Вопрос 15. Государственный суверенитет рф и её субъектов по крф и в решениях кс рф
Суверенитет государства – это свойство гос-ва, самостоятельно и независимо от власти других гос-ств, осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, а также на мировом уровне.
Суверенитет проявляется в верховенстве, единстве и независимостигос.власти, в силу чего она является высшей. Верховенство гос.власти выражается в том, что она определяет правовые отношения в гос-ве, устанавливает общий правопорядок, права и обязанности гос.органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.
Выражением верховенства гос-ва явл. верховенство на всей терр-ии страны КРФ и других законов.
Т.об., верховенство гос.власти – это такое ее состояние, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. В конституционном гос-ве власть всегда ограничена правом. Верховенство гос.власти делает ее единственной политической властью.Единство гос.власти выражается в наличии единого органа или системы органов.
Гос.власть независима – это означает самостоятельность гос-ва в отношениях с другими государствами.
Декларация «О гос.суверенитете РСФСР» 12.06.90г: впервые носителем суверенитета и источником гос.власти признается её многонациональный народ и закрепляется его право непосредственно осуществлять гос.власть.Являясь суверенным государством, РФ самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию гос.власти и порядок ее деят-ти.
Конституционная характеристика российского суверенитета определяется в ст.3 и 4 КРФ. Исходя их того что носителем суверенитета является многонациональный народ РФ в целом, а ненаселение проживающее на территории отдельных субъектов федерации, можно сказать, что в КРФ провозглашается принцип неделимости суверенитета.
В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.
Если рассматривать форму правления с чисто формальных позиций, то можно сказать, что она не оказывает определяющего влияния на характер государственного строя. Ведь известно, что монархическая Великобритания давно уже является демократическим, конституционным государством, в то время как республиканский Советский Союз таким государством не был никогда. И наоборот, монархическая Россия
1)Конституция РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории России;
РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.
Эти формулировки особенно важны для понимания нового российского федерализма. Они не оставляют сомнения в том, что на территории Федерации не может быть каких-либо иных суверенитетов, что субъекты Федерации, даже имеющие статус государства, могут рассматриваться только как обладающие самостоятельностью в пределах своих полномочий. Это, кстати, соответствует ст. 73 Конституции, которая предоставляет субъектам Федерации "всю полноту гос. власти", но только за вычетом предметов ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Последние, т.о., не обладают суверенитетом, и любые попытки того или иного субъекта Федерации утвердить себя как суверенное государство противоречат Конституции РФ, да и здравому смыслу. Переданные Федерации суверенные права вернуть назад на конституционной основе односторонне нельзя.
Конституция РФ связывает суверенитет РФ, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа - носителя и единственного источника власти в РФ, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся гос. единство в ее настоящем федеративном устройстве".
В таком же соотношении находятся Конституция РФ и ФЗ'ы, с одной стороны, и все нормативные акты субъектов Федерации - с другой. Положение о "верховенстве на всей территории РФ" не может означать ничего другого, как установление безусловного приоритета федеральных актов высшей юридической силы в случае их расхождения с конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Российский федерализм - это не многовластие, а ясное разделение полномочий единой по своей природе власти между Федерацией и ее субъектами. В ст.5 в связи с этим закрепляется положение о гос. целостности и единстве системы гос. власти.
Гос. целостность - одна из основ конституционного строя РФ. Она закреплена в ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3), 8, 65, 67 (ч. 1), 71 (п. "б") Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 3 1 июля 1995 г. отметил: "Гос. целостность - важное условие равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одна из гарантий их конституционных прав и свобод".
Закрепляя принцип целостности территории РФ, Конституция дает ясно понять, что отделение каких-либо частей территории от РФ противоречило бы Конституции и вызвало бы соответствующие меры по обеспечению целостности государства. Это диктуется тем, что в силу длительного развития России как единого государства, создания единого экономического пространства с участием всех народов, изменений национального состава населения в сторону смешения этносов любая часть территории России не может рассматриваться как собственность одной нации.
Важный аспект суверенитета - неприкосновенность территории. Это положение Конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии. Сочетание принципов неприкосновенности и целостности означает, что нарушение или притязание на территорию любого региона является тем самым нарушением суверенитета РФ и влечет соответствующие меры с ее стороны. Понятие территории РФ содержится в ст. 67 Конституции и включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет России также распространяется на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону, однако права и юрисдикция здесь определяются законом и международным правом.
Конституция прямо не устанавливает делимость государственного суверенитета с мировым сообществом. Однако этот принцип, свойственный многим современным государствам, по существу, все же содержится в Конституции, хотя и не относится к основам конституционного строя. Так, ст. 79 гласит, что РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. В этой формулировке заложены принцип взаимности уступок полномочий (в соответствии-с договорами) и четкие пределы таких уступок: не ограничивать права и свободы и не противоречить основам конституционного строя.
Являясь суверенным государством, РФ самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов гос. власти и порядок их деятельности.
В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.
Если рассматривать форму правления с чисто формальных позиций, то можно сказать, что она не оказывает определяющего влияния на характер государственного строя. Ведь известно, что монархическая Великобритания давно уже является демократическим, конституционным государством, в то время как республиканский Советский Союз таким государством не был никогда. И наоборот, монархическая Россия
1)Конституция РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории России;
РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.
Эти формулировки особенно важны для понимания нового российского федерализма. Они не оставляют сомнения в том, что на территории Федерации не может быть каких-либо иных суверенитетов, что субъекты Федерации, даже имеющие статус государства, могут рассматриваться только как обладающие самостоятельностью в пределах своих полномочий. Это, кстати, соответствует ст. 73 Конституции, которая предоставляет субъектам Федерации "всю полноту гос. власти", но только за вычетом предметов ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Последние, т.о., не обладают суверенитетом, и любые попытки того или иного субъекта Федерации утвердить себя как суверенное государство противоречат Конституции РФ, да и здравому смыслу. Переданные Федерации суверенные права вернуть назад на конституционной основе односторонне нельзя.
Конституция РФ связывает суверенитет РФ, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа - носителя и единственного источника власти в РФ, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся гос. единство в ее настоящем федеративном устройстве".
В таком же соотношении находятся Конституция РФ и ФЗ'ы, с одной стороны, и все нормативные акты субъектов Федерации - с другой. Положение о "верховенстве на всей территории РФ" не может означать ничего другого, как установление безусловного приоритета федеральных актов высшей юридической силы в случае их расхождения с конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Российский федерализм - это не многовластие, а ясное разделение полномочий единой по своей природе власти между Федерацией и ее субъектами. В ст.5 в связи с этим закрепляется положение о гос. целостности и единстве системы гос. власти.
Гос. целостность - одна из основ конституционного строя РФ. Она закреплена в ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3), 8, 65, 67 (ч. 1), 71 (п. "б") Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 3 1 июля 1995 г. отметил: "Гос. целостность - важное условие равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одна из гарантий их конституционных прав и свобод".
Закрепляя принцип целостности территории РФ, Конституция дает ясно понять, что отделение каких-либо частей территории от РФ противоречило бы Конституции и вызвало бы соответствующие меры по обеспечению целостности государства. Это диктуется тем, что в силу длительного развития России как единого государства, создания единого экономического пространства с участием всех народов, изменений национального состава населения в сторону смешения этносов любая часть территории России не может рассматриваться как собственность одной нации.
Важный аспект суверенитета - неприкосновенность территории. Это положение Конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии. Сочетание принципов неприкосновенности и целостности означает, что нарушение или притязание на территорию любого региона является тем самым нарушением суверенитета РФ и влечет соответствующие меры с ее стороны. Понятие территории РФ содержится в ст. 67 Конституции и включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет России также распространяется на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону, однако права и юрисдикция здесь определяются законом и международным правом.
Конституция прямо не устанавливает делимость государственного суверенитета с мировым сообществом. Однако этот принцип, свойственный многим современным государствам, по существу, все же содержится в Конституции, хотя и не относится к основам конституционного строя. Так, ст. 79 гласит, что РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. В этой формулировке заложены принцип взаимности уступок полномочий (в соответствии-с договорами) и четкие пределы таких уступок: не ограничивать права и свободы и не противоречить основам конституционного строя.
ВИДЫ:
народный – все полномочия на осуществление гос.власти, а также все действия, направленные на урегулирование взаимоотношений гос.органы, институты, долж.лица приобретают в той или иной степени в результате свободно выражаемой воли народа.
государственный - самостоятельность и независимость гос.власти, ее верховенство. Государственный суверенитет выражается в верховенстве государственной власти, в её единстве, самостоятельности и независимости.
Верховенство гос.власти состоит в том, что только гос.власть полномочна закреплять в КРФ и других НПА весь строй общественных ПВО, устанавливать правопорядок, и меры юридической ответственности.
Единство гос.власти означает – обладание ею на всех уровнях, осуществление одинаковой сущностью, формами и методами деятельности. Причем между всеми ОГВ д/б связь, распределение полномочий, дисциплина, субординация.
Самостоятельная и независимая гос.власть проявляется в том, что в соответствии с распределение функций управления государственными и общественными делами ОГВ действуют самостоятельно и независимо от иных форм власти в данной стране, также от иностранных государств, и международных организаций.
Таким образом, суверенитет государства распространяется на всю его территорию, на внешние и внутренние дела.
Национальный - объективное свойство нации означающее её верховенство в решении своей судьбы и выражении суверенных прав на свободу выбора общественного и политического строя, на создание национального государства, на целостную национальную территорию, на экономически независимое пространство, на уважение её культуры, национальную честь и достоинство, на полное равноправие с другими народами. Национальный суверенитет, это как власть всего народа он объединяет всех граждан проживающих на соответствующей территории независимо от их национальной принадлежности.
ЗАЩИТА СУВЕРЕНИТЕТА:
военный способ осуществляется ВС РФ -
дипломатический – осущ-ся Правительством и спец.гос.органами, представительствами, консульствами и посольствами
экономический - осущ-ся Правительством и спец.гос.органами по внешней торговле и внешне-экономическим связям.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 1. Кп как отрасль права. Понятие, предмет и метод правового регулирования. Система кп.
- Вопрос 2. Кп как наука
- Вопрос 3. Кпн: понятие, виды, особенности
- Вопрос 4: Конституционно-правовая ответственность: понятие и черты
- Вопрос 5: Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, объекты и субъекты
- Вопрос 6. Источники кпрф: понятие и виды
- Вопрос 7: Конституция: понятие, сущность объекты конституционного регулирования. Виды конституций
- Вопрос 8: Юридические свойства и функции конституции
- Вопрос 9: Развития отечественной Конституции
- Вопрос 10. Конституции (уставы) субъектов рф, как икп
- Вопрос 11. Порядок внесения поправок и изменение Конституции рф
- Вопрос 12: Охрана и защита Конституции рф. Толкование Конституции
- Вопрос 13: Понятие и виды основ конституционного строя рф
- Вопрос 14. Российское государство и его конституционные характеристики.
- Вопрос 15. Государственный суверенитет рф и её субъектов по крф и в решениях кс рф
- Вопрос 16. Экономические основы конституционного строя рф
- Вопрос 17. Принципы социального и правового государства по крф
- Вопрос 18. Политические основы конституционного строя. Политический и идеологический плюрализм.
- Вопрос 19.Правовой статус общественных объединений. Организационно – правовые формы общественных объединений.
- Вопрос 20. Особенности правового статуса пп в рф.
- Вопрос 21. Принцип светского государства. Основы взаимоотношений религиозных объединений и государства рф. Правовой статус религиозных объединений
- Вопрос 22. Народовластие как основа конституционного строя рф. Виды народовластия.
- Путем непосредственной демократии
- Вопрос 23. Референдум: понятие, виды,правовое регулирование, вопросы референдума, порядок организации и проведения референдума
- 5. На референдум не могут выноситься вопросы:
- Вопрос 24. Конституционный статус личности: понятие, структура, принципы
- Гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей
- Вопрос 25. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, характеристика. Классификация конституционных прав и свобод.
- 26. Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: виды, содержание.
- 27. Политические права и свободы граждан Российской Федерации: виды и содержание.
- Вопрос 28: Политические права и свободы
- 28. Социально-экономические и культурные права и свободы личности в Российской Федерации: виды,содержание.
- 29. Гарантии конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.
- 30. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
- 31. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.
- 32. Воинская обязанность граждан рф. Право на замену воинской обязанности альтернативной гражданской-службой
- 33. Понятие, правовое регулирование и принципы гражданства Российской Федерации.
- 35. Прекращение гражданства Российской Федерации: правовое регулирование, основания и порядок прекращения.
- 36. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей: правовое регулирование, содержание.
- 37. Полномочные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской-Федерации.
- 38. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации. Обжалование решений по вопросам-гражданства-Российской-Федерации.
- 39. Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Право убежища
- 40. Правовой статус беженцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового-положения.
- 41. Правовой статус вынужденных переселенцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
- 42. История развития федерации в России.
- 43. Государственная целостность и единство системы государственной власти как принципы федеративного устройства рф.
- 44. Принцип равноправия и самоопределения народов в рф и формы его реализации.
- 45. Государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года.
- 46. Принцип разграничения предметов ведения рф и субъектов рф и полномочий органов государственной власти рф и ее субъектов. Правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий.
- 47. Порядок принятия в состав рф нового субъекта Федерации
- 48. Порядок образования в составе рф нового субъекта Федерации.
- 49. Государственные символы и правовой статус столицы Российской Федерации.
- Федеральный конституционный закон о государственном гербе российской федерации
- Федеральный конституционный закон о государственном флаге российской федерации
- Закон о статусе столицы российской федерации
- 50. Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации
- 51. Особенности статуса автономных округов и автономной области в Российской Федерации.
- 52. Избирательное право России: понятие, предмет, источники
- 53. Принципы избирательного права в Российской Федерации, их гарантии.
- 54. Понятие избирательного процесса и его стадии (общая характеристика).
- Назначение выборов
- Образование избирательных округов (и. Окр.)
- Образование избирательных участков (и. Уч.)
- 4. Формирование избирательной комиссии.(Из. Ком)
- 5. Составление списка избирателей
- 6. Выдвижение и регистрация кандидатов
- 7. Предвыборная агитация (па) и информирование
- 8. Голосование
- 9. Подсчет голосов и установление результатов выборов
- 55.Назначение выборов, образование избирательных округ и участков:
- 56. Регистрация и составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий.
- Избирательные комиссии
- 57. Выдвижение и регистрация кандидатов, список кандидатов. Отказ в регистрации отмена регистрации: основания и порядок.
- 58. Правовой статус кандидатов, избирательных объединений. Статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума
- 59. Информирование избирателей и предвыборная агитация. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах
- 60.Финансирование.Выборов.В.Российской.Федерации.
- 61. Голосование и определение результатов выборов. Порядок определения результатов выборов:
- 62. Несостоявшиеся выборы. Признание выборов недействительными.
- 63. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы.
- 64. Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в Российской Федерации
- Реализация системы сдержек и противовесов в Российской Федерации.
- Вопрос 65:
- 66. Условия и порядок выборов президента рф. Федеральный закон о выборах президента российской федерации
- Выдвижение и регистрация кандидатов
- Глава VII. Информирование избирателей и предвыборная агитация
- Глава IX. Голосование и определение результатов выборов президента российской федерации
- Глава X. Вступление в должность президента российской федерации
- 67. Прекращение полномочий Президента рф.
- 68. Администрация Президент рф.
- 69. Акты п рф, порядок их опубликования и вступления в силу.
- 70.Конституционно-правовой-статус-Федерального-Собрания-рф.
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Избирательные участки. Списки избирателей
- Глава 3. Избирательные комиссии
- Глава 5. Политические партии
- Глава 6. Выдвижение и регистрация федеральных списков кандидатов
- Глава 10. Голосование
- Глава 11. Подсчет голосов избирателей. Установление итогов голосования. Определение результатов выборов депутатов государственной думы
- 72. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания рф.
- Федеральный закон
- О порядке формирования совета федерации федерального
- Собрания российской федерации
- 73. Внутренняя структура и компетенция Государственной Думы Федерального Собрания рф.
- 1) Ст. 102 Решение вопроса о доверии Правительству.
- 7) Выдвижение обвинения против Президента рф для отрешения его от должности
- 3. Назначение на должность, освобождение от должности председателя цб рф.(Банка России)
- 5) Назначение, освобождение от должности уполномоченного по правам человека .
- 6) Объявление амнистии
- 8) Ч.2,5ст.125к.: Обращаться с запросом в ксрф о соответствии крф определенныхн.П.А.
- 13) Заслушивание отчетов Правительства рф . Отчет составляется председателем правительства по вопросам за ранее известных правительлству и по вопросам лично подготовленным.
- 14) Проведение правительственного часа (ответы членов правительства)
- 74.Порядок.Работы.Государственной.Думы.Федерального.Собрания.Рф.
- Председатель
- Ведение п.Сф
- Совет Палаты - коллегиальный орган сф, образованный для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности сф. В состав с правом решающего голоса входят:
- 76. Порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания рф.
- О статусе члена совета федерации и статусе
- Депутата государственной думы федерального собрания
- Российской федерации
- Глава II. Гарантии деятельности члена совета федерации, депутата государственной думы
- 78.Роспуск-Государственной-Думы.
- 79. Законодательный процесс в Российской Федерации: общая характеристика
- 80. Право законодательной инициативы в Российской Федерации.
- 81. Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов.
- 83. Контрольные полномочия Федерального Собрания рф.
- 84. Правительство рф: функции, порядок формирования, полномочия, акты.
- 85. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
- 86. Конституционный Суд Российской Федерации: место в судебной системе, структура, основные принципы деятельности.
- 87. Основания и повод рассмотрения дел в Конституционном Суде рф
- 88. Решения Конституционного Суда рф: виды и правовая природа..
- 89. Статус судей Конституционного Суда рф.
- 90. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: правовое регулирование, основные полномочия; порядок досрочного прекращения полномочий.
- 93. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: понятие и принципы. Органы местного самоуправления и должностные лица.
- Принципы территориальной организации местного самоуправления
- Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления