logo
ответы

11.4. Ответственность экспедитора и клиента

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК РФ. Из этого правила существует одно исключение, установленное п. 2 ст. 803 ГК РФ. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Ответственность за нарушение договора транспортной экспедиции в зависимости от оснований, субъекта ответственности и воли сторон может быть различной. По общим правилам об ответственности нарушившая сторона должна возместить контрагенту убытки и уплатить неустойку. За отдельные виды нарушений [например, за утрату, повреждение (порчу), недостачу груза] предусматриваются ограничения размера ответственности. Стороны вправе своим соглашением установить повышенный размер ответственности. Вместе с тем и. 2 ст. 11 Закона о транспортно- экспедиционной деятельности установлен запрет на устранение или ограничение ответственности по сравнению с требованиями, установленными названным Законом.

Законом установлена ответственность как экспедитора, так и клиента за односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции. В соответствии со ст. 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Понятие «разумный срок» имеет оценочный характер. К сожалению. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности не дает ответа на вопрос: какие последствия может повлечь односторонний отказ, если груз находится в пути следования? Нарушившая сторона должна возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплатить штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат. Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, в отличие от ст. 806 ГК РФ, за односторонний отказ от исполнения договора, повлекший расходы другой стороны, предусмотрен штраф в размере 10% от суммы расходов. Во-первых, вызывает сомнение правомерность самого факта установления штрафных санкций, которые не предусмотрены нормами ГК РФ. Во-вторых, в имущественном обороте использование штрафных санкций допустимо лишь в целях защиты публичных интересов или слабой стороны в договорных отношениях.

Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Первый пункт ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение груза. Экспедитор, виновный в несохранности груза, несет ответственность в следующих размерах:

Экспедитор отвечает за утрату, недостачу, повреждение или порчу груза только при наличии вины, которая презюмируется. Необходимость наличия вины здесь выражена в отрицательной форме словами: «если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело». Следовательно, для освобождения экспедитора от ответственности он должен доказать, что несохранность перевозимого груза вызвана не какими-то обстоятельствами, которые могут быть поставлены ему в вину, а иными, выходящими за пределы его возможностей обстоятельствами. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор, принявший все меры к обеспечению сохранности груза, но не выполнивший договора транспортной экспедиции по не зависящим от него обстоятельствам, должен быть освобожден от ответственности. Правила об ответственности экспедитора за утрату груза только при наличии вины противоречат требованиям 803 ГК РФ и правилам гл. 25 ГК РФ. Положения п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности воспроизводят нормы транспортных уставов и кодексов об ответственности перевозчиков за несохранность груза. Однако они не сообразуются с нормами п. 2 ст. 803 ГК РФ, согласно которому экспедитор будет отвечать по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ограниченная ответственность), если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки. Согласно же закону экспедитор будет нести ограниченную ответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Зачем же экспедитору доказывать вину перевозчика, если его ответственность уже ограничена? В этой связи правила п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности применяться не должны, поскольку противоречат нормам ГК РФ.

Экспедитор обязан возвратить клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если только в договоре транспортной экспедиции это особо оговорено. Экспедитор должен также возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по его вине, наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения. Такое требование соответствует общим нормам ГК РФ об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которые предусматривают, что в состав убытков включаются реальный ущерб и упущенная выгода.

Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии - исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения. Определение стоимости недостающего груза зависит от его характера.

Пункт 7 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной лояльности устанавливает срок, по истечении которого груз считается утраченным. В данном случае законодатель применяет специальный прием, который можно назвать юридической фикцией. Само по себе истечение срока не свидетельствует о физической утрате груза. Возможны случаи неправильного оформления документов, в результате которых груз длительное время не может быть идентифицирован, и иные подобные случаи, когда груз на самом деле не утрачен. В большинстве случаев судьба груза просто неизвестна, и для того чтобы придать определенность сложившимся отношениям сторон договора транспортной экспедиции, его утрата предполагается. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении 30 дней со дня срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Если же такой срок договором не определен, то груз не считается утраченным, если он доставлен в течение разумного срока, исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Разумность срока является понятием субъективным, поскольку при возникновении спора каждый раз оценку разумности придется давать суду. Сделать это довольно сложно, поскольку период доставки зависит от многих факторов.

В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, что они получили груз неповрежденным. Экспедитор вправе приводить доказательства обратного. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления. Речь идет о скрытых недостатках груза, т.е. таких, которые не могли быть установлены при приеме груза обычным способом. Например, достаточно трудно определить при приеме груза повреждение или порчу груза, если тара или упаковка не повреждена. Что касается недостачи груза, то здесь может служить примером случай, когда после приема от экспедитора сельскохозяйственной техники обнаруживается отсутствие какого-либо внутреннего механизма.

Экспедитор обязан возместить убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. Если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. Законная неустойка в данном случае применяется для защиты слабой стороны в договоре в широком смысле этого слова. Экспедитор имеет не только более выгодное материальное положение в силу того, что является предпринимателем, но и обладает большими знаниями в области транспортно-экспедиционной деятельности, дающими преимущество при составлении договоров и иных документов. Для освобождения от возмещения неустойки, так же как и убытков, экспедитор должен доказать, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой анты или по вине клиента. Все остальные случаи, свидетельствующие о невиновности экспедитора, в расчет не принимаются.

В связи с этим возникает проблема сопоставимости норм Закона о транспортно-экспедиционной деятельности с правилом п. 2 ст. 803 ГК РФ, которым предусмотрено, что экспедитор будет нести ответственность за нарушение обязательства по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик, если докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки. Поскольку в данном случае п. 2 ст. 9 вступает в противоречие с требованиями ГК РФ как при установлении оснований ответственности, так и ее размера, преимущество имеют нормы ГК РФ. Вопрос же о конкуренции норм ГК РФ и норм Закона о защите прав потребителей разрешен в Постановлении Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 г. №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». Пленум разъяснил, что в случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых договоров с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами, то к отношениям, вытекающим из таких договоров. Закон о защите прав потребителей может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. Таким образом, в случае с договором транспортной экспедиции вопрос разрешен не в пользу потребителя. Вместе с тем введение штрафной неустойки направлено на защиту прав потребителей и представляется целесообразным. В этой связи полагаем, что существующие противоречия между нормами закона и ГК РФ обусловлены прежде всего недостатками самого ГК РФ.

Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором. В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации. В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10 % суммы этих расходов. Здесь объединены два правила, в которых ответственность клиента отличается не только по форме, но и по основаниям. Если в первом пункте речь идет о возмещении убытков за непредставление информации, то во втором — о неустойке за отказ клиента от оплаты расходов. Объединение обоих правил в один пункт статьи, на наш взгляд, свидетельствует о несовершенстве законодательной техники. Первый пункт предусматривает, что клиент обязан предо ста вить точную информацию о местонахождении получателя груза. Если груз был адресован грузополучателю, которого не оказалось по указанному адресу, всю ответственность перед экспедитором несет клиент. Следует отметить, что в соответствии с положениями Брюссельской конвенции от 25 августа 1924 г. об унификации некоторых правша о коносаменте считается, что отправитель гарантировал перевозчику на момент погрузки точность марок, числа мест, количества и веса груза, как они им указаны, и отправитель обязан возместить перевозчику все потери, убытки и расходы, возникшие вследствие или явившиеся результатом неточности этих данных. Право перевозчика на такое возмещение никоим образом не ограничивает его ответственность и обязанности по договору перевозки перед любым лицом, иным, чем отправитель.

Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0.1% вознаграждения экспедитору и понесенных нм в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных нм в интересах клиента расходов. Ответственность клиента за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов предусмотрена в виде уплаты неустойки, которая составляет одну десятую процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки. Размер неустойки ограничен суммой причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов. Вызывает сомнение целесообразность установления повышенного фиксированного процента неустойки, которая в данном случае носит характер зачетной, поскольку в соответствии со ст. 394 ГК РФ убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.

Подобное правило может привести к неосновательному обогащению клиента. Ведь целью гражданско-правовой ответственности является восстановление имущественного положения и прав потерпевшей стороны до такого объема, на который она была бы вправе рассчитывать при надлежащем исполнении обязательства нарушившей стороной. Особенностью гражданско-правовой ответственности является соответствие ее размера размеру причиненного вреда или убытков. Имущественная санкция, применяемая за допущенное нарушение, всегда имеет своей целью восстановление или компенсацию нарушенного права потерпевшего. В рассматриваемом же случае законодатель установил повышенный процент неустойки по сравнению с размером ответственности за пользование чужими денежными средствами, предусмотренным ст. 395 ГК РФ, поскольку в настоящее время банковская ставка рефинансирования составляет примерно 0.05% и имеет тенденцию к снижению. Обычно законом устанавливается повышенный размер ответственности по сравнению с причиненными убытками в исключительных случаях лишь в случаях защиты публичных интересов (государства и общества). Здесь не играет роли тот факт, что ответственность клиента ограничена суммой вознаграждения и расходов экспедитора, понесенных в интересах клиента. Примерно такое же правило выработано судебно-арбитражной практикой. При рассмотрении дел на практике арбитражные суды, руководствуясь ст. 333 ГК РФ и п. 42 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», уменьшают неустойку в случаях превышения ее размера над суммой задолженности. Следует, однако, подчеркнуть, что закон особо не отоваривает, что ответственность клиента ограничена в пределах неуплаченной клиентом суммы вознаграждения и расходов, что также свидетельствует об отходе от компенсационного принципа гражданско-правовой ответственности.

В законе устанавливается ответственность клиента в форме убытков только при неисполнении обязанности по предоставлению информации. Однако это не означает, что убытки клиентом в случае совершения им иных правонарушении не возмещаются. В соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ и ст. 15 ГК РФ убытки за любые правонарушения обязанностей клиентом по договору подлежат возмещению в полной мере как в виде реального ущерба, так и в виде упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 11 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности в договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным законом или международным договором РФ размером ответственности. Ужесточение ответственности экспедитора по соглашению сторон не противоречит общим положениям ГК РФ об ответственности за неисполнение обязательств. Обычно стороны предусматривают повышенную ответственность экспедитора в случаях доставки груза по схеме «от двери до двери», когда экспедитор устанавливает повышенное вознаграждение за весь комплекс транспортно-экспедиционных услуг. Однако, по свидетельству Питера Джоуна, право увеличивать степень ответственности экспедитора редко используется в международной экспедиторской практике, хотя положения об этом содержатся почти во всех правилах транспортного экспедирования. Если клиент желает увеличить степень финансовой защиты, он обычно предпочитает это сделать путем грузового страхования. По этой причине модельные правила FIATA, касающиеся услуг грузового экспедирования, непосредственно не предусматривают возможность клиента «купить» повышенную ответственность.

Закон запрещает всякие соглашения экспедитора с клиентом, имеющие целью уменьшить или исключить возлагаемую на них ответственность. Не имеет значения, кто — юридическое лицо, предприниматель или гражданин является клиентом экспедитора. Не имеет значения и то, каким образом стороны намерены уменьшить или исключить ответственность: касаются ли они оснований, условий, форм, сроков. Любые соглашения относительно ответственности признаются недействительными независимо от форм их выражения (дополнительные соглашения, расписки и т.д.). Не являются безусловным основанием освобождения от ответственности экспедитора за повреждение или утрачу груза отметки в документе о приеме груза о том, что «груз принят в поврежденной таре» или «тара нестандартна», «неисправна». Такие отметки должны оцениваться судом наряду с другими обстоятельствами.

Ответственность экспедитора при оказании услуг, связанных с перевозками в международном сообщении. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов, предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666.67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки. При этом под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату установленную соглашением сторон.

Исключение из правила об ответственности при осуществлении международных перевозок грузов составляют случаи ответственности экспедитора, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Речь идет о нарушениях установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. В этом случае экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения. Кроме того, экспедитор обязан возместить убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору. если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. Однако названные правила ограничения ответственности не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. Таким образом, устанавливается ответственность экспедитора в зависимости от его вины, что не согласуется с нормами ГК РФ. Кроме того, представляется нелогичным доказывать экспедитору свою невиновность в утрате, недостаче или повреждении груза в случаях, когда правонарушением является просрочка в доставке груза.

Ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор. Следует отметить, что ответственность за утрату и повреждение груза устанавливается только за килограмм веса утраченного груза, а не за место и транспортную единицу. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода экспедитором возмещается в полном объеме, но не более 666.67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.