logo
ответы

10.2. Права и обязанности сторон по договору буксировки

Условно исполнение договора буксировки можно разбить на три стадии:

Подготовка к буксировке равным образом лежит на обеих сторонах. Их обязанностью при этом является заблаговременно привести свое судно в состояние, пригодное для безопасного плавания, в соответствии с правилами буксировки, техническими условиями формирования и оснастки плотов, а также договором буксировки или договором об организации буксировок. Порядок укомплектования буксируемого объекта экипажем или проводниками определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено правилами буксировки. Обязанность предоставить буксирное оборудование (тросы и т.п.) лежит на владельце буксира (ст. 228 КТМ РФ, ст. 89 КВВТ РФ).

Если в качестве буксируемого объекта выступает плот, то его отправитель на стадии подготовки обязан осуществить:

Владелец буксируемого объекта должен его предъявить для осмотра не позднее чем за 12 часов до срока отправления. Буксировщик в свою очередь обязан до приема буксируемого объекта:

В случае обнаружения дефектов и недостатков, препятствующих буксировке, должен быть составлен акт с перечнем таких дефектов и недостатков и указанием сроков их устранения. При отсутствии или устранении дефектов и недостатков, препятствующих буксировке, стороны составляют акт о готовности буксируемого объекта к буксировке, на основании которого оформляется транспортная накладная на буксировку (ст. 91 КВВТ РФ).

Обязанности сторон при осуществлении буксировки. Буксировка должна осуществляться с мастерством, как того требуют обстоятельства, без перерыва и задержек, за исключением необходимых, и в соответствии с хорошей морской практикой (ст. 228 КТМ РФ). Буксировка осуществляется под управлением капитана буксирующего судна (п. 1 ст. 229 КТМ РФ). В случае, если буксируемый объект имеет на борту экипаж, его члены обязаны исполнять распоряжения капитана буксирующего судна в части обеспечения безопасности судоходства, сохранности буксируемого объекта и принимать меры по предупреждению транспортных происшествий с буксируемым объектом (п. 3 ст. 89 КВВТ РФ). Однако стороны договора морской буксировки могут соглашением в письменной форме возложить обязанность по управлению морской буксировкой на капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта (п. 2 ст. 229 КТМ РФ). Противоположное правило действует для портовой буксировки, которая осуществляется под управлением капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта (ст. 230 КТМ РФ). Но и в этом случае стороны вправе своим соглашением предусмотреть иное.

Судно или иной плавучий объект, которые находятся под управлением капитана другого судна или иного плавучего объекта, должны также проявлять заботу о безопасном плавании буксирного каравана (п. 3 ст. 228 КТМ РФ). При неблагоприятном прогнозе погоды капитан обязан задержать выход в море. В случае, если во время буксировки суда будут застигнуты штормом, капитан буксирующего судна должен принять все меры предосторожности, рекомендуемые в таких случаях хорошей морской практикой (уменьшить ход, увеличить длину буксирных тросов, лечь на более благоприятный для буксируемого объекта курс, следовать в место укрытия от непогоды и т.д.).

Буксировщик обязан обеспечить переформирование плотов в пути для их прохода под мостами, через шлюзы и другие затруднительные для судоходства участки внутренних водных путей, а также проводку плотов вспомогательными судами через такие участки, профилактический и аварийный ремонт в пути (ст. 90 КВВТ РФ). В случае транспортного происшествия с буксируемым объектом капитан буксирующего судна, отправитель и члены экипажа буксируемого объекта обязаны совместно принять меры по уменьшению нанесенного таким происшествием ущерба и ликвидации его последствий (ст. 92 КВВТ РФ).

В договоре обычно не определяются сроки завершения буксировки. Это связано с тем, что владелец буксирующего судна как правило не может гарантировать движение каравана с предварительно установленной скоростью. В то же время предусматривается, что владелец буксирующего судна и его капитан должны, насколько позволяют обстоятельства, приложить все усилия к тому, чтобы осуществить буксировку без перерыва и задержки, которые не вызываются необходимостью.

Буксировщик обязан известить получателя о времени прибытия буксируемого объекта в порт назначения не позднее чем за 24 часа, а также повторно за 6 часов до прибытия буксируемого объекта (п. 1 ст. 93 КВВТ РФ). В свою очередь получатель должен обеспечить круглосуточный прием извещений о прибытии плотов и указать капитану буксирующего судна место постановки буксируемого объекта и место его приема, а также обеспечить безопасную постановку буксируемого объекта (и. 2 ст. 93 КВВТ РФ). Не позднее 2-х часов после прибытия и постановки плавобъекта в указанном получателем месте стороны должны составить «Акт окончания буксировки». Буксируемый объект передается получателю под роспись, которая проставляется в дорожной ведомости. В случае, если буксируемый объект доставлен в порт назначения с признаками повреждения, буксировщик совместно с получателем буксируемого объекта осуществляет его осмотр и оценку повреждений. В отношении плотов также производится подсчет единиц плотов, прибывших в исправном состоянии, с указанием в акте, составленном в соответствии с правилами буксировки, количества древесины в указанных единицах на основании спецификаций без пересчета бревен и с указанием приблизительного количества древесины в поврежденных единицах плотов. Окончательная сдача и прием древесины из поврежденных единиц плотов осуществляются при выкатке бревен из воды на берег или путем пересчета их в воде представителями обеих сторон. Указанные действия должны быть осуществлены не позднее 6 суток со времени прибытия плота (п. 3 ст. 93 КВВТ РФ).

Буксируемые объекты, принятые после наступления сроков прекращения обязательного их приема для буксировки, если они не могут быть доставлены по назначению или были задержаны в пути, должны быть приняты их отправителями на хранение и поставлены на длительный отстой, в том числе в зимнее время года, в месте остановки движения. В указанных случаях провозная плата за непройденное расстояние возвращается отправителю буксируемого объекта (ст. 94 КВВТ РФ).

Главной обязанностью владельца буксируемого средства является оплата буксировки, которая, как правило, устанавливается в твердой сумме.