Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом - 1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
Физическая культура — составная часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических, нравственно-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармонического формирования его личности. Физическая культура является важным средством повышения социальной и трудовой активности людей, удовлетворения их моральных, эстетических и творческих запросов, жизненно важных потребностей взаимного общения, развития дружеских отношений между народами и фактором укрепления мира.
Спорт является органической частью физической культуры, в особенности сферой выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определенных видах физических упражнений, технической, интеллектуальной и другой подготовки путем состязательной деятельности. Социальная ценность спорта определяется его действующим стимулирующим влиянием на распространение физической культуры среди разных слоев населения.
24 декабря 1993 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О физической культуре и спорте». Этот Закон определяет общие правовые, социальные, экономические и организационные основы физической культуры и спорта в Украине, участие государственных органов, должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности в укреплении здоровья граждан, достижении высокого уровня трудоспособности и долголетия средствами физической культуры и спорта.
Государство регулирует отношения в сфере физической культуры и спорта путем формирования государственной политики в этой сфере, создания соответствующих государственных органов, финансового, материально-технического, кадрового, информационного, нормативно-правового и иного обеспечения развития физической культуры и спорта, а также признания широкого самодеятельного статуса физкультурно-спортивного движения в Украине и комплексного взаимодействия государственных органов с общественными организациями физкультурно-спортивной направленности.
Государство признает и всесторонне поддерживает олимпийское движение в Украине.
Государство оказывает необходимую помощь, льготы и гарантии отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, для реализации ими своих прав в сфере физической культуры и спорта. Государство обеспечивает приоритетное развитие физической культуры и спорта на селе, создает необходимые условия для занятий физической культурой и спортом сельских работников и членов их семей.
Государство гарантирует предоставление в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров Украины, бесплатных и льготных физкультурно-оздоровительных услуг детям, в том числе: детям-сиротам и детям, которые остались без заботы родителей, детям, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-инвалидам.
Государство обеспечивает в пределах, определенных Кабинетом Министров Украины, предоставление бесплатных и льготных физкультурно-оздоровительных услуг детям дошкольного возраста, ученикам общеобразовательных и профессиональных учебно-воспитательных учреждений, ветеранам войны и лицам, приравненным к ним, а также устанавливает льготы при оказании таких услуг другим категориям граждан.
Государство создает условия для правовой защиты интересов граждан в сфере физической культуры и спорта, развивает физкультурно-спортивную индустрию и инфраструктуру, поощряет стремление граждан укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни.
Вместе с тем физкультурное движение в Украине опирается на разностороннюю деятельность общественных организаций физкультурно-спортивной направленности.
Первичным звеном самодеятельной организации физкультурного движения являются коллективы физкультуры на предприятиях, в учреждениях, организациях, объединяющих на основах добровольности граждан по их интересам в физкультурно-спортив-ном движении.
Общественные организации физкультурно-спортивной направленности (добровольные спортивные общества, спортивные федерации, клубы и т. п.) реализуют свои задачи на всех уровнях и направлениях физкультурно-спортивной деятельности во взаимодействии с государственными органами, профсоюзами, другими объединениями граждан, субъектами предпринимательства, соответствующими международными организациями.
Сферами внедрения физической культуры являются производственная, учебно-воспитательная, социально-бытовая сферы.
Государство создает необходимые условия для подготовки научных и преподавательских кадров, развития научных исследований в области физической культуры и стимулирует внедрение их в общественную практику.
Основными направлениями внедрения физической культуры являются физкультурно-оздоровительная деятельность, физическое воспитание и развитие массового физкультурно-спортивного движения.
Государственная программа развития физической культуры и спорта в Украине разрабатывается центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту и утверждается Кабинетом Министров Украины.
Государственная программа предусматривает требования относительно организации поддержки и укрепления здоровья определенных категорий граждан, требования к учебным программам относительно физического воспитания, системы программно-оценочных нормативов и требования относительно физического развития и подготовленности разных групп населения, основные направления развития массового самодеятельного спорта и спорта высших достижений, а также основные начала организационного, материально-технического, кадрового, информационного, нормативно-правового и иного ее обеспечения.
Кабинет Министров Украины утверждает систему программно-оценочных нормативов и требований относительно физического развития и подготовленности разных возрастных групп населения. Органы здравоохранения за счет выделенных им средств определяют уровень физического развития населения.
Государственная программа должна предусматривать отдельный раздел относительно развития физической культуры и спорта в сельской местности.
Государственная программа разрабатывается с участием общественных организаций физкультурно-спортивной направленности, общественных организаций инвалидов на основе научных исследований в области физической культуры и спорта и в других областях науки.
На основе государственной программы развития физической культуры и спорта Кабинет Министров Украины предусматривает соответствующий раздел в программах экономического и социального развития Украины.
Верховная Рада Украины определяет государственную политику и осуществляет законодательное регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта, а также осуществляет контроль за реализацией государственной программы развития физической культуры и спорта в Украине и за выполнением законодательства о физической культуре и спорте.
Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту обеспечивает реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта, несет ответственность за ее выполнение.
Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления создают в своем составе соответствующие органы по физической культуре и спорту.
Финансирование государственной программы развития физической культуры и спорта осуществляется за счет государственного бюджета, бюджетов местного самоуправления и предусматривается в них отдельной статьей.
Государственное финансирование физкультурно-воспитатель-ной деятельности и спорта высших достижений осуществляется отдельно.
Распределение государственных средств осуществляется центральными и местными органами исполнительной власти по физической культуре и спорту с учетом предложений соответствующих общественных организаций.
На развитие физкультуры и спорта предприятия, учреждения и организации направляют средства в порядке, определенном законодательством .
В сельской местности затраты на содержание всех учреждений физкультурно-спортивного назначения, в том числе детско-юношеских спортивных школ, а также проведения физкультур-но-спортивных мероприятий обеспечивается, в основном, из государственного бюджета и бюджетов местного самоуправления.
Материально-техническую базу физической культуры и спорта составляют все виды физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, физкультурно-спортивного снаряжения и оборудования, другое имущество, предназначенное для занятий физической культурой и спортом.
Нормативы минимальной обеспеченности основными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями жилых районов, а также предприятий, учреждений и организации всех форм собственности определяются центральными органами исполнительной власти по физической культуре и спорту, архитектуре и строительству.
Строительство в жилых районах физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов осуществляется согласно установленным нормативам за счет средств, которые направляются на жилищное строительство, и средств организаций-застройщиков жилья.
Селу предоставляется преимущество (из расчета на душу населения) в сооружении объектов физической культуры и спорта, обеспечивается соответствующий уровень обслуживания средствами физической культуры и спорта по научно обоснованным нормативам. Строительство, реконструкция и содержание объектов физической культуры и спорта в сельской местности осуществляется за счет государственного и местного бюджетов.
Не допускается:
— строительство новых и реконструкция имеющихся дошкольных воспитательных, общеобразовательных и профессиональных учебно-воспитательных, высших учебных заведений без предусмотренных нормативами физкультурно-спортивных сооружений и функциональных помещений;
— перепрофилирование и ликвидация действующих физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений без создания равноценных сооружений.
Органы исполнительной власти по физической культуре и спорту и соответствующие органы местного самоуправления осуществляют контроль за эффективностью использования спортивных сооружений независимо от форм собственности.
Органы исполнительной власти по физической культуре и спорту, по вопросам образования и здравоохранения, другие государственные органы и органы местного самоуправления, общественные организации физкультурно-спортивной направленности в соответствии с их компетенцией издают акты, регулирующие деятельность в сфере физической культуры и спорта. Нормативные акты центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту, изданные в соответствии с его компе-тенциией, являются обязательными для других центральных и местных органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций.
Государство оказывает содействие ведению широкой пропаганды физической культуры и спорта как фактора укрепления здоровья, физического и духовного закаливания человека. Пропаганда здорового образа жизни ведется государственными и другими средствами массовой информации путем популяризации оздоровительного значения физической культуры, спорта высших достижений, достижений Украины на международных спортивных аренах, олимпийских идеалов и т. п.
Государство стимулирует развитие физкультуры и спорта путем расширения материально-технической базы, предоставления льгот относительно налогообложения и кредитования, а также морального и материального поощрения спортсменов, специалистов в этой области, других субъектов физкультурно-спортивной деятельности.
В пределах, определенных законодательством, не облагаются налогами средства предприятий, учреждений, организаций, направленные на физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Субъектам предпринимательской деятельности, которые занимаются производством товаров физкультурно-спортивного назначения и спортивного оборудования, может предоставляться льготный режим кредитования и налогообложения.
Органами исполнительной власти, местного самоуправления устанавливаются льготные тарифы на коммунальные услуги и энергоснабжение для физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений или им оказывается финансовая поддержка для компенсации затрат на их оплату.
Общественные организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности могут пользоваться материальной, в том числе финансовой, поддержкой государства.
Государство оказывает содействие развитию общественной активности и привлекает общественные организации к управлению в области физической культуры и спорта.
Органы исполнительной власти, соответствующие органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут делегировать общественным организациям физкультурно-спортивнои направленности отдельные полномочия относительно развития видов спорта (подготовки спортсменов к участию в соревнованиях, организации спортивных мероприятий и т. п.), осуществляют контроль за реализацией таких полномочий.
В своей деятельности общественные организации физкультурно-спортивнои направленности и их объединения руководствуются Законом Украины «О физической культуре и спорте», Законом Украины «Об объединении граждан», другими законодательными актами Украины.
Спортивная федерация (ассоциация, союз, объединение и т. п.) — общественная организация физкультурно-спортивнои направленности, которая создается для развития соответствующего вида спорта (версии) и руководствуется в своей деятельности Конституцией Украины, законами, другими нормативно-правовыми актами Украины и своим уставом.
Порядок, особенности создания и деятельности спортивной федерации определяются Законом Украины «О физической культуре и спорте» и Законом Украины «Об объединении граждан».
Спортивная федерация может иметь местный или всеукраинс-кий статус. Вступление спортивной федерации в соответствующую международную спортивную организацию не является основанием для ее перерегистрации как международного объединения граждан. В уставе спортивной федерации отмечается, какой вид спорта (версию) она развивает. Возраст членов спортивной федерации определяется в ее уставе в зависимости от специфики вида спорта (версии).
Кабинет Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту определяет перечень видов спорта (версии), в соответствии со спецификой которых спортивная федерация имеет право получать всеукраинский статус, независимо от наличия местных ячеек в большинстве областей Украины, в Автономной Республике Крым, в городах Киеве и Севастополе.
Спортивной ивной федерации присваивается статус национальной спортивной федерации согласно соответствующему Закону Украины «О физической культуре и спорте».
Олимпийское движение в Украине координируется Национальным Олимпийским комитетом Украины, который является независимой, неправительственной, общественной организацией.
В своей деятельности Национальный Олимпийский комитет Украины руководствуется законодательством Украины, олимпийской хартией и собственным уставом.
Национальный Олимпийский комитет Украины имеет исключительное право представлять Украину на Олимпийских играх, в Международном Олимпийском комитете, международных олимпийских брганизациях.
Национальный Олимпийский комитет Украины имеет свою национальную олимпийскую символику и исключительное право ее использования.
Государство оказывает содействие развитию материально-технической базы Национального Олимпийского комитета, оказывает ему финансовую и организационную помощь относительно участия членов сборных команд в Олимпийских и Параолим-пийских играх, оказывает содействие в установлении международных связей.
Закон «О физической культуре и спорте» закрепляет условия присвоения статуса национальной спортивной федерации.
Статус национальной спортивной федерации присваивается только одной спортивной федерации в определенном виде спорта при следующих условиях:
— ее регистрация как всеукраинской общественной организации;
— соответствие ее уставных документов уставным и регламентным требованиям соответствующей международной спортивной организации;
— проведении ею спортивных соревнований и физкультурных мероприятий;
— наличии в ее составе высококвалифицированных спортсменов, тренеров, судей и специалистов;
— наличии в ее структуре легализованных в установленном порядке местных ячеек (федераций, ассоциаций, союзов, объединений и т. п.) и их взаимодействии с местным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту относительно развития соответствующего вида спорта (версии) в соответствии с заключенным двусторонним договором.
Ходатайство о присвоении спортивной федерации статуса национальной возбуждается ее руководящим органом путем подачи заявления центральному органу исполнительной власти по физической культуре и спорту.
Заявление о присвоении спортивной федерации статуса национальной рассматривается коллегией центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту в месячный срок со дня поступления документов.
Вопрос о присвоении статуса национальной спортивной федерации рассматривается в порядке, установленном коллегией центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту с участием представителей этой спортивной федерации.
По результатам рассмотрения заявления коллегия центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту принимает решение о присвоении статуса национальной спортивной федерации или отказе в присвоении этого статуса, о чем заявителю сообщается письменно в 10-дневный срок.
В случае принятия решения о присвоении спортивной федерации статуса национальной она заносится в Реестр национальных спортивных федераций и ей в 10-дневный срок выдается соответствующее свидетельство.
Об изменениях в уставных документах и руководящих органах национальная спортивная федерация сообщает в 10-дневный срок центральному органу исполнительной власти по физической культуре и спорту.
О присвоении спортивной федерации статуса национальной центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту сообщает в печатных средствах массовой информации.
Спортивная федерация лишается статуса национальной по решению коллегии центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту в случае потери физкультурно-спортивной направленности в своей деятельности, невыполнения договорных обязательств в пределах полномочий, делегированных ей центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту.
Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту может лишить спортивную федерацию статуса национальной:
— за действия и решения, нарушающие законодательство Украины — на основании решения суда;
— за нарушение устава, регламента соответствующей международной спортивной организации — на основании официального сообщения.
Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту в 10-дневный срок письменно сообщает об этом спортивной федерации, отменяет запись в Реестре национальных спортивных федераций и направляет сообщение в соответствующую международную спортивную организацию.
Свидетельство о присвоении спортивной федерации статуса национальной теряет силу согласно законодательству.
Спортивной федерации, получившей статус национальной, государство в лице центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту предоставляет:
— определенные полномочия относительно развития соответствующего вида спорта (версии) в соответствии с заключенным двусторонним договором;
— исключительное право представлять соответствующий вид спорта (версию) в соответствующих международных спортивных организациях и на международных спортивных соревнованиях;
— исключительное право на организацию и проведение официальных международных соревнований на территории Украины и национальных соревнований.
Национальная спортивная федерация может получать от государства материальную и финансовую помощь на деятельность, предусмотренную ее уставом.
Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту:
— осуществляет контроль за использованием средств, выделенных национальной спортивной федерации из государственного бюджета, и за выполнением предоставленных ей полномочий;
— утверждает по представлению национальной спортивной федерации условия и порядок организации проведения всех украинских спортивных соревнований.
Решения центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту, изданные в пределах полномочий, являются обязательными для исполнения национальной спортивной федерацией.
Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту проводит консультации с зональной спортивной федерацией относительно международных контрактов и договоров, заключающихся от имени Украины, относительно соответствующего вида спорта (версии).
Национальная спортивная федерация:
— согласовывает с центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту и другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления вопросы по проведению на территории Украины международных спортивных соревнований;
— информирует центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту о намерениях проведения всех спортивных мероприятий и о рейтинге спортсменов по итогам соревнований.
С целью создания условий для реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта высших достижений, подготовки и участия спортсменов Украины в XXVI летних (1996) и XVIII зимних (1998) Олимпийских играх, Указом Президента Украины от 22 июня 1994 г. «О государственной поддержке развития физической культуры и спорта в Украине» была утверждена Государственная программа развития физической культуры и спорта в Украине.
1 сентября 1998 г. Указом Президента Украины была утверждена Целевая комплексная программа «Физическое воспитание — здоровье нации».
С целью создания правовой базы для становления туризма как высокорентабельной области экономики и важного средства культурного развития граждан, обеспечения занятости населения, увеличения валютных поступлений, защиты законных прав и интересов туристов и субъектов туристической деятельности, определения их обязанностей и ответственности, 15 сентября 1995 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О туризме». Этот Закон определил общие правовые, организационные, воспитательные и социально-экономические основы реализации государственной политики Украины в области туризма. Действие этого Закона распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, физических лиц, деятельность которых связана с оказанием туристических услуг, а также на граждан, их получающих.
Согласно ст. 3 Закона Украины «О туризме», государство провозглашает туризм одним из приоритетных направлений развития национальной культуры и экономики и создает благоприятные условия для туристической деятельности.
Государственная политика в области туризма определяется Верховной Радой Украины.
Основными направлениями государственной политики в области туризма являются:
— привлечение граждан к рациональному использованию свободного времени, проведению содержательного досуга, ознакомлению с историко-культурным наследием, природной средой, организация оздоровления населения;
— обеспечение рационального использования и сохранения туристических ресурсов, становление туризма как высокорентабельной области экономики Украины, создание эффективной системы туристической деятельности для обеспечения потребностей внутреннего и иностранного туризма;
— создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области туризма согласно действующему законодательству Украины, международным нормам и правилам;
— защита прав и интересов государства в области туризма;
— создание благоприятного для развития туризма налогового, валютного, таможенного, пограничного и иных видов контроля;
— создание экономических условий, стимулирующих развитие туризма в Украине;
— внедрение льготных условий для организации туристической и экскурсионной работы среди детей, подростков, молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения;
— поощрение национальных и иностранных инвестиций в развитие туристической индустрии;
— установление порядка стандартизации, сертификации и лицензирования в области туризма;
— внедрение системы статистической отчетности субъектов туристической деятельности;
— определение порядка управления государственной собственностью в области туризма;
— создание равных возможностей на рынке туристических услуг для субъектов предпринимательства независимо от форм собственности, содействие развитию конкуренции, обеспечение соблюдения в этой области антимонопольного законодательства;
— обеспечение безопасности туристов, защита их прав, интересов и имущества;
— поддержка развития туризма в регионах, определение статуса отдельных туристических центров, создание условий для приоритетного развития туристической индустрии;
— организация и развитие системы научного обеспечения туризма, подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров;
— развитие сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, участие в международных программах развития туризма, разработка и заключение международных двусторонних и многосторонних договоров в области туризма и определение механизма их реализации.
С целью стимулирования развития туризма в Украине, поддержки отечественных субъектов туристической деятельности, создания современной туристической индустрии и учитывая международную практику привлечения общественных организаций к участию в развитии туристической сферы, Президент Украины 2 марта 2001 г. издал Указ «О поддержке развития туризма в Украине».
Этим Указом поддержано предложение Туристической ассоциации Украины относительно ее активного участия в решении вопросов развития туристической отрасли, в частности:
— проведении мониторинга основных направлений развития туризма;
— разработке стандартов в сфере туристических услуг, проведении сертификации и аттестации туристических предприятий, осуществлении контроля за исполнением ими условий и правил приема и обслуживания туристов;
— подготовке проектов законодательных и других нормативно-правовых актов по вопросам туризма;
— обеспечении защиты прав субъектов туристической деятельности и туристов;
— диверсификации туристической деятельности с целью создания дополнительных рабочих мест, содействии занятости населения;
— организации подготовки и переподготовки кадров для предприятий туристической индустрии;
— расширении и укреплении международного сотрудничества в области туризма, содействии выхода отечественных субъектов туристической деятельности на мировой рынок туристических услуг;
— организации информационной, рекламной и выставочной деятельности по вопросам туризма;
— отличии юридических и физических лиц, сделавших значительный взнос в развитие туристической отрасли.
Кабинету Министров Украины, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям этим Указом предложено:
— оказывать содействие развитию рынка туристических услуг, создавать равные возможности на нем для всех субъектов предпринимательства независимо от формы собственности;
— оказывать поддержку Туристической ассоциации Украины, другим общественным организациям в осуществлении ими деятельности относительно развития туризма.
Государственному комитету по телевидению и радиовещанию Украины, Государственной туристической администрации Украины рекомендовано систематически освещать вопрос развития туристической отрасли, организовывать выпуск высококачественного информационно-справочного материала.
Во исполнение Указа Президента Украины от 10 августа 1999 г. № 973 «Об основных направлениях развития туризма в Украине до 2010 года» Кабинет Министров Украины утвердил Государственную программу развития туризма на 2002—2010 годы (далее — Программа).
Эта Программа призвана стимулировать эффективное использование имеющихся рекреационных ресурсов, повысить уровень межотраслевого сотрудничества, стимулировать развитие рыночных отношений в туристической сфере, определить перспективы дальнейшего развития туризма на основе анализа его современного состояния.
Программой предполагается осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию системы управления туристической отраслью, разработке соответствующих нормативно-правовых актов, накоплению на предприятиях туристической отрасли необходимых для осуществления структурных преобразований материальных и финансовых ресурсов, укреплению существующей материальной базы, совершенствованию системы статистики в этой области, созданию условий для реализации инвестиционных проектов. Кроме того, во время выполнения Программы будет проводиться работа по привлечению средств иностранных и отечественных инвесторов для развития туристической инфраструктуры, удовлетворению потребностей отрасли в высококвалифицированных кадрах, наращиванию объемов оказания туристических услуг за счет расширения въездного и внутреннего туризма, осуществлению мероприятий государственной поддержки рекламно-информационной деятельности, разработке инновационных проектов и проведения научных исследований по вопросам туризма.
На современном этапе развитие системы управления туристической отраслью должно охватывать такие вопросы, как совершенствование структуры управления, реализация государственной политики в этой сфере путем координации деятельности центральных и местных органов исполнительной власти и субъектов предпринимательства. Важное значение имеет совершенствование государственной статистики по вопросам туризма с учетом международных стандартов и опыта других стран.
Одним из важнейших направлений государственной политики в туристической отрасли является повышение эффективности информационно-коммуникационной инфраструктуры, создание положительного образа Украины как туристического государства и активизация продвижения национального туристического продукта как на внутреннем, так и на международном рынке туристических услуг благодаря организационной и финансовой поддержке предприятий и организаций туристической отрасли со стороны центральных и местных органов исполнительной власти.
Становление и развитие инновационной деятельности и научное обеспечение туризма будет оказывать содействие созданию новых оригинальных туристических проектов, комплексному использованию и сохранению окружающей природной среды и культурного наследия, патриотическому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни, укреплению международного авторитета Украины как туристического государства.
Развитие туристической сферы, обеспечивающей создание новых рабочих мест, в особенности в регионах с низкой занятостью населения, предопределяет необходимость усовершенствования системы подготовки кадров для туризма, дополнение Классификатора профессий ДК003-95 профессиями в этой области, ежегодного увеличения объема подготовки высококвалифицированных специалистов, в соответствии с реальными потребностями, разработку и внедрение современных образовательных технологий.
Мероприятия Программы реализуются за счет средств государственного и местных бюджетов, субъектов предпринимательства всех форм собственности, общественных организаций, целевых кредитов банков, международной технической помощи, инвестиционных средств, других источников, не запрещенных законодательством.
Координацию деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, связанной с выполнением Программы, осуществляет Гостурадминистрация, которая каждый год подает Кабинету Министров Украины отчет о состоянии ее выполнения.
Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации разрабатывают региональные программы развития туризма с учетом задач Программы и осуществления мероприятий к привлечению для их финансирования средств местных бюджетов и из других источников, не запрещенных законодательством.
38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
Центральным органом исполнительной власти в области физкультуры, спорта и туризма до недавнего времени был Государственный комитет молодежной политики, спорта и туризма Украины (Госкоммолодспорттуризм Украины).
С целью повышения эффективности реализации государственной политики относительно семьи, молодежи, спорта и туризма 22 ноября 2001 г. Президент Украины издал Указ «О реорганизации Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины», согласно которому Государственный комитет молодежной политики, спорта и туризма Украины был реорганизован в Государственный комитет Украины по делам семьи и молодежи и Государственный комитет Украины по вопросам физической культуры и спорта, а также была поддержана инициатива Кабинета Министров Украины относительно образования Государственной акционерной компании по организации туристической деятельности «Укртур».
Таким образом, ныне центральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта является Государственный комитет Украины по вопросам физической культуры и спорта (Госкомспорт Украины).
Госкомспорт Украины вносит предложения относительно формирования государственной политики по вопросам физической культуры и спорта, обеспечивает ее реализацию и осуществляет управление в этой сфере, несет ответственность за дальнейшее ее развитие.
В пределах своей компетенции Госкомспорт Украины организует выполнение актов законодательства, осуществляет систематический контроль за их реализацией.
Госкомспорт Украины обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения относительно усовершенствования законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины.
Основными задачами Госкомспорта Украины являются:
— участие в формировании и обеспечении реализации государственной политики по вопросам физической культуры и спорта;
— разработка проектов концепций, программ по вопросам развития физической культуры и спорта;
— межотраслевая координация и функциональное регулирование по вопросам физической культуры и спорта;
— подготовка аналитических, информационных и статистических материалов, организация проведения исследований состояния и перспектив развития физической культуры и спорта;
— разработка и реализация вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти, гражданами и объединениями граждан мероприятий, направленных на дальнейшее развитие физической культуры и спорта;
— международное сотрудничество по вопросам физической культуры и спорта.
Госкомспорт Украины во время выполнения возложенных на него задач взаимодействует с центральными и местными органами исполнительной власти, органами Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, объединениями граждан, а также соответствующими органами иностранных государств.
Госкомспорт Украины в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства Украины издает приказы, организует и контролирует их выполнение.
Госкомспорт Украины в случае потребности издает вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления общие акты.
Госкомспорт Украины возглавляет Председатель, которого назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке Президент Украины.
Для согласованного решения вопросов, относящихся к компетенции Госкомспорта Украины, обсуждения важнейших направлений его деятельности в Комитете образуется коллегия в составе Председателя Госкомспорта Украины (председатель коллегии), его заместителей по должности и других руководящих работников Госкомспорта Украины.
В состав коллегии могут входить руководители других центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере управления Госкомспорта Украины, а также представители соответствующих общественных организаций.
Члены коллегии утверждаются и освобождаются от обязанностей Кабинетом Министров Украины по представлению Председателя Госкомспорта Украины.
Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Госкомспорта Украины.
В Госкомспорте Украины с учетом специфики его деятельности могут создаваться совещательные и консультативные органы. Состав этих органов и положения о них утверждает Председатель Комитета.
На местном уровне руководство развитием физической культуры, спорта и туризма осуществляют управления по вопросам молодежи, спорта и туризма областной, Севастопольской городской государственной администрации, отдел по вопросам молодежи и спорта районной, районной в г. Севастополе государственной администрации.
Управление по вопросам молодежи, спорта и туризма областной, Севастопольской городской госадминистрации (далее — управление) является структурным подразделением областной, Севастопольской городской госадминистрации, которое образуется соответственно председателем областной, Севастопольской городской госадминистрации, подотчетно и подконтрольно председателю соответствующей госадминистрации и Госкомспорта.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, приказами Госкомспорта, распоряжениями председателя областной, Севастопольской городской госадминистрации, актами соответствующего органа местного самоуправления, принятыми в пределах его компетенции, а также положением об управлении.
Основными задачами управления являются:
— обеспечение на соответствующей территории реализации государственной политики по вопросам физической культуры, спорта и туризма;
— обеспечение подготовки и проведения спортивных мероприятий, учебно-тренировочных сборов спортсменов, которые принимают участие в спортивных соревнованиях разных уровней;
— содействие физическому развитию детей и молодежи;
— организация и проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий среди широких слоев населения, обеспечение пропаганды здорового образа жизни, воспитание молодежи в духе олимпизма, привлечение населения к занятию физкультурой и спортом, проведение содержательного досуга, ознакомление с историко-культурным наследием, природной средой;
— организация отдыха, досуг и оздоровление детей и молодежи;
— обеспечение в пределах своей компетенции безопасности туристов, защита их прав, интересов и имущества;
— содействие международному сотрудничеству по вопросам детей, молодежи, женщин, семьи, физической культуры, спорта и туризма.
Управление во время выполнения возложенных на него задач взаимодействует с другими структурными подразделениями соответствующей госадминистрации, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, объединениями граждан и гражданами.
Управление возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности председателем соответствующей госадминистрации по согласованию с Госкоммолод-спорттуризмом.
Начальник управления имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности председателем соответствующей госадминистрации по согласованию с гос-коммолодспорттуризмом.
Для согласованного решения вопросов, которые относятся к компетенции управления, в нем может создаваться коллегия в составе начальника управления (председатель коллегии), его заместителей по должности, а также других работников управления. В ее состав могут входить руководители других структурных подразделений госадминистрации, руководители отделов по вопросам молодежи и спорта районных, районных в городе Севастополе госадминистраций, физкультурно-спортивных обществ и других общественных организаций.
Состав коллегии утверждается председателем соответствующей госадминистрации по представлению начальника управления.
Заседания коллегии проводятся по мере надобности, но не менее чем один раз в квартал.
Решения коллегии проводятся в жизнь приказами начальника управления.
Для рассмотрения рекомендаций и предложений относительно основных направлений деятельности управления, решения важнейших вопросов реализации молодежной и семейной политики, развития физической культуры, спорта и туризма в управлении могут создаваться научные и консультативные органы, персональный состав и положение о которых утверждает начальник управления.
Отдел по вопросам молодежи и спорта районной, районной в г. Севастополе госадминистрации (далее — отдел) является структурным подразделением районной, районной в г. Севастополе госадминистрации, который образуется председателем этой госадминистрации, подотчетен и подконтролен председателю соответствующей госадминистрации и управлению по вопросам молодежи, спорта и туризма, соответственно, областной, Севастопольской городской госадминистрации.
Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, приказами Госкоммолодспорттуризма, распоряжениями председателя областной, Севастопольской городской,
районной, районной в г. Севастополе госадминистрации, приказами начальника управления по вопросам молодежи, спорта и туризма областной, Севастопольской городской госадминистрации, решениями соответствующего органа местного самоуправления, принятыми в пределах его компетенции, а также положением об отделе.
Во исполнение распоряжения Кабинета Министров Украины от 16.05.2001 г. «Об усовершенствовании системы организации работы по физическому воспитанию и спорту в учебных заведениях» создан Комитет по физическому воспитанию и спорту Министерства образования и науки Украины.
К сфере управления Комитета относятся его филиалы — Крымское республиканское, областные, Киевское и Севастопольское городские управления (отделы) по физическому воспитанию и спорту (далее — территориальные структурные подразделения Комитета), Государственное предприятие — центральный спортивно-хозяйственный комитет, центральная спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва по легкой атлетике и центральная спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва по видам единоборств.
Основными задачами Комитета являются:
— участие в формировании и обеспечении реализации государственной политики по физическому воспитанию и спорту в заведениях и учреждениях Министерства образования и науки Украины;
— координация работы по физической культуре, физкультурно-оздоровительной и спортивной работе в учебных заведениях всех уровней аккредитации, участие в научно-медицинском обеспечении этой работы;
— обеспечение приоритетного значения физической культуры и спорта в процессе обучения и воспитания детей и молодежи как наиболее действенного средства их здоровья, гармонического развития, повышения уровня трудоспособности, физической подготовленности и др.
До декабря 2001 г. правительственным органом государственного управления в сфере туризма был Государственный департамент туризма (Гостуризм), действовавший в составе Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины и подчинявшийся ему.
В соответствии с Указом Президента Украины от 14 декабря 2001 г. «О мероприятиях по обеспечению реализации государственной политики в области туризма» создана Государственная туристическая администрация Украины как правопреемник Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины в части предоставленных ей полномочий в области туризма.
Государственная туристическая администрация Украины (Гостурадминистрация Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
В своей деятельности Гостурадминистрация Украины руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, а также соответствующим Положением.
Гостурадминистрация Украины обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к ее компетенции, разрабатывает предложения относительно усовершенствования этого законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины. В пределах своих полномочий Гостурадминистрация Украины организует выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией.
Основными задачами Гостурадминистрации Украины являются:
— участие в формировании и обеспечении реализации государственной политики в области туризма;
— разработка и реализация общегосударственных программ развития туристическо-рекреационной сферы, рынка туристических услуг, обеспечение защиты и безопасности туристов;
— определение перспектив и направлений развития внутреннего, международного и иностранного туризма, развития материально-технической базы туристической области;
— межотраслевая координация и функциональное регулирование по вопросам туризма;
— организация и развитие системы научного, информационно-рекламного обеспечения туристическо-рекреационной сферы.
Гостурадминистрация Украины в процессе выполнения возложенных на нее задач взаимодействует с другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с соответствующими органами иностранных государств.
Гостурадминистрация Украины в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, организует, контролирует их выполнение, а также в случае необходимости издает вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти общие акты.
Нормативно-правовые акты Гостурадминистрации Украины подлежат регистрации в установленном законодательством порядке.
В случаях, предусмотренных законодательством, решения Гостурадминистрации Украины являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.
Гостурадминистрацию Украины возглавляет Председатель, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины в установленном законодательством порядке.
Председатель несет персональную ответственность перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины за выполнение возложенных на Гостурадминистрацию Украины задач и осуществление ею своих функций.
Председатель имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности согласно законодательству.
Председатель осуществляет руководство Гостурадминистрацией Украины, распределяет обязанности между заместителями, определяет степень ответственности заместителей Председателя и руководителей структурных подразделений Гостурадминистрации Украины.
Для согласованного решения вопросов, относящихся к компетенции Гостурадминистрации Украины, обсуждения важнейших направлений ее деятельности в Гостурадминистрации Украины создается коллегия в составе Председателя (председатель коллегии), заместителей Председателя по должности, руководителей структурных подразделений Гостурадминистрации Украины.
В состав коллегии могут входить руководители других центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере управления Гостурадминистрации Украины.
Члены коллегии утверждаются и освобождаются от исполнения обязанностей Кабинетом Министров Украины по представлению Председателя Гостурадминистрации Украины.
Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Гостурадминистрации Украины.
Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений относительно развития основных направлений деятельности Гостурадминистрации Украины в ней могут создаваться научно-консультативный (научный) совет, другие совещательные и консультативные органы.
Состав этих органов и положения о них утверждает Председатель Гостурадминистрации Украины.
Местными органами исполнительной власти в отрасли туризма являются соответствующие структурные подразделения в составе органов исполнительной власти в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, которые подчинены этим органам власти и Государственной туристической администрации Украины. В случае необходимости в местах приоритетного развития туризма указанные органы могут создавать представительства (бюро).
Полномочия местных органов исполнительной власти в области туризма определяются положениями о них, которые утверждаются местными органами исполнительной власти по согласованию с Государственной туристической администрацией Украины.
Субъекты туристической деятельности с целью улучшения обслуживания туристов, внедрения положительного опыта работы могут создавать свои объединения или ассоциации, которые действуют согласно действующему законодательству Украины, их статусов, которые утверждаются собраниями представителей субъектов туристической деятельности, входящих в состав объединений или ассоциаций. При Гостурадминистрации Украины создается совет представителей субъектов туристической деятельности, являющийся совещательным органом и действующий в соответствии с положением о совете, которое утверждается Гостур-администрацией Украины.
Согласно ст. 7. Закона Украины «О туризме» для координации деятельности министерств и ведомств Украины в области туризма создается Национальный совет по туризму, являющийся вневедомственным коллегиальным органом.
Национальный совет по туризму создан Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 марта 1996 г. и действует на основании Положения о нем.
Персональный состав Национального совета по туризму утверждает Вице-премьер-министр Украины, являющийся председателем Национального совета по туризму.
Основными задачами Национального совета по туризму являются:
— координация деятельности министерств и ведомств, Правительства Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, связанной с реализацией государственной политики в области туризма как одного из приоритетных направлений развития национальной культуры и экономики;
— рассмотрение предложений относительно перспектив и направлений развития внутреннего и международного туризма, разработка и внедрение системы управления сферой туризма;
— разработка мероприятий по защите интересов государства в области туризма.
Национальный совет по туризму в соответствии с возложенными на него задачами на своих заседаниях рассматривает такие вопросы: 1) соблюдение министерствами, ведомствами, Правительством Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями Закона Украины «О туризме», других актов законодательства по вопросам туризма; 2) подготовка предложений относительно усовершенствования нормативно-правовой базы в области туризма; 3) определение перспектив создания развитой инфраструктуры туризма, строительства новых, реконструкции и модернизации действующих предприятий в области туризма; 4) осуществление мероприятий по приведению в соответствие с международными стандартами уровня обслуживания туристов в отелях, мотелях, кемпингах, предприятиях и автомобильном транспорте, а также на международных автомобильных путях Украины; 5) предварительное определение источников финансирования программ развития туризма, подготовка предложений о привлечении национальных и иностранных инвестиций в развитие туристической индустрии; 6) подготовка предложений о внедрении благоприятных для развития туризма налогового, валютного, таможенного, пограничного и визового режимов; 7) подготовка предложений о внедрении льготных условий для организации туристической и экскурсионной работы среди детей, подростков, молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения; 8) обеспечение безопасности туристов, защиты их прав, интересов и имущества; 9) разработка и внедрение системы информационной, рекламной и издательской деятельности по вопросам туризма, подготовка и открытие новых туристических маршрутов; 10) выполнение национальных и региональных программ по вопросам туризма, разработка предложений относительно развития туризма в регионах; 11) организация и развитие системы научного обеспечения сферы туризма; 12) кадровое обеспечение сферы туризма и создание с этой целью сети учебных заведений разного уровня для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для туристических предприятий и организаций; 13) развитие сотрудничества Украины в области туризма с зарубежными странами и международными организациями, участие в международных программах развития туризма.
Для выполнения своих функциональных задач Национальный совет по туризму имеет право:
— получать от министерств и ведомств, Правительства Автономной Республики Крым, местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, туристических предприятий независимо от форм собственности информацию, документы и материалы, необходимые для его деятельности;
— создавать временные рабочие группы из числа своих членов и представителей других заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, а также группы экспертов, консультантов, ученых и специалистов;
— заслушивать информацию руководителей министерств и ведомств, Правительства Автономной Республики Крым, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к компетенции Национального совета по туризму;
— привлекать в случае необходимости руководителей министерств и ведомств, которые не входят в состав Национального совета, к участию в его заседаниях.
Решения Национального совета по туризму оформляются в виде протоколов, рекомендаций и являются обязательными для рассмотрения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также гражданами.
В необходимых случаях решения Национального совета по туризму могут оформляться общими приказами, постановлениями коллегий министерств и ведомств.
Национальный совет по туризму осуществляет свою деятельность согласно с утверждаемыми им планами работы. Заседание Национального совета проводятся по мере надобности, но не реже, чем два раза в год.
Заседания Национального совета по туризму считаются правомочными, если на них присутствует большинство его членов. Решения и рекомендации Национального совета принимаются большинством голосов присутствующих его членов. При условии равного количества голосов голос председателя Национального совета является решающим.
Решения Национального совета по туризму по вопросам, затрагивающим интересы отдельных министерств и ведомств, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, принимаются в присутствии их представителей.
Раздел IX. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ - Глава 39. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ - 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
В конце XX века человечество вступило в качественно новый период своего развития. Объективные условия, в которых придется действовать человеку XXI века, требуют новых форм мышления, поведения и сотрудничества людей. Все, что предстоит сделать, реально возможно лишь при развитом государственном управлении, которому присущи как общеобразовательные, универсальные закономерности и формы государственного управления, так и сугубо национальные, самобытные для каждой страны.
Наука управления и практика реализации ее достижений нашли широкое применение во всех, как принято сейчас говорить, цивилизованных демократических странах мира.
Украина только вышла на самостоятельную дорогу своего создания государства. Новые реалии жизни, провозглашение независимости суверенной Украины 24 августа 1991 г. поставило перед государством задачу образования новых государственных институтов и органов управления, которые бы действовали на основе законодательства независимого, суверенного государства.
Поэтому одной из главных задач создания современного украинского государства является радикальное изменение неэффективной системы государственного управления, унаследованной от советской системы управления, что требует проведения широкомасштабной административной реформы.
Принятые за последние года попытки укрепить исполнительную власть и приспособить действующую систему управления к потребностям общественных трансформаций в переходный период отечественной истории оказались неэффективными.
Вследствие этого государственно-управленческая деятельность является структурно несовершенной, громоздкой и оторванной от общества и людей, их жизненных потребностей и интересов. Одним из ее слабых моментов является то, что управленцы часто находятся под влиянием устаревших советских стереотипов мышления обычных исполнителей директив партийно-тоталитарной системы. Нормы и методы управленческой деятельности во многом сохранили свойства бывшей административно-командной системы. Люди на себе ощущают неудовлетворительные последствия некомпетентного руководства, безответственного и коррумпированного поведения государственных служащих. В свою очередь это приводит к потере доверия к государственной власти, порождает политическую и социальную напряженность в обществе, позорит имидж государства в глазах граждан.
Реагированием на такое положение является ряд нормативных актов относительно реформирования системы государственного управления. Законы «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией», «О местных государственных администрациях», ♦О местном самоуправлении в Украине», Указы Президента Украины и нормативные акты Кабинета Министров регулируют общественные отношения, которые охватывают деятельность государства в вопросах правовых, организационных, экономических и социальных условий реализации гражданами Украины своих прав на государственную службу, определяют статус государственных служащих.
Большое значение в совершенствовании государственной службы отводится административной реформе. На выполнение основных положений Концепции административной реформы в Украине, одобренных Указом Президента Украины «О мерах по внедрению административной реформы в Украине» от 22 июля 1998 г. утверждена стратегия реформирования системы государственной службы в Украине, изложенная в Указе Президента Украины «О системе центральных органов исполнительной власти» от 15 декабря 1999 г. В этих указах отмечается, что административная реформа должна радикально изменить систему государственного управления всеми сферами общественной жизни, превратить ее в один из определяющих факторов экономической и социальной жизни.
Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее влияние государства на группу, общество, или его отдельные звенья с целью упорядочения, сохранения или преобразования, которое опирается на свою собственную силу.
Различают управление в технопрактичных системах (управление техникой, механизмами, машинами); управление в биологических системах (управление живыми организмами растений и животных); управление в социальных системах (управление людьми и их коллективами).
Первые два вида управления — это в основном сфера естественных наук, а также наук технико-математического профиля. Социальное управление — это управление обществом, людьми по отношению к людям. В его сфере можно рассматривать государственное управление, управление в общественных организациях, управление в административно-политической сфере, управление производством и пр.
Управление в административно-политической сфере является разновидностью государственного управления, выраженного в целенаправленном и организующем влиянии, осуществляемом с целью обеспечения взаимодействия, согласованности и упоря-дочности общих действий людей, органов, подразделений и служб в интересах эффективного выполнения поставленных перед ними задач.
Как и любой иной вид управления, управление в административно-политической сфере обладает системным характером и осуществляется в рамках социальных управленческих систем.
Вместе с этим, управление в административно-политической сфере имеет свой специфический характер, присущий только названной сфере и ее составным. Все они носят политический, защитный характер и прямо связаны с главными и фундаментальными функциями государства. Это в первую очередь оборона, безопасность, внешняя разведка, иностранные дела, а также внутренние дела и юстиция.
Названные области целиком, или в значительной мере, имеют правоохранительный характер, находятся на страже закона и правопорядка, обеспечивают охрану прав и свобод граждан, оборону и безопасность государства, решают вопросы, связанные с совершенствованием правопорядка, жизнью и безопасностью гражданского общества в целом и каждого человека в отдельности. Поэтому не будет преувеличением назвать органы, входящие в каждую из перечисленных областей — правоохранительными органами, которые используют в своем управлении разнообразные способы (методы) реализации задач и функций государственных органов, которые, в свою очередь, дают возможность классифицировать методы управления. В наиболее общем виде эти методы можно разделить на три вида: убеждение, поощрение, принуждение. Все эти виды предусматривают использование политических, моральных, идеологических, административных, организационных и психологических средств.
39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
Известные ученые-административисты Ю. Козлов, А. Лунев, Г. Атаманчук и пр. в последние года все чаще обращаются к классификации методов управления на административные — внеэкономические (прямого руководящего влияния) и экономические (косвенного руководящего влияния).
При решении управленческих задач в административно-политической сфере используются конкретные способы (методы) влияния на деятельность учреждений, организаций, должностных лиц и граждан со стороны органов управления путем прямого установления их обязанностей, путем приказа, который опирается на властные полномочия и состояние подчинения.
Другими словами — возникают управленческие отношения, представляющие систему взаимосвязей между людьми с целью приведения в порядок и организации общей жизнедеятельности. Управленческие отношения, как необходимый компонент механизма управления в административно-политической сфере, имеют свою специфическую структуру, которая характеризуется сравнительно высокой степенью централизации организации управления областями, входящими в данную сферу, самостоятельности, субординации и координации, ответственности и тому подобное. В особенности это присуще для обороны, безопасности, внешней разведки, внутренних и иностранных дел.
Жесткая централизация, которая наиболее присуща управлению в административно-политической сфере, определяет некоторые управленческие отношения, которые можно разделить на вертикальные, горизонтальные, формальные и неформальные.
Управлению в административно-политической сфере присуща определенная специфичность принципов, применяемых вышеназванными областями и органами при осуществлении своих функций и полномочий.
Принципы управления — это исходные, основные правила, руководящие установки, нормы деятельности для внедрения систем, управления общими процессами.
Выделяются принципы: социальной направленности управленческой деятельности; законности; объективности; комплексности и системности; гласности; объединения коллегиальности и единоначалия. Эти принципы распространяются почти на все органы, учреждения, подразделения, которые входят в сферу административно-политического управления.
Для управления в административно-политической сфере Украины, как и в иных областях и сферах жизни государства, нужна постоянная организаторская работа. Эта деятельность ведется органами, специально для этого основанными государством и объединенными в системе вышеупомянутых министерств и предназначенные для решения задач, определенных государством. Должностные лица, выполняющие функции военного управления, управления в области безопасности и правопорядка, иностранных дел, являются государственными служащими и выполняют свои функции в интересах государства.
Управление в административно-политической сфере Украины по своей правовой природе, как управление государственное, носит исполнительно-распорядительный характер. В связи с тем, что все органы, которые входят в административно-политическую сферу управления: военные, службы безопасности, внутренних дел, юстиции и иностранных дел призваны выполнять распоряжения законов Украины и пр. законодательные акты, регламентирующие основные вопросы жизни, быта и деятельности этих органов, и обеспечивать выполнение таких распоряжений всеми, к кому они относятся, — эти органы наделены необходимыми государственно-властными, распорядительными полномочиями.
Такие полномочия нужны им еще и потому, что законы не всегда предписывают конкретно и детально те действия, которые могут или должны совершаться для их выполнения. Следовательно, эти органы сами в ряде случаев должны определять пути и способы реализации правовых распоряжений.
Тем не менее, эти распорядительные полномочия ограничиваются границами выполнения законов, границами решения повседневных задач, находятся в рамках компетенции соответствующего органа или должностного лица.
Органы управления в административно-политической сфере, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции, такие как органы обороны, службы безопасности, внутренних дел, кроме всего наделены еще правом применения способов принудительного влияния. Все командиры и начальники обладают, в частности, полномочиями по применению дисциплинарных взысканий. Некоторые из них имеют право возбуждать уголовные дела, привлекать к материальной ответственности лиц, виновных в причинении материального ущерба государству, а также выполнять иные административные функции.
Для управления в административно-политической сфере, как и для государственного управления, осуществляемого Президентом, правительством и иными органами исполнительной власти, законодательными органами и органами местного самоуправления характерны следующие признаки:
а) осуществление общезначимых функций;
б) нормативно-распорядительное регулирование;
в) подзаконный характер деятельности;
г) использование властных полномочий.
Управление в административно-политической сфере, осуществляемое органами исполнительной власти, характеризуется названными и, дополнительно, следующими признаками:
а) непрерывный и оперативный характер деятельности;
б) осуществление специализированных функций, требующих одинаковой технологии;
в) установление юридико-функциональных режимов;
г) деятельность иерархично построенного аппарата управления;
д) применение мер административного (дисциплинарного) влияния;
е) профессиональный аппарат.
Следовательно, суммируя можно сделать вывод о том, что управленческая деятельность, и в особенности управление в административно-политической сфере, представляет собой сложное социально-психологическое явление с ярко выраженной доминантной свободой. Каждый занятый человек — практически постоянно совершает умственные и волевые операции анализа, оценки, выбора, решения, подчинения и выполнения, команды, контроля и т. д. Это создает в органах, учреждениях и подразделениях обороны, внутренних и иностранных дел, безопасности, юстиции особый социально-психологический микроклимат, который активно влияет на сознание, чувство, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип его поведения и деятельности. Не случайно даже внешний вид «человека власти» очень отличается от того, кто никогда нею не обладал. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного «я» выполнению обязанностей, возложенных государственной должностью — вот естественные черты, которые присущи управленческой сфере в нормальном государственном органе.
Если этого нет, то формируемое и реализуемое такими органами управленческое влияние едва ли может пользоваться авторитетом среди людей, и в какой-либо мере влиять на их сознание, поведение и деятельность.
Управленческая деятельность в административно-политической сфере многогранна в своих проявлениях. Это и люди, и знание, и информация, и технические средства, которые образуют сложное комплексное явление. Можно получить много информации, но не уметь ее обработать из-за отсутствия знаний или технических средств.
Можно иметь (по штатному расписанию) значительный управленческий коллектив, но он из-за низкого профессионализма не в состоянии обеспечить реализацию компетенции государственного органа. Только взвешенное, сбалансированное введение в действие всех элементов управленческой деятельности способно придать ей рациональность и эффективность.
Вместе с тем, несмотря на обусловленность управленческой деятельности свойствами и мотивами, профессиональной подготовкой и жизненной активностью человеческой натуры, она в сфере административно-политического управления получает юридическую четкость. Это деятельность, которую соответствующие государственные органы и должностные лица обязаны осуществлять, причем так и таким образом, как это нужно для реализации компетенции каждого конкретного государственного органа. Поэтому многие элементы управленческой деятельности в административно-политической сфере не только юридически описываются, но и «привязываются» к государственным органам, закрепляются в их правовом статусе в виде процессуальных норм.
Как и социальному управлению, административно-политическому управлению присущи такие же формы и методы влияния, содержание и цели взаимодействия, принципы, на которых они базируются, но они становятся кординально другими, в отличии от того, что наблюдается в технокрактичных и биологических управлениях.
- Предисловие
- Общая часть - Раздел I. Введение в административное право - Глава 1. Предмет, метод и система административного права - 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права - 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы - 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения - 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти - 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций - 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан - 8.1.Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие - 9.1Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- Раздел III. Государственное управление - Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления - 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления - 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы - 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- Глава 17 административная ответственность - 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- Глава 18 административные взыскания - 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- Раздел V. Административный процесс - Глава 19 административный процесс - 19.1. Понятие административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках - 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве - 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- Глава 23. Административный надзор – 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине - 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием - 27.1. Организация управления финансами
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом - 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом - 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение - 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов - 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- Глава 33 управление образованием - 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- Глава 34 управление наукой - 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- Глава 35 управление здравоохранением - 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством - 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения - 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом - 1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- Глава 40. Управление национальной безопасностью - 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- Глава 41. Управление обороной украины - 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- Глава 42 управление внутренними делами - 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- Глава 43. Организация управления юстицией украины - 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями