7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
Административно-правовой статус предприятий и учреждений — это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие или учреждение приобретает и реализует в процессе осуществления следующих действий:
— создания предприятия или учреждения;
— государственной регистрации предприятия или учреждения;
— получении лицензии на занятие определенными видами деятельности;
— определении круга вопросов и полномочий государственных органов по отношению к предприятию;
— ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности и т. п.
Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, можно разделить на три основные группы:
1) нормы, которые касаются предприятий всех форм собственности;
2) нормы, касающиеся государственных предприятий и учреждений;
3) нормы, которые адресуются негосударственным предприятиям и организациям.
Первая группа норм устанавливает принципы взаимодействия предприятий и учреждений с органами исполнительной власти, которые закрепляют невмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов, государственную регистрацию предприятий и учреждений, обязательность ведения ими бухгалтерского и статистического отчета, предоставление государственным органам информации, необходимой для налогообложения и т. п.
Кроме этого, устанавливается обязанность для предприятий и учреждений всех форм собственности соблюдения экологического, земельного законодательства, правил безопасности ведения работ, правил безопасности труда, санитарно-эпидемиологических, антимонопольных норм и т. п.
Уполномоченные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением соответствующего законодательства и в этой части имеют право вмешиваться в деятельность предприятий и организаций, применяя к ним средства государственного принуждения в случае невыполнения требований, установленных законодательством.
В определенных случаях предприятия и учреждения должны получать разрешение на осуществление отдельных видов деятельности.
Особенность норм второй группы в том, что они устанавливают права и обязанности государственных предприятий и организаций, собственником которых является государство. В полномочия государственных органов входит создание таких предприятий, определение предмета и целей деятельности, утверждение устава, управление организацией, реорганизация и ликвидация.
Должностные лица государственных предприятий и учреждений имеют полномочия государственно-властного характера.
Административно-правовой статус государственных предприятий не является одинаковым, он зависит от правового режима имущества предприятия. Так, как уже отмечалось, административно-правовой статус казенного предприятия, которое имеет имущество на праве оперативного управления, отличается от статуса государственного предприятия, которое обладает имуществом согласно праву полного хозяйственного ведения.
Третья группа норм устанавливает права и обязанности для негосударственных предприятий и организаций, роль государства проявляется здесь в установлении правовых норм и контроля за их соблюдением. Влияние государства более ограничено, оно не решает конкретных вопросов их учреждения, определение предмета деятельности, организации управления. Эти и прочие вопросы решают учредители предприятия или уполномоченные ими органы, предприниматели. Значение таких решений для государственных органов состоит в их правомерности или неправомерности как юридических фактов.
Влияние государства на негосударственные предприятия является специфическим, оно не имеет характера государственного руководства их деятельностью.
Вопрос создания и ликвидации предприятий и учреждений урегулированы в действующем законодательстве Украины, в частности, в Законе Украины «О предприятиях в Украине», Законе Украины «О хозяйственных обществах», Положении о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины 25 мая 1998 года и др.
Предприятия и учреждения могут создаваться собственником, уполномоченным лицом, государственными органами или органами местного самоуправления.
Учредительными документами государственных предприятий и учреждений может быть устав или положение. Для негосударственных предприятий учредительными документами признаются устав или учредительный договор, или же наличие и устава и договора в зависимости от организационной формы.
Для государственной регистрации подаются документы, перечень которых установлен законодательством.
Порядок легализации юридических лиц предусматривает два вида такой легализации: нормативно-явочный и разрешительный.
Государственная регистрация предприятия или учреждения в качестве юридического лица является моментом их создания.
Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для общего ознакомления.
Нарушение установленного законом порядка создания юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной регистрации по другим мотивам (нецелесообразность и т. п.) не допускается.
Отказ в государственной регистрации, а также промедление с ее проведением могут быть обжалованы в суде.
В единый государственный реестр вносятся сведения об организационно-правовой форме юридического лица, его наименование (фирменное наименование), местонахождение, органы управления, филиалы и представительства, цель учреждения, а также другие сведения, если этого требует закон.
Изменения учредительных документов также подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, предусмотренных законом, — с момента извещения органа, который осуществляет государственную регистрацию, о таких изменениях. Юридические лица и их участники не имеют права ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, которые действовали с учетом этих изменений.
Юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам (слияние, присоединение, разделение) или в результате ликвидации.
Юридическое лицо считается прекращенным после внесения записи о прекращении в единый государственный реестр юридических лиц.
Прекращение юридического лица в процессе восстановления его платежеспособности или банкротства определяется законом.
Прекращение деятельности предприятий и учреждений в виде ликвидации или реорганизации возможно по решению учредителей или суда. Основанием для ликвидации являются:
— решение собственника имущества, уполномоченного им органа, или органа, уполномоченного на это учредительными документами;
— решение суда в случае банкротства или систематического осуществления деятельности юридического лица без соответствующего разрешения (лицензии), с нарушением законодательства или запрещенной законодательными актами.
За созданием, ликвидацией и реорганизацией предприятий установлен государственный контроль, который осуществляется Антимонопольным комитетом. Такой контроль имеет целью недопущение создания монопольных образований, ограничение конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке. Поэтому необходимо согласие данного органа на создание, слияние или присоединение коммерческих объединений.
Порядок и условия создания отдельных видов предприятий и учреждений устанавливаются соответствующим специальным законодательством Украины.
Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий и учреждений являются производными от общего правового режима осуществления исполнительной власти. Они проявляются в системе правовых норм, определяющих отношения органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями.
Общий правовой режим предусматривает подзаконность деятельности органов исполнительной власти, обязанных придерживаться и выполнять законы, устанавливающие права и обязанности предприятий и учреждений. Противоправные акты и действия органов исполнительной власти, ограничивающие самостоятельность предприятий и учреждений, могут быть обжалованы и подлежат отмене соответствующими органами.
Предприятия, учреждения, организации имеют право на обращение в суд с иском о признании недействительными актов государственного управления, противоречащих закону и ущемляющих права и законные интересы юридических лиц.
Нормами административного права устанавливаются ограничения права собственности для разных видов юридических лиц.
Не ограничивая состав, количество и стоимость объектов, которые могут находиться в собственности юридического лица, законодатель устанавливает исключения из этого правила с учетом публичного, общегосударственного интереса. В соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины «О праве собственности на отдельные виды имущества» от 17 июня 1992 г. утвержден перечень видов имущества, которое не может находиться в собственности граждан, их объединений, юридических лиц негосударственных форм собственности. Это оружие, боеприпасы (кроме охотничьего и пневматического оружия и боеприпасов к нему, а также спортивного оружия, которое можно приобрести с разрешения органов внутренних дел), ракетно-технические комплексы, боевая техника, взрывчатые вещества и орудия взрыва, отравляющие вещества, наркотические, психотропные, сильнодействующие лечебные средства, противоградные установки, государственные эталоны единиц физических величин и т. п. Кроме этого, Законом от 7 июля 1999 г. установлен перечень объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации.
Целый ряд видов деятельности, в соответствии с Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 1 июня 2000 г., и другими нормативными актами, может быть осуществлен лишь при наличии специального разрешения (лицензии). Лицензия — это специальный документ, выданный компетентным государственным органом предприятиям, дающий право на осуществление отдельных видов деятельности. К видам деятельности, для осуществления которых необходима лицензия, в частности, относятся:
— юридическая практика;
— ветеринарная практика;
— медицинская практика;
— судебно-экспертная деятельность;
— страховая деятельность;
— поиск (разведка) и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;
— производство, ремонт и реализация спортивного, охотничьего оружия и боеприпасов к ним, холодного оружия, создание охотничьих стендов, создание и содержание стрелковых тиров, стрельбищ;
— добыча драгоценных металлов и драгоценных камней;
— изготовление и реализация опасных химических веществ в соответствии с перечнем, который определяется Кабинетом Министров Украины;
— оптовая торговля спиртом этиловым, алкогольными напитками и табачными изделиями, а также розничная торговля.
Кроме лицензий, для занятия некоторыми видами деятельности может выдаваться также разрешение (в т. ч. согласование):
выдача разрешения на специальное использование природных ресурсов местного значения, на проведение подрывных работ, согласование проектов конструкций транспортных средств в части соблюдения требований обеспечения безопасности дорожного движения, утверждение технических условий, технологических инструкций и т. п. Соответствующие разрешения предоставляются также и на размещение определенных объектов. В частности, речь идет о разрешении на сооружение объектов градостроительства, согласование проектов землеустройства, постройки предприятий и сооружений.
Государство, устанавливая права и обязанности государственных и негосударственных организаций в сфере административного права, предусматривает разнообразные средства влияния на данный вид коллективных субъектов с целью обеспечения их надлежащего поведения.
- Предисловие
- Общая часть - Раздел I. Введение в административное право - Глава 1. Предмет, метод и система административного права - 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права - 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы - 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения - 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти - 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций - 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан - 8.1.Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие - 9.1Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- Раздел III. Государственное управление - Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления - 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления - 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы - 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- Глава 17 административная ответственность - 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- Глава 18 административные взыскания - 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- Раздел V. Административный процесс - Глава 19 административный процесс - 19.1. Понятие административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках - 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве - 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- Глава 23. Административный надзор – 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине - 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием - 27.1. Организация управления финансами
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом - 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом - 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение - 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов - 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- Глава 33 управление образованием - 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- Глава 34 управление наукой - 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- Глава 35 управление здравоохранением - 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством - 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения - 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом - 1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- Глава 40. Управление национальной безопасностью - 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- Глава 41. Управление обороной украины - 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- Глава 42 управление внутренними делами - 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- Глава 43. Организация управления юстицией украины - 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями