9.5. Порядок рассмотрения споров по договору пассажирской перевозки
Если стороны не смогли достичь соглашения по возникшим спорам, заинтересованная сторона может обратиться за защитой нарушенного права в суд. Однако для того, чтобы суд принял дело к рассмотрению, должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования споров. Такой порядок установлен транспортными уставами и кодексами. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира права на предъявление претензии или иска (ст. 124 ВК РФ). Однако в данном случае, как и при разрешении споров, вытекающих из железнодорожной перевозки (ст. 121 УЖТ), предъявление претензии является правом, а не обязанностью пассажира. Соответственно, независимо от предъявления претензии пассажир вправе заявить перевозчику иск. Право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют:
в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки — пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта;
в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира — пассажир (ст. 125 ВК РФ).
Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок в случаях возмещения вреда пассажиру исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии (ст. 126 ВК РФ).
На морском транспорте пассажир должен направить заявление в письменной форме перевозчику или его агенту в следующих случаях:
явное повреждение каютного багажа - до или в момент высадки пассажира, явное повреждение иного багажа — до или в момент его выдачи;
утрата или повреждение багажа, которые не являются явными, - в течение 15 дней со дня высадки пассажира или выдачи багажа либо с момента, когда он должен быть выдан.
В случае, если пассажир не выполнил это требование, предполагается, если не доказано иное, что пассажир получил свой багаж неповрежденным. Заявление пассажира в письменной форме не требуется, если багаж осмотрен или состояние его проверено перевозчиком (ст. 194 КТМ РФ).
На внутреннем водном транспорте претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, предъявляются перевозчикам по месту их нахождения. К претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии. К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) багажа должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость багажа. Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, которые исчисляются в отношении:
возмещения утраты багажа - по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки багажа;
возмещения ущерба за недостачу, повреждение багажа — со дня выдачи багажа;
задержки отправления или прибытия с опозданием пассажирского судна — со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии (ст. 161 КВВТ РФ).
На автомобильном транспорте действуют те же претензионные сроки, что и в отношении претензий по грузам: 45 дней по требованиям, связанным с уплатой штрафов и 6 месяцев во всех остальных случаях. Согласно §285, 286 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, являющихся приложением №1 к Приказу Минавтотранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. №176, указанные сроки исчисляются:
со дня выдачи багажа - по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу багажа;
по истечении 10 суток после окончания сроков доставки багажа — по претензиям о возмещении за утрату багажа;
со дня выдачи багажа - по претензиям о просрочке в доставке багажа;
со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, — во всех остальных случаях.
Автотранспортная организация обязана рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в следующие сроки со дня получения претензии:
в течение 3 месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в автомобильном сообщении;
в течение 6 месяцев — по претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;
в течение 45 дней — по претензиям об уплате штрафов.
Срок исковой давности по требованиям, возникающим из договора международной морской перевозки пассажира, составляет 2 года, при внутренней - 3 года (ст. 408. 411 КТМ РФ). На железнодорожном транспорте пассажиры и перевозчики могут предъявить заявление в суд в отношении друг друга в течение одного года (ст. 125,126 УЖТ).
- 2.2. Органы управления транспортной деятельностью
- 2.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 2.4. Правовое положение земель транспорта
- Тема 3. Договор перевозки грузов
- 3.1. Понятие, предмет и краткая характеристика перевозки грузов
- 3.2. Субъекты обязательств по перевозке грузов
- 3.3. Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения
- 3.4. Обязанность перевозчика по обеспечению сроков доставки
- 3.5. Обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза
- 3.6. Обязанность перевозчика по выдаче груза получателю
- 3.7. Обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку установленную плату
- 3.8. Прекращение договора перевозки груза
- 3.9. Ответственность сторон за неисполнение договора перевозки
- 3.10.Ответственность грузоотправителей и грузополучателей
- 3.11. Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов
- Тема 11. Транспортная экспедиция
- 11.1. Понятие и сфера применения договора транспортной экспедиции
- 11. 2. Предмет договора транспортной экспедиции
- 11. 3. Форма и содержание договора транспортной экспедиции
- 11.4. Ответственность экспедитора и клиента
- 11.5. Претензии и иски экспедитора и клиента
- Тема 8. Договор фрахтования
- 8.1. Понятие и сфера применения договора фрахтования
- 8.2. Права и обязанности сторон договора фрахтования. Ответственность по договору
- Тема 9. Договор перевозки пассажира
- 9.1. Понятие договора перевозки пассажира
- 9.2. Порядок заключения договора перевозки пассажира
- 9. 3. Права и обязанности сторон договора пассажирской перевозки
- 9.4. Ответственность сторон по договору пассажирской перевозки
- 9.5. Порядок рассмотрения споров по договору пассажирской перевозки
- Тема 10. Договор буксировки
- 10.1. Понятие и сфера применения договора буксировки
- 10.2. Права и обязанности сторон по договору буксировки
- 10.3. Ответственность сторон по договору буксировки
- Тема 7. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
- 7.1. Ответственность сторон по договору буксировки
- 7.2. Соглашения между транспортными организациями
- 7.3. Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов
- Тема 5. Договор об организации перевозок
- 5.1. Понятие и предмет договоров об организации перевозок
- 5.2. Соотношение договора об организации перевозок и иных видов договоров
- 5.3. Виды договора об организации перевозок
- 5.4. Субъекты договора об организации перевозок. Порядок его заключения и форма
- 5.5. Содержание и исполнение договора об организации перевозок. Ответственность по договору
- Тема 4. Договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении груза к перевозке
- 4.1. Понятие договора о подаче транспортных средств под погрузку и порядок его заключения
- 4.2. Права и обязанности сторон договора о подаче транспортных средств под погрузку
- 4.3. Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку