Глава 40. Управление национальной безопасностью - 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
Украина создает основы своей национальной безопасности и обороны, исходя из собственных национальных интересов. Как раз поэтому Конституция Украины в ст. 17 причисляет к самым важным задачам государства обеспечение национальной безопасности и обороны — это дело всего украинского народа.
Под национальной безопасностью понимается состояние страны, благодаря которому система государственно-правовых и общественных гарантий обеспечивает реализацию суверенитета, конституционного порядка и территориальной целостности государства, всестороннее развитие и защиту интересов всего населения страны от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.
Национальная безопасность является сложным многоаспектным понятием и включает такие виды безопасности: политическую, экономическую, военную, государственную, информационную, научно-технологическую, экономическую, эпидемическую, финансовую, пожарную, продовольственную, безопасность культурного развития нации.
К объектам национальной безопасности относятся национальные интересы, национальные ценности, структурные элементы системы национальной безопасности, их свойства и отношения, которые защищаются от угроз. Исходя из этого, выделяются три уровня основных объектов безопасности:
— гражданина (человека) — его права и свободы;
— общества — его духовные и материальные ценности;
— государства — его суверенитет, конституционный порядок, территориальную целостность и неприкосновенность границ.
К субъектам национальной безопасности надо отнести носителей свойств, обеспечивающих защиту объектов безопасности.
Основным субъектом национальной безопасности является государство, которое, согласно с Конституцией Украины (ст. 3, 27, 28, 29), обеспечивает безопасность каждого человека и гражданина, их жизнь, здоровье, честь, достоинство, личную неприкосновенность на территории Украины, а также своим гражданам и за ее границами.
Государство выполняет свои функции в сфере национальной безопасности через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, негосударственные организации и граждан. Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий основных субъектов системы национальной безопасности.
Украинский народ — граждане Украины всех национальностей на выборах, референдумах, а также через органы государственной власти и местного самоуправления высказывают и реализуют свое видение национальных интересов Украины, способов их защиты, привлекают внимание общественных и государственных институтов к опасным явлениям и процессам в различных сферах жизнедеятельности страны.
Верховная Рада Украины в границах своих полномочий, определенных в ст. 92 Конституции Украины, осуществляет законодательное регулирование и контроль за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц относительно осуществления ими соответствующих полномочий в сфере национальной безопасности.
Президент Украины, согласно ст. 103 Конституции Украины, как глава государства, гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины и Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Украины и Председатель Совета
национальной безопасности и обороны Украины обеспечивает главное руководство в сфере национальной безопасности и обороны Украины.
Совет национальной безопасности и обороны Украины согласно ст. 107 Конституции Украины является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины, координирует и контролирует деятельность органов государственной власти в сферах национальной безопасности и обороны.
В соответствии со ст. 116 Конституции Украины Кабинет Министров Украины, как вышестоящий орган исполнительной власти, принимает меры относительно обеспечения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения обороноспособности, национальной безопасности, общественного порядка и борьбы с преступностью.
Важная роль отводится министерствам и иным центральным органам исполнительной власти, которые в границах своих полномочий, имеющихся средств бюджетного и внебюджетного финансирования обеспечивают реализацию законов Украины, указов Президента Украины и иных правовых актов. В сфере национальной безопасности обеспечивают создание, поддержку в готовности и применение сил и средств обеспечения национальной безопасности, а также управление их деятельностью.
Конституционный Суд Украины — решает вопрос о соответствии законов и иных правовых актов в сфере национальной безопасности и дает официальное их толкование.
Суды общей юрисдикции — осуществляют правосудие в сфере обеспечения национальной безопасности Украины, а прокуратура Украины осуществляет свои полномочия в сфере национальной безопасности.
Национальный банк Украины разрабатывает и осуществляет эмиссио'нно-кредитную политику в интересах национальной безопасности Украины.
Согласно ст. 17 Конституции Украины важная роль в осуществлении национальной безопасности принадлежит военным организациям государства, к которым относятся: Вооруженные Силы Украины; Служба безопасности Украины; Внутренние войска; Погранвойска; органы и подразделения Министерства внутренних дел Украины; военные подразделения Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и в деле защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы — которые в границах своих полномочий обеспечивают оборону Украины, защиту ее суверенитета, территориальную целостность и неприкосновенность ее границ, противодействуют внешним и внутренним угрозам военного характера, борются с организованной преступностью, обеспечивают защиту населения в случае катастроф, стихийных бедствий, опасных социальных конфликтов и иных катаклизмов, которые могут возникать.
Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются:
— законность;
— приоритет прав человека;
— верховенство права;
— адекватность мероприятий защиты национальных интересов реальным и потенциальным угрозам;
— демократический гражданский контроль за всеми структурами в сфере обеспечения национальной безопасности;
— соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность;
— четкое разграничение полномочий органов исполнительной власти.
Нарушение одного из этих принципов может привести к серьезной угрозе национальной безопасности, демократии, соблюдения баланса интересов личности, общества и государства, их взаимной ответственности.
В первые дни существования Украины как самостоятельного государства в принятой Декларации о государственном суверенитете Украины четко выражены жизненно важные интересы нашей страны, то есть национальные интересы, которые отображают фундаментальные ценности и стремления украинского народа, его потребности в достойных условиях жизнедеятельности, а также цивилизованные пути их создания и способы их удовлетворения.
Среди них на современном этапе приоритетными национальными интересами являются:
— создание гражданского общества, повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, развитие демократических институтов для обеспечения прав и свобод человека;
— достижение национального согласия, политической и социальной стабильности, гарантирование прав украинской нации и национальных меньшинств Украины;
— обеспечение государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ;
— создание самодостаточной социально ориентированной рыночной экономики;
— обеспечение экологически и технологически безопасных условий жизнедеятельности общества;
— сохранение и повышение научно-технического потенциала;
— укрепление генофонда Украинского народа, его физического и морального здоровья и интеллектуального потенциала;
— развитие украинской нации, исторического сознания и национального достоинства украинцев;
— развитие этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности граждан всех национальностей, которые составляют Украинский народ;
— налаживание равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами, интегрирование в европейское и мировое сообщество.
К угрозе национальной безопасности Украины надо отнести совокупность условий и фактов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. В зависимости от угроз национальной безопасности Украины их можно классифицировать:
— в политической сфере:
— посягательство на конституционный порядок и государственный суверенитет Украины;
— вмешательство во внутренние дела Украины со стороны иных государств;
— наличие сепаратистских тенденций в отдельных регионах и у определенных политических сил в Украине;
— массовые нарушения прав граждан в Украине и за ее границами;
— обострение межэтнических и межконфессиональных отношений;
— нарушение принципа разделения власти, в экономической сфере:
— неэффективность системы государственного регулирования экономических отношений;
— наличие структурных диспропорций, монополизма производителей, препятствий становлению рыночных отношений;
— нерешенность проблем ресурсной, финансовой и технологической зависимости национальной экономики от иных стран и пр.
в социальной сфере:
— низкий уровень жизни и социальной защищенности значительных слоев населения, наличие большого количества граждан трудоспособного возраста, не занятых общественно полезной деятельностью;
— общественно-политическое противостояние отдельных социальных слоев населения и регионов Украины и пр.
в военной сфере:
— посягательство на государственный суверенитет Украины и ее территориальную целостность;
— наращивание вблизи границ Украины группировок войск и вооружений, нарушающих сложившееся соотношение сил;
— военно-политическая нестабильность и конфликты в соседних странах;
— возможность применения ядерного оружия и иных видов оружия массового уничтожения против Украины и пр.
в экологической сфере:
— значительное антропогенное нарушение и техногенная перегруженность территории Украины, отрицательные экологические последствия Чернобыльской катастрофы;
— неэффективное использование природных ресурсов, широкомасштабное применение экологически вредных и несовершенных технологий и пр.
в научно-технологической сфере:
— неопределенность государственной научно-технической политики;
— отток интеллектуального и научного потенциала за границы Украины;
— научно-технологическое отставание Украины от развитых стран;
— снижение уровня подготовки высококвалифицированных научных и инженерно-технических кадров;
в информационной сфере:
— не уравновешенность государственной политики и отсутствие необходимой инфраструктуры в информационной сфере;
— медленность вхождения Украины в мировое информационное пространство, отсутствие у международного сообщества объективного представления об Украине;
— информационная экспансия со стороны иных государств и пр.
40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
Законодательную основу обеспечения национальной безопасности представляют Конституция Украины, законы Украины, указы Президента Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, иные нормативно-правовые акты государственных органов власти и управления, принятые в границах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Украиной.
Для непосредственного выполнения функций обеспечения национальной безопасности в системе исполнительной власти создаются и действуют силы и средства обеспечения национальной безопасности, в которые входят:
а) Вооруженные силы Украины; Служба безопасности Украины; Внутренние войска, органы и подразделения Министерства внутренних дел Украины; Погранвойска Украины; военные подразделения Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и в деле защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и другие военные формирования, созданные в соответствии с Конституцией Украины, которые выполняют свои функции в данной сфере согласно действующему законодательству; б) органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; таможенные службы; природоохранные службы; органы здравоохранения населения и прочие государственные органы обеспечения безопасности, которые действуют согласно законодательству Украины.
Способы обеспечения национальной безопасности это — комплекс государственных, организационно-правовых и специальных мероприятий, применение которых входит в компетенцию государственных органов власти общей и специальной компетенции. Все средства обеспечения национальной безопасности могут быть разделены на материальные и духовные; насильственные и ненасильственные; военные и невоенные.
Государственным правоохранительным органом специального назначения, обеспечивающим государственную безопасность Украины, является Комитет Службы безопасности Украины.
В основу деятельности Службы безопасности Украины заложены такие принципы:
— законность;
— уважение к правам и достоинствам личности;
— внепартийность;
— ответственность перед народом Украины.
В оперативно-служебной деятельности Служба безопасности Украины придерживается принципов объединения единоначалия и коллегиальности, гласности и конспирации.
Общее руководство деятельностью органов Службы безопасности Украины осуществляют Президент Украины и Кабинет Министров Украины. Согласно ст. 31 Закона Украины «О Службе безопасности Украины» Верховной Раде Украины поручен постоянный контроль за деятельностью Службы безопасности Украины, соблюдением ею законодательства, и осуществляется Комиссией Верховной Рады Украины по вопросам обороны и государственной безопасности.
Председатель Службы безопасности Украины регулярно информирует Верховную Раду Украины, Президиум Верховной Рады Украины и Комиссию Верховной Рады Украины по вопросам обороны и государственной безопасности о деятельности Службы безопасности Украины, состояний государственной безопасности, соблюдений действующего законодательства, обеспечение прав и свобод человека и ежегодно представляет Верховной Раде Украины отчет о деятельности Службы безопасности Украины.
Кабинет Министров Украины осуществляет и контролирует реализацию конкретных мероприятий по национальной безопасности органами государственных служб специальной компетенции.
Важные функции контроля возложены ст. 32 Закона Украины «О Службе безопасности Украины» на Президента Украины и уполномоченные им государственные органы. Постоянный контроль за соблюдением конституционных прав граждан и законодательства в оперативно-розыскной деятельности органов и подразделений Службы безопасности Украины, а также контроль за соответствием выданных Службой безопасностью Украины положений, приказов, распоряжений, инструкций и указаний — Конституции и законам Украины осуществляют специально назначенные Президентом Украины должностные лица. Указом Президента Украины от 22 октября 1998 г. «О контроле за деятельностью Службы безопасности Украины» утверждены основы осуществления контроля в сфере безопасности. Основное внимание уделяется мероприятиям, направленным на усиление контроля, воплощение новых форм его осуществления. Введена специальная должность — Уполномоченный по вопросам контроля за деятельностью Службы безопасности Украины, который назначается Президентом Украины и ему подчиняется. Согласно с указом уполномоченному предоставляются широкие права в сфере контроля за деятельностью Службы безопасности Украины.
Высший надзор за соблюдением и применением законов Службой безопасности Украины осуществляет Генеральный прокурор Украины и уполномоченные ним прокуроры.
Непосредственное руководство всей деятельностью Службы безопасности Украины, ее Центральным управлением осуществляет председатель Службы безопасности Украины. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Службу безопасности Украины. Его назначает на должность Верховная Рада Украины по представлению Президента Украины.
Председатель Службы безопасности Украины имеет заместителей, которые по его предоставлению назначаются Президентом Украины.
Для решения основных направлений и проблемных вопросов оперативно-служебной деятельности и работы с кадрами в Службе безопасности Украины создаются коллегии. Члены коллегии назначаются Президентом Украины по предложению председателя Службы безопасности Украины и согласия Верховной Рады Украины. Члены коллегии обязаны выйти с состава членов любых партий, движений и др. общественных объединений, ставящих перед собой политические цели.
Согласно Закону Украины «О Службе безопасности Украины» от 25 марта 1992 г, органы Службы безопасности Украины представляют собой целостную централизованную систему, которую составляют:
— Центральное управление Службы безопасности Украины;
— региональные органы Службы безопасности Украины;
— Служба безопасности Автономной Республики Крым;
— органы военной контрразведки;
— военные формирования;
— учебные, научно-исследовательские и прочие учреждения Службы безопасности Украины.
К региональным органам службы безопасности Украины относятся:
— областные управления СБУ;
— межрайонные, районные, местные подразделения, расположение и территориальная компетенция которых могут не совпадать с административно-территориальным разделением Украины.
Организационная структура Службы безопасности Украины определяется Президентом Украины.
Центральное управление Службы безопасности Украины отвечает за состояние государственной безопасности, координирует и контролирует деятельность иных органов Службы безопасности Украины. В его состав входят:
— аппарат председателя Службы безопасности Украины;
— функциональные подразделения: разведки, контрразведки, военной контрразведки, защиты национальной государственности, борьбы с коррупцией и организованной преступной деятельностью, информационно-аналитический, оперативно-технический, оперативного документирования, следовательский, правительственной связи, по роботе с личным составом, административно-хозяйственный, финансовый, военно-медицинский и прочие, согласно с организационной структурой Службы безопасности Украины.
Центральное управление Службы безопасности Украины издает положения, приказы, распоряжения, инструкции, дает указания, обязательные для выполнения в системе Службы безопасности Украины. Указанные акты не подлежат выполнению, если в них устанавливаются не предусмотренные законодательством дополнительные полномочия органов и сотрудников Службы безопасности Украины или антиконституционные ограничения прав и свобод граждан.
В границах своей компетенции Центральное управление Службы безопасности Украины вносит Президенту Украины предложения об издании актов по вопросам сохранения государственной тайны, обязательной для выполнения органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
В интересах государственной безопасности органы и подразделения Службы безопасности Украины могут образовываться на отдельных государственных стратегических объектах и территориях, в воинских формированиях.
Органы военной контрразведки создаются для контрразведывательного обеспечения Вооруженных сил Украины, Погранвойск Украины и других воинских формирований, дислоцированных на территории Украины.
Начальники подразделений Центрального управления Службы безопасности Украины — разведки, контрразведки, военной контрразведки, защиты национальной государственности, борьбы с коррупцией и организованной преступной деятельностью, информационно-аналитического, оперативно-технического, оперативного документирования, следователя, правительственной связи, работы с личным составом, а также начальники региональных органов — областных управлений Службы безопасности Украины назначаются Президентом Украины по представлению председателя Службы безопасности Украины.
В своей оперативно-служебной деятельности региональные органы Службы безопасности Украины не зависят от органов местной государственной администрации и местного самоуправления, должностных лиц, партий и движений.
В своем распоряжении органы Службы безопасности Украины имеют учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.
Деятельность Службы безопасности Украины осуществляется на основе соблюдения прав и свобод человека. Органы и сотрудники Службы безопасности Украины должны уважать достоинство человека и проявлять к нему гуманное отношение, не допускать разглашения сведений о личной жизни человека. В исключительных случаях, с целью прекращения и раскрытия государственных преступлений, отдельные права и свободы личности могут быть временно ограничены в порядке и границах, определенных Конституцией и законами Украины.
На требование граждан Украины в месячный срок Служба безопасности Украины обязана дать им письменные пояснения по поводу ограничения их прав или свобод.
Общественность Украины через средства массовой информации и в иных формах в определенном законодательством порядке информируется о деятельности Службы безопасности Украины.
Не подлежат разглашению сведения, представляющие государственную, военную, служебную и коммерческую тайну, а также информация конфиденциального характера, разглашение которой может причинить ущерб национальной безопасности Украины, чести и достоинству личности или нарушить ее законные права, кроме случаев, предусмотренных законодательством в интересах правосудия.
40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
Основными направлениями деятельности Службы безопасности Украины являются:
— контрразведывательная деятельность;
— борьба с коррупцией и организованной преступностью;
— разведывательная деятельность. Контрразведывательная деятельность состоит в выявлении, предупреждении, прекращении разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда безопасности Украины.
Сущность борьбы с коррупцией и организованной преступностью представляют оперативно-розыскные мероприятия выявления, предупреждения, прекращения и раскрытия шпионства, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и иных преступлений; проведение дознания и предварительного следствия в делах, отнесенных к компетенции органов Службы безопасности Украины. Органы Службы безопасности Украины осуществляют также мероприятия по выявлению, предупреждению, прекращению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, отдельных лиц и общественных объединений, которые ставят перед собой цель — насильственное изменение конституционного строя Украины, решают иные задачи в сфере борьбы с преступностью.
Разведывательная деятельность — это комплекс мероприятий специального назначения, направленных на информационно-аналитическое обеспечение эффективного решения органами исполнительной власти вопросов внутренней и внешней деятельности, связанной с национальной безопасностью.
В Законе Украины «О Службе безопасности Украины» закреплены обязанности и права ее органов. Согласно своим основным задачам Служба безопасности Украины обязана:
— осуществлять разведывательную и информационно-аналитическую работу в интересах эффективного проведения органами государственной власти и управления Украины внутренней и внешней деятельности, решение проблем обороны, социально-экономического строительства, научно-технического прогресса, экологии и иных вопросов, связанных с национальной безопасностью Украины;
— осуществлять мероприятия контрразведывательного обеспечения дипломатических представительств, консульских и иных государственных учреждений, а также мероприятия, связанные с охраной государственных интересов в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, безопасностью граждан Украины за границей;
— выявлять, прекращать и раскрывать преступления, расследование которых отнесено законодательством к компетенции Службы безопасности Украины; проводить дознание и следствие по этим делам; разыскивать лиц, которые скрываются в связи с совершением указанных преступлений;
— осуществлять контрразведывательные мероприятия с целью предупреждения, выявления, прекращения и раскрытия любых форм разведывательно-подрывной деятельности против Украины;
— обеспечивать защиту государственного суверенитета, конституционного порядка и территориальной целостности Украины от противоправных посягательств со стороны отдельных лиц и их объединений;
— осуществлять контрразведывательное обеспечение оборонного комплекса, Вооруженных сил Украины, иных военных формирований, дислоцированных на территории Украины, энергетики, транспорта, связи, а также важнейших объектов иных областей хозяйства;
— брать участие в разработке и осуществлении мероприятий по защите государственных тайн Украины, оказывать содействие в порядке, предусмотренном законодательством, предприятиям, учреждениям, и предпринимателям в сохранении коммерческой тайны, разглашение которой может причинить ущерб жизненно важным интересам Украины;
— осуществлять, согласно законодательству, профилактику правонарушений в сфере государственной безопасности;
— в границах, определенных законодательством, обеспечивать защиту личной безопасности граждан; брать участие в реабилитации и возобновлении прав незаконно репрессированных лиц;
— оказывать содействие Погранвойскам Украины в охране государственной границы Украины;
— оказывать содействие в обеспечении военного режима и чрезвычайного положения в случае их объявления, а также ликвидации последствий стихийного бедствия, значительных аварий, катастроф, эпидемий и иных чрезвычайных ситуаций и пр.
Для выполнения возложенных на них обязанностей органам Службы безопасности и ее сотрудникам предоставляется право:
— требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий Службы безопасности Украины, проверять в связи с этим документы, которые свидетельствуют об их личности, а также проводить осмотр лиц, принадлежащих им вещей и транспортных средств, если есть угроза бегства подозреваемого или уничтожения или сокрытия вещевых доказательств преступной деятельности;
— предъявлять органам государственного управления обязательные для рассмотрения пропозиции по вопросам национальной безопасности Украины, в том числе о прекращении работы, связанной с государственными тайнами, выполняемой с нарушением установленных правил;
— входить в порядке, согласованном с администрацией предприятий, учреждений и организаций и командованием воинских частей, на их территорию и в служебные помещения;
— иметь следственные изоляторы для содержания лиц, взятых под стражу и задержанных органами Службы безопасности Украины;
— использовать с последующим возмещением затрат и убытков транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям, военным частям и гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и организаций, транспортных средств специального назначения) для проезда к месту события, прекращения преступлений, преследования и задержания лиц, подозреваемых в' их совершении, доставки в лечебные учреждения лиц, которым необходима срочная медпомощь;
— исключительно при непосредственном прекращении преступлений, расследование которых отнесено законодательством к компетенции Службы безопасности Украины, преследовании лиц, подозреваемых в их совершении, заходить в жилые, служебные, производственные и прочие помещения, на территории и земельные участки, и производить их осмотры с последующим уведомлением прокурора на протяжении 24 часов;
— проводить гласные и негласные оперативные мероприятия в порядке, определенном Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» и пр.
Кадры Службы безопасности составляют:
— сотрудники-военнослужащие;
— работники, заключившие трудовой договор со Службой безопасности Украины;
— военнослужащие срочной службы.
В органы Службы безопасности Украины на конкурсной, добровольной и договорной основе принимают граждан Украины, которые по своим деловым и моральным качествам, образовательному уровню и состоянию здоровья могут эффективно выполнять служебные обязанности. Критерии профессиональной пригодности, в частности юридической осведомленности, определяются квалификационно-нормативными документами, которые утверждаются председателем Службы безопасности Украины.
Количественный состав сотрудников Службы безопасности Украины определяется Президентом Украины по представлению председателя Службы безопасности Украины, исходя из потребностей надежной защиты государственной безопасности Украины в границах установленного бюджета.
На них, а также на военнослужащих срочной службы, распространяется определенный законодательством порядок прохождения военной службы в Вооруженных силах Украины. Военнослужащие Службы безопасности Украины принимают военную присягу на верность народу Украины.
Важные функции в сфере безопасности Украины осуществляются Управлением государственной охраны, Главным управлением охраны объектов при Министерстве внутренних дел Украины, Внутренними войсками, все они имеют статус органов специального назначения, их полномочия в сфере безопасности Украины урегулированы Законом Украины «О государственной охране органов государственных властей Украины и их должностных лиц» от 4 марта 1998 г, «О внутренних войсках МВД Украины» от 22 марта 1992 г, Постановлением Кабинета Министров Украины «О государственной Службе охраны при Министерстве внутренних дел» от 10 августа 1993 г.
40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
В преамбуле к Закону Украины «О Государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 г, отмечено, что Украина, руководствуясь Конституцией Украины, Декларацией о государственном суверенитете Украины и Актом провозглашения независимости Украины, неуклонно проводит политику мира, выступает за укрепление безопасности народа Украины, исходя из принципов незыблемости государственных границ, что является отображением территориальной целостности, политической и экономической независимости, суверенитета и единства Украины.
Государственная граница Украины является неприкосновенной. Любые нарушения ее решительно пресекаются. В ст. 1 этого Закона определяется, что государственной границей Украины является линия и вертикальная поверхность, проходящая по этой линии, которые определяют границы территории Украины: суши, вод, недр, воздушного пространства. Охрана государственной границы Украины является неотъемлемой частью общегосударственной системы обеспечения национальной безопасности и заключается в осуществлении политических, правовых, организационных, экономических, экологических, санитарно-карантинных, военных, оперативных, технических и иных мероприятий.
Военная, политическая, оперативная охрана государственной границы возлагается на Погранвойска Украины, а в воздушном пространстве — на войска противовоздушной обороны Украины. Основными задачами охраны государственной границы являются обеспечение установленного режима государственной границы и пограничного режима.
В ст. 8 Закона Украины «О Государственной границе Украины» определяется режим государственной границы Украины, как порядок пересечения государственной границы Украины. Железнодорожное, автомобильное, морское, речное, паромное, воздушное и прочее перемещение через государственную границу Украины осуществляется в пунктах пропуска, которые устанавливаются Кабинетом Министров Украины согласно законодательству Украины и международных договоров Украины.
Пункт пропуска через государственную границу Украины — это специально выделенная территория на железнодорожных и автомобильных станциях, в морских и речных портах, аэропортах с комплексом зданий, сооружений и технических средств, где осуществляются пограничный, таможенный и прочие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества.
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу Украины определяется согласно с законодательством Украины компетентными органами по согласованию с Погранвойсками Украины. В помещениях и местах, где осуществляется пограничный контроль, Погранвойска устанавливают дополнительные режимные правила, регламентирующие порядок допуска в них лиц, которые принимают участие в контроле и обслуживании пассажиров и транспортных средств зарубежного направления.
Охрана государственной границы Украины на суше, море, реках, озерах и иных водоемах возлагается на Погранвойска Украины, а в воздушном пространстве — на Войска воздушной обороны Украины. Погранвойска и Войска воздушной обороны Украины при выполнении задач по охране государственной границы Украины руководствуются Законом Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 г., Законом Украины «О Погранвойсках» от 4 ноября 1991 г., актами законодательства Украины, международными договорами Украины, а также актами, которые издаются компетентными органами Украины. Обязанности и права Погранвойск и Войск воздушной обороны Украины относительно охраны государственной границы Украины определяются вышеуказанными законами и иными актами законодательства Украины.
Главной задачей Погранвойск Украины является обеспечение неприкосновенности государственной границы Украины, а также охрана исключительной (морской) экономической зоны Украины.
Центральным органом управления Погранвойск Украины является Государственный комитет по делам охраны государственной границы Украины, который подчиняется Кабинету Министров Украины. Председателем Государственного комитета является командующий Погранвойсками Украины. Он назначается и освобождается с должности Президентом Украины. Организационная структура состоит из пограничных округов, застав, отрядов, нарядов, а также иных частей.
Деятельность Погранвойск Украины строится на принципах законности, гласности, соблюдении прав и свобод граждан, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и населением. Деятельность любых политических партий и движений в Погранвойсках Украины запрещается. Гласность в деятельности Погранвойск Украины обеспечивается систематическим информированием органов государственных властей и управления, общественных объединений, граждан, средств массовой информации о состоянии охраны государственной границы и мероприятиях по ее укреплению.
Погранвойска Украины свою деятельность осуществляют согласно Конституции и Законам Украины. Никакие чрезвычайные обстоятельства или указания должностных лиц не могут быть основанием для любых незаконных действий или бездеятельности пограничников. Использование Погранвойск Украины не по назначению запрещается.
Положенные государством на Погранвойска Украины задачи и функции определяют их основные полномочия.
Исполняя свои полномочия в границах пограничной полосы, контролируемого пограничного района, в пунктах пропуска через государственную границу Украины Погранвойска Украины наделяются правами:
— располагать пограничные наряды, передвигаться при исполнении служебных обязанностей по любым участкам местности;
— вести дознание в делах о нарушении государственной границы Украины, осуществлять оперативно-розыскную деятельность согласно действующему законодательству;
— осуществлять административное задержание лиц, нарушивших режим государственной границы Украины, пограничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу Украины;
— рассматривать дела об административных правонарушениях, связанные с нарушением правил пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины;
— удерживать лиц, подвергнутых административному задержанию, в изоляторах временного содержания или в иных помещениях, специально оборудованных для этих целей. О каждом случае административного задержания, личного осмотра задержанного, осмотра и изъятия вещей, которые при нем находятся, составляется протокол и сообщается прокурору и пр.
Погранвойска Украины осуществляют иные действия относительно охраны государственной границы Украины, исключительной (морской) экономической зоны согласно законодательству Украины, ее международных договоров.
Охрана государственной границы Украины осуществляется при активном участии граждан Украины. Государственные органы и общественные организации оказывают содействие Погранвойскам Украины в привлечении граждан Украины на добровольных началах к охране государственной границы Украины.
Гражданам Украины, участвующим в охране государственной границы Украины, государство гарантирует защиту жизни и здоровья от преступных посягательств.
Порядок участия граждан Украины в охране государственной границы и их социальная защита определяются соответствующими актами законодательства.
Личный состав Погранвойск Украины составляется из военнослужащих и работников по трудовому договору. Лица, которые проходят службу в Погранвойсках Украины, являются военнослужащими, они принимают присягу на верность Украине, имеют единые для Вооруженных сил Украины военные звания и знаки различия. Прохождение службы в Погранвойсках Украины осуществляется согласно Положению о прохождении военной службы гражданами Украины и военных уставов.
На срочную военную службу в Погранвойска Украины призываются граждане Украины согласно Закону Украины «Об общей военной обязанности и военной службе». На период службы в Погранвойсках Украины членство военнослужащих в любой политической партии, организации или движении не допускается.
Военнослужащие Погранвойск Украины во время выполнения возложенных на них обязанностей действуют как представители власти от лица государства и находятся под его защитой. Их жизнь, честь и достоинство охраняются законом.
Государство гарантирует социальную и правовую защиту военнослужащих Погранвойск Украины и членов их семей согласно законодательству Украины.
Социальная защита работников, заключивших трудовой договор с Погранвойсками Украины, обеспечивается на общих основаниях согласно законодательству Украины о труде.
Законом Украины «О Погранвойсках Украины» на Погранвойска Украины возложены полномочия в сфере координации деятельности государственных органов, которые осуществляют различные виды контроля при пересечении государственной границы Украины или принимают участие в обеспечении режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины.
Распоряжения Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины по вопросам соблюдения режимов на государственной границе, изданные в границах его компетенции, являются обязательными для государственных органов.
Парламентский контроль за деятельностью Погранвойск Украины, соблюдением ими действующего законодательства осуществляется Комиссией Верховной Рады Украины по вопросам обороны и государственной безопасности.
Председатель Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины систематически информирует Верховную Раду Украины о выполнении Погранвойсками Украины возложенных на них задач и действующего законодательства, обеспечении прав и свобод человека, а также ежегодно предъявляет Верховной Раде Украины письменный отчет о деятельности Погранвойск Украины.
Контроль за деятельностью Погранвойск Украины осуществляется Президентом Украины.
Председатель Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины систематически информирует Президента Украины, Совет национальной безопасности Украины по основным вопросам своей деятельности, ежегодно предъявляет Президенту Украины письменный отчет о деятельности Погранвойск Украины.
Надзор за соблюдением законности в деятельности Погранвойск Украины осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.
- Предисловие
- Общая часть - Раздел I. Введение в административное право - Глава 1. Предмет, метод и система административного права - 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права - 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы - 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения - 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти - 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций - 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан - 8.1.Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие - 9.1Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- Раздел III. Государственное управление - Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления - 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления - 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы - 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- Глава 17 административная ответственность - 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- Глава 18 административные взыскания - 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- Раздел V. Административный процесс - Глава 19 административный процесс - 19.1. Понятие административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках - 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве - 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- Глава 23. Административный надзор – 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине - 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием - 27.1. Организация управления финансами
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом - 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом - 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение - 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов - 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- Глава 33 управление образованием - 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- Глава 34 управление наукой - 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- Глава 35 управление здравоохранением - 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством - 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения - 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом - 1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- Глава 40. Управление национальной безопасностью - 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- Глава 41. Управление обороной украины - 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- Глава 42 управление внутренними делами - 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- Глава 43. Организация управления юстицией украины - 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями