10.3. Ответственность сторон по договору буксировки
Хотя услуги по буксировке относятся к предпринимательской деятельности, при которой лицо несет строгую ответственность, т.е. ответственность, выходящую за пределы принципа вины, и может освободиться от ответственности, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ), ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке, наступает при наличии вины. Вина владельца буксирующего судна презюмируется, т.е. отсутствие вины доказывается лицом, нарушающим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Вопрос об ответственности буксировщика при портовой и при морской буксировке решается неодинаково.
При морской буксировке ответственность за ущерб, причиненный буксируемому судну, или иному плавучему объекту, либо находящимся на них людям или имуществу, несет владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине. Вместе с тем, стороны договора морской буксировки могут соглашением в письменной форме возложить обязанность по управлению морской буксировкой на капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта. В таком случае действует обратное правило. Ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке буксирующему судну либо находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксируемого судна или иного плавучего объекта, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине (ст. 229 КТМ РФ).
С точностью до наоборот решается вопрос об ответственности буксировщика при портовой буксировке. Здесь ответственность за ущерб, причиненный буксирующему судну либо находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксируемого судна или иного плавучего объекта, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине (ст. 230 КТМ РФ). И только в случае, когда стороны договора возложили обязанность по управлению портовой буксировкой на капитана буксирующего судна, ответственность за ущерб, причиненный при портовой буксировке буксируемому судну либо находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.
Особые правила об ответственности буксировщика установлены при буксировке в ледовых условиях, поскольку она всегда связана с повышенным риском. В зависимости от ледовых условий такая буксировка может осуществляться как обычными судами, так и ледоколами. Владелец буксирующего судна в этом случае не отвечает за ущерб, причиненный буксируемому судну либо находящимся на нем людям или имуществу, если не доказано, что ущерб причинен по его вине (ст. 231 КТМ РФ). Судно, идущее во льду на буксире ледокола, не должно давать своему движению ход вперед без особого всякий раз приказания капитана ледокола. Оно должно быть постоянно готовым отдать буксир по первому требованию капитана ледокола. Владелец ледокола не несет ответственности за убытки, причиненные проводимому судну во время и вследствие проводки через лед и связанных с этой проводкой маневров. Следует признать, что ответственность владельца ледокола за ущерб все же возникает и основана она на принципе вины.
- 2.2. Органы управления транспортной деятельностью
- 2.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 2.4. Правовое положение земель транспорта
- Тема 3. Договор перевозки грузов
- 3.1. Понятие, предмет и краткая характеристика перевозки грузов
- 3.2. Субъекты обязательств по перевозке грузов
- 3.3. Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения
- 3.4. Обязанность перевозчика по обеспечению сроков доставки
- 3.5. Обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза
- 3.6. Обязанность перевозчика по выдаче груза получателю
- 3.7. Обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку установленную плату
- 3.8. Прекращение договора перевозки груза
- 3.9. Ответственность сторон за неисполнение договора перевозки
- 3.10.Ответственность грузоотправителей и грузополучателей
- 3.11. Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов
- Тема 11. Транспортная экспедиция
- 11.1. Понятие и сфера применения договора транспортной экспедиции
- 11. 2. Предмет договора транспортной экспедиции
- 11. 3. Форма и содержание договора транспортной экспедиции
- 11.4. Ответственность экспедитора и клиента
- 11.5. Претензии и иски экспедитора и клиента
- Тема 8. Договор фрахтования
- 8.1. Понятие и сфера применения договора фрахтования
- 8.2. Права и обязанности сторон договора фрахтования. Ответственность по договору
- Тема 9. Договор перевозки пассажира
- 9.1. Понятие договора перевозки пассажира
- 9.2. Порядок заключения договора перевозки пассажира
- 9. 3. Права и обязанности сторон договора пассажирской перевозки
- 9.4. Ответственность сторон по договору пассажирской перевозки
- 9.5. Порядок рассмотрения споров по договору пассажирской перевозки
- Тема 10. Договор буксировки
- 10.1. Понятие и сфера применения договора буксировки
- 10.2. Права и обязанности сторон по договору буксировки
- 10.3. Ответственность сторон по договору буксировки
- Тема 7. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
- 7.1. Ответственность сторон по договору буксировки
- 7.2. Соглашения между транспортными организациями
- 7.3. Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов
- Тема 5. Договор об организации перевозок
- 5.1. Понятие и предмет договоров об организации перевозок
- 5.2. Соотношение договора об организации перевозок и иных видов договоров
- 5.3. Виды договора об организации перевозок
- 5.4. Субъекты договора об организации перевозок. Порядок его заключения и форма
- 5.5. Содержание и исполнение договора об организации перевозок. Ответственность по договору
- Тема 4. Договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении груза к перевозке
- 4.1. Понятие договора о подаче транспортных средств под погрузку и порядок его заключения
- 4.2. Права и обязанности сторон договора о подаче транспортных средств под погрузку
- 4.3. Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку