§ 1. «Профессиональная» преступность политической элиты
Между уровнем преступности и состоянием нравственно-правовых устоев политической и особенно правящей элиты общества обычно регистрируется значимая прямая корреляционная зависимость. Она отражает общую причинную базу коррелируемых явлений, связь их криминальных состояний, и главное, устойчивую взаимообусловленность. Криминологическая обстановка в стране оказывает существенное влияние на уровень криминальности элитарных кругов, а противоправное и иное отклоняющееся поведение последних является серьезным криминогенным фактором в структуре причин преступного поведения граждан. Поэтому есть основания полагать, что чем выше уровень преступности в обществе, тем выше уровень криминальности элитных групп, и наоборот: чем выше криминальность элиты, тем выше уровень преступности среди всего населения той или иной страны. С криминологической точки зрения последняя взаимосвязь является наиболее важной.
В зависимости от исторических, национальных, религиозных, политических и других социокультурных традиций и предпосылок правового и противоправного поведения в каждой стране рассматриваемая взаимообусловленность может функционировать со значительными специфическими отклонениями. Однако в любом случае она остается прямой и относительно заметной, особенно между криминальностью правящей (управляющей) элиты и криминологической обстановкой в стране в целом. Она четко выражена в русской пословице: «Рыба гниет с головы». Бывший министр юстиции США Р. Кларк сформулировал это так: многие преступления отражают разрыв, существующий между нравоучениями, исходящими от правящих кругов, и реальной практикой. Они указывают на масштабы национального лицемерия476.
«Существует ли в природе честное правительство?» — задает риторический вопрос Дж. Черч, исследуя коррупцию в правящих кругах Колумбии, Индии, Франции, Италии, Испании, Мексики, Эквадора, Кении, Республики Корея, Японии и других стран477. Вывод один: можно говорить лишь о степени криминальности правящих и политических элит.
Применительно к криминальности властей человеческое сообщество не случайно изобрело ряд терминов: клептократия, лутократия и плутократия, которые включают в себя различные формы криминализации властной элиты. Клептократия (от греч. klepto — краду и kratos — сила, власть, господство) в самом широком понимании означает использование власти для обогащения. Лутократию (от анг. loot — добыча, награбленное, грабить и греч. kratos) можно толковать как грабеж народа, осуществляемый властью. Плутократию (от греч. plutos — богатство и kratos — сила, власть, господство), видимо, следует понимать как такую форму государственного устройства, при которой власть в стране принадлежит и формально, и фактически богатой верхушке господствующего класса (клана, преступного сообщества). Последний термин в российском понимании, скорее всего, является синонимом олигархического режима.
Этими терминами современная криминальность властей далеко не исчерпывается. Есть различные формы захвата и удержания власти478. Захват власти, осуществляемый современными политиками по форме вроде бы демократическим путем, а по сути — с помощью изощренных, грязных, серых, коррупционных, обманных и даже кровавых избирательных политических технологий. Эти термины, несущие за собой определенные методы, вошли в российский обиход в начале 90-х гг.479 Президентские выборы 1996 г. показали, что с помощью современных политических технологий во власть можно протащить любого, главное, чтобы было много денег. Телевидение, радио, пресса — приводные ремни политтехнологий. Они способны зомбировать огромные массы избирателей. Заменив политкорректных «имиджмейкеров» и «политконсультантов», современные политтехнологи в России успешно осуществляют свою деятельность, протаскивая во власть настоящих преступников, используя либо методы, находящиеся на грани криминальности, либо всевозможные криминальные формы. Если власть добывается с помощью «денежных мешков» и путем изощренных политтехнологий (она им же, по сути, будет принадлежать), то демократия на этом кончается. Поэтому можно прогнозировать, что в недалеком будущем политтехнологическая деятельность должна быть поставлена в жесткие рамки закона. А пока этого нет. Разные формы и виды криминала на выборах становятся почти нормой.
В последние годы появились относительно эффективные агрессивные политические технологии захвата власти с помощью давления «уличной демократии» путем покупки и обмана экстравертированных масс народа, особенно молодежи, в том числе обездоленной и криминальной, путем организации их бунта против действующих властей, претензии к которым всегда имеются (Сербия, Грузия, Абхазия, Украина, Киргизия, Узбекистан). Подобные «розовые», «оранжевые» и под иной броской символикой революции становятся закономерностью. И все это делается под лозунгом борьбы с коррумпированными властями (а они таковыми нередко и являются), за свободу, демократию и справедливость, но часто почему-то с большой финансовой и информационной поддержкой из-за рубежа вполне определенных и заранее подготовленных сил и лидеров, а следовательно, и по заранее разработанному и обусловленному сценарию. Все эти формы имеют лишь отдаленное отношение к демократическим формам смены власти, но они таковыми провозглашаются и поддерживаются сильными мира сего.
При любом уровне критичности населения к правящим кругам последние, как правило, служат неким образцом (положительным или отрицательным) для прямого и косвенного подражания, а при высокой криминальности элиты — серьезным аргументом для прямого и косвенного оправдания своего противоправного поведения. Преступность правящей элиты формирует кроме всего прочего еще и недоверие, а то и отвращение к власти, что тоже криминологически значимо.
Криминальность элиты не совсем укладывается в известное понятие «преступность белых воротничков». Американский криминолог Эдвин Сатерленд, придумавший его, понимал под ним преступления управляющих бизнесом. За последние 50 лет оно расширялось и углублялось480. Управляющие властью стоят в социальном плане на порядок выше управляющих бизнесом. Используя подход Сатерленда, преступность в сфере власти можно условно назвать преступностью респектабельных белых воротничков, или просто респектабельной преступностью, как ее назвал другой американский криминолог — Эдвин Шур481.
Н.Ф. Кузнецова называет эту преступность элитно-властной482, а американец Нил Шовер — «привилегированной» преступностью483. Последний термин неоднозначен, но в любом значении адекватен. Первое значение — преступность, совершаемая правящей элитой, т.е. людьми из высших, властных слоев общества. Второе значение, по крайней мере для нашей страны, преступность, совершаемая людьми из коридоров законодательной, исполнительной и судебной власти, защищенных от уголовной ответственности той или иной формой неприкосновенности: иммунитет президентский, парламентский, депутатский, судейский, прокурорский, следственный, адвокатский, дипломатический. И если в большинстве стран эти иммунитеты как-то ограничены, то в России они толкуются расширительно. Например, депутат Государственной Думы не может быть привлечен к уголовной, административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия палаты. Неприкосновенность распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортное средство, переписку, средства связи и на принадлежащие ему документы. Мы уже не говорим об их материальном обеспечении484. Аналогично, но, может быть, с некоторыми исключениями, определяется иммунитет других должностных лиц. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях таких привилегированных лиц — десятки тысяч. Кроме этого существуют иные нелегальные формы «должностной» и «денежной» неприкосновенности. Позднее мы убедимся, что лица из федеральной правящей, политической и экономической элиты России, как правило, не несут уголовной ответственности за совершение преступлений. Исключение составляют единицы.
Политической и правящей элите «доступны» все существующие преступления. Но когда говорят, что политика — дело грязное, имеют в виду функциональную криминальность элиты. Наиболее опасными функциональными, или «профессиональными», формами ее криминального поведения являются политический терроризм (насилие власти) и политическая коррупция (продажность власти)485. Они стали мировыми проблемами. Международное сообщество в лице ООН давно озабочено криминальностью правящих кругов, особенно их коррумпированностью (продажностью). Восьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.) в своей резолюции «Коррупция в сфере государственного управления» одобрил руководство «Практические меры борьбы с коррупцией»486 и отметил, что проблемы коррупции в государственной администрации носят всеобщий характер и их пагубное влияние ощущается во всем мире487.
Статистические и социологические подтверждения существующих взаимосвязей между криминальностью правящих элит и общей преступностью затруднены из-за особо высокой латентности криминального поведения правящих кругов и их корпоративной закрытости. Латентность преступлений должностных лиц в целом многократно выше латентности преступного поведения остального населения, а скрываемость преступлений, совершаемых правящей элитой, является наиболее изощренной. И это, несмотря на огромное внимание к ней средств массовой информации, политических противников и общественных организаций. Даже тогда, когда значительная часть населения на себе ощущает криминальное давление правящих кругов, когда вопрос о их продажности, как говорится, у всех на слуху, когда систематически публикуются те или иные сведения об этом, когда возбуждаются конкретные уголовные дела, большинство рассматриваемых преступлений остается юридически невыявленными или недоказанными. Уголовная юстиция занимается расследованием не более чем тысячной доли преступлений, реально совершаемых правящей элитой.
Это обусловлено рядом обстоятельств: 1) правонарушения правящих кругов обычно связаны с управленческой деятельностью ее субъектов, которая и при провозглашении открытости остается в значительной мере конфиденциальной; 2) в совершаемых элитой должностных преступлениях, как правило, нет прямых и непосредственных жертв, а также свидетелей, заинтересованных в обнародовании таких фактов; 3) «профессиональные» преступления в среде правящих элит различных стран совершаются с использованием изощренных высокоинтеллектуальных способов достижения противоправных целей и современных методов защиты от разоблачения; 4) лицам из правящих кругов, нарушавшим законы, даже в развитых демократических странах, в силу корпоративной солидарности всего истеблишмента, намного чаще удается избежать реальной уголовной ответственности, чем остальным гражданам.
Громкие периодические разоблачения высокопоставленных должностных лиц в совершении противозаконных действий являются, скорее, исключением, чем правилом, одной из крайних форм межпартийной и предвыборной борьбы, публичной и лукавой демонстрацией народу декларированного правового порядка, а также испытанным способом освобождения элитарных кругов от одиозных фигур. Но и в этих случаях судебные процессы чаще всего завершаются назначением виновным щадящих наказаний, не связанных с лишением свободы. В авторитарных же и иных недемократических и переходных режимах, как в России, правящая элита обычно наделяет себя еще и практически полной неприкосновенностью. Более того, она фактически управляет деятельностью правоохранительных органов и судов, которые в связи с этим не имеют реальной возможности руководствоваться только законом.
Правящая элита во многих странах может купить себе свободу. Заместитель министра внешнеэкономических связей РФ Догаев, например, арестованный в 90-е гг. за совершение преступления, был выпущен судом под залог в 1,5 млрд руб. Генеральный прокурор РФ Ю. Скуратов, рассказывая в интервью об этом факте, риторически сетовал: «Скажите, у вас есть полтора миллиарда? Они (преступники от власти. — ВЛ.) нашли буквально через четыре часа»488. В итоге правящая элита, как и элита преступного мира, оказывается вне закона, что было образно подмечено в поэме Максимилиана Волошина «Путями Каина»: «В нормальном государстве вне закона находятся два класса: уголовный и правящий. Во время революции они меняются местами...»
В связи со сказанным официальные статистические данные о криминальности политической и особенно правящей элиты неимоверно далеки от объективности. И такое положение существует не только в России. Иные сведения (результаты прокурорских проверок, сведения различных контролирующих органов, письма и жалобы граждан, сообщения средств массовой информации, материалы расследования, не дошедшие до суда, и др.) не имеют системности и не являются бесспорными. По ним трудно выявить реальные тенденции элитарной криминальности. Тем не менее они могут быть использованы в криминологических, социологических, политологических исследованиях. Как показывает мировой опыт, четвертая власть — средства массовой информации — в открытом демократическом обществе может эффективно «контролировать» три первые, законодательную, исполнительную и судебную, если, конечно, она является независимой, объективной и непродажной.
Исходя из этих общих положений, автор и попытается проанализировать криминальность советской и российской политической и правящей элиты с учетом национальных исторических предпосылок и тенденций современной преступности. Эта проблема для российской криминологической науки является абсолютно новой. В США, Англии и других странах есть много работ о преступности и политике, о политической коррупции и политическом терроризме. Особенно интересны исследования Оксфордского университета489. В России эта проблема криминологической наукой только начинает осозна-ваться490. Чаще всего и очень активно она исследуется на журналистском уровне. И хотя практическая эффективность таких публикаций пока невелика, данное направление борьбы с преступностью — наиважнейшее. И то, что в России об этом стало возможным открыто говорить, является подтверждением шага, сделанного в правильном направлении.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Преступность XX века мировые, региональные и российские тенденции
- WoltersKluwer Москва Волтерс Клувер 2005
- Часть I. Общие тенденции преступности 1
- Часть II
- Глава 9
- § 1. Содержание понятия «политическая преступность»
- § 2. Идеологическая и правовая база политических репрессий
- § 3. Реабилитация жертв политических репрессий
- § 4. Статистика политических репрессий
- Сведения о контрреволюционной преступности ( 1 9 1 8 — 1 9 5 8 гг.)
- Число осужденных в 1 9 3 7 г. По видам наказания за контрреволюционные преступления
- § 5. Репрессии за инакомыслие и уголовная преступность
- § 6. Об общем числе пострадавших от режима
- §7. Современные формы политической преступности в россии
- Глава 10
- § 1. Насилие как международная проблема
- § 2. Понимание насильственной преступности
- Глава 16 — все виды умышленных убийств, все виды умышленных телесных повреждений, побои, истязание, принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации;
- § 3. Криминологическая характеристика насильственной преступности
- Динамика некоторых видов насильственныхпреступлений в ссср и России ( 1 9 5 6 — 2 0 0 2 гг.)
- § 4. Насилие на улицах
- Уличная преступность в ссср (1986 — 1990 гг.)
- Уличная преступность в России (1987—2002 гг.)
- § 5. Вооруженное насилие
- Динамика умышленных убийств в сша, совершенных с применением огнестрельного оружия
- Преступления, совершенные с применением огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в России в 1987—2003 гг.
- Глава II
- § 1. Понимание корыстной преступности
- § 2. Криминологическая характеристика некоторых корыстных преступлений
- Уровень грабежей в разных странах и территориях
- Ранжир по коэффициенту 1990 г.
- Динамика насильственных преступлений против собственности в ссср и России в 1956—2003 гг.
- Динамика краж в ссср и России (1956—2003 гг.)
- § 3. Экономическая преступность
- § 4. Коррупция
- Динамика некоторых коррупционных действий, совершенных всеми должностными лицами в России ( 1 9 8 6 — 1 9 9 6 гг.)
- Борьба с коррупцией в системе государственной службы в 1993-1996 гг.
- Глава 19
- § 1. К пониманию организованной преступности
- Структура организованных преступных групп в Европе
- Оценка численности организованных преступных групп поданным 2001 г. (или 1999—2000 гг.)
- § 2. Проблемы криминализации организационной деятельности в россии
- § 3. Криминологическая характеристика отечественной организованной преступности
- Характер и динамика преступлений, совершенных организованными группами (1989—1996 гг.)
- §4. Транснациональная организованная преступность
- §5. Некоторые транснациональные преступные организации
- § 1. К пониманию терроризма
- § 2. Проблемы криминализации терроризма в россии
- §3. Основные тенденции терроризма в мире и в россии
- Уровень и динамика терроризма и других преступлений террористической направленности в России (1997—2003 гг.)
- § 4. Социальная несправедливость в мире и терроризм
- Глава 14криминальность политической и правящей элиты
- § 1. «Профессиональная» преступность политической элиты
- § 2. Исторические предпосылки криминальности правящих кругов в ссср и в россии
- Число уголовных дел, возбужденных в отношении государственных служащих ( 1995 г.)
- § 3. Состав современной политической элиты
- § 4. Некоторые аспекты формирования элитарной криминальности
- Глава 15
- § 1. Подход к проблеме
- § 2. Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего ссср
- § 3. Статистика межнациональной преступности
- § 4. Азербайджано-армянский конфликт
- § 5. Грузино-абхазско-осетинский конфликт
- § 6. Конфликты в средней азии
- § 7. Конфликт в молдове
- § 8. Межнациональные конфликты на северном кавказе
- § 9. Российско-чеченский конфликт
- § 10. Некоторые общие выводы
- Глава 16
- § 1. Криминологическая специфика преступности в войсках: объективные и субъективные аспекты
- § 2. Тенденции преступности в вооруженных силах ссср
- Коэффициенты преступности в стране, армии и на флоте в расчете на 100 тыс. Населения (военнослужащих)
- Динамика учтенной преступности в армии и на флоте за 1965-1991 гг.
- § 3. Преступность военнослужащих в россии