9. 3. Права и обязанности сторон договора пассажирской перевозки
Содержанием договора перевозки пассажира и багажа являются права и обязанности его сторон.
Права пассажира по договору перевозки. В соответствии с п. 3 ст. 786 ГК РФ пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:
перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Транспортные уставы и кодексы предусматривают следующий порядок осуществления перечисленных прав:
пассажир имеет право при сдаче багажа к перевозке объявить его ценность с уплатой установленного сбора (ст. 86 УАТ РСФСР);
приобрести билет на любой автобус и маршрутный таксомотор в порядке, предусмотренном Правилами перевозок пассажиров к багажа автомобильным транспортом (СТ. 81 УАТ РСФСР).
Пассажир имеет право перевозить с собой:
на морском и воздушном транспорте бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 2-х лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест (ст. 181 КТМ РФ, ст. 106 ВК РФ);
на автомобильном транспорте в автобусах городских и пригородных маршрутов и в маршрутных таксомоторах бесплатно одного ребенка в возрасте не свыше 7 лет (на междугородных маршрутах - одного ребенка в возрасте не свыше 5 лет), если он не занимает отдельного места (ст. 81 УАТ РСФСР);
на железнодорожном и внутреннем водном транспорте провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное пассажирское место, а также детей в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом (ст. 83 УЖГ, ст. 100 КВ ВТ РФ);
перевозить с собой бесплатно каютный багаж в пределах установленной нормы (п. 2 ст. 181 КТМ РФ), а также ручную кладь (ст. 83 УЖТ, ст. 100 КВВТ РФ). Так, на речном транспорте установлено, что ручной кладью могут быть легкопереносимые, не стесняющие других пассажиров вещи длиной не более чем 1.8 м или суммарной длиной по периметру не более чем 2.6 м. общий вес которых составляет не более чем 36 кг и на скоростных судах - не более чем 20 кг (ст. 100 КБВТ РФ). Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире;
при опоздании на автобус или маршрутное такси в течение 3-х часов, а вследствие болезни или несчастного случая — в течение 3- х суток с момента отправления автобуса (таксомотора), на который был приобретен билет, возобновить проездные документы с доплатой 25% стоимости билета или получить обратно стоимость проезда за вычетом 25% стоимости билета (ст. 81 УАТ РСФСР);
при возврате билета:
в кассу автовокзала не позднее чем за 2 часа до отправления автобуса (маршрутного такси) — получить полную стоимость проезда за вычетом уплаченного им сбора за предварительную продажу, а при возврате билета позднее этого срока, но до отхода автобуса (таксомотора), — получить стоимость проезда за вычетом 15% его стоимости и уплаченного им сбора за предварительную продажу;
в железнодорожные кассы дальнего следования не позднее чем за 8 часов до отправления поезда - получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты: менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда - получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты: менее чем за 2 часа до отправления поезда — получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается (ст. 83 УЖТ);
продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений, а при невозможности продолжения поездки получить стоимость проезда за непроследованное расстояние (ст. 100 КВ ВТ РФ, ст. 83 УЖТ, ст. 81 УАТ РСФСР);
делать остановку в пути следования не более чем на 10 суток с соответствующим оформлением такой остановки (ст. 83 УЖТ. ст. 100 КВВТ РФ);
до отхода судна в любое время, а после начала рейса в любом порту остановки судна отказаться от договора перевозки, сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, и получить провозную штату за непройденную судном часть пути (СТ. 83 УЖТ. ст. 100 КВВТ РФ);
Пассажир имеет право вернуть билет в кассу до отправления транспортного средства в рейс и получить обратно ПОЛНУЮ СТОИМОСТЬ проезда и уплаченный нм сбор за предварительную продажу в следующих случаях: опоздания отправления против расписания более чем на 1 час, предоставления пассажиру места в транспортном средстве менее высокого класса, чем тот, на который ему продан билет; непредоставления пассажиру указанного в билете места (ст. 2 УАТ РСФСР, ст. 100 КВВТ РФ, ст. 83 УЖТ).
При осуществлении железнодорожных перевозок при проезде в поездах дальнего следования пассажир с соответствии со ст. 83 УЖТ вправе также:
занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории;
продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае непредоставления места, указанного в проездном документе (билете), и несогласия воспользоваться другим местом на время до отправления следующего поезда, в котором ему будет предоставлено место, а при отказе от поездки — получить полную стоимость проезда, состоящую из стоимости билета, стоимости плацкарты и сборов, если таковые взимались при приобретении проездного документа (билета);
при наличии свободных мест выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен проездной документ (билет), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе;
возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 12-ти часов либо вследствие болезни, несчастного случая — в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки — получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.
Статья 84 УЖТ устанавливает, что в случае невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) перевозчик обязан предоставить ему при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. В случае, если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда. Аналогичное правило установлено ст. 82 УАТ РСФСР. Следует учитывать, что пассажир имеет право занять место в транспортном средстве соответствующей категории, даже если оно не указано в билете. Приобретение билета без указания в нем места не свидетельствует о том, что пассажир поставлен в менее выгодное положение по сравнению с теми, кто приобрел билете указанным в нем местом. На это в своем решении от 29 октября 2003 г. № ГКПИ2003-1139 обратил внимание ВС РФ, который, в частности, указал, что анализ п. 2 ст. 426 ГК РФ. п. 2 ст. 784 ГК РФ, а также положений ст. 82. 83. 84 УЖТ не позволяет сделать вывод о том, что перевозчик во всех случаях продажи проездных документов (билетов) обязан указывать в них номер места в вагоне. Такой вывод не следует и из содержания Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, в соответствии с п. 15 которых порядок и сроки продажи проездных документов (билетов) определяются исходя из технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта. Правила оказания услуг не содержат нормы, закрепляющей в качестве обязательного условия перевозки пассажира, садящегося в поезд на промежуточной станции, указание в проездном документе (билете) конкретного места в вагоне. Условия обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте определяются категорийностью вагона, а не номером места в этом вагоне. При посадке в поезд на промежуточной станции пассажир занимает место в вагоне, указанное ему проводником. При этом данному пассажиру предоставляется тот же комплекс услуг, что и пассажирам, купившим билеты на станциях формирования или оборота поезда.
Обязанности пассажира и перевозчика. Основной обязанностью перевозчика является своевременная и безопасная доставка пассажира в пункт назначения. В необходимых случаях перевозчик обязан доставить в надлежащем состоянии багаж пассажира.
Перевозчик должен в соответствии с расписанием подать транспортное средство для посадки пассажиров. За несвоевременную подачу транспортных средств перевозчик несет материальную ответственность. Следует отметить, что перевозчик обязан бесплатно обеспечить своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытия поездов (судов, автобусов и т.п.), а также иной необходимой информацией (ст. 85 УЖТ. п. 2 ст. 99 КВВТ РФ, ст. 77 УАТ РСФСР). Например, в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. № 72, перевозчики должны своевременно обеспечивать потребителей следующей достоверной информацией на русском языке, а при необходимости — на других языках: фирменное наименование исполнителя, место его нахождения (адрес и режим работы): перечень работ и услуг, их стоимость: расписание движения судов: стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 кг на скоростных и свыше 36 кг на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа: сроки продажи билетов: порядок возврата билетов: перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа и груза: режим работы билетных и багажных касс грузовых контор и камер хранения: схемы планировки пассажирских мест на судах и наличие на них багажных помещении ит.п. Пассажир при посадке обязан предъявить проездной документ (ст. 82 УЖТ), в соответствии с которым перевозчик должен предоставить указанное в билете или путевке место (ст. 99 КВВТ РФ).
При предъявлении пассажиром билета перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа. Так, на железнодорожном транспорте к перевозке багажом на один проездной документ (билет), оформленный на одного пассажира, принимается не более 200 кг. Пассажир имеет право предъявить для перевозки багаж с объявленной ценностью, за что взимается дополнительный сбор. Продовольственные и скоропортящиеся грузы перевозятся в качестве багажа без объявления ценности (ст. 86 УЖТ). Перевозчик не имеет право перегружать либо переадресовывать багаж в пути следования (ст. 87 УЖТ). Целостность и сохранность ручной клади обеспечиваются пассажиром (ст. 88УЖТ). По поводу правовой природы обязательства по перевозке багажа в литературе существуют различные мнения. Например. Г.Б. Астановский полагает, «что для реализации пассажиром своего права на перевозку багажа необходимо заключение с железной дорогой специального договора перевозки багажа, который является дополнительным (акцессорным) по отношению к договору перевозки пассажира. Поэтому договор перевозки пассажира всегда предшествует договору перевозки багажа...». В.В. Витрянский, напротив, считает, что факультативное обязательство перевозчика по доставке багажа вполне охватывается содержанием договора перевозки пассажира и не образует отдельного договора по перевозке багажа. Не вдаваясь в дискуссию по данному вопросу, отметим, что точка зрения В.В. Витрянского нам представляется более обоснованной, поскольку в большей степени сообразуется с положениями ст. 786 ГК РФ, которая формулирует обязанность по доставке багажа в рамках договора перевозки пассажира.
Еще в ст. 1998 проекта Гражданского Уложения 1914 г. отмечалось, что перевозчик обязан прилагать крайнюю заботливость о безопасной перевозке пассажиров и отвечает за всякий вред, происшедший от недостатка необходимых для исполнения принятой на себя перевозки знаний и опытности.
Современные транспортные уставы и кодексы также содержат положения, направленные на заботу о жизни и здоровье пассажиров. Так. в соответствии со ст. 98 КВВТ РФ жизнь и здоровье пассажиров подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством РФ на время перевозок их на внутреннем водном транспорте, за исключением пассажиров, перевозимых по пригородным, внутригородским. экскурсионно-прогулочным маршрутам перевозок пассажиров и на переправах. Указом Президента РФ от 7 июля 1992 г. №750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» перевозчикам всех видов транспорта предписано обязательное страхование жизни и здоровья пассажиров и установлена страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа МРОТ. Страховая выплата по обязательному личному страхованию пассажиров производится застрахованному лицу или его наследникам не позднее 10 дней после получения страховщиком составленного перевозчиком акта о несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным лицом, и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования.
Обязанностью воздушного перевозчика является обязательное страхование своей ответственности перед пассажиром, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам. Здесь обращает на себя внимание то, что ст. 133 ВК РФ предписывает страховать не жизнь и здоровье пассажира, а ответственность перевозчика за наступление страхового случая. В данном случае речь идет о возмещении перевозчику страховой компанией затрат, которые уже возникли у перевозчика в связи с выплатой страховой суммы пассажиру. Пассажир в таких отношениях не участвует. Однако это не означает, что в ВК РФ отсутствуют нормы о страховании перевозчиком жизни и здоровья пассажира. Об этом свидетельствуют положения п. 2. 3 ст. 133 ВК РФ, согласно которым страховая сумма на каждого пассажира воздушного судна, предусмотренная договором страхования жизни и здоровья пассажира, устанавливается в размере не менее чем 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на день продажи билета. Страховая сумма, предусмотренная договором страхования багажа, устанавливается в размере не менее чем 2 МРОТ за килограмм веса багажа. Страховая сумма, предусмотренная договором страхования вещей, находящихся при пассажире, устанавливается в размере не менее чем 10 МРОТ.
Наряду с обязательным страхованием на железнодорожном транспорте может производиться добровольное страхование пассажира и багажа по правилам гл. 40 ГК РФ.
В пути следования перевозчик обязал обеспечить пассажиру соответствующий его проездному билету уровень сервиса. Так, в соответствии с Приказом МПС России от 1 октября 2001 г. № 32 «О классификации вагонов повышенной комфортности в порядке предоставления пассажирам услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда» определены два класса вагонов повышенной комфортности: экономический (Э) и бизнес (Б). В соответствии с приказом перевозчик обязан предоставить пассажирам следующий комплекс услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах экономического класса: предоставление питания: предоставление печатной продукции (не менее 2-х наименований): предоставление набора предметов первой необходимости и гигиены (обеспечение комплектом постельных принадлежностей: обеспечение санитарно-гигиеническим набором из 3-х предметов): осуществление дополнительных мер по обеспечению личной безопасности пассажиров (сопровождение поездов сотрудниками охранных подразделений). В соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС России от 26 июля 2002 г. № 30, в вагонах с местами для лежания, с четырехместными купе и с двухместными купе (СВ) пассажирам на весь путь следования выдаются постельные принадлежности (матрац, подушка и одеяло) и за отдельную плату (за исключением вагонов повышенной комфортности) - комплект постельного белья. По желанию пассажира проводник вагона может заменить в пути следования использованный комплект постельного белья на новый за отдельную плату. Проводники вагонов обязаны доставлять комплекты постельного белья на места пассажиров, а также подготавливают постели инвалидам, больным, престарелым, пассажирам с малолетними детьми. За 30 минут до прибытия пассажира на станцию назначения или пересадки проводник вагона убирает постельное белье. Проводники вагонов с местами для лежания, с четырехместными купе и с двухместными купе (СВ) в поездах всех категории, а также вагонов с местами для сидения в скорых поездах не менее трех раз в день обеспечивают пассажиров по их просьбе чаем по установленной цене, в фирменных поездах пассажиры обеспечиваются чаем по их просьбе в любое время суток. Пассажиры поездов дальнего и местного следования должны быть обеспечены охлажденной кипяченой питьевой водой.
В соответствии с Инструкцией об организации работы вагонов- ресторанов (вагонов-кафе) пассажирских поездов Российских железных дорог, утвержденной МПС России 22 октября 2001 г. № ЦЛ-861 для обеспечения пассажиров питанием в пассажирских поездах должны быть вагоны-рестораны. Официантами вагонов-ресторанов производится доставка по заказам пассажиров блюд, кулинарной продукции и покупных товаров в вагоны с двухместными купе (СВ) и купейные вагоны из имеющегося в наличии ассортимента продукции и товаров за отдельную плату. О предлагаемой платной услуге по доставке продукции из вагона-ресторана пассажирам объявляется по поездному радио начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда. Заказ на доставку блюд по меню вагона-ресторана принимается через проводников пассажирских вагонов или через официантов вагонов-ресторанов. В пассажирских поездах с вагонами повышенной комфортности пассажирам предоставляется платное сервисное обслуживание, в том числе набор питания или рацион горячего питания, стоимость которого включена в цену проездных документов.
Проводники вагонов обязаны предупредить пассажиров о подходе поезда к станции их назначения или пересадки не позднее чем за 30 минут. В случае проезда пассажиром станции назначения, указанной в проездном документе (билете), составляется акт за подписью начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда, проводника вагона и пассажира. Этот акт дает пассажиру право возвратиться до станции назначения бесплатно.
Перевозчик обязан доставить пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок (п. 792 ГК РФ). Транспортные уставы и кодексы устанавливают, что пассажирские перевозки должны осуществляться по расписанию (ст. 80 УЖТ, п. 1 ст. 95 КВВТ РФ, ст. 76 УАТ РСФСР).
Большое влияние на исчисление сроков доставки оказывает правильность определения моментов ее начала и окончания. Так, на морском транспорте перевозка пассажира включает в себя период его доставки водным путем с берега на судно либо наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира. Время доставки каютного багажа начинает исчисляться с момента, когда каютный багаж принят к перевозке на морском вокзале, причале или в любом ином портовом сооружении (ст. 182 КТМ РФ). На железнодорожном транспорте срокам доставки багажа посвящен целый ряд правовых норм. В соответствии со ст. 89 УЖТ срок доставки багажа определяется временем следования поезда, которым багаж отправлен, до станции назначения. Даты отправления и прибытия указываются перевозчиком в перевозочных документах. Багаж выдается на станции назначения предъявителю багажной квитанции и проездного документа (билета) под роспись. Его выдача осуществляется в течение всего времени, когда станция открыта для выполнения операций по приему и выдаче багажа, грузобзгажа. На станции назначения прибывшие багаж, грузобагаж хранятся бесплатно 24 часа без учета дня прибытия. Расходы перевозчика, связанные с хранением багажа сверх указанного срока, возмещаются пассажиром, получателем (ст. 90 УЖТ). Багаж выдается на станции назначения после внесения всех причитающихся перевозчику платежей. В случае уклонения пассажира, получателя багажа от внесения этих платежей перевозчик вправе удержать багаж и реализовать его. На автомобильном транспорте принятый к перевозке отдельно от пассажира багаж должен быть доставлен в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира в этот пункт по расписанию (ст. SS УАТ РСФСР).
Одной из основных обязанностей пассажира является оплата своего проезда, а при сдаче багажа — его провоза (ст. 82 УЖТ). Плата за проезд пассажира и за провоз его багажа определяются соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования — на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 181 КТМ РФ, ст. 100 УАТ РСФСР).
- 2.2. Органы управления транспортной деятельностью
- 2.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 2.4. Правовое положение земель транспорта
- Тема 3. Договор перевозки грузов
- 3.1. Понятие, предмет и краткая характеристика перевозки грузов
- 3.2. Субъекты обязательств по перевозке грузов
- 3.3. Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения
- 3.4. Обязанность перевозчика по обеспечению сроков доставки
- 3.5. Обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза
- 3.6. Обязанность перевозчика по выдаче груза получателю
- 3.7. Обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку установленную плату
- 3.8. Прекращение договора перевозки груза
- 3.9. Ответственность сторон за неисполнение договора перевозки
- 3.10.Ответственность грузоотправителей и грузополучателей
- 3.11. Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов
- Тема 11. Транспортная экспедиция
- 11.1. Понятие и сфера применения договора транспортной экспедиции
- 11. 2. Предмет договора транспортной экспедиции
- 11. 3. Форма и содержание договора транспортной экспедиции
- 11.4. Ответственность экспедитора и клиента
- 11.5. Претензии и иски экспедитора и клиента
- Тема 8. Договор фрахтования
- 8.1. Понятие и сфера применения договора фрахтования
- 8.2. Права и обязанности сторон договора фрахтования. Ответственность по договору
- Тема 9. Договор перевозки пассажира
- 9.1. Понятие договора перевозки пассажира
- 9.2. Порядок заключения договора перевозки пассажира
- 9. 3. Права и обязанности сторон договора пассажирской перевозки
- 9.4. Ответственность сторон по договору пассажирской перевозки
- 9.5. Порядок рассмотрения споров по договору пассажирской перевозки
- Тема 10. Договор буксировки
- 10.1. Понятие и сфера применения договора буксировки
- 10.2. Права и обязанности сторон по договору буксировки
- 10.3. Ответственность сторон по договору буксировки
- Тема 7. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
- 7.1. Ответственность сторон по договору буксировки
- 7.2. Соглашения между транспортными организациями
- 7.3. Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов
- Тема 5. Договор об организации перевозок
- 5.1. Понятие и предмет договоров об организации перевозок
- 5.2. Соотношение договора об организации перевозок и иных видов договоров
- 5.3. Виды договора об организации перевозок
- 5.4. Субъекты договора об организации перевозок. Порядок его заключения и форма
- 5.5. Содержание и исполнение договора об организации перевозок. Ответственность по договору
- Тема 4. Договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении груза к перевозке
- 4.1. Понятие договора о подаче транспортных средств под погрузку и порядок его заключения
- 4.2. Права и обязанности сторон договора о подаче транспортных средств под погрузку
- 4.3. Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку