7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
Государственные и негосударственные организации представляют собой особую разновидность коллективных субъектов административного права, которые действуют в сфере частно-правовых и публично-правовых отношений. Универсальным критерием их размежевания является имущественный статус: собственником имущества государственных и негосударственных организаций могут быть Украина, муниципальное образование, субъекты частного права.
В зависимости от целей деятельности, как уже отмечалось, государственные и негосударственные организации делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Основной целью их деятельности в отличие от некоммерческих организаций является получение прибыли. Разница в имущественном статусе государственных и негосударственных организаций не всегда обусловлена целями их деятельности. Например, основной целью деятельности государственных муниципальных предприятий является получение прибыли. Отдельные разновидности негосударственных организаций, например общественные организации, могут заниматься коммерческой деятельностью, тем не менее их полномочия в сфере частно-правовых отношений ограничены: они не вправе распределять прибыль между своими членами.
Государственные и негосударственные организации имеют разнообразный объем цивилистических и административно-правовых полномочий. Организации, созданные в форме юридических лиц, являются полноправными субъектами административных правовых отношений, тем не менее для обретения ими специальной правоспособности (прав и обязанностей в сферах коммерческой и некоммерческой деятельности) наличия статуса юридического лица недостаточно. В этом случае необходимым является получение специального разрешения (лицензии), которая подтверждает их право на осуществление этого вида деятельности.
Таким образом, наличие у государственных и негосударственных организаций прав и обязанностей в сфере административного права предваряет санкционирование их деятельности органами исполнительной власти.
Таким образом, любая коммерческая деятельность не может осуществляться корпоративным образованием или гражданином, который занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, без лицензии. Особенности государственного влияния всегда дуалистичны — лицензированию любого субъекта всегда предшествует акт государственной регистрации. При этом лицензионные отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании санкции органа исполнительной власти, который вправе выдать разрешительный документ, приостановить или аннулировать его действие, что может повлечь и прекращение административно-правовых отношений при отсутствии искового заявления в суд бывшего лицензиата.
- Предисловие
- Общая часть - Раздел I. Введение в административное право - Глава 1. Предмет, метод и система административного права - 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права - 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы - 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения - 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти - 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций - 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан - 8.1.Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие - 9.1Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- Раздел III. Государственное управление - Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления - 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления - 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы - 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- Глава 17 административная ответственность - 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- Глава 18 административные взыскания - 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- Раздел V. Административный процесс - Глава 19 административный процесс - 19.1. Понятие административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках - 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве - 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- Глава 23. Административный надзор – 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине - 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием - 27.1. Организация управления финансами
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом - 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом - 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение - 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов - 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- Глава 33 управление образованием - 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- Глава 34 управление наукой - 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- Глава 35 управление здравоохранением - 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством - 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения - 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом - 1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- Глава 40. Управление национальной безопасностью - 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- Глава 41. Управление обороной украины - 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- Глава 42 управление внутренними делами - 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- Глава 43. Организация управления юстицией украины - 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями