ответственность сторон по договору пассажирской перевозки
- 9.5. Порядок рассмотрения споров по договору пассажирской перевозки
- Тема 10. Договор буксировки
- 10.1. Понятие и сфера применения договора буксировки
- 10.2. Права и обязанности сторон по договору буксировки
- 10.3. Ответственность сторон по договору буксировки
- Тема 7. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
- 7.1. Ответственность сторон по договору буксировки
- 7.2. Соглашения между транспортными организациями
- 7.3. Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов
- Тема 5. Договор об организации перевозок
- 5.1. Понятие и предмет договоров об организации перевозок
- 5.2. Соотношение договора об организации перевозок и иных видов договоров
- 5.3. Виды договора об организации перевозок
- 5.4. Субъекты договора об организации перевозок. Порядок его заключения и форма
- 5.5. Содержание и исполнение договора об организации перевозок. Ответственность по договору
- Тема 4. Договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении груза к перевозке
- 4.1. Понятие договора о подаче транспортных средств под погрузку и порядок его заключения
- 4.2. Права и обязанности сторон договора о подаче транспортных средств под погрузку
- 4.3. Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку