86. Конституционный Суд Российской Федерации: место в судебной системе, структура, основные принципы деятельности.
Особое место Конституционного Суда РФ определяется его ролью в обеспечении конституционного контроля. В мировой государственно-правовой практике проблема конституционного контроля возникла с появлением конституций и необходимости правовой зашиты основного закона как акта высшей юридической силы. На пути своего исторического развития институт конституционного контроля осуществлялся в различных организационных формах: от обязанности самой законодательной власти обеспечивать конституционность принимаемых ими актов до создания специальных органов, выполняющих судебные функции в этой сфере общественных отношений.
Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
С одной стороны, Конституционный Суд РФ выступает органом правосудия, составной частью судебной власти и с учетом его полномочий применяет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права.
С другой - Конституционный Суд РФ как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст. 111 Конституции РФ) в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность других ветвей власти (законодательной, исполнительной), установление объема их полномочий.
С точки зрения большинства ученых: контроль отличается от надзора: орган, котор. осуществляет контроль, вправе отменить акты подконтрольных органов.
Орган, осуществляющий надзор вправе указать лишь на несоответствие акта к-ии, органу кот. его принял (прок-ра) и не может осуществлять отмену актов.
Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.
Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.
Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты.
Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.
Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Статья 29. Независимость
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.
Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.
Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
Статья 30. Коллегиальность
Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава.
При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.
Статья 31. Гласность
Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
Статья 32. Устность разбирательства
Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.
В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.
Статья 33. Язык конституционного судопроизводства
Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.
Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
Статья 34. Непрерывность судебного заседания
Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
Конституционный Суд Российской Федерации до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.
Палата Конституционного Суда Российской Федерации до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к компетенции палаты.
До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.
Статья 35. Состязательность и равноправие сторон
Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 1. Кп как отрасль права. Понятие, предмет и метод правового регулирования. Система кп.
- Вопрос 2. Кп как наука
- Вопрос 3. Кпн: понятие, виды, особенности
- Вопрос 4: Конституционно-правовая ответственность: понятие и черты
- Вопрос 5: Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, объекты и субъекты
- Вопрос 6. Источники кпрф: понятие и виды
- Вопрос 7: Конституция: понятие, сущность объекты конституционного регулирования. Виды конституций
- Вопрос 8: Юридические свойства и функции конституции
- Вопрос 9: Развития отечественной Конституции
- Вопрос 10. Конституции (уставы) субъектов рф, как икп
- Вопрос 11. Порядок внесения поправок и изменение Конституции рф
- Вопрос 12: Охрана и защита Конституции рф. Толкование Конституции
- Вопрос 13: Понятие и виды основ конституционного строя рф
- Вопрос 14. Российское государство и его конституционные характеристики.
- Вопрос 15. Государственный суверенитет рф и её субъектов по крф и в решениях кс рф
- Вопрос 16. Экономические основы конституционного строя рф
- Вопрос 17. Принципы социального и правового государства по крф
- Вопрос 18. Политические основы конституционного строя. Политический и идеологический плюрализм.
- Вопрос 19.Правовой статус общественных объединений. Организационно – правовые формы общественных объединений.
- Вопрос 20. Особенности правового статуса пп в рф.
- Вопрос 21. Принцип светского государства. Основы взаимоотношений религиозных объединений и государства рф. Правовой статус религиозных объединений
- Вопрос 22. Народовластие как основа конституционного строя рф. Виды народовластия.
- Путем непосредственной демократии
- Вопрос 23. Референдум: понятие, виды,правовое регулирование, вопросы референдума, порядок организации и проведения референдума
- 5. На референдум не могут выноситься вопросы:
- Вопрос 24. Конституционный статус личности: понятие, структура, принципы
- Гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей
- Вопрос 25. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, характеристика. Классификация конституционных прав и свобод.
- 26. Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: виды, содержание.
- 27. Политические права и свободы граждан Российской Федерации: виды и содержание.
- Вопрос 28: Политические права и свободы
- 28. Социально-экономические и культурные права и свободы личности в Российской Федерации: виды,содержание.
- 29. Гарантии конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.
- 30. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
- 31. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.
- 32. Воинская обязанность граждан рф. Право на замену воинской обязанности альтернативной гражданской-службой
- 33. Понятие, правовое регулирование и принципы гражданства Российской Федерации.
- 35. Прекращение гражданства Российской Федерации: правовое регулирование, основания и порядок прекращения.
- 36. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей: правовое регулирование, содержание.
- 37. Полномочные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской-Федерации.
- 38. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации. Обжалование решений по вопросам-гражданства-Российской-Федерации.
- 39. Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Право убежища
- 40. Правовой статус беженцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового-положения.
- 41. Правовой статус вынужденных переселенцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
- 42. История развития федерации в России.
- 43. Государственная целостность и единство системы государственной власти как принципы федеративного устройства рф.
- 44. Принцип равноправия и самоопределения народов в рф и формы его реализации.
- 45. Государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года.
- 46. Принцип разграничения предметов ведения рф и субъектов рф и полномочий органов государственной власти рф и ее субъектов. Правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий.
- 47. Порядок принятия в состав рф нового субъекта Федерации
- 48. Порядок образования в составе рф нового субъекта Федерации.
- 49. Государственные символы и правовой статус столицы Российской Федерации.
- Федеральный конституционный закон о государственном гербе российской федерации
- Федеральный конституционный закон о государственном флаге российской федерации
- Закон о статусе столицы российской федерации
- 50. Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации
- 51. Особенности статуса автономных округов и автономной области в Российской Федерации.
- 52. Избирательное право России: понятие, предмет, источники
- 53. Принципы избирательного права в Российской Федерации, их гарантии.
- 54. Понятие избирательного процесса и его стадии (общая характеристика).
- Назначение выборов
- Образование избирательных округов (и. Окр.)
- Образование избирательных участков (и. Уч.)
- 4. Формирование избирательной комиссии.(Из. Ком)
- 5. Составление списка избирателей
- 6. Выдвижение и регистрация кандидатов
- 7. Предвыборная агитация (па) и информирование
- 8. Голосование
- 9. Подсчет голосов и установление результатов выборов
- 55.Назначение выборов, образование избирательных округ и участков:
- 56. Регистрация и составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий.
- Избирательные комиссии
- 57. Выдвижение и регистрация кандидатов, список кандидатов. Отказ в регистрации отмена регистрации: основания и порядок.
- 58. Правовой статус кандидатов, избирательных объединений. Статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума
- 59. Информирование избирателей и предвыборная агитация. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах
- 60.Финансирование.Выборов.В.Российской.Федерации.
- 61. Голосование и определение результатов выборов. Порядок определения результатов выборов:
- 62. Несостоявшиеся выборы. Признание выборов недействительными.
- 63. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы.
- 64. Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в Российской Федерации
- Реализация системы сдержек и противовесов в Российской Федерации.
- Вопрос 65:
- 66. Условия и порядок выборов президента рф. Федеральный закон о выборах президента российской федерации
- Выдвижение и регистрация кандидатов
- Глава VII. Информирование избирателей и предвыборная агитация
- Глава IX. Голосование и определение результатов выборов президента российской федерации
- Глава X. Вступление в должность президента российской федерации
- 67. Прекращение полномочий Президента рф.
- 68. Администрация Президент рф.
- 69. Акты п рф, порядок их опубликования и вступления в силу.
- 70.Конституционно-правовой-статус-Федерального-Собрания-рф.
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Избирательные участки. Списки избирателей
- Глава 3. Избирательные комиссии
- Глава 5. Политические партии
- Глава 6. Выдвижение и регистрация федеральных списков кандидатов
- Глава 10. Голосование
- Глава 11. Подсчет голосов избирателей. Установление итогов голосования. Определение результатов выборов депутатов государственной думы
- 72. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания рф.
- Федеральный закон
- О порядке формирования совета федерации федерального
- Собрания российской федерации
- 73. Внутренняя структура и компетенция Государственной Думы Федерального Собрания рф.
- 1) Ст. 102 Решение вопроса о доверии Правительству.
- 7) Выдвижение обвинения против Президента рф для отрешения его от должности
- 3. Назначение на должность, освобождение от должности председателя цб рф.(Банка России)
- 5) Назначение, освобождение от должности уполномоченного по правам человека .
- 6) Объявление амнистии
- 8) Ч.2,5ст.125к.: Обращаться с запросом в ксрф о соответствии крф определенныхн.П.А.
- 13) Заслушивание отчетов Правительства рф . Отчет составляется председателем правительства по вопросам за ранее известных правительлству и по вопросам лично подготовленным.
- 14) Проведение правительственного часа (ответы членов правительства)
- 74.Порядок.Работы.Государственной.Думы.Федерального.Собрания.Рф.
- Председатель
- Ведение п.Сф
- Совет Палаты - коллегиальный орган сф, образованный для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности сф. В состав с правом решающего голоса входят:
- 76. Порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания рф.
- О статусе члена совета федерации и статусе
- Депутата государственной думы федерального собрания
- Российской федерации
- Глава II. Гарантии деятельности члена совета федерации, депутата государственной думы
- 78.Роспуск-Государственной-Думы.
- 79. Законодательный процесс в Российской Федерации: общая характеристика
- 80. Право законодательной инициативы в Российской Федерации.
- 81. Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов.
- 83. Контрольные полномочия Федерального Собрания рф.
- 84. Правительство рф: функции, порядок формирования, полномочия, акты.
- 85. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
- 86. Конституционный Суд Российской Федерации: место в судебной системе, структура, основные принципы деятельности.
- 87. Основания и повод рассмотрения дел в Конституционном Суде рф
- 88. Решения Конституционного Суда рф: виды и правовая природа..
- 89. Статус судей Конституционного Суда рф.
- 90. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: правовое регулирование, основные полномочия; порядок досрочного прекращения полномочий.
- 93. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: понятие и принципы. Органы местного самоуправления и должностные лица.
- Принципы территориальной организации местного самоуправления
- Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления