Уличная преступность в России (1987—2002 гг.)
Вид преступления | 1987 г . | 1988 г . | 1989 г. | 1990 г. | 1991г. | 1992 г. | 1993 г . | 1994 г . | 1995 г. | 1996 г. |
Всего | 93441 | 130506 | 217 546 | 226250 | 245532 | 303642 | 333682 | 283139 | 296510 | 219211 |
Динамика, % | 100,0 | 139,7 | 232,8 | 242,1 | 262,8 | 325,0 | 357,1 | 303,0 | 288,4 | 234,6 |
Удельный вес, % | 7,9 | 10,7 | 13,4 | 12,3 | 11,3 | 11,0 | 11,9 | 10,8 | 9,8 | 8,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
умышленное убийство с покушениями | 820 | 1159 | 1573 | 1856 | 1899 | 2644 | 3 528 | 3707 | 3963 | 3022 |
умышленное ТТЛ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровыо) | 3457 | 5875 | 9484 | 10094 | 9910 | 12677 | 14893 | 12929 | 11899 | 8799 |
изнасилование с покушением | 1106 | 1328 | 1790 | 1755 | 1694 | 1520 | 1627 | 1452 | 1480 | 965 |
хулиганство | 25809 | 26719 | 39036 | 41570 | 40203 | 42800 | 48580 | 49009 | 47594 | 39013 |
разбой | 1806 | 2615 | 4982 | 5296 | 5779 | 9570 | 22682 | 9476 | 9024 | 7 276 |
грабеж | 13390 | 21737 | 39755 | 44405 | 54764 | 87505 | 94153 | 68048 | 63690 | 50125 |
кража | 26890 | 43314 | 76798 | 75916 | 83952 | 91378 | 82121 | 80764 | 76251 | 66156 |
Вид преступления | 1997 г. | 1998 г . | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. |
Всего | 191443 | 186895 | 175427 | 163948 | 174759 | 189451 |
Динамика, % | 204,9 | 200,0 | 187,7 | 175,5 | 187,0 | 202,7 |
Удельный вес,% | 8,0 | 7,2 | 5,8 | 5,5 | 5,9 | 7,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
умышленное убийство с покушениями | 2737 | 2326 | 2014 | 2060 | 2088 | 2036 |
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью | 7133 | 6281 | 5893 | 6231 | 6861 | 7332 |
изнасилование с покушением | 833 | 745 | 583 | 559 | 610 | 644 |
хулиганство | 28984 | 27910 | 25302 | 23877 | 25145 | 26845 |
разбой | 6249 | 6286 | 6217 | 6650 | 7998 | 10134 |
грабеж | 41852 | 42546 | 44494 | 42389 | 47732 | 58787 |
кража | 510638 | 52602 | 51545 | 44 278 | 45061 | 43879 |
1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996
Рис. 8. Динамика уличных преступлении в России в 1987—1996 гг.
На фоне неблагоприятных тенденций уличной преступности в Союзе и России ее некоторое снижение в 1994—1995 гг. с одновременным ростом умышленных убийств (кроме 1996 г.) представляется аномальным. Оно, несомненно, связано с селекцией учета и расследования преступлений, нехваткой сил и средств борьбы с преступностью и привычным желанием руководителей органов внутренних дел продемонстрировать населению и властям свою способность «сбить» волну всей, особенно уличной, преступности. Но имеются и более серьезные причины ее спада.
Разгул уличной преступности, как правило, связан с реальной безнаказанностью правонарушителей, с серьезными пробелами в охране общественного порядка и патрульно-постовой службы. Увеличение плотности милиции в криминогенных городских зонах сдерживает, а скорее всего, загоняет в подполье открытую уличную преступность. И в этом плане уровень уличной преступности является более «управляемым». На принятие таких экстенсивных мер и были в первую очередь направлены указы Президента Российской Федерации от 14 июня 1994 г. «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» и от 10 июля 1996 г. «О неотложных мерах по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в г. Москве и Московской области» (его идеи были восприняты в других субъектах РФ), позволившие до принятия необходимых законодательных актов, которые обсуждаются более пяти лет в недрах прежнего и нового парламента, усилить борьбу с преступностью, особенно уличной.
Эти меры включают определение перечня городов и отдельных местностей, которые необходимо поставить под особый контроль; увеличение численности правоохранительных органов и судов, перевод личного состава органов внутренних дел и безопасности городов на усиленный вариант оперативной деятельности; разработку дополнительных правовых решений в субъектах РФ по усилению борьбы с преступностью. В число неотложных мер вошли также расширение полномочий правоохранительных органов по проведению предварительных проверок и экспертиз в отношении подозреваемых лиц до возбуждения уголовных дел, использование данных оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств в суде, возможность задержания подозреваемых до 30 суток и др. К охране общественного порядка во многих городах были подключены воинские части и подразделения.
Указы, особенно первый, противоречили действующему законодательству. Конституционность и демократичность предложенных мер также не безупречны. Они не могут быть долговременными и радикальными. Их можно было бы назвать мерами пожарного характера. Но на снижение преступности, особенно уличной, они явно повлияли.
Результаты принятых мер в определенном смысле подтвердили эффективность усиленного контроля за поведением и деятельностью людей в борьбе с преступными проявлениями, особенно открытыми, уличными. Из прошлого известно, что такие меры чреваты злоупотреблениями милиции, которые могут свести на нет кажущиеся успехи. Такие факты имеются, хотя Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. и рекомендовал Генеральной прокуратуре РФ установить за соблюдением законодательства при исполнении Указа постоянный прокурорский надзор.
С другой стороны, вал интенсивно растущей преступности, особенно насильственной, в условиях правового беспредела во всех сферах трудно обуздать в рамках либеральных установлений. Конечно, неотложные меры должны быть приняты не исполнительной, а законодательной властью и обеспечены необходимыми гарантиями строгого соблюдения конституционных прав, а также финансами.
К слову сказать, Закон США «О контроле над насильственной преступностью и правоприменяющих органах» 1994 г., ужесточающий борьбу с насильственными преступлениями, запрещающий продажу и хранение 19 видов наступательного оружия, также носит полицейско-репрессивный характер. Репрессивная направленность американского закона многопланова. В числе подобных мер значится и такая несовместимая с современными демократическими тенденциями мера, как распространение назначения смертной казни более чем на 50 составов федеральных преступлений, особенно если они совершены фанатиками-террористами, патологически агрессивными людьми и сексуальными маньяками, ситуативными корыстно-агрессивными, профессиональными и организованными преступниками. На церемонии подписания закона Б. Клинтон сказал: «Законопослушные граждане заставили услышать их голос. Никогда впредь Вашингтон не поставит интересы политики и партий над правопорядком»127.
Из сказанного видно, что закон, предложенный президентом Б. Клинтоном, был обусловлен аналогичными причинами и преследовал те же цели, что и Указ президента Б. Ельцина, — поставить под более строгий контроль насильственную преступность, особенно уличную. Отличие американского акта от российского (они вступили в действие практически одновременно — 13 сентября и 14 июня 1994 г.) заключается в том, что в США он по инициативе президента принят конгрессом и на его реализацию было выделено 30,2 млрд долл., законодательно распределенных на 6 лет на нужды правоприменяющих органов (13,5 млрд), тюрьмы (9,8 млрд) и программы превенции (6,9 млрд). Указ Президента РФ обеспечен лишь властно, идеологически и демагогически. Закон о контроле над насильственной преступностью и другие меры, предпринятые администрацией Б. Клинтона, дали реальные положительные результаты. Насильственная преступность в целом в 1994—1999 гг. по абсолютным показателям сократилась на 25,7% (коэффициент — на 29,7%), умышленные убийства — на 36,7% (коэффициент — на 40%), изнасилования — на 16,0% (коэффициент — на 20,4%), нападения — на 19,3% (коэффициент — на 23,7%)128. Изменение социальной и правовой политики правительством Дж. Буша привело к росту преступности и насилия в США. В 2001 г. число умышленных убийств возросло на 2,5% (по другим данным, на 3,1%). Этому способствует и кинотелепродукция. В 2003 г. на экран вышел очередной новый голливудский фильм-убийца «Страсти Христовы», на счету которого уже несколько человеческих жертв. Как отмечает критик, он возбуждает и легализует только самые темные страсти. Этот фильм-киллер ведет к идее примитивной вендетты взрывоопасную субстанцию религиозной веры. После такого фильма самый естественный порыв — искать врагов и стремиться им мстить129. Убийства в США значительно умножились в большинстве крупных городов — в Хьюстоне, Атланте, Сент-Луисе и др. В Бостоне они возросли на 67%130. Правительство вынуждено было разработать двухгодичную программу «Безопасный квартал», на осуществление которой пришлось выделить 550 млн долл.131
Количественные и качественные изменения насильственной уличной преступности до издания Указа от 14 июня 1994 г. в России симптоматичны. С одной стороны, в правосознании преступников появилась большая (и обоснованная) уверенность в своей безнаказанности, с другой — насилие вообще и на улицах, в частности, достигло предела терпения населения, особенно в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Поэтому не совсем легитимные меры, установленные Президентом РФ, в частности в этом Указе, были встречены жителями с определенной долей понимания. В связи с этим можно сказать, что Россия в настоящее время у порога насыщенности насильственной преступностью, за которым кончается терпение народа и власти вынуждены принимать неординарные меры борьбы с преступностью, поскольку критика слева за неспособность бороться с ней им представляется более неприемлемой, чем критика справа за жесткий характер принимаемых мер.
Демократия и свобода сочетаемы с жестким правовым контролем.
В марте 1995 г. семь стран Западной Европы, например, отменили паспортный контроль в шенгенской зоне (свобода), но это стало возможно после многолетней колоссальной работы по унификации национальных законов, согласованию действий правоохранительных органов, образованию единой информационной системы и ужесточению паспортного режима на внешних границах безвизового пространства (контроль). Демократия и свобода деградируют в условиях российской бесконтрольности, они остаются также пустой декларацией и в условиях дискреционного полицейского контроля. В России наблюдается и то, и другое. Беспрецедентный рост уличной насильственной преступности является представительным индикатором упомянутых процессов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Преступность XX века мировые, региональные и российские тенденции
- WoltersKluwer Москва Волтерс Клувер 2005
- Часть I. Общие тенденции преступности 1
- Часть II
- Глава 9
- § 1. Содержание понятия «политическая преступность»
- § 2. Идеологическая и правовая база политических репрессий
- § 3. Реабилитация жертв политических репрессий
- § 4. Статистика политических репрессий
- Сведения о контрреволюционной преступности ( 1 9 1 8 — 1 9 5 8 гг.)
- Число осужденных в 1 9 3 7 г. По видам наказания за контрреволюционные преступления
- § 5. Репрессии за инакомыслие и уголовная преступность
- § 6. Об общем числе пострадавших от режима
- §7. Современные формы политической преступности в россии
- Глава 10
- § 1. Насилие как международная проблема
- § 2. Понимание насильственной преступности
- Глава 16 — все виды умышленных убийств, все виды умышленных телесных повреждений, побои, истязание, принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации;
- § 3. Криминологическая характеристика насильственной преступности
- Динамика некоторых видов насильственныхпреступлений в ссср и России ( 1 9 5 6 — 2 0 0 2 гг.)
- § 4. Насилие на улицах
- Уличная преступность в ссср (1986 — 1990 гг.)
- Уличная преступность в России (1987—2002 гг.)
- § 5. Вооруженное насилие
- Динамика умышленных убийств в сша, совершенных с применением огнестрельного оружия
- Преступления, совершенные с применением огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в России в 1987—2003 гг.
- Глава II
- § 1. Понимание корыстной преступности
- § 2. Криминологическая характеристика некоторых корыстных преступлений
- Уровень грабежей в разных странах и территориях
- Ранжир по коэффициенту 1990 г.
- Динамика насильственных преступлений против собственности в ссср и России в 1956—2003 гг.
- Динамика краж в ссср и России (1956—2003 гг.)
- § 3. Экономическая преступность
- § 4. Коррупция
- Динамика некоторых коррупционных действий, совершенных всеми должностными лицами в России ( 1 9 8 6 — 1 9 9 6 гг.)
- Борьба с коррупцией в системе государственной службы в 1993-1996 гг.
- Глава 19
- § 1. К пониманию организованной преступности
- Структура организованных преступных групп в Европе
- Оценка численности организованных преступных групп поданным 2001 г. (или 1999—2000 гг.)
- § 2. Проблемы криминализации организационной деятельности в россии
- § 3. Криминологическая характеристика отечественной организованной преступности
- Характер и динамика преступлений, совершенных организованными группами (1989—1996 гг.)
- §4. Транснациональная организованная преступность
- §5. Некоторые транснациональные преступные организации
- § 1. К пониманию терроризма
- § 2. Проблемы криминализации терроризма в россии
- §3. Основные тенденции терроризма в мире и в россии
- Уровень и динамика терроризма и других преступлений террористической направленности в России (1997—2003 гг.)
- § 4. Социальная несправедливость в мире и терроризм
- Глава 14криминальность политической и правящей элиты
- § 1. «Профессиональная» преступность политической элиты
- § 2. Исторические предпосылки криминальности правящих кругов в ссср и в россии
- Число уголовных дел, возбужденных в отношении государственных служащих ( 1995 г.)
- § 3. Состав современной политической элиты
- § 4. Некоторые аспекты формирования элитарной криминальности
- Глава 15
- § 1. Подход к проблеме
- § 2. Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего ссср
- § 3. Статистика межнациональной преступности
- § 4. Азербайджано-армянский конфликт
- § 5. Грузино-абхазско-осетинский конфликт
- § 6. Конфликты в средней азии
- § 7. Конфликт в молдове
- § 8. Межнациональные конфликты на северном кавказе
- § 9. Российско-чеченский конфликт
- § 10. Некоторые общие выводы
- Глава 16
- § 1. Криминологическая специфика преступности в войсках: объективные и субъективные аспекты
- § 2. Тенденции преступности в вооруженных силах ссср
- Коэффициенты преступности в стране, армии и на флоте в расчете на 100 тыс. Населения (военнослужащих)
- Динамика учтенной преступности в армии и на флоте за 1965-1991 гг.
- § 3. Преступность военнослужащих в россии