§ 3. Реабилитация жертв политических репрессий
Реабилитация была медленной, противоречивой и мучительной. Она не завершена. Ее проведение проходило и проходит в ожесточенной борьбе между демократическими и прокоммунистическими силами. Она началась вскоре после смерти Сталина. 1 сентября 1953 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было упразднено Особое совещание. Жалобы и заявления осужденных коллегией ОГПУ, «тройками» («двойками») и Особым совещанием стали рассматриваться Прокуратурой СССР, но с предварительным заключением МВД СССР. Верховному Суду СССР было предоставлено право пересматривать решения спецколлегий, «троек» и Особого совещания. До 1954 г. реабилитировано 827 692 человека, осужденных в 1917—1953 гг. Реабилитация почти не касалась тяжких обвинений. Из всех реабилитированных к смертной казни были приговорены лишь 1 128 человек, или 0,14% (здесь и далее используются статистические данные, взятые из официальных материалов Центрального архива КГБ—МБ—ФСК—ФСБ России).
Карательные органы всячески препятствовали объективной реабилитации и держали ее под своим контролем. В этих целях Генеральный прокурор СССР, министр юстиции СССР, министр внутренних дел СССР и председатель КГБ СССР 19 мая 1954 г. издали совместный совершенно секретный приказ № 96 сс/0016/00397/002252, который фактически изменял порядок пересмотра уголовных дел, установленный указом в отношении осужденных, еще отбывающих наказание, т.е. тех, которые были в большинстве своем репрессированы в бытность находящихся у власти должностных лиц. Пересмотр дел предполагался свой, ведомственный. Для этого создавалась Центральная комиссия, в состав которой вошли Генеральный прокурор, председатель КГБ, министр внутренних дел, министр юстиции, начальник «СМЕРШ», начальник Главного управления военных трибуналов. Ей предписывалось пересматривать дела на лиц, осужденных центральными органами. Дела репрессированных на местах предполагалось пересматривать республиканскими, краевыми и областными комиссиями, состоящими из руководителей тех же карательных органов. По мысли авторов приказа, решение названных комиссий должно быть окончательным. Однако этого не получилось.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 г., который не был опубликован, допущен к пересмотру решений Центральной комиссии Верховный Суд СССР (который, может быть, немного меньше был в крови невиновных лиц, чем КГБ), а 24 марта 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал собственные комиссии для проверки на местах обоснованности содержания осужденных лиц, обвиняемых в совершении «политических преступлений». Этим комиссиям также предоставлялось право принятия окончательных решений. Из содержания анализируемых нормативных актов о порядке реабилитации видно, что все причастные к репрессиям органы не желали выпускать из своих рук контроль над реабилитацией.
25 февраля 1956 г., в последний день работы XX съезда КПСС, на закрытом заседании вне повестки дня состоялся доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». Это было первое официальное признание сталинских репрессий37. 7 августа 1957 г. закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР Верховным Судам союзных республик и военным трибуналам округов (флотов) по протестам соответствующих прокуроров также предоставлялось право пересматривать все дела, в том числе решения Центральной и местных комиссий при карательных органах, а несколькими днями позже — и решения комиссий Президиума Верховного Совета СССР. В течение 1954—1961 гг. было реабилитировано еще 737 182 человека (в это число входят и осужденные после 1953 г.), включая 353 231 человека (47,9%), приговоренного к смертной казни.
В начале 60-х гг. процесс реабилитации стал намеренно затормаживаться, были сокращены штаты отделов прокуратур, занимающихся подготовкой материалов для внесения протестов. А со снятием Хрущева в октябре 1964 г. массовая реабилитация практически приостановилась. За 25 лет (1962—1987 гг.) было реабилитировано только 157 055 человек. Этот процесс возобновился лишь в 1988 г. До 1993 г. было оправдано еще 1 264 750 человек (с 1992 г. в число реабилитированных входят лишь лица, осужденные на территории России). Всего персонально реабилитировано 2 986 679 репрессированных. Однако это далеко не полный счет беззаконий. Вскрыть их при индивидуальном пересмотре наличествующих уголовных дел после многократных стараний КГБ38 было практически невозможно. Поэтому стал разрабатываться путь групповой реабилитации.
16 января 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30—40-х и начала 50-х годов» были отменены все вынесенные «тройками», спецколлегиями и особыми совещаниями внесудебные решения. Этого, однако, оказалось недостаточно. 14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». Но и это не решало все вопросы. Указом Президента СССР от 13 августа 1990 г. были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период насильственной коллективизации и других граждан, репрессированных по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 20-50-е гг.
Указ не распространялся на лиц, обоснованно осужденных за совершение преступлений против Родины и народа. Но как их выявить? Только путем проверки каждого дела. Следовательно, групповой реабилитации все равно не получилось. Более того, обоснованно или необоснованно репрессирован осужденный, решалось не судом, а келейно чиновниками в прокуратуре. В о т и получалось тайная реабилитация тайных осуждений. Обнаружились и другие трудности2. Они преодолевались в Законе РСФСР от 26 апреля 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов" и Законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Осужденные реабилитировались по декриминализированным деяниям. Однако не все составы, считавшиеся в 20—50-е гг. государственными преступлениями, были декриминализирова-ны и не все репрессированные были осуждены незаконно. Таким образом, и по этим актам реабилитация требовала индивидуального подхода. В 1993 г. в Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» были внесены изменения, предоставляющие лицам, которым отказано в реабилитации, право обращаться в суд.
Одним из последних актов реабилитации был Указ Президента РФ от 24 января 1995 г. «О восстановлении законных прав российских граждан — бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период». В нем признаны противоречащими основным правам человека и гражданина, а также политическими репрессиями действия партийного и государственного руководства бывшего СССР и меры принуждения со стороны государственных органов, принятые в отношении российских граждан — бывших советских военнослужащих, попавших в плен и окружение в боях при защите Отечества, и гражданских лиц, репатриированных во время войны и в послевоенный период. Этим лицам, которых мало осталось в живых, выдаются удостоверения участников войны, и на них распространяются социальные льготы, предусмотренные для граждан, подвергшихся нацистским преследованиям. Естественно, все это не касается тех лиц, которые служили в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск и в полиции.
И последнее. В Законе РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» говорится о территориальной, политической, материальной, социальной и культурной реабилитации. Наиболее трудными оказались материальная и особенно территориальная реабилитация для немцев, турок-месхетинцев, крымских татар и некоторых народов Северного Кавказа. До последнего времени, например, идет поиск путей погашения межнационального конфликта между ингушами и осетинами в связи с территориальной реабилитацией ингушей39.
Не только в России, но и в других государствах, образованных на территории бывшего СССР, было принято множество нормативных актов, определяющих порядок реабилитации незаконно репрессированных граждан, восстановления их прав и законных интересов, предоставления льгот и выплат денежных компенсаций40.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Преступность XX века мировые, региональные и российские тенденции
- WoltersKluwer Москва Волтерс Клувер 2005
- Часть I. Общие тенденции преступности 1
- Часть II
- Глава 9
- § 1. Содержание понятия «политическая преступность»
- § 2. Идеологическая и правовая база политических репрессий
- § 3. Реабилитация жертв политических репрессий
- § 4. Статистика политических репрессий
- Сведения о контрреволюционной преступности ( 1 9 1 8 — 1 9 5 8 гг.)
- Число осужденных в 1 9 3 7 г. По видам наказания за контрреволюционные преступления
- § 5. Репрессии за инакомыслие и уголовная преступность
- § 6. Об общем числе пострадавших от режима
- §7. Современные формы политической преступности в россии
- Глава 10
- § 1. Насилие как международная проблема
- § 2. Понимание насильственной преступности
- Глава 16 — все виды умышленных убийств, все виды умышленных телесных повреждений, побои, истязание, принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации;
- § 3. Криминологическая характеристика насильственной преступности
- Динамика некоторых видов насильственныхпреступлений в ссср и России ( 1 9 5 6 — 2 0 0 2 гг.)
- § 4. Насилие на улицах
- Уличная преступность в ссср (1986 — 1990 гг.)
- Уличная преступность в России (1987—2002 гг.)
- § 5. Вооруженное насилие
- Динамика умышленных убийств в сша, совершенных с применением огнестрельного оружия
- Преступления, совершенные с применением огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в России в 1987—2003 гг.
- Глава II
- § 1. Понимание корыстной преступности
- § 2. Криминологическая характеристика некоторых корыстных преступлений
- Уровень грабежей в разных странах и территориях
- Ранжир по коэффициенту 1990 г.
- Динамика насильственных преступлений против собственности в ссср и России в 1956—2003 гг.
- Динамика краж в ссср и России (1956—2003 гг.)
- § 3. Экономическая преступность
- § 4. Коррупция
- Динамика некоторых коррупционных действий, совершенных всеми должностными лицами в России ( 1 9 8 6 — 1 9 9 6 гг.)
- Борьба с коррупцией в системе государственной службы в 1993-1996 гг.
- Глава 19
- § 1. К пониманию организованной преступности
- Структура организованных преступных групп в Европе
- Оценка численности организованных преступных групп поданным 2001 г. (или 1999—2000 гг.)
- § 2. Проблемы криминализации организационной деятельности в россии
- § 3. Криминологическая характеристика отечественной организованной преступности
- Характер и динамика преступлений, совершенных организованными группами (1989—1996 гг.)
- §4. Транснациональная организованная преступность
- §5. Некоторые транснациональные преступные организации
- § 1. К пониманию терроризма
- § 2. Проблемы криминализации терроризма в россии
- §3. Основные тенденции терроризма в мире и в россии
- Уровень и динамика терроризма и других преступлений террористической направленности в России (1997—2003 гг.)
- § 4. Социальная несправедливость в мире и терроризм
- Глава 14криминальность политической и правящей элиты
- § 1. «Профессиональная» преступность политической элиты
- § 2. Исторические предпосылки криминальности правящих кругов в ссср и в россии
- Число уголовных дел, возбужденных в отношении государственных служащих ( 1995 г.)
- § 3. Состав современной политической элиты
- § 4. Некоторые аспекты формирования элитарной криминальности
- Глава 15
- § 1. Подход к проблеме
- § 2. Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего ссср
- § 3. Статистика межнациональной преступности
- § 4. Азербайджано-армянский конфликт
- § 5. Грузино-абхазско-осетинский конфликт
- § 6. Конфликты в средней азии
- § 7. Конфликт в молдове
- § 8. Межнациональные конфликты на северном кавказе
- § 9. Российско-чеченский конфликт
- § 10. Некоторые общие выводы
- Глава 16
- § 1. Криминологическая специфика преступности в войсках: объективные и субъективные аспекты
- § 2. Тенденции преступности в вооруженных силах ссср
- Коэффициенты преступности в стране, армии и на флоте в расчете на 100 тыс. Населения (военнослужащих)
- Динамика учтенной преступности в армии и на флоте за 1965-1991 гг.
- § 3. Преступность военнослужащих в россии