Глава 18 административные взыскания - 18.1. Понятие и цели административного взыскания
В соответствии со статьей 23 КоАП Украины административное взыскание является мерой ответственности и применяется с целью: а) воспитания лица, совершившего административный проступок, в духе соблюдения законов Украины, уважения к правилам общежития; б) предупреждения совершения новых проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами; в) наказания лица, совершившего проступок. Из приведенного можно сделать вывод, что основными функциями административного взыскания являются: а) воспитательная; б) предупредительная (превентивная); в) карательная.
В теории административного права административную ответственность иногда отождествляют с административным взысканием. Представляется, что такая точка зрения ошибочна, поскольку понятие административной ответственности намного объемней понятия административного взыскания, так как оно включает в себя, кроме наказания, воспитание и предупреждение.
К сожалению, действующее административное законодательство не закрепляет определения понятия административного взыскания. В теории административного права административное взыскание часто отождествляется с «карой», «результатом совершения административного проступка», «отягчающим следствием материального или морального характера», «санкцией». Основная сущность административного взыскания состоит в том, что лицо, которое совершило административный проступок, должно быть лишено или ограничено в определенных правах или благах, должно испытать «лишения» и «страдания».
Административные взыскания принято классифицировать на виды:
— основные (предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка; конфискация предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка; конфискация денег, полученных вследствие совершения административного проступка; лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест);
— дополнительные (возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка; конфискация предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка; конфискация денег, полученных вследствие совершения административного проступка). При этом следует отметить, что нет таких административных взысканий, которые признавалось бы только дополнительными;
— морального характера (предупреждение);
— материального характера (штраф, возмездное изъятие, конфискация);
— морального и материального характера (исправительные работы, административный арест).
Административные взыскания, в отличие от уголовных взысканий, налагаются широким кругом государственных органов и должностных лиц (статьи 218-244 КоАП). При этом они могут налагаться как коллегиально (административными комиссиями, исполнительными комитетами сельских, поселковых советов и др.), так и единолично (судьей, командиром воинской части, главным государственным инспектором пожарного надзора и др.).
Административные взыскания, как один из видов административного принуждения, необходимо отличать от мер административного пресечения. Последние, несмотря на некоторую схожесть, не являются мерами административной ответственности. Кроме того, меры административного пресечения предшествуют мерам административного взыскания. Вместе с тем, при наличии предусмотренных законом обстоятельств, они могут предшествовать и применению уголовно-процессуальных мер.
18.2. Система и виды административных взысканий
Административные взыскания тесно связаны между собой и составляют определенную логическую систему, которая закреплена в статье 24 КоАП Украины. Следует отметить, что меры
административного взыскания размещаются в данном перечне в определенном порядке: от менее строгого к более строгому. Данный перечень, в отличие от мер административного предупреждения, административного пресечения, является исчерпывающим и включает в себя:
— предупреждение;
— штраф;
— возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка;
— конфискация предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка; денег, полученных вследствие совершения административного проступка;
— лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);
— исправительные работы;
— административный арест.
Законодательством может быть предусмотрено административное выдворение из пределов Украины иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных проступков, которые грубо нарушают установленный правопорядок.
Предупреждение применяется как самостоятельное административное взыскание, влекущее за собой такие же последствия, как и другие административные взыскания. Оно является наименее суровой мерой взыскания и применяется в случае совершения незначительных административных нарушений в отношении лиц, впервые их совершивших и т. д. (ст. 98 «Расточительное расходование электрической и тепловой энергии», ст. 99 «Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт», ст. 110 «Нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта» и др.). Предупреждение, как правило, выносится в письменной форме путем принятия постановления компетентным органом или должностным лицом. В случаях, предусмотренных статьями 116 «Нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на речном транспорте и маломерных судах», 1162 «Нарушение правил, обеспечивающих безопасность эксплуатации судов на внутренних водных путях», 117 «Нарушение правил пользования речными и маломерными судами», 125 «Иные нарушения правил дорожного движения», частью первой статьи 127 «Нарушение правил дорожного движения пешеходами, велосипедистами, возчиками и другими лицами» КоАП, предупреждение оформляется способом, установленным, соответственно, Министерством внутренних дел Украины или Министерством транспорта Украины.
Предупреждение — это всегда основное взыскание морального характера.
Предупреждение, как административное взыскание, следует отличать от предупреждения, как меры административного пресечения, которое применяется для недопущения дальнейшего совершения административного проступка (например, предупреждение о прекращении недобросовестной рекламы).
Штраф — это административное взыскание материального (денежного) характера. Оно является одним из наиболее распространенных взысканий. Как правило, размер штрафа устанавливается исходя из кратности необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Кроме этого, размер штрафа может быть и другим: статья 135 «Безбилетный проезд» (пятикратный размер от стоимости проезда на судах водного транспорта; десятикратный размер от стоимости проезда в поездах пригородного, местного сообщения; двадцатикратный размер от стоимости проезда в городском транспорте);
Возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка (статья 28 КоАП). Данное административное взыскание состоит в том, что:
— у правонарушителя принудительно изымается определенный предмет;
— изъятый предмет подлежит реализации;
— бывшему собственнику передается вырученная сумма после отчисления затрат по реализации предмета.
Поскольку порядок применения данного взыскания сложный, оно применяется крайне редко. В административной науке высказывается мнение о нецелесообразности существования такой меры взыскания.
Возмездное изъятие может применяться как в качестве основного так и дополнительного административного взыскания.
Конфискация предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка (статья 29 КоАП). В соответствии с Конституцией Украины конфискация может применяться только по решению суда. Административно-правовую конфискацию необходимо отличать от уголовной. В первом случае конфискации подлежит только предмет, с помощью которого совершен административный проступок или в отношении которого его совершили. Уголовно-правовая конфискация применяется относительно всего имущества преступника.
При осуществлении конфискации орудие переходит из частной собственности в собственность государства. А это означает, что она может применяться только в отношении собственника данного предмета, если иное не предусмотрено действующим законодательством. В отличие от возмездного изъятия, конфискация — это принудительное безвозмездное изъятие предмета у его собственника.
Конфискация применяется как в виде основного, так и дополнительного административного взыскания (статьи 85 «Нарушение правил использования объектов животного мира», 851 «Изготовление и сбыт запрещенных орудий добычи объектов животного или растительного мира» и др.).
Административное законодательство предусматривает, что конфискация огнестрельного оружия, других орудий охоты и боевых припасов не может применяться в случаях, если охота является основным источником существования.
Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (статья 30 КоАП). Данное административное взыскание применяется только как основное взыскание. Следует иметь в виду, что речь идет не об основных правах человека, закрепленных в Конституции Украины и других законодательных актах, а только о специальных правах, которые предоставляются лицу компетентными органами на основе индивидуального административного акта, и которых оно может быть лишено в случае нарушения установленных правил. То есть в данном случае такими специальными правами являются: право управления транспортным средством, право охоты. Лишение специального права всегда имеет временный характер, сроком до трех лет, и применяется в случае грубого или систематического нарушения порядка пользования этим правом.
Некоторые ученые считают, что такое взыскание распространяется и на лишение права на занятие определенной деятельностью (изъятие лицензии). Представляется, что данная мысль ошибочна, поскольку изъятие лицензии носит не временный, а постоянный характер. Лицо может повторно обратиться за получением соответствующего разрешения на право занятия определенной деятельностью, однако это уже будет другая лицензия.
Следует иметь в виду, что действующее административное законодательство предусматривает случаи, при наличии которых данное взыскание не применяется. В частности, лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения; в случае невыполнения требований работника милиции об остановке транспортного средства; оставление, в нарушение требований правил, места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются; уклонение от осмотра на наличие алкогольного, наркотического или иного опьянения.
Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбытием их по месту постоянной работы лица, совершившего административный проступок. То есть это взыскание не может применяться к лицам, не имеющим работы, или работающим по совместительству. Именно поэтому в последнее время большинство ученых считают необходимым заменить исправительные работы общественными работами, которые уже предусмотрены в проекте нового КоАП. Данное административное взыскание назначается только судьей. Из заработка правонарушителя осуществляются отчисления до двадцати процентов в доход государства. Исправительные работы — это основное административное взыскание материального характера.
Административный арест является наиболее суровой мерой административного наказания, которая применяется только в исключительных случаях. Следует отметить, что административный арест предусматривается санкцией статьи как альтернативное взыскание наряду с исправительными работами или штрафом. Это дает возможность компетентному органу или должностному лицу объективно рассмотреть все материалы дела и назначить данное взыскание только в том случае, если применение других взысканий будет недостаточным.
Административный арест — это временное лишение свободы сроком до 15 суток, которое назначается только судьей. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп. Применение административного ареста не влечет за собой судимости и не является основанием для увольнения с работы.
Административный арест может назначаться в случаях совершения таких административных проступков, как мелкое хулиганство (статья 173), злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащего (статья 185), нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций (статья 185) и др.
Выдворение из пределов Украины, как административное взыскание, применяется только к иностранцам и лицам без гражданства в случае совершения ими административных проступков, грубо нарушающих правопорядок. Данное взыскание не может применяться к гражданам Украины.
Наряду с административными взысканиями действующий КоАП предусматривает в статье 241 меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, которые совершили административный проступок, в частности:
— обязательство публично или в иной форме попросить прощения у потерпевшего;
— предупреждение;
— выговор или строгий выговор;
— передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, либо под надзор педагогическому или трудовому коллективу при его согласии, а также отдельным гражданам по их просьбе.
18.3. Порядок наложения административных взысканий
Порядок наложения административных взысканий предусмотрен в главе 4 КоАП Украины. Основными принципами применения административных взысканий являются: законность, индивидуализация административной ответственности с учетом характера проступка и личности правонарушителя.
Законность проявляется, прежде всего, в том, что юрисдикци-онный орган или должностное лицо, рассматривающее дело, может применить к правонарушителю только то взыскание, которое предусмотрено нормой права, и только в тех пределах, которые закреплены санкцией конкретной правовой нормы.
Действующее административное законодательство предусматривает ряд гарантий соблюдения принципа законности, в частности:
— статья 24 КоАП предусматривает исчерпывающий перечень административных взысканий, за пределы которого компетентный орган или должностное лицо выходить не может;
— за каждый административный проступок может быть наложено только одно основное или основное и дополнительное административное взыскание, предусмотренное санкцией соответствующей правовой нормы. При этом к правонарушителю одновременно могут применяться меры дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности;
— компетентный орган или должностное лицо не может выходить за пределы предусмотренного правовой нормой размера административного взыскания как в сторону уменьшения, так и в сторону его увеличения. Индивидуализация административной ответственности проявляется в том, что в соответствии со статьей 33 КоАП при наложении административного взыскания учитывается личность правонарушителя, степень его вины, имущественное состояние, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Следует отметить, что особая роль отводится обстоятельствам, которые смягчают или отягчают ответственность, предусмотренным, соответственно, статьями 34 и 35 КоАП.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность является: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий проступка, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение проступка под влиянием сильного душевного волнения или при сочетании тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение проступка несовершеннолетним; совершение проступка беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Данный перечень не является исчерпывающим и законами Украины могут быть предусмотрены и другие смягчающие обстоятельства. Вместе с тем, орган или должностное лицо могут в качестве смягчающих обстоятельств признать и обстоятельства, которые не предусмотрены в законе.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность являются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц его прекратить; повторное на протяжении года совершение однородного проступка, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию; совершение проступка лицом, ранее совершавшим преступление; вовлечение несовершеннолетнего в проступок; совершение проступка группой лиц; совершение проступка в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение проступка в состоянии опьянения. В отличие от приведенных выше смягчающих обстоятельств, перечень данных обстоятельств является исчерпывающим и орган или должностное лицо не имеют права признавать в качестве отягчающих другие обстоятельства, не предусмотренные данной статьей.
Важное значение имеют сроки наложения административного взыскания. По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения проступка, а при длящемся проступке — два месяца со дня его выявления.
Если по факту проступка возбуждалось уголовное дело, которое впоследствии было закрыто, но в действиях правонарушителя выявлены признаки административного проступка, административное взыскание может быть наложено не позднее, чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его закрытии.
В случае совершения лицом двух или больше административных проступков, административные взыскания налагаются за каждый проступок в отдельности. Если дела о совершении лицом нескольких проступков рассматриваются одним и тем же органом или должностным лицом, взыскания накладываются в пределах санкции, установленной за более серьезный проступок из числа совершенных. Вместе с тем, к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любой из содеянных проступков.
- Предисловие
- Общая часть - Раздел I. Введение в административное право - Глава 1. Предмет, метод и система административного права - 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права - 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы - 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения - 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти - 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций - 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан - 8.1.Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие - 9.1Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- Раздел III. Государственное управление - Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления - 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления - 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы - 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- Глава 17 административная ответственность - 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- Глава 18 административные взыскания - 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- Раздел V. Административный процесс - Глава 19 административный процесс - 19.1. Понятие административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках - 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве - 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- Глава 23. Административный надзор – 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине - 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием - 27.1. Организация управления финансами
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом - 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом - 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение - 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов - 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- Глава 33 управление образованием - 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- Глава 34 управление наукой - 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- Глава 35 управление здравоохранением - 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством - 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения - 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом - 1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- Глава 40. Управление национальной безопасностью - 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- Глава 41. Управление обороной украины - 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- Глава 42 управление внутренними делами - 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- Глава 43. Организация управления юстицией украины - 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями