logo
ответы

3.6. Обязанность перевозчика по выдаче груза получателю

Следующей обязанностью перевозчика является выдача груза получателю в пункте назначения. Этой обязанности корреспондирует право грузополучателя требовать выдачи груза. Такое право возникает с момента изъявления получателем намерения выступить в качестве третьего лица, в пользу которого совершен договор. Как только грузополучатель выразил в надлежащей форме требование получить груз, он приобретает все права по договору перевозки, которыми до этого обладал грузоотправитель. С этого же момента на него возлагаются и некоторые обязанности, но уже не договором, а законом. На грузополучателя не могут быть возложены никакие обязанности ни договором, ни законом до того, как он выразил согласие стать участником правоотношения по перевозке грузов. Это в полной мере относится и к обязанности своевременно принять и выгрузить груз (ст. 43 УЖТ).

Так, следует признать противоречащим ст. 430, 308 ГК РФ правило, установленное ч. 3 ст. 79 КБВТ РФ, в соответствии с которым грузополучатель обязан принять и своевременно вывезти из порта прибывший в его адрес груз. Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 29, разработанными в соответствии со ст. 34. 35 УЖТ, установлено, что перевозчик обязан письменно либо по телефону уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия, о чем производится запись в книге уведомлений о прибытии грузов, а также указывается в оригинале транспортной накладной и дорожной ведомости. Соглашением сторон может быть предусмотрен иной способ уведомления. О прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган. В случае, если перевозчик не уведомляет грузополучателя о прибытии грузов, то грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до момента получения уведомления об их прибытии. Если грузы подлежат выгрузке на путях необщего пользования, то перевозчик обязан уведомить грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до начала подачи. Перевозчик может в соответствии с договором предоставлять грузополучателю предварительную информацию о подходе в его адрес грузов.

Выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем. Выгрузка порожних или груженых контейнеров из вагонов в местах общего пользования обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством РФ.

Выдача грузов осуществляется в следующем порядке;

Для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал транспортной железнодорожной накладной. При отсутствии вышеперечисленных обстоятельств грузы выдаются грузополучателю без проверки. При этом подтверждением фактической выдачи грузов без проверки являются подписи уполномоченных представителей перевозчика и грузополучателя в памятке приемосдатчика в графе «Вагон сдал». «Вагон принял». Памятка приемосдатчика составляется в двух экземплярах. Форма памятки и порядок ее ведения устанавливаются МПС России. Приемосдаточные операции производятся на месте выгрузки.

В случае, если признаки, свидетельствующие о доступе к грузу в контейнерах, обнаружены грузополучателем при приеме вагонов с контейнерами у места выгрузки от владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которыми перевозчиком заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, выдача грузов из контейнеров осуществляется безучастия перевозчика.

В случаях, когда перевозчик обязан принимать участие в выдаче груза из вагона, контейнера, но вскрытие вагона, контейнера произведено грузополучателем без участия перевозчика, всю ответственность за сохранность данного груза несет грузополучатель и прием груза производится грузополучателем без участия перевозчика. Факт вскрытия вагона, контейнера грузополучателем безучастия перевозчика оформляется перевозчиком актом общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Если получатель выразил намерение реализовать свое право принять груз, то ответственность за порчу груза вследствие несвоевременных выгрузки и вывоза груза получателем по причинам, зависящим от него, несет грузополучатель.

Для выдачи груза перевозчиком уполномоченное лицо грузоотправителя представляет перевозчику доверенность, оформленную в соответствии с законодательством РФ и предусматривающую право для оформления доверенным лицом перевозочных документов. В доверенности указываются данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, которому выдана доверенность, перечень действии, которые оно уполномочено совершить (раскредитование документов, получение накладной, осуществление расчетов за перевозку, подписание памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов, коммерческого акта или другие), а также номер вагона (контейнера) и номер накладной, если доверенность выдается на получение груза по конкретной накладной. Доверенное лицо, получающее груз, предъявляет паспорт или иной удостоверяющий личность документ. В случае, когда доверенность выдана на право разового раскредитования перевозочных документов по конкретной накладной, после раскредитования перевозочных документов она прикладывается к дорожной ведомости. В случае, когда доверенность выдана на право неоднократного совершения указанных выше действий, она хранится у уполномоченного перевозчиком лица, в функции которого входит оформление документов.

Грузы, прибывшие в адрес физического лица, выдаются указанному в накладной лицу без доверенности при предъявлении паспорта под подпись в дорожной ведомости с указанием паспортных данных либо уполномоченному получателем лицу при представлении надлежащим образом оформленной доверенности.

В соответствии со ст. 38 УЖТ при своевременном уведомлении о прибытии прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на железнодорожной станции назначения в соответствии с Правилами хранения грузов на железнодорожном транспорте.

Масса выдаваемого груза считается правильной (соответствующей сведениям, указанным в накладной), если разница между массой груза, определенной на станции отправления, и массой груза, определенной на станции назначения, не превышает значения предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убыли его массы. Нормы естественной убыли массы грузов исчисляются от массы нетто груза, указанной в соответствующей графе накладной.

В случаях обнаружения при выгрузке повреждений вагонов (контейнеров). ЗПУ перевозчиком составляется акт общей формы в порядке, предусмотренном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 45, предусмотрено два вида документов, которыми удостоверяются факты несохранности груза и иные нарушения обязанностей по перевозке. К таковым относятся акты общей формы, коммерческие акты и иные акты.

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

В коммерческом акте должны содержаться по каждой отправке: номер вагона, род вагона, количество ЗПУ и нанесенная на них информация, число мест, масса груза, указанная в перевозочных документах и оказавшаяся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указывается масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенная на весах) и масса нетто. Сведения о перевеске вагонов указываются в перечне, который прилагается к коммерческому акту. В этом случае перечень и коммерческий акт подписывают лица, участвующие в выдаче груза, и уполномоченные представители перевозчика.

Коммерческий акт составляется перевозчиком в трех экземплярах на бланке установленной формы (ГУ-22). Экземпляры коммерческого акта, составленного перевозчиком на станции назначения, распределяются следующим образом: первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления: второй экземпляр выдается грузополучателю по его требованию: третий экземпляр остается на хранение в делах перевозчика. Коммерческий акт подписывает грузополучатель или его уполномоченный представитель, если он участвует в проверке груза, и перевозчик. Коммерческий акт регистрируется в книге учета коммерческих актов перевозчика. При выгрузке вагонов перевозчиком на места общего пользования в склады и на площадки станций в случае, когда выдача груза производится после выгрузки, коммерческий акт подписывается только уполномоченным представителем перевозчика. В случае выдачи груза со склада или площадки станции при наличии несоответствия данных, имеющихся в коммерческом акте, составленном при выгрузке груза из вагона, перевозчиком составляется новый коммерческий акт.

Содержание коммерческого акта не является бесспорным доказательством обстоятельств, изложенных в нем. При рассмотрении дела в суде он оценивается наряду с другими доказательствами. Однако без представления коммерческого акта соответствующие обстоятельства не могут подтверждаться другими доказательствами, а заявленный иск не подлежит рассмотрению.

Акт общей формы составляется на станциях для удостоверения следующих обстоятельств:

Акт общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком в необходимом количестве экземпляров. При составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра: первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу: второй экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика. О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика» делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.

В случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении от подписания предусмотренных правилами документов грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, в строке документа «Подпись» перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеют право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы несогласное лицо вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: «С разногласиями» или «С возражением». Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы либо не позднее следующих суток. В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы «Подпись» делается отметка: «От подписи отказался». При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: «Настоящий акт был предъявлен на подпись» грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц «в присутствии перевозчика» с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика. В данном случае грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.

В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.

Если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути.

При составлении акта общей формы в пути следования в случаях обнаружения вагонов, контейнеров с неисправным состоянием ЗПУ, наличием признаков доступа к грузу, а также с неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, в акте общей формы перевозчиком указываются сведения: об обнаруженных неисправностях, о результатах проверки грузов, о состоянии кузова вагона, контейнера, ЗПУ, закруток, запоров на дверях и люках, а также о состоянии погрузки грузов, с указанием полноты загрузки вагона, равномерности поверхности грузов, числа ярусов в дверном пространстве и другие обстоятельства, вследствие которых вагон, контейнер направляется на комиссионную проверку.

В случае, если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза или такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт. Если груз следовал под таможенным контролем, то перевозчик информирует об этом таможенные органы. При необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и (или) специалистов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. В случае уклонения перевозчика от вызова эксперта и (или) специалиста в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее о проведении экспертизы в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются стороной, заказавшей экспертизу, с последующим отнесением расходов на сторону, виновную в недостаче, порче или повреждении груза. Выводы экспертизы должны отвечать на вопрос о причинах повреждения (порчи) груза, их размерах, а также на какую сумму понизилась стоимость груза. Акт экспертизы оформляется и выдается перевозчику для последующего приложения его к коммерческому акту.

Экспертиза не проводится, если стоимость недостачи, повреждения (порчи) груза не превышает размера МРОТ, а также если стоимость экспертизы превышает размер убытков. В этих случаях размер или причина недостачи, повреждения (порчи) груза и размер убытков определяются совместно перевозчиком и грузополучателем и указываются в коммерческом акте.

В соответствии со ст. 796 ГК РФ документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.

Для вывоза груза со станции грузополучатель предъявляет накладную с отметкой о внесении всех причитающихся платежей и приемосдаточный акт. На станциях, где установлен порядок вывоза груза по пропускам, наряду с указанными документами грузополучателем предъявляется также пропуск. Если вывоз груза производится после истечения срока бесплатного хранения, грузополучатель оплачивает перевозчику сбор за хранение груза.

На грузополучателя возлагается в необходимых случаях (например, после перевозки птиц, скоропортящихся грузов и т.п.) обязанность по промывке вагонов как внутри, так и снаружи после выгрузки вагонов (ст. 44 УЖТ).

В связи с несвоевременным приемом вагонов, несвоевременной выгрузкой грузов на железнодорожных станциях, железнодорожных путях необщего пользования, несвоевременным вывозом грузов с железнодорожных станций получателями и возникновением по данным причинам технологических затруднений на железнодорожных станциях перевозчик в отношении грузополучателей и обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования, по вине которых возникли указанные затруднения, имеет право, в том числе по обращению владельца инфраструктуры, увеличить размеры: сбора за хранение выгруженных грузов, контейнеров — до пятикратного размера указанного сбора: платы за пользования вагонами, контейнерами, задержанными на железнодорожных путях необщего пользования более чем на 24 часа после окончания технологического времени, установленного договором с перевозчиком, а также на железнодорожных станциях, — до двукратного размера указанной платы. Увеличенные размеры сбора и платы вводятся с 24 часов дня, когда грузополучателем и (или) обслуживающим грузополучателей, грузоотправителей своим локомотивом владельцем железнодорожного пути необщего пользования получено такое уведомление. Уплата сбора в увеличенном размере производится грузоотправителями, а внесение платы — грузополучателями либо обслуживающими их своими локомотивами владельцами железнодорожных путей необщего пользования (с последующей компенсацией грузополучателями их расходов на внесение указанной платы в повышенном размере) (ст. 43 УЖТ). Как видно из приведенной нормы, принятие мер по введению повышенных ставок возложено на перевозчиков. Как справедливо полагает В.В. Витрянский, такие действия должны рассматриваться как разрешенное законом одностороннее изменение гражданско-правовых обязательств, вытекающих из соответствующих договоров (ст. 310 ГК РФ). Эта мера оперативного воздействия перевозчика на грузополучателя исключает со стороны последнего возможность оспаривания таких действий. Спор о повышенном размере сбора и платы теперь возможен лишь по искам перевозчиков (но не грузополучателей) о взыскании с грузополучателей задолженности по соответствующему сбору и плате.

Особые правила установлены для случаев утраты и розыска груза. Статьей 45 УЖТ предусмотрено, что груз считается утраченным, сети он не выдан грузополучателю по истечении 30 дней со дня исчисления срока доставки или по истечении 4 месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении.

В соответствии с правилами выдачи грузов на железнодорожной станции (п. 35) в случае неприбытия груза на станцию назначения в установленный срок доставки грузополучатель предъявляет перевозчику подлинную квитанцию о приеме груза или ее копию, заверенную в установленном порядке. После получения подтверждения подлинности предъявленных документов перевозчик должен сделать отметку в предъявленной квитанции «Груз не прибыл» и заверить данную запись календарным штемпелем перевозчика и своей подписью с указанием должности. Розыск груза, не прибывшего по назначению в указанный в квитанции о приеме груза срок, производится по заявлению грузополучателя перевозчику на станции назначения. В подтверждение обоснованности требования о розыске груза грузополучатель представляет квитанцию о приеме груза, а при ее отсутствии — один из следующих документов: счет-фактуру поставщика, документ поставщика (грузоотправителя), заменяющий счет-фактуру, если указанные документы имеют данные о роде груза, дате отгрузки, станции отправления и назначения, номере накладной, по которой груз сдан к перевозке, и номере вагона (при повагонной отправке) или номере контейнера (при отправке груза в контейнере).

Розыск груза, следующего из-за границы, производится перевозчиком на станции назначения на условиях действующих международных соглашений.

Возможны случаи, когда груз прибывает на станцию назначения по истечении сроков, указанных в ст. 45 УЖТ. При таких обстоятельствах грузополучатель может получить груз при условии возврата перевозчику суммы, полученной от него в возмещение ущерба и возвращенной провозной платы. Если грузополучатель отказался от принятия этого груза или не представил решение о судьбе груза в течение 4 суток со дня уведомления получателя о прибытии груза на железнодорожную станцию, перевозчик имеет право реализовать груз.

На автомобильном транспорте обязанности перевозчика по выдаче груза регулируются следующим образом. Порядок сдачи грузов перевозчиком в пункте назначения зависит от того, как был принят груз к перевозке (ст. 65 УАТ РСФСР). Общие правила перевозки автомобильным транспортом предписывают грузоотправителю обязанность информировать грузополучателя о предстоящем завозе груза. Грузополучатель обязан обеспечить прием груза и разгрузку автомобиля, прибывшего до окончания времени работы грузополучателя. После выгрузки груза грузополучатель обязан очистить автомобили и контейнеры от остатков этого груза, а после перевозок животных, птицы, сырых животных продуктов и скоропортящихся грузов промыть подвижной состав и при необходимости произвести его дезинфекцию. В отдельных случаях перевозчики могут принять на себя производство очистки загрязненной грузовой платформы (кузова автомобиля) с оплатой этой работы за счет грузополучателя.

Грузы, прибывшие в исправных автомобилях, прицепах, отдельных секциях автомобиля, контейнерах и цистернах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки веса, состояния груза и количества грузовых мест. При перевозке грунта в отвалы, снега и других грузов, по которым не ведется складского учета (грузы нетоварного характера), перевозчик по условиям договора может быть освобожден от обязанности сдать груз грузополучателям. При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов автотранспортные предприятия или организации осуществляют прием грузов со станций железных дорог, портов (пристаней) и аэропортов и сдачу их грузополучателям по правилам, действующим соответственно на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу или весу, указанному грузоотправителем на каждом грузовом месте, выдаются грузополучателю в пункте назначения без взвешивания по счету мест с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных местах. При отсутствии автомобильных весов у грузополучателя грузы, перевозимые навалом или насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки веса. При определении количества груза с помощью взвешивания автотранспортное предприятие или организация не несет материальной ответственности при расхождении между весом груза, указанным в товарно-транспортных документах грузоотправителей, и фактическим весом груза, если разница в весе груза не превышает:

  1. нормы естественной убыли веса груза;

  2. нормы расхождения в показаниях весов или нормы точности взвешивания груза, установленных законодательством.

Если при проверке веса, количества грузовых мест или состояния груза в пункте назначения будут обнаружены недостача, порча или повреждение груза или если эти обстоятельства установлены актом, составленным в пути следования, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза. При необходимости производства экспертизы перевозчик по своей инициативе или требованию грузополучателя приглашает соответствующих специалистов.

Расходы по оплате экспертов несут:

Результаты экспертизы оформляются актом. Акт экспертизы, помимо эксперта, должен быть подписан всеми лицами, присутствовавшими при экспертизе. До прибытия эксперта грузополучатель обязан обеспечить надлежащую сохранность груза.

При городских и пригородных перевозках в случаях отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, груз переадресовывается грузоотправителем другому грузополучателю или возвращается грузоотправителю. В этих случаях стоимость перевозки груза в оба конца, а также штраф за простой автомобиля оплачиваются грузоотправителем. Грузополучатель обязан известить грузоотправителя об отказе от приема груза, сделать в товарно-транспортной накладной отметку об отказе в приеме груза, завеянную подписью и печатью (штампом).

При невозможности сдать груз грузополучателю при междугородных перевозках по причинам, не зависящим от перевозчика, грузоотправитель обязан дать перевозчику указание о новом пункте назначения груза.

В случае, когда перевозчик не имеет возможности доставить груз к месту нового назначения, он может отказаться от этой перевозки, поставив об этом в известность грузоотправителя. В этом случае перевозчик возвращает груз грузоотправителю. Связанные с этим дополнительные расходы (прогон и простой подвижного состава, хранение груза и т.п.) оплачиваются грузоотправителем. Если скоропортящийся груз, перевозимый в междугородном сообщении, не может быть сдан грузополучателю, а грузоотправитель не дал указание о новом грузополучателе, груз может быть передан в установленном порядке для реализации другой организации.

Порядок выдачи груза на внутреннем водном транспорте определяется ст. 79-82 КВВТ РФ. Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов, если выгрузка грузов является обязанностью перевозчика. Порядок выдачи груза определяется правилами перевозок грузов, если иное не установлено соглашением сторон. Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости. В случае, если после истечения срока доставки груза грузополучатель не принял груз, перевозчик вправе сдать его на хранение за счет грузоотправителя с уведомлением его об этом. Прибывший груз хранится в порту назначения бесплатно в течение суток, не считая дня прибытия груза. При задержке выдачи груза по вине перевозчика расходы на хранение груза несет перевозчик. В случае, если груз адресован в порт назначения, в котором нет помещений, пригодных для хранения данного груза, и грузополучатель к моменту прибытия груза не востребовал его, хотя и был своевременно извещен, груз может быть доставлен перевозчиком и сдан на хранение за счет грузополучателя в ближайший порт, в котором имеются необходимые складские помещения. В этом случае все риски, связанные с грузом, несет грузополучатель. При отсутствии такой возможности перевозчик обязан немедленно уведомить грузоотправителя о неявке грузополучателя и потребовать от него распоряжений о том, как поступить с грузом.

Договором перевозки груза может быть предусмотрено, что за время ожидания судном выгрузки и приема груза грузополучателем, а также за время ожидания распоряжения грузоотправителя с грузополучателя взыскивается штраф, а в случае доставки груза в другой порт грузополучатель компенсирует расходы на выгрузку груза, платежи за хранение груза в порту его вынужденной выгрузки, а также расходы на дополнительную перевозку груза. При перевозках однородных грузов навалом, насыпью или наливом, отправки которых осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов, расчеты за принятое для перевозок и сданное грузополучателю количество грузов производятся после закрытия навигации или по истечении срока выдачи всех грузов. Естественная убыль при таких расчетах исчисляется исходя из общего количества перевезенных грузов.

Перевозчик вправе удерживать груз в случае неуплаты ему обусловленных договором или КВВТ РФ платежей. В этом случае требования перевозчика, удерживающего груз, удовлетворяются за счет стоимости груза. В случае, если удерживаемый груз является скоропортящимся или расходы на храпение груза превышают его стоимость, перевозчик вправе реализовать груз. В случае, если до выдачи груза или во время его выдачи грузополучатель в письменной форме не сделал заявление перевозчику об утрате или о повреждении (порче) груза и не указал их общий характер, считается, что груз выдан грузополучателю в соответствии с условиями договора перевозки (ст. 79 КВВТ РФ).

Перевозчик и грузополучатель обязаны совместно проверить в порту назначения массу груза, прибывшего на неисправном судне или с неисправными ЗПУ, а также в случае прибытия груза с признаками частичной утраты или повреждения (порчи). Масса груза в порту назначения проверяется тем же способом, что и в порту отправления. При исправности транспортной тары или пакетов груз выдается в соответствии с количеством грузовых мест или пакетов без проверки массы груза, если иное не установлено договором перевозки груза. При перевозке груза, принятого перевозчиком в соответствии со стандартной массой или определенной отправителем массой, в порту назначения проверяется масса только поврежденных грузовых мест. Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной в порту отправления, и массой груза, определенной в порту назначения, не превышает норму естественной убыли массы данного груза и норму расхождения в показаниях весовых приборов. Нормы естественной убыли массы грузов при перевозке грузов устанавливаются правилами перевозок грузов.

В случае, если недостача, повреждение (порча) груза обнаружены в порту назначения, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, а также суммы, на которую снизилась его стоимость. Расходы, связанные с определением размера фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, а также суммы, на которую снизилась его стоимость, в том числе расходы на проведение независимой экспертизы несет перевозчик (ст. 80 КВВТ РФ). По окончании выгрузки груза с судна оно должно быть очищено и в необходимых случаях вымыто и подвергнуто дегазации, дезинсекции и дезинфекции силами и средствами грузовладельца в порядке, установленном правилами перевозок грузов. Судно, осуществляющее перевозки нефти и нефтепродуктов наливом, после их выгрузки очищается в случаях, предусмотренных государственными стандартами на маркировку, упаковку, транспортирование и хранение нефти и нефтепродуктов, а также при подаче судна под погрузку сухогрузов и его направлении на ремонт или отстой. Перевозчик может на основании соглашения с грузоотправителем или грузополучателем за отдельную плату выполнять работы по очистке судна. Условия и порядок оплаты работ по очистке судов устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено правилами перевозок грузов (ст. 81 КВВТ РФ).

В случае, если в течение сроков, предусмотренных правилами перевозок грузов или соглашением сторон, груз не принят и не вывезен грузополучателем, он считается невостребованным. Перевозчик обязан уведомить грузоотправителя о том, что груз не востребован. Невостребованный груз перевозчик вправе реализовать.

Некоторым своеобразием отличается порядок выдачи груза на морском транспорте1При изложении вопроса о порядке выдачи груза на морском транспорте использованы материалы Комментария к гл. VIII Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М.. 2000.. Если груз перевозился на основании коносамента, право получения груза принадлежит любому законному держателю коносамента. Таким законным держателем является:

Если груз перевозился на основании морской накладной, он выдается получателю, указанному в накладной.

Перевозчик не должен выдавать груз без оригиналов коносамента. Поскольку ситуации, при которых судно приходит в порт назначения до поступления оригиналов коносаментов, являются нередкими, страховщиками ответственности перевозчика разработаны различные формы гарантии возмещения ущерба, которые могут предлагаться перевозчику в случае выдачи груза без предъявления оригиналов коносаментов. Выдача груза при перевозке в каботаже в портах общего пользования осуществляется при предъявлении получателем в грузовую контору порта оригиналов коносаментов. Грузовая контора выписывает расходный ордер и вместе с копией коносаментов вручает их получателю, который предъявляет расходный ордер начальнику склада. Последний выдает груз под расписку получателя на расходном ордере. На копии коносамента проставляется календарный штемпель, подтверждающий дату выдачи груза.

В случае, если для перевозки груза предоставлено не все судно и в порту выгрузки получатель не востребовал груз или отказался от него либо так задержал его прием, что груз не мог быть выгружен в установленное время, перевозчик вправе сдать груз на хранение на склад или в иное надежное место за счет и на риск управомоченного распоряжаться грузом лица с уведомлением об этом отправителя или фрахтователя, а также получателя, когда он известен перевозчику (ст. 159 КТМ РФ).

При предоставлении всего судна для перевозки груза выгрузка и сдача груза на хранение осуществляются перевозчиком по истечении сталийного и контрсталийного времени. Под сталийным временем понимается срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки (выгрузки) груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей. Соглашением сторон может быть установлено вознаграждение фрахтователю за окончание погрузки (выгрузки) груза до истечения сталийного времени — диспач. По окончании сталийного времени соглашением сторон может быть установлено дополнительное время ожидания - контрсталийное время. Плата, причитающаяся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени, именуетсядемередж. Перевозчик имеет право по истечении контрсталийного времени отправить судно в плавание, если даже весь условленный груз не погружен на судно по причинам, не зависящим от перевозчика. При этом перевозчик сохраняет право на получение полного фрахта.

В случае, если в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки сданный на хранение груз не будет востребован и отправитель или фрахтователь либо управомоченное распоряжаться грузом лицо не уплатит перевозчику все причитающиеся за данную перевозку груза платежи, перевозчик вправе продать груз в установленном порядке. Следует иметь в виду, что продажу груза осуществляет перевозчик, который из вырученной от продажи груза суммы обязан возместить владельцу склада его расходы по хранению. Если же отправитель или фрахтователь до передачи груза на хранение уплатили перевозчику все причитающиеся поданной перевозке суммы, то продажа груза может быть осуществлена владельцем склада по договоренности с перевозчиком.

Перевозчик вправе удерживать груз до уплаты сумм или предоставления обеспечения. Общая норма о праве перевозчика на удержание груза содержится в ст. 790 ГК РФ, согласно п. 4 которой перевозчик имеет право удерживать переданный для перевозки груз в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке. Основания удержания сформулированы в ст. 359 ГК РФ: согласно названной статье кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Правила этой статьи носят диспозитивный характер.

В ст. 161.162 КТМ РФ отражены положения п. 6 ст. 3 Гаагско-Висбийских правил. Контейнеры, прибывшие в порт назначения с исправной пломбой на запорном устройстве створки двери, закрывающейся последней, выдаются получателю без вскрытия. Получатель должен сделать заявление об утрате или повреждении груза «до или во время выдачи груза», т.е. этот момент может не совпадать со временем выгрузки. Такое заявление должно быть сделано в письменной форме (например, в виде оговорки на расписке в получении груза). Если получатель не сделал заявления об утрате или повреждении груза, считается, что он принял груз в соответствии с условиями коносамента. Однако это является доказательством prima facie, т.е. получатель не лишается возможности доказывать, что несмотря на отсутствие заявления груз был доставлен в ненадлежащем состоянии. Доказав факт утраты или повреждения груза, получатель лишь вновь возлагает на перевозчика бремя доказывания того, что ущерб был причинен в результате наступления обстоятельств, за последствия которых он ответственности не несет.

В некоторых случаях обычной проверки бывает недостаточно, и по просьбе одной из сторон, чаще всего получателя, производится совместный осмотр и проверка («а joint survey or inspection» по Гаагским правилам). Поскольку результаты такой проверки всегда оформляются соответствующими документами, получателю нет необходимости делать заявление об утрате или повреждении груза. Отказ перевозчика от участия в совместном осмотре может создать для него трудности при доказывании факта доставки груза в надлежащем состоянии. Во многих случаях (упакованные грузы, грузы на поддонах, в контейнерах и т.п.) надлежащее состояние груза не может быть установлено путем наружного осмотра при обычном способе приемки. В этих случаях получателю предоставляется трехдневный срок для осмотра груза и при необходимости направления перевозчику соответствующего уведомления в письменной форме. Отсутствие такого уведомления создает презумпцию, что груз получен в том состоянии, в каком он описан в коносаменте. Однако получатель не лишен права доказывать обратное.

В принципе расходы по осмотру груза или проверке его состояния несет тот, кто потребовал выполнения указанных действий. Статья 161 КТМ РФ содержит полезное уточнение, согласно которому, если в результате проверки будут установлены утрата или повреждение груза, ответственность за которые несет перевозчик, расходы на осмотр возмещаются перевозчиком. Однако при этом необходимо учитывать ответственность перевозчика, предусмотренную ст. 170 КТМ РФ. Соответственно, если осмотр груза или проверка его состояния в спорном случае осуществлялись по заказу перевозчика и будет установлено, что утрата или повреждение груза произошли по вине отправителя, расходы на осмотр или проверку возмещаются перевозчику.

По сравнению с приведенными правилами выдачи грузов на иных видах транспорта достаточно невыразительно выглядят правила выдачи грузов на воздушном транспорте. Согласно ст. 111 ВК РФ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии груза в установленные сроки, а грузополучатель обязан принять и вывезти груз. Грузополучатель имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.