Борьба с коррупцией в системе государственной службы в 1993-1996 гг.
Год | Вид учета на лиц | Всего лиц | В том числе в органах | |||
госуправления | правоохранительных | госвласти | судебных | |||
1993 | Возбуждено дел | 2469 | 1483 | 639 | 92 | 8 |
Подлежит суду | 2198 | 1356 | 566 | 69 | 3 | |
Направлено в суд | 1191 | 754 | 293 | 23 | 2 | |
Связано с организованной преступностью | 772 | 466 | 112 | 23 |
| |
Нарушение указов Президента РФ | 1453 | 814 | 359 | 133 | 8 | |
1994 | Возбуждено дел | 2678 | 1673 | 807 | 57 | 8 |
Подлежит суду | 2 227 | 1367 | 730 | 48 | 3 | |
Направлено в суд | 1319 | 842 | 397 | 27 | | |
Связано сорганизованной | 595 | 370 | 184 | 17 |
| |
Нарушение указов Президента РФ | 944 | 486 | 374 | 53 | 7 | |
1995 | Возбуждено дел | 3504 | 2323 |
|
| 4 |
Подлежит суду | 4 893 | 3646 | 969 | 125 | 6 | |
Направлено в суд | 1949 | 1257 | 576 | 72 | 2 | |
Связано с организованной преступностью | 1083 | 849 | 205 | 26 | 1 | |
Нарушение указов | 1093 | 652 | 385 | 14 | 3 | |
1996 | Возбуждено дел | 3688 | 2625 | 857 | 117 | 8 |
Подлежит суду | 3017 | 2041 | 798 | 74 | 2 | |
Направлено в суд | 2099 | 1457 | 522 | 46 | | |
Связано с организованной преступностью | 828 | 528 | 259 | 11 |
| |
Нарушение указов Президента РФ | 903 | 469 | 286 | 77 | 1 |
Судя по приведенным данным, число возбужденных уголовных дел в отношении государственных должностных лиц за два последних года увеличилось на 42%, а лиц, подлежащих преданию суду, — в 2,2 раза. Тогда как число лиц, уголовные дела на которых были направлены в суд, возросло лишь на 63,6%. В 1995 г., например, было возбуждено уголовное дело на 3 504 человека, подлежало направлению в суд (с учетом дел за прошлые годы) — на 4 893, а реально направлено в суд — на 1 949 человек (39,8%). Число лиц, реально осужденных, исчисляется десятками, если не единицами. Их нельзя выделить из общего числа осужденных за должностные преступления, так как в судебной статистике государственные служащие отдельно не учитываются. Выявленный ущерб от коррумпирования государственных чиновников составил в 1993 г. 65,5 млрд руб., в 1994 г. — 71,7 млрд, а в 1995 г. — 913,1 млрд руб.
В числе коррупционеров из правоохранительных органов до 95% и более составляют работники органов внутренних дел. Это заставило МВД России в конце 1995 г. создать службу собственной безопасности в форме внутренней инспекции.
За время действия УК РФ динамика данных некоторых коррупционных преступлений выглядела следующим образом. (Табл. 11.)
Удельный вес официально учтенных коррупционных деяний, перечисленных в таблице, колеблется за анализируемые годы в структуре всей зарегистрированной преступности в пределах 2,5—2,8%. Причем основную массу преступлений (58,6%) в их общей структуре составляют присвоение и растрата, 33,5% занимают преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе взяточничество — 9,6%. Доля преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях невелика (7,9%).
Динамика зарегистрированных преступлений, анализируемых в таблице, в основе своей слабо неблагоприятна. За шесть последних лет они в целом увеличились на 24,7%. Более интенсивно росла регистрация преступлений против интересов службы в коммерческих организациях (+352,4%), намного меньше в государственных (+55,5%), еще меньше взяточничество (+31,0%). Десятикратный разрыв в динамике роста коррупционных преступлений в коммерческих организациях и органах государственной власти и органах местного самоуправления можно объяснить лишь выборочной регистрацией, слабостью и опасностью борьбы с коррупцией в них, а главное, особой коррупционной привлекательностью для правоохранительных органов коммерческих структур. Коррупционная деятельность предпринимателей, безусловно, сильно развита, так как без взяток им ничего не добиться. Но правоохранители охотно возбуждали против них уголовные дела (в том числе липовые), чтобы потом прекратить за большую мзду. До суда доходили единицы дел.
Таким образом, ножницы между тенденциями коррупционных действий и контролем за ними со стороны государства, по официальной статистике, особенно между фактической и реально осуждаемой коррупцией, составляют один-два порядка. Противники закона прямого действия о борьбе с коррупцией приводят подобные факты как аргумент: дело не в законе, а в бездействии органов правоохраны. В этом есть доля истины. Но это, однако, не означает, что способы современной коррупции охватываются традиционными формами взяточничества. Кроме того, сам факт торпедирования закона властями не может не сказаться на отношении правоохранительных органов к борьбе с коррупцией, которую они бессильны контролировать способами отжившими и не оправдывающими себя. Законы о государственной службе, борьбе с коррупцией и легализацией неправомерно нажитых средств существенно помогли бы борьбе за «чистые руки» государственных должностных лиц, как это делается в США, Франции, Японии, Италии, Великобритании и других странах, где руководствуются принципом «основанием власти является ее авторитет», тогда как в России власть считается основанием авторитета. Должностным лицам нашей страны можно было бы вспомнить известные слова: «... если мы добросовестно учим дисциплине рабочих и крестьян, то мы обязаны начать с самих себя»272.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Преступность XX века мировые, региональные и российские тенденции
- WoltersKluwer Москва Волтерс Клувер 2005
- Часть I. Общие тенденции преступности 1
- Часть II
- Глава 9
- § 1. Содержание понятия «политическая преступность»
- § 2. Идеологическая и правовая база политических репрессий
- § 3. Реабилитация жертв политических репрессий
- § 4. Статистика политических репрессий
- Сведения о контрреволюционной преступности ( 1 9 1 8 — 1 9 5 8 гг.)
- Число осужденных в 1 9 3 7 г. По видам наказания за контрреволюционные преступления
- § 5. Репрессии за инакомыслие и уголовная преступность
- § 6. Об общем числе пострадавших от режима
- §7. Современные формы политической преступности в россии
- Глава 10
- § 1. Насилие как международная проблема
- § 2. Понимание насильственной преступности
- Глава 16 — все виды умышленных убийств, все виды умышленных телесных повреждений, побои, истязание, принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации;
- § 3. Криминологическая характеристика насильственной преступности
- Динамика некоторых видов насильственныхпреступлений в ссср и России ( 1 9 5 6 — 2 0 0 2 гг.)
- § 4. Насилие на улицах
- Уличная преступность в ссср (1986 — 1990 гг.)
- Уличная преступность в России (1987—2002 гг.)
- § 5. Вооруженное насилие
- Динамика умышленных убийств в сша, совершенных с применением огнестрельного оружия
- Преступления, совершенные с применением огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в России в 1987—2003 гг.
- Глава II
- § 1. Понимание корыстной преступности
- § 2. Криминологическая характеристика некоторых корыстных преступлений
- Уровень грабежей в разных странах и территориях
- Ранжир по коэффициенту 1990 г.
- Динамика насильственных преступлений против собственности в ссср и России в 1956—2003 гг.
- Динамика краж в ссср и России (1956—2003 гг.)
- § 3. Экономическая преступность
- § 4. Коррупция
- Динамика некоторых коррупционных действий, совершенных всеми должностными лицами в России ( 1 9 8 6 — 1 9 9 6 гг.)
- Борьба с коррупцией в системе государственной службы в 1993-1996 гг.
- Глава 19
- § 1. К пониманию организованной преступности
- Структура организованных преступных групп в Европе
- Оценка численности организованных преступных групп поданным 2001 г. (или 1999—2000 гг.)
- § 2. Проблемы криминализации организационной деятельности в россии
- § 3. Криминологическая характеристика отечественной организованной преступности
- Характер и динамика преступлений, совершенных организованными группами (1989—1996 гг.)
- §4. Транснациональная организованная преступность
- §5. Некоторые транснациональные преступные организации
- § 1. К пониманию терроризма
- § 2. Проблемы криминализации терроризма в россии
- §3. Основные тенденции терроризма в мире и в россии
- Уровень и динамика терроризма и других преступлений террористической направленности в России (1997—2003 гг.)
- § 4. Социальная несправедливость в мире и терроризм
- Глава 14криминальность политической и правящей элиты
- § 1. «Профессиональная» преступность политической элиты
- § 2. Исторические предпосылки криминальности правящих кругов в ссср и в россии
- Число уголовных дел, возбужденных в отношении государственных служащих ( 1995 г.)
- § 3. Состав современной политической элиты
- § 4. Некоторые аспекты формирования элитарной криминальности
- Глава 15
- § 1. Подход к проблеме
- § 2. Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего ссср
- § 3. Статистика межнациональной преступности
- § 4. Азербайджано-армянский конфликт
- § 5. Грузино-абхазско-осетинский конфликт
- § 6. Конфликты в средней азии
- § 7. Конфликт в молдове
- § 8. Межнациональные конфликты на северном кавказе
- § 9. Российско-чеченский конфликт
- § 10. Некоторые общие выводы
- Глава 16
- § 1. Криминологическая специфика преступности в войсках: объективные и субъективные аспекты
- § 2. Тенденции преступности в вооруженных силах ссср
- Коэффициенты преступности в стране, армии и на флоте в расчете на 100 тыс. Населения (военнослужащих)
- Динамика учтенной преступности в армии и на флоте за 1965-1991 гг.
- § 3. Преступность военнослужащих в россии