Глава 44. Организация управления внешними сношениями- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
После принятия Декларации о государственном суверенитете Украины 16 июня 1990 г. и Акта о независимости Украины от 24 августа 1991 г. Украина вышла на новый виток своего создания государства. Весомым фактором утверждения суверенитета Украины становится и внешнеполитическая деятельность.
Конституция Украины в ст. 18 определяет, что внешнеполитическая деятельность Украины направлена на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержки мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества по общеопределенным принципам и нормам международного права.
2 июля 1993 г, Верховная Рада Украины одобрила «Основные направления внешней политики Украины» в которых, в частности, отмечается, что внешняя политика Украины направлена на выполнение главнейших задач создания и развития Украины как независимого демократического государства, таких как: обеспечение стабильности международного положения Украины; сохранение территориальной целостности государства и неприкосновенности ее границ; включение национального хозяйства в мировую экономическую систему для его полноценного экономического развития; повышение благосостояния народа; защита прав и интересов граждан Украины, ее юридических и физических лиц за границей; создание условий для поддержания контактов с зарубежными украинцами и выходцами из Украины, предоставление им помощи согласно международному праву; распространение в мире образа Украины как надежного и предвиденного партнера.
С целью определения основных принципов внешней политики Украины и развития ее дипломатической службы был принят ряд соответствующих законов и нормативных актов, которые касаются различных аспектов осуществления Украиной своей внешней политики, полномочий и задач государственных органов Украины.
Среди них надлежит отметить: «Декларацию о государственном суверенитете Украины» от 16 июня 1990 г., «Акт о независимости Украины» от 24 августа 1991 г., Положение «О дипломатическом представительстве Украины за границей» 1992 г., Положение «О Министерстве иностранных дел» от 3 апреля 1999 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Украины от 14 сентября 2000 года, Закон Украины «О дипломатической службе» от 20 сентября 2001 г., Консульский устав Украины от 2 апреля 1994 г.
Все это позволяет сегодня утверждать, что в Украине уже создана довольно развитая нормативно-правовая база для эффективного осуществления внешней политики.
Воздавая дань справедливости нужно сказать, что Украина как союзная республика СССР почти одна изо всех республик, имела свое внешнеполитическое ведомство, которое, как в сущности, так и по форме, играло незначительную роль в существующей тогда политической системе.
В советские времена Министерство иностранных дел УССР имело лишь четыре зарубежных представительства, и те при международных организациях: в Нью-Йорке, Париже, Женеве, что было почти единственным каналом осуществления Украинской ССР своей международно-правовой деятельности в многосторонней дипломатии. Несмотря на это, ведомство давало большую пользу, особенно в накоплении опыта внешнеполитических отношений с другими государствами мира.
Интересные данные по этому вопросу приводит ректор Дипломатической академии профессор Б. И. Гуменюк в своем труде «Основы дипломатической и консульской службы». На начало 90-х годов Министерство иностранных дел Украины насчитывало 156 человек, из которых лишь 97 были дипломатами, остальные — административно-технический и вспомогательный персонал. Состоянием на 1 января 1997 г. Украину как независимое государство признали 154 страны мира, 138 из них установили с ней дипломатические отношения, 58 иностранных государств открыли свои посольства, послы 41 страны мира выполняют свои функции в Украине по совместительству, три страны представлены почетными консулами. В Украине открыты 8 представительств ведущих международных организаций, одно генеральное консульство, одно представительство военного атташе.
Сегодня в 67 странах Украина открыла 50 посольств, 8 генеральных консульств, 8 постоянных представительств при международных организациях, в которых работает более чем 955 человек, и в центральном аппарате — 545 человек.
Украина стала членом 40 международных межправительственных организаций, в частности ОБСЕ, Совета Европы, ЧЕС, ЦЕИ, что свидетельствует о том, что Украина проводит гибкую и сбалансированную политику в направлении развития двухсторонних международных отношений, расширении участия в Европейском региональном сотрудничестве, сотрудничества в рамках СНГ и членства в иных международных организациях.
Украина реализует свою внешнюю политику основываясь на общепризнанных нормах и принципах международного права, Статуса ООН, Хельсинского заключительного акта, Парижской хартии для Новой Европы, и иных документов ОБСЕ. При этом основным требованием в осуществлении внешней политики является наиболее полная и наиболее эффективная реализация стратегических, геополитических, экономических, региональных и локальных интересов Украины.
Украина проводит взвешенную, последовательную и целенаправленную внешнеполитическую деятельность. Основные направления ее внешней политики в целом остаются неизменными со времени провозглашения независимости в 1991 году. Украина последовательно и неуклонно строит свою внешнюю политику на основе безоговорочного соблюдения принципов международного права, Устава ООН и иных международно-правовых актов. Позиция нашего государства закреплена в одобренных Верховной Радой 2 июля 1993 г. «Основных направлениях внешней политики Украины», являющихся концептуальным документом, на котором базируется и развивается внешнеполитическая деятельность Украины. На данном этапе можно определить такие три основные направления внешней политики Украины: 1) развитие двухсторонних межгосударственных отношений; 2) европейская и евроатлантическая интеграция; 3) многосторонняя дипломатия.
В двухсторонних отношениях приоритетными являются два направления деятельности украинской дипломатии: отношения с соседними странами; отношения со стратегически важными партнерами и влиятельными государствами мира.
Европейская и евроатлантическая интеграция в первую очередь означает: дальнейшее политическое и институционное сближение с Европейским Союзом и эволюционное продвижение к конечной цели интеграции Украины — вхождению в Европейский Союз; адаптирование украинского законодательства к нормам Европейского Союза и Совета Европы как ключевой интеграционный элемент; углубление отношений Украины с НАТО как одной из основных составных всеохватывающей системы европейской стабильности и безопасности.
В рамках многосторонней дипломатии можно выделить такие приоритетные направления внешнеполитической деятельности: обеспечение эффективного участия государства в деятельности международных организаций; налаживание эффективного регионального и субрегионального сотрудничества, усиление роли Украины в региональных и субрегиональных организационных форумах и объединениях; активизация деятельности во многосторонних договоренностях в области разоружения, в т. ч. ядерного, мероприятий доверия, в миротворческих и мироподдерживающих операциях, безопасных режимах и контрольных механизмах.
Политическая функция, которую осуществляет государство, разделяется на внутреннюю и внешнеполитическую деятельность. Определяющей является внутриполитическая деятельность, поскольку как раз она закрепляет соответствующие общественные отношения, государственный строй, определяет основные принципы функционирования всей государственной структуры и является основным политическим средством существования и укрепления государственной власти. Внешняя политика Украины, как политика любого государства, подчинена ее внутриполитическим целям. Любая страна не сможет долго поддерживать свой авторитет на международной арене, если не обеспечит слаженное и эффективное функционирование своих внутренних институций и самостоятельность своей экономики. При этом экономика является основополагающей и фактически определяет место государства в мире, поэтому внешнеполитическая деятельность должна опираться на политически и экономически сильное государство и обеспечивать защиту его интересов.
Цели внешней политики определяются интересами государства и, исходя из этого, внешнеполитическая функция не может осуществляться сама по себе, независимо от определяющей внутренней деятельности, что четко зафиксированно в Законе Украины «О дипломатической службе» от 20 сентября 2001 г. Исходя из этого Закона известный специалист в области дипломатической деятельности государства В.О.Зорин классифицирует государственные органы внешних отношений на две отдельные группы:
— центральные органы внешних отношений государства;
— заграничные органы внешних отношений государства.
В свою очередь группа центральных органов разделяется еще на две группы:
— органы общеполитического руководства, чей статус определяется Конституцией Украины;
— органы специальных (отраслевых, ведомственных) отношений Украины с иными странами.
К центральным органам общеполитического руководства, как определяет Конституция Украины, относятся высшие законодательные органы власти: Верховная Рада Украины; глава государства — Президент Украины; Кабинет Министров и, прежде всего, Премьер-министр Украины; Министерство иностранных дел во главе с министром.
Согласно ст. 85 Конституции Украины к полномочиям Верховной Рады Украины относятся: определение основ внутренней и внешней политики; утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием; одобрение решений о предоставлении военной помощи иным государствам, о направлении подразделений Вооруженных сил Украины в иные государства или о допуске подразделений вооруженных сил иных государств на территорию Украины; предоставление в установленный законом срок согласия на обязательность международных договоров Украины и денонсация международных договоров Украины. Непосредственно вопросами внешней политики в Верховной Раде Украины занимается Комитет по иностранным делам и связям с СНГ.
Учитывая, что Верховная Рада Украины имеет сессионный характер, она не может решать вопросы постоянного представительства государства в международных организациях и руководства ими, а также непрерывное руководство внешней политикой, которое осуществляется круглые сутки и не может прерываться ни на миг. Ряд традиционных полномочий возлагается только на главу государства, например:
— назначение и освобождение послов и посланников;
— принятие верительных и отзывных грамот аккредитованных в государстве послов и посланников иностранных государств;
— непосредственно встречается, ведет переписку и переговоры с главами иных государств, и представляет страну по всем вопросам внешних отношений.
Согласно ст. 102 Конституции Украины «Президент Украины является главой государства и выступает от его имени. Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина».
Конкретные полномочия Президента Украины содержит ст. 106 Конституции Украины. Так Президент Украины: обращается с посланием к народу и с ежегодным и внеочередным посланием к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины, представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины, принимает решение о признании иностранных государств, назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в иных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств, вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины, присваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и прочие высшие специальные звания, а также классные чины.
Повседневное оперативное руководство в сфере внешней политики возложено на Кабинет Министров Украины, который не только намечает основные направления в этой работе, а организует и контролирует выполнение принятых внешнеполитических решений.
Так, согласно п. 1 ст. 116 Конституции Украины Кабинет Министров Украины обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины. Непосредственно руководство внешнеполитическими действиями и дипломатической службой государства Правительство осуществляет через Министерство иностранных дел, руководителю которого Правительство дает прямые поручения и следит за их выполнением.
44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
Деятельность Министерства иностранных дел Украины регулируется Положением «О Министерстве иностранных дел Украины», утвержденном Указом Президента Украины от 3 апреля 1999 г. с изменениями, дополнениями, внесенными Указом Президента Украины от 14 сентября 2000 года.
Согласно п. 1 Положения «О Министерстве иностранных дел Украины» в редакции Указа Президента Украины от 3 апреля 1999 года Министерство иностранных дел Украины (МИД Украины) как центральный орган исполнительной власти является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере внешних отношений Украины и координации мероприятий в этой сфере.
В своей деятельности Министерство иностранных дел Украины руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, международными договорами Украины, а также этим Положением. Данное Положение определяет главные задачи Министерства иностранных дел Украины, которыми являются:
— участие в обеспечении национальных интересов и безопасности Украины путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества;
— содействие обеспечению стабильности международного положения Украины, подъему ее международного авторитета, распространению в мире образа страны как надежного и предвиденного партнера;
— обеспечение реализации государственной политики по вопросам интеграции Украины в Европейский Союз в сфере внешней политики и безопасности;
— создание благоприятных условий для укрепления независимости, государственного суверенитета, экономической самостоятельности и сохранения территориальной целостности Украины;
— обеспечение, в соответствии с предоставленными полномочиями, целостности и согласованности внешнеполитического курса Украины;
— защита прав и интересов граждан и юридических лиц Украины за границей;
— содействие развитию связей с зарубежными украинскими гражданами и предоставление этим общинам поддержки и защиты, согласно нормам международного права и действующего законодательства Украины.
Вместе с выполнением главных задач на Министерство иностранных дел возложены и другие задачи в сфере внешнеполитических связей, а также руководством собственными органами.
Согласно возложенным на него задачам Министерство иностранных дел:
— принимает участие в осуществлении внешнеполитической деятельности государства;
— разрабатывает предложения относительно основ внешних отношений и в установленном порядке представляет их Президенту Украины;
— разрабатывает и представляет Президенту Украины и Кабинету Министров Украины предложения относительно инициатив международного характера и мероприятий, направленных на повышение эффективности сотрудничества Украины с иностранными государствами и международными организациями;
— вносит в установленном порядке на рассмотрение Президенту Украины, Кабинету Министров Украины предложения относительно разработки проектов законодательных и
иных нормативно-правовых актов по вопросам внешней политики и дипломатической службы;
— разрабатывает и представляет Президенту Украины и Кабинету Министров Украины предложения относительно реализации государственной политики по вопросам интеграции Украины в Европейский Союз, в сфере внешней политики и безопасности проводит соответствующие мероприятия и координирует мероприятия, осуществляемые органами исполнительной власти в этой сфере;
— разрабатывает и вносит Президенту Украины предложения относительно признания иностранных государств, установления дипломатических отношений с иностранными государствами;
— проводит работу относительно повышения роли международного права в международных отношениях;
— оказывает содействие расширению политических, экономических, научно-технических, культурных, гуманитарных и иных связей Украины с иностранными государствами и международными организациями;
— оказывает содействие во взаимодействии органов исполнительной власти с органами законодательных и судебных властей в части осуществления ими внешних отношений и соблюдения международных обязательств Украины;
— вносит в установленном порядке предложения относительно заключения международных договоров Украины, прекращения, остановки их действия, в том числе вместе с иными центральными органами исполнительной власти, а также согласовывает представление таких предложений министерствами и иными органами исполнительной власти;
— принимает участие в приведении национального законодательства Украины в соответствие с его международными обязательствами и готовит выводы и предложения относительно проектов законов, иных нормативно-правовых актов по вопросам внешнеполитической деятельности, международных отношений;
— оформляет или по доверенности Кабинета Министров Украины в установленном порядке предоставляет полномочия на заключение международных договоров, а также на участие в работе международных организаций и пр.
В систему Министерства иностранных дел Украины входят:
— дипломатические представительства;
— консульские учреждения;
— постоянные представительства Министерства иностранных дел Украины;
— учреждения и организации, связанные с подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации кадров.
Структура Министерства иностранных дел, кроме руководства Министерства, включает в себя:
— послов по особым поручениям и главных советников;
— региональные управления;
— функциональные управления;
— административно-технические управления.
Министерство иностранных дел Украины возглавляет Министр, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины в установленном законодательством порядке.
Министр подчиняется непосредственно Президенту Украины по вопросам, относящимся к конституционным полномочиям Президента Украины.
Он имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются с должностей согласно законодательству Украины. Обязанности между заместителями распределяет Министр.
Заместители Министра выполняют по доверенности Министра отдельные его функции и замещают Министра в случае его отсутствия или невозможности выполнять им свои полномочия.
Министр иностранных дел Украины:
— осуществляет управление в сфере внешних отношений Украины, направляет и координирует деятельность иных органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к его ведению;
— осуществляет руководство Министерством иностранных дел Украины, его представительствами на территории Украины, Дипломатической академией при Министерстве иностранных дел Украины, иными учреждениями и организациями, относящимися к сфере его управления, а также обеспечивает руководство дипломатическими представительствами Украины за границей, консульскими учреждениями Украины за границей, представительствами Украины при международных организациях;
— присваивает дипломатические ранги советника первого класса, советника второго класса, первого секретаря первого класса, первого секретаря второго класса, второго секретаря первого класса, второго секретаря второго класса, третьего секретаря, атташе и осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Для согласованного решения самых важных вопросов, относящихся к компетенции Министерства иностранных дел Украины, а также для определения основных направлений его деятельности, в Министерстве иностранных дел Украины образовывается коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, иных руководящих работников Министерства иностранных дел Украины и ректора Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Украины.
Членов коллегии утверждает и освобождает от обязанностей Кабинет Министров Украины по представлению Министра. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Министерства иностранных дел Украины.
При Министерстве иностранных дел Украины действует Дипломатическая академия, устав которой утверждается Кабинетом Министров Украины.
Для рассмотрения научных рекомендаций и иных предложений относительно главных направлений развития внешней политики Украины, обсуждения и изучения самых важных международных проблем и иных вопросов в Министерстве иностранных дел Украины может образовываться Научный совет из высококвалифицированных специалистов и ученых. Состав Научного совета и положения о нем утверждает Министр.
Министерство иностранных дел Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через дипломатические представительства Украины за границей, консульские учреждения Украины за границей, представительства Украины при международных организациях, представительства Министерства иностранных дел Украины на территории Украины, организации и учреждения, относящиеся к сфере его управления.
Министерство иностранных дел Украины при выполнении возложенных на него задач взаимодействует с иными центральными и местными органами исполнительной власти и Советом министерств Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, объединениями граждан, а также с соответствующими органами иных государств.
Министерство иностранных дел, в границах своих полномочий и согласно действующему законодательству, издает приказы, организовывает и контролирует их выполнение, а в случае необходимости издает вместе с иными центральными органами общие акты.
К центральным государственным органам внешних отношений относятся также и иные министерства и ведомства (государственные комитеты), которые по роду своей деятельности непосредственно причастны к межгосударственным отношениям. В Украине, например, таким ведомством является Министерство внешнеэкономических связей и торговли. Ему, в частности, поручено формировать состав торгово-экономических миссий, которые действуют непосредственно в составе дипломатического представительства Украины за границей. В налаживании международных связей активное участие принимают также Министерства связи, гражданской авиации, культуры, внутренних дел, обороны, экономики, науки и тому подобное. Они не в равной степени задействованы в межгосударственных отношениях, но как раз они составляют систему государственных органов внешних сношений.
- Предисловие
- Общая часть - Раздел I. Введение в административное право - Глава 1. Предмет, метод и система административного права - 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права - 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы - 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения - 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти - 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций - 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан - 8.1.Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие - 9.1Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- Раздел III. Государственное управление - Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления - 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления - 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы - 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- Глава 17 административная ответственность - 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- Глава 18 административные взыскания - 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- Раздел V. Административный процесс - Глава 19 административный процесс - 19.1. Понятие административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках - 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве - 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- Глава 23. Административный надзор – 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине - 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием - 27.1. Организация управления финансами
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом - 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом - 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение - 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов - 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- Глава 33 управление образованием - 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- Глава 34 управление наукой - 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- Глава 35 управление здравоохранением - 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством - 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения - 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом - 1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- Глава 40. Управление национальной безопасностью - 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- Глава 41. Управление обороной украины - 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- Глава 42 управление внутренними делами - 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- Глава 43. Организация управления юстицией украины - 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями