logo
ответы

9.5. Порядок рассмотрения споров по договору пассажирской перевозки

Если стороны не смогли достичь соглашения по возникшим спорам, заинтересованная сторона может обратиться за защитой нарушенного права в суд. Однако для того, чтобы суд принял дело к рассмотрению, должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования споров. Такой порядок установлен транспортными уставами и кодексами. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира права на предъявление претензии или иска (ст. 124 ВК РФ). Однако в данном случае, как и при разрешении споров, вытекающих из железнодорожной перевозки (ст. 121 УЖТ), предъявление претензии является правом, а не обязанностью пассажира. Соответственно, независимо от предъявления претензии пассажир вправе заявить перевозчику иск. Право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют:

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок в случаях возмещения вреда пассажиру исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии (ст. 126 ВК РФ).

На морском транспорте пассажир должен направить заявление в письменной форме перевозчику или его агенту в следующих случаях:

В случае, если пассажир не выполнил это требование, предполагается, если не доказано иное, что пассажир получил свой багаж неповрежденным. Заявление пассажира в письменной форме не требуется, если багаж осмотрен или состояние его проверено перевозчиком (ст. 194 КТМ РФ).

На внутреннем водном транспорте претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, предъявляются перевозчикам по месту их нахождения. К претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии. К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) багажа должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость багажа. Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, которые исчисляются в отношении:

На автомобильном транспорте действуют те же претензионные сроки, что и в отношении претензий по грузам: 45 дней по требованиям, связанным с уплатой штрафов и 6 месяцев во всех остальных случаях. Согласно §285, 286 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, являющихся приложением №1 к Приказу Минавтотранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. №176, указанные сроки исчисляются:

Автотранспортная организация обязана рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в следующие сроки со дня получения претензии:

  1. в течение 3 месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в автомобильном сообщении;

  2. в течение 6 месяцев — по претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;

  3. в течение 45 дней — по претензиям об уплате штрафов.

Срок исковой давности по требованиям, возникающим из договора международной морской перевозки пассажира, составляет 2 года, при внутренней - 3 года (ст. 408. 411 КТМ РФ). На железнодорожном транспорте пассажиры и перевозчики могут предъявить заявление в суд в отношении друг друга в течение одного года (ст. 125,126 УЖТ).