Глава 9. Государственная служба и государственные служащие - 9.1Понятие, особенности и виды государственной службы
Государственная служба возникла еще во времена первобытного общества. Она имеет многовековую историю своего развития. При разделении труда в первобытном обществе начинает формироваться управленческая элита, которая отделяется от основной массы производителей и с течением времени превращается в отдельную группу людей — «государственных людей». В Древнем Египте такими людьми были: фараоны, визири, «казначеи Бога»,
казначеи, «хранители печати», министры, советники «совета храмового управления», «городские советы», начальники «Юга», «Северных стран», «греков» и т. д. Чрезвычайно сложной была «государственная бюрократия» у ацтеков — народа Мексики, цивилизация которого бесследно исчезла в эпоху прибытия европейцев в Америку: избираемый глава государства; члены «тайного государственного совета»; придворные и государственные чиновники (различные звания многочисленных чиновников с четко определенными соответствующими функциями); разветвленная система независимых судебных учреждений; жрицы, наделенные светской властью, особенно в сфере образования и воспитания и т. д. Высокоразвитыми были системы государственной службы в Древнем Риме и Византийской империи. К первой системе относились принцепсы, сенаторы, консулы, преторы, диктаторы, проконсулы, пропреторы, префекты, квесторы, легаты, цензоры, эдилы, презесы, прокураторы, судьи, асессоры и др.; ко второй — басилев-сы, эпанагоги, дуки, полемархи, архонты, стратиги, филомброты, пританы и т. д.
Услугами государственных служащих пользуются все современные государства независимо от государственного устройства, формы правления или государственного режима. Они выполняют все задачи и функции, которые цивилизованное общество возлагает на свое государство. Государственные служащие в современном обществе осуществляют контрольную, организационную, правоприменительную и другие виды деятельности.
Организация и деятельность лиц, которые профессионально выполняют задачи и функции государства, определяются, как правило, термином «государственная служба». Именно такое название используется в Украине, Италии, Греции, Канаде, Франции и др. В некоторых странах ее называют «публичная служба» (ФРГ, Бельгия, Испания и др.) или «гражданская служба» (Великобритания).
В современном украинском законодательстве и правовой науке термином «государственная служба» определяются правовой институт административного права, учебная дисциплина, название государственного органа (таможенная служба, контрольно-ревизионная служба и др.), вид трудовой деятельности. В Украине пока что не существует официально признанной самостоятельной отрасли права о государственной службе как системе теорий, идей, представлений о правовом регулировании государственно-служебных отношений.
Государственная служба как наука и учебная дисциплина имеет свою отраслевую принадлежность. Она представляет собой продолжение и дополнение непосредственно «Государственного управления» и «Административного права».
Государственная служба является комплексным правовым институтом, поскольку включает в себя нормы многих отраслей права: конституционного, административного, финансового, трудового, уголовного, жилищного и др.
Понятие государственной службы впервые на законодательном уровне определяется в Законе «О государственной службе». Государственная служба — это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получающих заработную плату за счет государственных средств. Исходя из приведенного понятия, можно выделить следующие основные ее признаки:
а) профессиональная деятельность;
б) деятельность в государственных органах и их аппарате;
в) заработная плата за счет государственных средств. Государственная служба — это профессиональная деятельность,
то есть ею могут заниматься только лица, которые имеют соответствующее образование и профессиональную подготовку. Следует отметить, что данный закон не предусматривает обязательного высшего образования.
По закону государственной является только та служба, которая осуществляется в государственных органах и их аппарате.
Важным признаком государственной службы является заработная плата за счет государственных средств. Исходя из статьи 1 Закона «Об оплате труда» заработная плата — это вознаграждение, начисляемое, как правило, в денежной форме, которое в соответствии с трудовым договором собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную работу. Вместе с тем данный закон установил, что государство осуществляет регулирование оплаты труда, в частности, путем определения условий и размеров оплаты труда сотрудников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, и руководителей государственных предприятий (ст. 8).
Государственная служба ставит перед собой следующие задачи:
— охрана конституционного строя Украины, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;
— формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;
— обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;
— совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;
— создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих;
— обеспечение принципа гласности в деятельности государственных служащих и государственных органов, соблюдение законности, искоренение бюрократизма, коррупции и иных отрицательных явлений в системе государственной службы и т. п.
Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, содействующие достижению соответствующей цели правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. Единого мнения по поводу видов функций государственной службы в юридической науке нет. Существуют разные мнения относительно их классификации. В частности, выделяются такие функции государственной службы:
а) основные — информационное обеспечение, прогнозирование
и моделирование, планирование, организация, руководство, координация, контроль, регулирование, учет;
б) общие — осуществление государственной кадровой политики; комплектование персонала государственных органов с учетом способностей, профессиональных, личных и моральных качеств; организация государственной службы; планирование и прогнозирование развития персонала государственных органов; анализ состояния и эффективности государственной службы в органах государственной власти и др.;
в) специфические, которые можно рассматривать как регулятивное и организационное влияние относительно ограниченного и целесообразного вмешательства в сферу экономики и социально-культурного строительства, в которых объекты управления владеют значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации;
г) вспомогательные, которые имеют целью обслуживание деятельности государственных органов в рамках основных, общих и специфических функций (делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение и др.);
д) специальные, которые отображают особенности объекта управления (например, методическое, техническое руководство). Они могут дополнять общие функции в случае их недостаточности.
По мнению А. Ф. Ноздрачева, функциями государственной службы являются правоприменительная, правотворческая, правозащитная, регулятивная, организационная.
Вопрос о принципах государственной службы является важным для уяснения сущности государственной службы. Термин «принципы государственной службы» обозначает основные черты, существенные характеристики, содержание и значение самой государственной службы. Принципы государственной службы — это основоположные идеи, установки, которые выражают объективные закономерности и определяют научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственной службы, полномочия государственных служащих. Их можно классифицировать на конституционные и организационно-функциональные. К первым относятся: служение народу Украины; законность и демократизм; приоритет прав и свобод человека и гражданина; гуманизм и социальная справедливость; распределение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; равный доступ граждан к государственной службе. Организационно-функциональными принципами государственной службы являются: профессионализм и компетентность; инициативность; честность и преданность делу; персональная ответственность за выполнение служебных обязанностей и дисциплина; соблюдение прав предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан.
Вопрос о видах государственной службы на законодательном уровне не урегулирован, и в юридической науке относительно него нет единой точки зрения. Чаще всего государственную службу классифицируют на такие виды:
а) служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти;
б) гражданская и милитаризованная (военизированная) служба;
в) гражданская и специализированная служба;
г) государственная (в государственных органах и воинская) и гражданская (муниципальная служба, служба в государственных организациях и учреждениях, в аппаратах политических партий, в общественных организациях, в негосударственных, некоммерческих организациях, частных предприятиях и т. п.).
- Предисловие
- Общая часть - Раздел I. Введение в административное право - Глава 1. Предмет, метод и система административного права - 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права - 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы - 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения - 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти - 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций - 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан - 8.1.Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие - 9.1Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- Раздел III. Государственное управление - Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления - 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления - 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы - 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- Глава 17 административная ответственность - 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- Глава 18 административные взыскания - 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- Раздел V. Административный процесс - Глава 19 административный процесс - 19.1. Понятие административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках - 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве - 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- Глава 23. Административный надзор – 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине - 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием - 27.1. Организация управления финансами
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом - 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом - 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение - 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов - 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- Глава 33 управление образованием - 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- Глава 34 управление наукой - 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- Глава 35 управление здравоохранением - 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством - 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения - 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом - 1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- Глава 40. Управление национальной безопасностью - 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- Глава 41. Управление обороной украины - 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- Глава 42 управление внутренними делами - 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- Глава 43. Организация управления юстицией украины - 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями