4.4. Административно-правовой статус беженцев
В соответствии со ст. 4 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев» иностранцам может предоставляться убежище. Согласно ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, принятой резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 10.12.48 г., каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем.
На основании данной нормы резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 14.12.67 г. была принята Декларация о территориальном убежище, в соответствии с которой право пользоваться убежищем не имеет лицо, в отношении которого существуют серьезные основания считать, что оно совершило преступление против мира, человечества, или воинское преступление.
Право убежища закреплено в Конституциях большинства демократических государств. В XX в. оно стало общепризнанным положением международного права и предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека.
Существование такой категории людей, как беженцы, порождает определенные правовые последствия для государств. Как свидетельствует международная практика, государствами применяются довольно ограниченные критерии определения тех лиц, которые могут пользоваться статусом беженца и убежищем.
В связи с этим очень важным является определение понятия «беженец» и тех критериев, которые этому служат.
Нормативно-правовую базу Украины о беженцах составляют Конституция Украины, Закон Украины «О беженцах» от 24.12.93 г., указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, ведомственные акты, принятые на основании и в соответствии с законодательством Украины.
Определение понятия «беженец» закреплено в ст. 1 Закона Украины «О беженцах», в соответствии с которой беженцем является иностранец (иностранный гражданин или лицо без гражданства), который вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, национальности, отношения к религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений вынужден оставить территорию государства, гражданином которой он является (или территорию страны своего постоянного проживания) и не может, или не желает, пользоваться защитой этого государства вследствие указанных опасений, и в отношении которого в порядке и на условиях, определенных Законом «О беженцах», принято решение о предоставлении ему статуса беженца.
Это определение отвечает ст. 1 Конвенции ООН о статусе беженцев от 28.07.51 г, которая вступила в силу 21.04.54 г.
Определение понятия «беженец» содержит признаки, необходимые для обретения соответствующего статуса. К ним относятся:
— пребывание за пределами своей родины;
— нежелание или невозможность получить защиту от правительства страны проживания, нежелание возвратиться на родину;
— преследование или опасение такого преследования по определенной причине;
— само понятие мотивов преследования по признакам расы, вероисповедания, национальной или социальной принадлежности, за политические взгляды.
Следует отметить, что этих общепризнанных признаков недостаточно для приобретения статуса беженца. Должно быть принято решение Президента о предоставлении убежища, которое и устанавливает соответствующий статус.
Основным критерием в определении статуса беженца является «обоснованное опасение стать жертвой преследования», которое состоит из двух элементов: субъективного и объективного.
Субъективный элемент опасения, понимаемого как соответствующий душевный страх индивида, дополняется объективным элементом, который определяет эти опасения как обоснованные. Итак, речь идет не о субъективной оценке индивида, претендующего на получение статуса беженца из-за опасения, которое у него возникло, а об объективной ситуации, заставляющей лицо обратиться с ходатайством о признании его беженцем.
Что касается признака «преследования», то в ст.ст. 31 и 33 Конвенции о статусе беженцев речь идет о лицах, жизни или свободе которых угрожает или может угрожать опасность, а Конвенция ООН против истязаний и иных жестоких, нечеловеческих или унижающих достоинство человека видов обращения и наказаний от 1984 г. определяет этот термин как действие, которым лицу преднамеренно причиняется сильная боль, физическое или моральное страдание. Под действие этого определения не подпадают боль или страдание, возникшие вследствие законных санкций, неотделимых от них или вызванных случайно.
Признаки, по которым преследуются лица, перечислены в Законе «О беженцах» полностью. Это признаки расы, национальности, религии, гражданства, принадлежность к конкретной социальной группе или политических взглядов.
Расовая дискриминация означает разницу, отличие, исключение, ограничение или преимущество, основанные на признаках расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, целью или следствием которых является уничтожение или преуменьшение признания, реализации или осуществления на равных основах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни.
В 1981 г. ООН была принята Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основании религии или убеждений, в которой перечисляются интересы в этой сфере, подлежащие защите.
Принадлежность к определенной социальной группе определяется с применением таких объединяющих факторов, как этническое, культурное и языковое происхождение, образование, семейное состояние, экономическая деятельность, общие ценности, а также отличительных признаков, которые делают ее объектом преследования.
В большинстве случаев статус беженца предоставляется за преследование или опасение такого преследования на основании политических убеждений.
Статья 19 Всеобщей декларации прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное их проявление, которое включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Но само наличие политических убеждений, которые отличны от убеждений правительства страны, не является основанием для предоставления статуса беженца. Должны быть соблюдены такие требования:
— наличие опасений относительно вероятности преследования по признаку политических убеждений;
— выраженные политические убеждения должны быть соответствующим образом доведены до ведома властей;
— преследование за упоминавшимся признаком должно приобрести форму соответствующей санкции или мероприятий, направленных на предотвращение или недопущение такого выражения политических убеждений в будущем.
Политический беженец — это лицо, преследуемое государственным или другим образованием за его взгляды, составляющие реальную или предвиденную угрозу для государства или его институтов, или для политических планов данного образования. Если эти взгляды были заявлены и если заявитель или другие лица, которые находились в данной ситуации, пострадали от репрессивных мер или им грозили такими мерами, то можно говорить о целиком обоснованном опасении и наличии преследования.
Статус беженца в соответствии с законодательством Украины (ст. 3 Закона Украины «О беженцах») не предоставляется лицу:
1) за которым компетентными органами власти государства, где оно проживает, признаются и обеспечиваются права и обязанности, связанные с гражданством этого государства;
2) относительно которого установлено, что оно совершило преступление против мира, военное преступление, или преступление против человечества и человечности;
3) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера за пределами Украины до прибытия на ее территорию. Понятие тяжкого преступления определяется в соответствии с законодательством Украины;
4) которое к прибытию в Украине находилось в государстве, где могло в установленном порядке получить убежище или оформить статус беженца.
Вопросы о предоставлении и лишении статуса беженца решают в пределах своей компетенции органы миграционной службы Министерства по делам национальностей и миграции Украины. Вышеуказанное Министерство является центральным органом исполнительной власти в этой системе. Оно координирует взаимодействие других органов исполнительной власти при решении всех вопросов, касающихся проблем беженцев.
Оформление всех необходимых документов по предоставлению статуса беженца производится на основании личного заявления лица или его законного представителя. Срок подачи такого заявления зависит от того, на законных основаниях лицо пересекло государственную границу Украины или нет. Если пересечение границы состоялась в порядке, установленном законодательством, лицо может подать заявление о предоставлении статуса беженца в 3-дневный срок. В случае незаконного пересечения государственной границы Украины — на протяжении одних суток.
При правовом регулировании вопросов, связанных с предоставлением статуса беженца, важное значение имеет урегулирование всех процедур механизма регистрации и получения статуса беженца. Это связано с тем, что при получении такого статуса лицо также наделяется определенными правами и обязанностями.
Так, к правам лица, которое подало заявление о предоставлении ему статуса беженца, относятся:
— право на временное трудоустройство и образование;
— право на медпомощь и социально-бытовые услуги;
— пользование жильем, предоставленным в пункте временного размещения до решения вопроса о предоставлении статуса беженца на срок, который не превышает 3 месяцев;
— свободное исповедание своей религии.
К обязанностям указанной категории лиц Закон Украины «О беженцах» относит:
— обязанность предоставлять в соответствующий орган миграционной службы сведения, которые являются необходимыми для решения вопроса о предоставлении статуса беженца;
— при получении направления органа миграционной службы выехать в определенное место временного проживания в трехдневный срок и зарегистрироваться в местном органе внутренних дел;
— придерживаться установленного в Украине порядка пребывания на ее территории;
— проходить медицинский осмотр по требованию органов охраны здоровья.
Решение о предоставлении статуса беженца принимается органами миграционной службы не позднее 1 месяца с момента подачи заявления. Лицу в этом случае выдается удостоверение, которое является документом внутреннего пользования, удостоверяет его личность и подтверждает факт предоставления статуса беженца. Удостоверение выдается лицам от 16 лет. Срок его действия установлен на 3 месяца, после чего оно может быть продлено, но не более, чем на 3 месяца.
Административно-правовой статус беженцев содержит в себе следующие права и обязанности.
Права беженцев:
— на выбор места временного проживания из предложенного им миграционной службой перечня населенных пунктов и передвижение на территории Украины при условии соблюдения правил, установленных для иностранцев;
— на работу по найму или на предпринимательскую деятельность, приобретение в собственность имущества на условиях, предусмотренных законодательством Украины для иностранцев;
— на охрану здоровья и на отдых;
— на получение денежной помощи, пенсий и других видов социального обеспечения в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;
— на пользование предоставленным им в месте временного проживания жильем;
— на обучение в порядке, предусмотренном украинским законодательством для иностранцев;
— на пользование достояниями культуры;
— на свободу совести и свободное отправление религиозных обрядов;
— на неприкосновенность личности, жилья, тайны переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений;
— на судебную защиту от посягательств на честь, достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и жилье, а также на защиту имущественных и неимущественных прав;
— на вступление в легализованные общественные организации в соответствии с их уставами.
Беженцы обязаны:
— соблюдать Конституцию и законы Украины, выполнять решения и распоряжения органов исполнительной власти, местного самоуправления;
— выполнять законные требования государственных органов и должностных лиц.
К гарантиям прав беженцев отнесено то, что беженцы не могут быть высланы или принудительно возвращены в страну, в которой еще существуют условия, на основании которых они получили статус беженца. Судебная защита прав беженцев также является важным элементом в обеспечении правового статуса данной категории лиц.
Законодательством установлены основания утраты или лишения лица статуса беженца.
Статус беженца утрачивается, если лицо:
— добровольно снова воспользовалось защитой государства, гражданином которой оно является, или страны постоянного проживания;
— приобрело новое гражданство и пользуется защитой государства своего нового гражданства;
— осуждено к лишению свободы по приговору суда Украины, вступившему в законную силу.
Лицо лишается статуса беженца органом миграционной службы по месту его временного проживания, если оно:
— утратило основания, по которым получило статус беженца;
— получило статус беженца вследствие предоставления заведомо неправдивых сведений или поддельных документов;
— рассматривается по весомой причине как угроза государственной безопасности, общественному порядку, здоровью населения Украины.
Обеспечение административно-правового статуса беженцев реализуется общими усилиями различных государственных структур.
Государственный комитет по делам охраны границы, Погранвойска осуществляют мероприятия по предупреждению незаконного пересечения государственной границы Украины, задержанию лиц, приему заявлений о предоставлении статуса беженцев.
Служба безопасности Украины, ее органы на местах принимают меры для выявления среди лиц, подавших ходатайство о предоставлении статуса беженца таких, которым этот статус не может быть предоставлен.
Министерство внутренних дел Украины, управление внутренних дел областей, городов Киева, Севастополя занимаются регистрацией беженцев, в пределах своих полномочий решают другие вопросы относительно предоставления статуса беженца.
Помощь по временному трудоустройству беженцам предоставляет Министерство труда Украины.
Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения также принимают активное участие в решении многих вопросов по урегулированию отношений, связанных с предоставлением и реализацией статуса беженца.
- Предисловие
- Общая часть - Раздел I. Введение в административное право - Глава 1. Предмет, метод и система административного права - 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права - 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы - 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения - 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти - 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций - 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан - 8.1.Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие - 9.1Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- Раздел III. Государственное управление - Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления - 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления - 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы - 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- Глава 17 административная ответственность - 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- Глава 18 административные взыскания - 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- Раздел V. Административный процесс - Глава 19 административный процесс - 19.1. Понятие административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках - 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве - 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- Глава 23. Административный надзор – 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине - 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием - 27.1. Организация управления финансами
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом - 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом - 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение - 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов - 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- Глава 33 управление образованием - 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- Глава 34 управление наукой - 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- Глава 35 управление здравоохранением - 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством - 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения - 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом - 1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- Глава 40. Управление национальной безопасностью - 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- Глава 41. Управление обороной украины - 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- Глава 42 управление внутренними делами - 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- Глава 43. Организация управления юстицией украины - 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями