Глава 34 управление наукой - 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
Развитие науки и техники является определяющим фактором прогресса общества, повышения благосостояния его членов, их духовного и интеллектуального возрастания. Этим обусловлена необходимость приоритетной государственной поддержки развития науки как источника экономического возрастания и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создание условий для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научной и научно-технической деятельности, целенаправленной политики в обеспечении использования достижений отечественной и мировой науки и техники для удовлетворения социальных, экономических, культурных и других потребностей.
«Государство, — говорится в ст. 54 Конституции Украины, — оказывает содействие развитию науки, установлению научных связей Украины с мировым сообществом».
«Наука не может существовать без государства, а государство без науки», — сказал 3 декабря 1998 года в Национальном дворце «Украина» на юбилейной сессии общего собрания Национальной Академии Наук Украины Президент Украины Л. Д. Кучма.
Наука является ведущим фактором научно-технического прогресса. Эта роль науки определилась в ходе ее развития, в результате которого она получила приоритет относительно техники.
Наука как один из элементов общественной деятельности является объектом организации и управления. В современных условиях управление ее развитием приобретает все большее значение. Создание независимого Украинского государства поставило качественно новые задачи перед управлением наукой. Возникла потребность усовершенствования системы и структуры государственных и общественных органов управления ею, планомерной организации научных исследований и разработок в масштабе страны, ускорения процесса преобразования науки в производительную силу (в частности, путем ускоренного внедрения достижений науки в производство), повышения эффективности научных исследований.
С принятием 13 декабря 1991 г. Закона Украины «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности» в Украине начался процесс создания правовых основ государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности, базирующийся на «Декларации о государственном суверенитете Украины» и Акте провозглашения независимости Украины.
Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» определил основные полномочия субъектов государственного регулирования и управления в сфере научной и научно-технической деятельности.
Так, Верховная Рада Украины:
— осуществляет государственное регулирование в сфере научной и научно-технической деятельности;
— определяет основные начала и направления государственной политики в сфере научной и научно-технической деятельности;
— утверждает приоритетные направления развития науки и техники и общегосударственные (национальные) программы научно-технического развития Украины;
— осуществляет другие полномочия, которые согласно Конституции Украины относятся к ее ведению.
Одним из первых законов независимой Украины стал принятый Верховной Радой Украины Закон от 13 декабря 1991 г. «Об основах государственной политики в области науки и научно-технической деятельности».
1 июля 1994 г. Верховная Рада Украины приняла Постановление «О состоянии науки и ее роли в экономическом развитии Украины».
13 июля 1999 г. Постановлением Верховной Рады Украины была утверждена Концепция научно-технологического и инновационного развития Украины. Одной из основ Концепции является отнесение сохранения и повышения качества научно-технологического потенциала к приоритетным национальным интересам Украины. В этой Концепции определялись главные цели и направления научно-технологического и инновационного развития, требования усовершенствования механизма инновационного развития, пути финансового обеспечения научной и инновационной деятельности, основные мероприятия организационно-функциональной трансформации научно-технологического потенциала, механизм усовершенствования управления в научно-технологической и инновационной сферах и т. п.
2 октября 1992 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «Об информации», 25 июня 1995 г. — Закон «О научно-технической информации», 10 февраля 1995 г. — Закон «О научной и научно-технической экспертизе», 15 ноября 1996 г. — Закон «О космической деятельности», 16 июля 1999 г. — Закон «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков», «Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника», «Институт электросварки имени Е. О. Патона», «Институт монокристаллов», 4 июля
2002 г. — Закон «Об инновационной деятельности»; 16 января
2003 г. — Закон «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине».
11 июля 2001 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О приоритетных направлениях развития науки и техники», который определил правовые, финансовые и организационные основы целостной системы формирования и реализации приоритетных направлений развития науки и техники в Украине. Так, правовой основой формирования и реализации приоритетных направлений развития науки и техники являются Конституция Украины, Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности», Закон Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины», другие законы.
Приоритетные направления развития науки и техники формируются на пять лет на основании прогноза развития науки и техники и являются составляющей прогноза экономического и социального развития Украины на среднесрочный период. Реализация приоритетных направлений развития науки и техники осуществляется через систему государственных научных и научно-технических программ, а также — государственный заказ на научно-техническую продукцию. Формирование перечня государственных научных и научно-технических программ обеспечивается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере научной и научно-технической деятельности.
Приоритетные направления развития науки и техники и их обоснование Кабинет Министров Украины представляет в Верховную Раду Украины каждые пять лет к первому марта последнего года действия предшествующих приоритетных направлений развития науки и техники. Кабинет Министров Украины на основании утвержденных Верховной Радой Украины приоритетных направлений развития науки и техники организует разработку государственных научных и научно-технических программ в порядке, определенном законодательством Украины. Государственные научные и научно-технические программы утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Было определено, что объем средств на финансирование государственных научных и научно-технических программ по приоритетным направлениям науки и техники утверждается в законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год в размере не менее 30 процентов общего объема финансирования расходов на науку из Государственного бюджета Украины. Объемы финансирования научных и научно-технических программ определяются в законе о Государственном бюджете Украины в отдельности по каждому утвержденному этим Законом приоритетному направлению развития науки и техники.
Закон определил такие приоритетные направления развития науки и техники на период до 2006 года:
1) фундаментальные исследования по важнейшим проблемам естественных, общественных и гуманитарных наук;
2) проблемы демографической политики, развития человеческого потенциала и формирования гражданского общества;
3) сохранение окружающей среды и постоянное развитие;
4) новейшие биотехнологии; диагностика и методы лечения наиболее распространенных заболеваний;
5) новые компьютерные средства и технологии информатизации общества;
6) новейшие технологии и ресурсосохраняющие технологии в энергетике, промышленности и агропромышленном комплексе;
7) новые вещества и материалы.
Президент Украины как глава государства и гарант ее государственного суверенитета оказывает содействие развитию науки и техники с целью обеспечения технологической независимости страны, материального благосостояния общества и духовного расцвета нации. Президент Украины согласно Конституции и законов Украины:
— определяет систему органов исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление в сфере научной и научно-технической деятельности в Украине;
— обеспечивает осуществление контроля за формированием и функционированием системы государственного управления в сфере научной и научно-технической деятельности;
- для осуществления своих полномочий в научной и научно-технической сфере создает консультативно-совещательный совет по вопросам науки и научно-технической политики, которая оказывает содействие формированию государственной политики относительно развития науки, определению приоритетных научно-технических направлений, созданию стратегии научно-технологического и инновационного развития, рассматривает предложения относительно эффективного использования средств Государственного бюджета Украины, которые направляются на развитие науки, технологий и инноваций, относительно усовершенствования структуры управления наукой, системы подготовки и аттестации кадров.
Так, важное значение для развития науки и техники имели, в частности, Указы Президента Украины: от 15 декабря 1999 г. — «О системе центральных органов исполнительной власти» и «Об изменении в структуре центральных органов исполнительной власти», от 14 февраля 1997 г. — «О Дне науки», от 10 марта 2000 г. — «О дополнительных мерах относительно государственной поддержки Национальной академии наук Украины», от 16 мая 2001 г. — «О мероприятиях по государственной поддержке развития научно-образовательной деятельности общественных организаций», от 15 января 2002 г. — «О дополнительных мерах относительно поддержки молодых ученых» и др.
Важная роль и место в системе государственного регулирования и управления в сфере научно-технологической деятельности принадлежит Совету по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины.
С целью усовершенствования деятельности консультативных совещательных органов при Президенте Украины по вопросам науки, научно-технической политики, интеллектуальной собственности и трансферта технологий Указом Президента Украины от 22 марта 2000 г. «О Совете по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины» на Совет по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины была возложена задача относительно осуществления оценки состояния реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и трансферта технологий и разработки предложений по этим вопросам.
В соответствии с Положением о Совете по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины основными задачами Совета являются:
— внесение предложений относительно государственной политики в сфере научной и научно-технической деятельности, интеллектуальной собственности и трансферта технологий;
— оценка состояния науки и техники в Украине;
— экспертиза проектов законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины по вопросам научной и научно-технической деятельности, интеллектуальной собственности и трансферта технологий;
— анализ проектов национальных и государственных научно-технических программ, предложений относительно приоритетных направлений развития науки и техники, основных начал и направлений кадровой политики, подготовки, аттестации научных кадров, международного сотрудничества по этим вопросам, улучшение социальной защиты научных работников и подъем общественного престижа их работы;
— содействие координации деятельности академий наук, высших учебных заведений, отраслевых научно-исследовательских институтов, предприятий, учреждений и организаций в сфере научной и научно-технической деятельности;
— разработка предложений относительно создания цивилизованного рынка объектов интеллектуальной собственности в Украине;
— подготовка предложений относительно финансирования научной и научно-технической деятельности, анализ эффективности использования средств, выделяющихся для этого.
Совет образуется в составе Председателя, первого заместителя и заместителя Председателя, ответственного секретаря и членов Совета. Возглавляет Совет Президент Украины. Персональный состав Совета утверждает Президент Украины, Председатель, первый заместитель и заместитель Председателя, ответственный секретарь и члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.
Формой работы Совета являются заседания, которые проводятся по мере потребности, но не реже одного раза в полгода. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов Совета. Для обеспечения оперативного рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции Совета, образуется бюро Совета в составе 11 человек, которых назначает Председатель Совета из числа членов Совета. Возглавляет бюро председатель, который является первым заместителем Председателя Совета.
Организационное обеспечение деятельности Совета осуществляет секретариат Совета. Руководителя секретариата Совета назначает на должность и освобождает от должности Председатель Совета.
Решения Совета, его бюро принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. В случае равного распределения голосов голос Председателя является решающим.
Решения Совета, его бюро оформляются протоколами и реализуются путем принятия актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины, представления соответствующих законопроектов и других предложений в Верховную Раду Украины, центральные и местные органы исполнительной власти, научные учреждения, учебные заведения и т. п.
Кабинет Министров Украины как вышестоящий орган в системе органов исполнительной власти имеет, в частности, такие полномочия в сфере научной и научно-технической деятельности:
— осуществляет научно-техническую политику государства;
— представляет Верховной Раде Украины предложения относительно приоритетных направлений развития науки и техники и ее материально-технического обеспечения;
— обеспечивает реализацию общегосударственных научно-технических программ;
— утверждает государственные (межведомственные) научно-технические программы в соответствии с определенными Верховной Радой Украины приоритетными направлениями развития науки и техники.
22 июня 1994 г. Кабинет Министров Украины издал Постановление № 429 «О реализации приоритетных направлений развития науки и техники».
С целью обеспечения реализации Закона Украины «О приоритетных направлениях развития науки и техники» Кабинет Министров Украины Постановлением от 26 декабря 2001 г. № 1716 утвердил перечень государственных научных и научно-технических программ по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы.
Для координации деятельности министерств, других центральных органов исполнительной власти во время формирования и реализации государственной научно-технической политики Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 декабря 1997 г. № 1484 была образована Комиссия Кабинета Министров Украины по вопросам научно-технического развития.
14 декабря 2001 г. Кабинет Министров Украины образовал Комиссию Кабинета Министров Украины по вопросам научно-технологической деятельности.
Комиссия Кабинета Министров Украины по вопросам научно-технологической деятельности (далее — Комиссия) образована для координации деятельности министерств, других центральных органов исполнительной власти, связанной с формированием и реализацией государственной научно-технической политики. Она действует на основании Положения о Комиссии Кабинета Министров Украины по вопросам научно-технологического развития, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 декабря 2001 г. № 1690.
Комиссия взаимодействует с Национальной и отраслевыми академиями наук.
Основными задачами Комиссии являются: координация работы министерств, других центральных органов исполнительной власти, направленной на: осуществление мероприятий по формированию и реализации государственной научно-технической политики; рассмотрение предложений относительно создания новых высокотехнологических производств на основе новейших научно-технологических разработок, финансирование общегосударственных научно-технических программ за счет средств государственного бюджета; разработку мероприятий, направленных на развитие отечественного научно-технического потенциала с целью обеспечения научной и технологической независимости государственного осуществления контроля за их выполнением; подготовку предложений относительно усовершенствования законодательной и нормативной базы правоотношений в научной, научно-технической и инновационной сфере, внедрение эффективных экономических механизмов стимулирования научно-технологического развития в рыночных условиях.
Комиссию возглавляет Премьер-министр Украины. Председатель Комиссии имеет трех заместителей, в том числе одного первого. Председатель Комиссии определяет обязанности членов Комиссии и в случае потребности вносит изменения в ее состав. Комиссия работает на общественных началах. В случае отсутствия Председателя Комиссии его обязанности выполняет первый заместитель.
Комиссия является постоянным совещательным органом Кабинета Министров Украины. Организационной формой работы Комиссии являются заседания, которые проводятся согласно плану работы, утверждаемому Председателем Комиссии.
Комиссия принимает решения простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос Председателя Комиссии. Решение Комиссии оформляется протоколом. Решения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для рассмотрения органами исполнительной власти, Национальной и отраслевыми академиями наук.
В 1991-1992 гг. функции центрального органа исполнительной власти в области науки и техники исполнял Комитет по научно-техническому прогрессу при Кабинете Министров Украины.
21 июля 1992 г. Постановлением № 189 было утверждено Положение о Государственном комитете Украины по вопросам науки и технологий, согласно которому ГКНТ Украины был определен центральным органом исполнительной власти, подведомственным Кабинету Министров Украины.
К функциям ГКНТ Украины были отнесены: организация работы по осуществлению государственной научной и научно-технической политики, ответственность за эффективное использование научно-технического потенциала Украины, финансовых и материальных ресурсов, которые выделяются государством на развитие науки и техники.
Указом Президента Украины от 26 июля 1996 г. на базе Государственного комитета Украины по вопросам науки, техники и промышленной политики, Национального агентства морских исследований и технологий при Кабинете Министров Украины и Государственной службы Украины по вопросам специальной информации и критических технологий было образовано Министерство Украины по делам науки и технологий как центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает внедрение в жизнь государственной политики в сфере научной и научно-технической деятельности. К его основным функциям было отнесено:
— разработку основ научного и научно-технического развития Украины;
— обеспечение развития научного и научно-технического потенциала Украины;
— организацию и координацию инновационной деятельности;
— координацию развития общегосударственной системы научно-технической информации;
— координацию деятельности органов исполнительной власти относительно разработки общегосударственных научных и научно-технических программ и контроль за их выполнением;
— осуществление руководства системой научной и научно-технической экспертизы;
— обеспечение интеграции отечественной науки в мировое научное пространство с сохранением и защитой национальных приоритетов.
13 августа 1999 г. Указом Президента Украины № 987 на базе Министерства Украины по делам науки и технологий, Государственного патентного ведомства Украины и Государственного агентства Украины по авторским и общественным правам, которые были ликвидированы, образован Государственный комитет Украины по вопросам науки и интеллектуальной деятельности.
Указом Президента Украины от 15 декабря 1999 г. № 1573/99 «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти» на базе Министерства образования Украины и Государственного комитета Украины по вопросам науки и интеллектуальной собственности, которые были ликвидированы, образовано Министерство образования и науки Украины.
Указом Президента Украины от 7 июня 2000 г. № 773/2000 утверждено Положение о Министерстве образования и науки Украины, по которому оно является ведущим учреждением в системе центральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности.
Для реализации функций относительно руководства в области науки МОН Украины имеет такие полномочия:
1) обеспечивает проведение комплексного анализа состояния отечественной и мировой науки и техники, прогнозирование тенденций их развития и взаимосвязи с производственной, экономической, социальной и оборонной сферами;
2) готовит предложения относительно определения приоритетных направлений развития науки и техники и приоритетов инновационной деятельности;
3) предоставляет Кабинету Министров Украины выводы относительно заказчиков и руководителей государственных научных, научно-технических программ;
4) формирует каждый год вместе с Министерством экономики Украины государственный заказ на научно-техническую продукцию на основе перечня важнейших разработок, направленных на создание новейших технологий и продукции;
5) организует в установленном порядке проведение государственной научной и научно-технической экспертизы проектов государственных, международных, региональных программ;
6) организует деятельность координационных советов по приоритетным направлениям развития науки, техники;
7) вносит в установленном порядке предложения и выводы относительно создания и реорганизации государственных научных учреждений, которые полностью или частично финансируются из Государственного бюджета Украины;
8) осуществляет организационно-методическое обеспечение государственной аттестации научных учреждений Украины, ведет Государственный реестр научных учреждений, которым предоставляется поддержка государства;
9) осуществляет на основе соглашений с собственниками авторского права и смежных прав управление их имущественными правами в Украине и за ее пределами;
10) организует в установленном порядке экспертизу объектов интеллектуальной собственности, выдает охранные документы на объекты интеллектуальной собственности;
11) обеспечивает государственную регистрацию авторского права, государственную регистрацию и ведение учета объектов интеллектуальной собственности, проводит регистрацию соглашений о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности, которые охраняются на территории Украины;
12) издает официальный бюллетень по вопросам интеллектуальной собственности;
13) координирует деятельность относительно трансфера (передачи) технологий и прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные полностью или частично за счет средств государственного бюджета;
14) вносит Кабинету Министров Украины предложения об отнесении научных объектов к составляющим национальное достояние;
15) обеспечивает ведение учета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, защищенных диссертаций;
16) организует повышение квалификации и переподготовку кадров в сфере образования, научной, научно-технической, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности;
17) заключает согласно законодательству международные договоры о сотрудничестве в сфере образования, научной, научно-технической, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности.
МОН Украины в процессе выполнения возложенных на него задач взаимодействует с Советом по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины, Межотраслевым советом по профессионально-техническому образованию, Комиссией Кабинета Министров Украины по вопросам научно-технического развития, Межведомственным комитетом по проблемам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, органами исполнительной власти, академиями наук, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления, а также с соответствующими органами других государств.
Министерство образования и науки Украины как центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, направляло свою деятельность, в частности в 2000 г., по таким направлениям:
— подготовка законодательных актов;
— завершение Государственных научно-технических программ;
— завершение проектов Государственного фонда фундаментальных исследований;
— внедрение новых форм научно-технологических разработок и трансфера технологий;
— интеграция образования и науки;
— развитие международного научно-технического сотрудничества;
— повышение престижа научной деятельности, повышение статуса научных работников.
Совещательным органом при МОН Украины являются координационные советы по приоритетным направлениям развития науки и техники. Они действуют на основании Положения.
В состав координационного совета входят ведущие ученые, а также специалисты академий наук, научно-исследовательских и научно-технических учреждений, министерств, других центральных органов исполнительной власти, принимающие участие в проведении научно-технической деятельности.
Персональный состав координационного совета утверждается Кабинетом Министров Украины.
Другие центральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий:
— осуществляют управление в сфере научной и инновационной деятельности и отвечают за уровень научно-технического развития соответствующих отраслей;
— определяют направление развития научного и научно-технологического потенциала отраслей, направляют и контролируют деятельность подчиненных им научных организаций;
— принимают участие в формировании приоритетных направлений развития науки и техники в Украине, государственных научных и научно-технических программ и государственного заказа;
— формируют программы научно-технического развития соответствующих отраслей и организуют их выполнение;
— организуют разработки, освоение и производство современной конкурентоспособной продукции на основе использования новых высокоэффективных технологий, оборудования, материалов, информационного обеспечения;
— готовят предложения относительно усовершенствования экономического механизма обеспечения научно-технического развития соответствующих отраслей;
— осуществляют другие полномочия, предусмотренные законодательством Украины.
Верховная Рада Автономной Республики Крым, местные советы, Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти относительно научной и научно-технической деятельности в соответствии с их компетенцией:
— обеспечивают выполнение государственных научных и научно-технических программ;
— разрабатывают и организуют выполнение региональных (территориальных) программ научно-технического развития;
— создают местные инновационные фонды согласно законодательству Украины;
— оказывают содействие развитию технопарков, технополисов, инновационных бизнес-инкубаторов;
— привлекают соответствующие научные учреждения (с их согласия) к решению проблем научно-технического развития региона.
34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» закрепил основные формы и методы государственного регулирования в научной и научно-технической деятельности.
Так, основными целями государственной политики в научной и научно-технической деятельности было определено:
— приумножение национального богатства на основе использования научных и научно-технических достижений;
— создание условий для достижения высокого уровня жизни каждого гражданина, его физического, духовного и интеллектуального развития с помощью использования современных достижений науки и техники;
— укрепление национальной безопасности на основе использования научных и научно-технических достижений;
— обеспечение свободного развития научного и научно-технического творчества (ст. 31).
Для выполнения этих целей государство обеспечивает: социально-экономические, организационные, правовые условия для
формирования и эффективного использования научного и научно-технического потенциала, включая государственную поддержку субъектов научной и научно-технической деятельности; создание современной инфраструктуры науки и системы информационного обеспечения научной и научно-технической деятельности, интеграцию образования, науки и производства; подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных кадров; повышение престижа научной и научно-технической деятельности, поддержку и поощрение научной молодежи; финансирование и материальное обеспечение фундаментальных исследований; поддержку приоритетных направлений развития науки и техники, государственных научных и научно-технических программ и концентрацию ресурсов для их реализации; создание рынка научной и научно-технической продукции и внедрение достижений науки и техники во все сферы общественной жизни; правовую охрану интеллектуальной собственности и создание условий для ее эффективного использования; организацию статистики в научной деятельности; проведение научной и научно-технической экспертизы производства, новых технологий, техники, результатов исследований, научно-технических программ и проектов и т. п.; стимулирование научного и научно-технического творчества, изобретательства и инновационной деятельности; пропаганду научных и научно-технических достижений, изобретений, новых современных технологий, вклада Украины в развитие мировой науки и техники; установление взаимовыгодных связей с другими государствами для интеграции отечественной и мировой науки. При осуществлении государственного управления и регулирования научной деятельностью государство руководствуется принципами:
— органического единства научно-технического, экономического, социального и духовного развития общества;
— объединения централизации и децентрализации управления в научной деятельности;
— соблюдения требований экологической безопасности;
— признания свободы творческой, научной и научно-технической деятельности;
— сбалансированности развития фундаментальных и прикладных исследований;
— использования достижений мировой науки, возможностей международного научного сотрудничества;
— свободы распространения научной и научно-технической информации;
— открытости для международного научно-технического сотрудничества, обеспечения интеграции украинской науки в мировую в соединении с защитой интересов национальной
безопасности.
Государство применяет финансово-кредитные и налоговые рычаги для создания экономически благоприятных условий для эффективного осуществления научной и научно-технической деятельности согласно законодательству Украины.
Одним из основных рычагов осуществления государственной политики в сфере научной и научно-технической деятельности является бюджетное финансирование.
Государство обеспечивает бюджетное финансирование научной и научно-технической деятельности (кроме расходов на оборону) в размере не менее 1,7 процента валового внутреннего продукта Украины. Расходы на научную и научно-техническую деятельность защищены статьями расходов Государственного бюджета Украины. Бюджетное финансирование научных исследований осуществляется путем базового и программно-целевого финансирования.
Базовое финансирование предоставляется для обеспечения: фундаментальных научных исследований; важнейших для государства направлений исследований, в том числе в интересах национальной безопасности и обороны; развития инфраструктуры научной и научно-технической деятельности; сохранения научных объектов, которые составляют национальное достояние; подготовки научных кадров.
Перечень научных учреждений и высших учебных заведений, которым предоставляется базовое финансирование для осуществления научной и научно-технической деятельности, утверждается Кабинетом Министров Украины.
Программно-целевое финансирование осуществляется, как правило, на конкурсной основе для: научно-технических программ и отдельных разработок, направленных на реализацию приоритетных направлений развития науки и техники; обеспечение проведения важнейших прикладных научно-технических разработок, которые выполняются по государственному заказу; проектов, которые выполняются в пределах международного научно-технического сотрудничества.
Бюджетное финансирование научной и научно-технической деятельности осуществляется согласно законодательству Украины.
Для поддержки фундаментальных научных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук, которые ведутся научными учреждениями, высшими учебными заведениями, учеными, создается Государственный фонд фундаментальных исследований (далее — Фонд).
Постановлением Кабинета Министров Украины от 24 декабря 2001 г. был образован Государственный фонд фундаментальных исследований с отнесением его в сферу управления Министерства образования и науки Украины.
Деятельность Фонда регулируется Положением, которое утверждается Кабинетом Министров Украины. Основными задачами Фонда являются:
— поддержка на конкурсной основе фундаментальных научных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук, которые проводятся научными учреждениями, высшими учебными заведениями, учеными;
— проведение деятельности, направленной на методическое, организационное и финансовое обеспечение фундаментальных научных исследований;
— организация и выполнение науковедческих и наукометрических исследований по вопросам перспективного развития науки в Украине и мире;
— содействие научным контактам и распространение информации в области фундаментальных научных исследований, в том числе за границей;
— налаживание и поддержка международного научного сотрудничества в области фундаментальных научных исследований.
В соответствии с возложенными на него задачами Фонд:
— обеспечивает проведение научной экспертизы и конкурсного отбора проектов фундаментальных научных исследований для их поддержки;
— обеспечивает адресное финансирование подобранных на конкурсной основе проектов фундаментальных научных исследований и осуществление контроля за использованием предоставленных средств по целевому назначению;
— обеспечивает практическое использование полученных результатов фундаментальных научных исследований;
— взаимодействует с международными и зарубежными фондами, другими организациями, которые осуществляют поддержку фундаментальных научных исследований в Украине;
— осуществляет подготовку издания и распространения печатных, аудиовизуальных, информационных и других научных материалов, которые касаются фундаментальных научных исследований, в том числе монографий, по результатам выполнения научных и научно-технических проектов;
— поддерживает научные проекты молодых ученых;
— проводит научные конференции, в том числе международные;
— выполняет другие функции в соответствии с возложенными на него задачами.
Основным средством реализации приоритетных направлений развития науки и техники путем концентрации научно-технического потенциала страны для решения важнейших природных, технических и гуманитарных проблем являются государственные научные и научно-технические программы.
Государственные научные и научно-технические программы делятся на: общегосударственные (национальные); государственные (межведомственные); отраслевые (многоотраслевые); региональные (территориальные).
Статус государственных (межведомственных) научных и научно-технических программ имеют также соответствующие части общегосударственных (национальных) программ экономического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды.
Основным средством реализации общегосударственных (национальных) научно-технических программ являются государственные (межведомственные), отраслевые (многоотраслевые) и региональные (территориальные) программы.
Государственные научные и научно-технические программы формируются Министерством образования и науки Украины на основе целевых проектов и разработок, отобранных на конкурсных основах.
Объемы финансирования общегосударственных (национальных) научно-технических программ ежегодно определяются Верховной Радой Украины при принятии Закона Украины о Государственном бюджете Украины.
Положение о государственных научных и научно-технических программах утверждается Кабинетом Министров Украины.
Министерство образования и науки Украины как правопреемник Миннауки Украины осуществляет организационно-методическое руководство разработками и проектами по Государственным научно-техническим программам (ГНТП).
ГНТП на сегодня являются единым инструментом реализации определенных в 1992 году Верховной Радой Украины приоритетных направлений развития науки и техники.
Государственный заказ на научно-техническую продукцию ежегодно формируется Министерством образования и науки Украины и Министерством экономики Украины на основе перечня важнейших разработок, направленных на создание новейших технологий и продукции, и утверждается Кабинетом Министров Украины согласно законодательству Украины.
С целью финансового обеспечения проведения государственной политики в научной и научно-технической деятельности и мероприятий, направленных на развитие и использование достижений науки в Украине, создается Государственный инновационный фонд, положение о котором утверждается Кабинетом Министров Украины.
Государственный инновационный фонд подчиняется Министерству образования и науки Украины.
Государственный инновационный фонд осуществляет на конкурсных основах финансовую и материально-техническую поддержку мероприятий, направленных на внедрение приоритетных научно-технических разработок и новейших технологий в производство, техническое его переоснащение, освоение выпуска новых видов конкурентоспособной продукции.
С целью оценки эффективности деятельности научных учреждений, соответствия получаемых ими результатов государственным научно-техническим приоритетам и задачам научно-технического развития, а также с целью определения необходимости оказания им поддержки государства не менее одного раза в пять лет проводится государственная аттестация научных учреждений в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Государственной аттестации подлежат научные учреждения всех форм собственности, внесенных или претендующих на внесение в Государственный реестр научных учреждений, которым оказывается поддержка государства.
7 апреля 1998 г. Постановлением № 468 Кабинет Министров Украины утвердил Положение об аттестации государственных научно-исследовательских учреждений.
Для государственной поддержки научных учреждений всех форм собственности, деятельность которых имеет важное значение для науки, экономики и производства, создается Государственный реестр научных учреждений, которым оказывается поддержка государства. Положение о Государственном реестре научных учреждений утверждается Кабинетом Министров Украины.
Научные учреждения включаются Министерством образования и науки Украины в Государственный реестр научных учреждений при условии прохождения государственной аттестации.
Научные учреждения, включенные в Государственный реестр научных учреждений: пользуются налоговыми льготами согласно законодательству Украины; не могут менять научную и научно-техническую деятельность на другие виды деятельности; обязаны не менее 50 процентов дохода от своей деятельности направлять на проведение инициативных научно-исследовательских работ и развитие исследовательской материально-технической базы.
Научные учреждения, включенные в Государственный реестр научных учреждений, исключаются из него в случае несоблюдения ими требований, предусмотренных законом.
Статус национального научного центра может быть присвоен научному учреждению, высшему учебному заведению IV уровня аккредитации (объединению научных учреждений или высших учебных заведений IV уровня аккредитации), которое проводит комплексные научные исследования общегосударственного значения и имеет мировое признание своей деятельности.
Целью присвоения научно-исследовательскому (научно-техническому) учреждению, высшему учебному заведению IV уровня аккредитации (объединение научно-исследовательских, научно-технических учреждений или высших учебных заведений IV уровня аккредитации) статуса национального научного центра является:
— реализация государственной поддержки учреждений, научные исследования которых имеют мировое признание или в проведении которых государство имеет особую потребность;
— содействие развитию научно-технического потенциала общегосударственного значения и обеспечение его эффективного использования;
— научное обеспечение решения важнейших задач развития экономики и социальной сферы.
Присвоение и лишение статуса национального научного центра осуществляются Указом Президента Украины по представлению Кабинета Министров Украины.
Статус и особенности деятельности национальных научных центров определяются Положением о национальном научном центре, которое утверждается Кабинетом Министров Украины.
С целью сохранения уникальных научных объектов: коллекций, информационных фондов, исследовательских установок и оборудования, а также заповедников и дендропарков, научных полигонов и т. д, имеющих исключительное значение для украинской и мировой науки, — создается Государственный реестр научных объектов, составляющих национальное достояние.
Порядок формирования и ведения Государственного реестра научных объектов, составляющих национальное достояние, определяется Кабинетом Министров Украины.
Научная и научно-техническая экспертиза является неотъемлемым элементом государственного регулирования и управления в сфере научной и научно-технической деятельности и проводится согласно Закону Украины «О научной и научно-технической экспертизе».
Для обеспечения развития науки и содействия научно-техническому творчеству государство создает систему научно-технической информации, функционирование и развитие которой регулируется законодательством Украины.
Государство обеспечивает защиту права интеллектуальной собственности. Защита права интеллектуальной собственности обеспечивается согласно законам и другим нормативно-правовым актам органами государственной власти Украины, в том числе Государственным агентством по авторским и смежным правам, Государственным патентным ведомством Украины.
В случае нарушения права интеллектуальной собственности, его защита осуществляется в судебном порядке.
Обязательными условиями договора (контракта), на основании которого выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансирующиеся за счет средств Государственного бюджета Украины, является определение субъектов права интеллектуальной собственности, обязательство сторон относительно обеспечения охраны прав на созданные объекты интеллектуальной собственности, определение стороны, которая будет платить вознаграждение авторам объектов права интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Украины.
Государство осуществляет стандартизацию, метрологическое обеспечение и сертификацию в научной и научно-технической деятельности.
Государство создает необходимые правовые и экономические условия для осуществления субъектами научной и научно-технической деятельности свободных и равноправных отношений с научными и научно-техническими организациями, иностранными юридическими лицами, международными научными организациями, иностранными и международными научными обществами и объединениями, если эти отношения не противоречат законодательству Украины.
34.3. Административно-правовой статус ВАК Украины, НАН Украины и отраслевых академий
Высшая аттестационная комиссия Украины (ВАК Украины) является центральным органом исполнительной власти, подведомственным Кабинету Министров Украины.
ВАК Украины действует на основании Положения «О Высшей аттестационной комиссии Украины», утвержденного Указом Президента Украины от 25 февраля 1999 г.
ВАК Украины реализует государственную политику в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, присуждение научных степеней кандидата наук и доктора наук, присвоение ученого звания старшего научного сотрудника.
ВАК Украины обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения относительно усовершенствования законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины. В пределах своих полномочий ВАК Украины организует выполнение актов законодательства, осуществляет контроль за их реализацией.
Основной задачей ВАК Украины является:
— формирование и обеспечение функционирования системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
— вместе с другими центральными органами исполнительной власти участие в формировании и реализации государственной политики относительно перспектив развития науки и техники, кадрового потенциала страны с учетом мирового уровня научно-технического прогресса;
— обеспечение единства требований к уровню научной квалификации соискателей научных степеней, ученого звания старшего научного сотрудника;
— координация деятельности органов исполнительной власти и руководство работой научно-исследовательских (научно-технических) учреждений и высших учебных заведений в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
— проведение аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
— руководство работой по присуждению научных степеней кандидата наук и доктора наук, присвоению ученого звания старшего научного сотрудника;
— развитие международного сотрудничества в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
ВАК Украины в соответствии с возложенными на нее задачами:
1) формирует в установленном порядке сеть специализированных ученых советов для защиты диссертаций на соискание научных степеней кандидата наук и доктора наук в высших учебных заведениях, научно-исследовательских (научно-технических) учреждениях и других организациях, которые проводят научные и научно-технические исследования, утверждает персональный состав указанных советов и перечень специальностей, по которым эти советы могут проводить защиту диссертаций, присуждать научные степени;
2) организует и проводит периодическую аттестацию специализированных ученых советов высших учебных заведений,
научно-исследовательских (научно-технических) учреждений, других организаций, которые проводят научные и научно-технические исследования (далее — специализированного ученого совета);
3) получает отчеты о работе специализированных ученых советов, прекращает или ограничивает в установленном порядке их деятельность;
4) формирует сеть экспертных советов и при их участии проводит экспертизу диссертаций на получение научных степеней кандидата наук и доктора наук и аттестационных дел, которые поступают из специализированных ученых советов и ученых (научно-технических) советов высших учебных заведений, научно-исследовательских (научно-технических) учреждений, периодически проводит обновление состава экспертных советов;
5) утверждает, по согласованию с Министерством образования и науки Украины, перечень специальностей, по которым проводится защита диссертаций на получение научных степеней кандидата наук и доктора наук, присуждение научных степеней и присвоение ученых званий;
6) разрабатывает и утверждает требования к уровню научной квалификации соискателей научных степеней кандидата наук и доктора наук, ученого звания старшего научного сотрудника;
7) анализирует вместе с заинтересованными министерствами, другими центральными органами исполнительной власти актуальность диссертационных исследований с учетом требований научно-технического и общественного прогресса, разрабатывает соответствующие рекомендации для руководителей высших учебных заведений, научно-исследовательских (научно-технических) учреждений и специализированных ученых советов;
8) высылает, в случае необходимости, в соответствующие специализированные ученые советы и ученые (научно-технические) советы высших учебных заведений, научно-исследовательские (научно-технические) учреждения диссертации на получение научных степеней кандидата наук и доктора наук, аттестационные дела на дополнительную экспертизу для определения их соответствия установленным требованиям;
9) выдает в установленном порядке дипломы кандидата наук и доктора наук;
10) присваивает на основании решений ученых (научно-технических) советов высших учебных заведений, научно-исследовательских (научно-технических) учреждений ученое звание старшего научного сотрудника и выдает в установленном порядке аттестаты старшего научного сотрудника;
11) отменяет решения специализированных ученых советов о присуждении научных степеней кандидата наук и доктора наук в случае нарушения этими советами установленного порядка присуждения научных степеней;
12) лишает в установленном порядке научных и научно-педагогических работников научных степеней кандидата наук и доктора наук, ученого звания старшего научного сотрудника;
13) разрабатывает и представляет на утверждение Кабинета Министров Украины проект порядка присуждения научных степеней кандидата наук и доктора наук, присвоения ученого звания старшего научного сотрудника, рассматривает предложения относительно усовершенствования порядка аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
14) вместе с заинтересованными государственными учреждениями и организациями организует работу, связанную с установлением эквивалентности действительных в Украине документов, удостоверяющих присуждение научных степеней, аналогичным документам, выданным органами аттестации других государств;
15) решает в установленном порядке вопросы нострификации (признания) в Украине документов, удостоверяющих присуждение научных степеней, выданных соответствующими органами других государств;
16) рассматривает апелляции на решение специализированных ученых советов относительно присуждения (неприсуждения) научных степеней кандидата наук и доктора наук, а также ученых (научно-технических) советов высших учебных заведений, научно-исследовательских (научно-технических) учреждений относительно присвоения (неприсвоения) ученого звания старшего научного сотрудника;
17) обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию государственной политики относительно государственной тайны, контроль за ее обеспечением;
18) принимает участие в работе международных организаций, конгрессов и конференций, проводит совещания, семинары и прочие мероприятия по вопросам аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
19) анализирует состояние развития сети аспирантуры и докторантуры, уровень обеспеченности государства научными и научно-педагогическими кадрами высшей квалификации;
20) создает банки данных относительно научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
21) обеспечивает издание информационных материалов по вопросам аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
22) оказывает платные услуги в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, перечень которых утверждает Кабинет Министров Украины;
23) осуществляет другие полномочия, необходимые для выполнения возложенных на нее задач.
ВАК Украины имеет право:
— созывать межведомственные совещания по вопросам, которые относятся к ее компетенции;
— представлять Кабинет Министров Украины по его поручению в международных организациях при подписании международных договоров Украины по вопросам нострифика-ции (признания) документов, удостоверяющих присуждение научных степеней, сотрудничества в области аттестации научных и педагогических кадров высшей квалификации;
— получать в установленном законодательством порядке от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, а от органов государственной статистики — статистические данные (безвозмездно), необходимые для выполнения возложенных на нее задач;
— образовывать в пределах своих полномочий организации, деятельность которых направлена на реализацию ее основных задач, выступать в установленном законодательством порядке учредителем таких организаций.
ВАК Украины в процессе выполнения возложенных на него задач взаимодействует с центральными и местными органами исполнительной власти, органами Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, а также соответствующими органами других государств.
ВАК Украины в пределах своих полномочий на основе и для выполнения законодательства издает приказы, организует и контролирует их выполнение.
Нормативно-правовые акты ВАК Украины подлежат государственной регистрации в установленном законодательством порядке.
ВАК Украины возглавляет председатель, которого назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке Президент Украины.
Председатель ВАК Украины имеет заместителей. Заместители председателя ВАК Украины, ученый секретарь ВАК Украины назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности согласно законодательству.
Председатель ВАК Украины несет персональную ответственность перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины за выполнение возложенных на ВАК Украины задач и осуществления им своих функций, распределяет обязанности между заместителями и ученым секретарем, определяет степень ответственности заместителей, ученого секретаря, руководителей структурных подразделений ВАК Украины.
Для рассмотрения важнейших вопросов развития отрасли, обсуждения направлений деятельности ВАК Украины, оперативного и согласованного решения вопросов, которые относятся к компетенции ВАК Украины, создается президиум ВАК Украины. В состав президиума входят председатель ВАК Украины, его заместители и ученый секретарь ВАК Украины по должностям, руководители других центральных органов исполнительной власти, а также ведущие ученые — представители государственных академий наук и государственных высших учебных заведений. Состав президиума утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению председателя ВАК Украины сроком на 3 года.
Президиум ВАК Украины рассматривает и утверждает аттестационные заключения относительно диссертаций на получение научной степени кандидата наук и доктора наук, принимает решения о выдаче дипломов кандидата наук и доктора наук, а также решения о выдаче аттестатов старшего научного сотрудника.
Заседание президиума ВАК Украины считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей его состава. Решение президиума ВАК Украины принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, и внедряются в жизнь приказами ВАК Украины.
В ВАК Украины могут создаваться другие совещательные и консультативные органы. Состав и положение об этих органах утверждает председатель ВАК Украины.
Предельную численность работников центрального аппарата ВАК Украины и его структуру утверждает Кабинет Министров Украины. Штатное расписание и единая смета доходов и расходов центрального аппарата ВАК Украины утверждаются в установленном порядке. ВАК Украины является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.
Специализированные ученые советы (далее — советы) — основное звено в системе аттестации научных кадров высшей квалификации — создаются и действуют под руководством ВАК Украины в известных своими научными достижениями научных учреждениях, высших учебных заведениях III—IV уровней аккредитации и других организациях, которые осуществляют фундаментальные и прикладные научные исследования, имеют высокий уровень кадрового и материально-технического обеспечения для подготовки научных кадров высшей квалификации, по ходатайству центральных органов исполнительной власти, Национальной академии наук, Академии медицинских наук, Украинской академии аграрных наук, Академии педагогических наук, Академии правовых наук, Академии искусств — в зависимости от подчинения. Действуют специализированные ученые советы на основании Положения «О специализированных ученых советах», утвержденного приказом ВАК Украины от 14.07.1997 г. № 448, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ВАК Украины от 21.01.2000 г. № 36.
Экспертный совет — совещательный орган Высшей аттестационной комиссии Украины, который вместе с аттестационными отделами ВАК осуществляет контроль за научным уровнем диссертаций, научной и практической ценностью, работой специализированных ученых советов, готовит и представляет на рассмотрение президиума ВАК проекты аттестационных выводов относительно присуждения научной степени или присвоения ученого звания. Действует экспертный совет ВАК Украины на основании «Положения об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Украины», утвержденного приказом ВАК Украины от 14.07.1997 г. № 448, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ВАК Украины от 21.01.2000 г. № 36.
Экспертный совет обеспечивает единство требований при аттестации соискателей научных степеней и ученых званий на основе соблюдения требований «Положения о Высшей аттестационной комиссии Украины», «Порядка присуждения научных степеней и присвоения ученых званий», а также «Положения об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Украины».
Экспертный совет отвечает за объективность и полноту аргументации подготовленных им проектов аттестационных заключений относительно соответствия диссертационных работ требованиям «Порядка присуждения научных степеней и присвоения ученых званий» и уровня общенаучной и профессиональной подготовки соискателей.
Экспертный совет формируется из ведущих ученых определенной области наук, работает под контролем аттестационных отделов ВАК и является ответственным перед руководством ВАК за выполнение возложенных на него задач.
В составе экспертного совета по решению президиума ВАК могут создаваться секции по соответствующим специальностям.
Важную роль в организации научной деятельности играют государственные научные учреждения.
Государственными научными учреждениями являются научные учреждения, основанные на государственной собственности (ст. 8 Закона «О научной и научно-технической деятельности»).
Государственные научные учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, если другое не предусмотрено законом.
Государственным научным учреждениям передаются на постоянное пользование земельные участки в соответствии с законодательством Украины.
В системе государственных научных учреждений ведущую роль играют академии наук — Национальная академия наук Украины и отраслевые академии наук.
Национальная академия наук Украины и отраслевые академии наук — Украинская академия аграрных наук, Академия медицинских наук Украины, Академия педагогических наук Украины, Академия правовых наук Украины, Академия искусств Украины (далее — академии) являются государственными организациями, которые основаны на государственной собственности.
Средства на обеспечение деятельности академий ежегодно определяются в Государственном бюджете Украины отдельными строками. Финансирование академий может осуществляться за счет других источников, не запрещенных законодательством Украины.
В состав академий могут входить научные учреждения, предприятия, организации, объекты социальной сферы, которые обеспечивают их деятельность.
Государственное управление в сфере научной и научно-технической деятельности академий осуществляется в соответствии с законодательством Украины в пределах, которые не нарушают их самоуправляемости в решении вопросов уставной деятельности и свободы научного творчества.
Самоуправляемость академий состоит в самостоятельном определении тематики исследований, своей структуры, решении научно-организационных, хозяйственных, кадровых вопросов, осуществлении международных научных связей.
Академии выполняют заказы органов государственной власти относительно разработки основ государственной научной и научно-технической политики, проведения научной экспертизы проектов государственных решений и программ.
Академии ежегодно отчитываются перед Кабинетом Министров Украины о результатах научной и научно-технической деятельности и использовании средств, выделенных им из Государственного бюджета Украины.
Национальная академия наук Украины — высшая научная организация Украины, которая организует и осуществляет фундаментальные и прикладные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук, а также координирует осуществление фундаментальных исследований в научных учреждениях и организациях независимо от форм
собственности. При Национальной академии наук Украины создается межведомственный совет по координации фундаментальных исследований в Украине (далее — совет). Положение о совете и его составе утверждается Кабинетом Министров Украины.
Важное значение для деятельности НАН Украины имеют Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» от 18 декабря 1991 года, Указы Президента Украины «Об обеспечении деятельности и развития Академии наук Украины» от 20 января 1992 года, «О государственной поддержке научной деятельности Академии наук Украины» от 22 марта 1994 года и прочие акты законодательства Украины.
Отраслевые академии координируют, организуют и проводят исследования в соответствующих областях науки и техники, они призваны «отвечать за положение научных разработок каждая в своей сфере».
Государство передает академиям в бессрочное безвозмездное пользование без права изменения формы собственности основные фонды, а также оборотные средства. Использование имущества, переданного академиям, осуществляется ими согласно законодательству и уставам академий. Земельные участки предоставляются академиям в постоянное пользование согласно земельному законодательству Украины.
Академии осуществляют свою деятельность согласно законодательству Украины и своих уставов, которые принимаются общими собраниями академий и утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Общие собрания Национальной академий наук Украины и отраслевых академий наук имеют исключительное право выбирать ученых Украины действительными членами (академиками) и член-корресцондентами, а иностранных ученых — иностранными членами соответствующих академий.
Таким образом, сейчас в Украине функционируют 5 отраслевых академий наук — Украинская академия аграрных наук, Академия медицинских наук Украины, Академия педагогических наук Украины, Академия правовых наук Украины и Академия искусств Украины.
НАН Украины, возглавляющая систему государственных академий, отраслевые академии наук призваны обеспечивать развитие науки и ее практическую отдачу. Они пользуются государственной поддержкой и действуют на основах действующего законодательства и собственных уставов.
После обретения независимости в Украине возникло несколько десятков отраслевых негосударственных академий, которые действуют на основе собственных уставов, являются общественными организациями (обществами ученых).
Состоянием на июнь 2000 г. в Министерстве юстиции Украины зарегистрированы 42 академии, которые действуют по уставу общественных научных организаций: Академия горных наук Украины, Академия технологических наук Украины, Академия инженерных наук Украины, Украинская академия наук Национального прогресса, Инженерная академия Украины, Академия предприятия и менеджмента Украины, Украинская академия архитектуры, Транспортная академия Украины, Академия наук прикладной радиоэлектроники, Международная академия оригинальных идей, Украинская Экологическая академия наук, Украинская академия информатики, Академия связи Украины, Олимпийская академия Украины, Международная ассоциация компьютерных наук и систем, Аэрокосмическая академия Украины, Академия наук высшей школы Украины, Украинская нефтегазовая академия, Академия политических наук Украины, Академия экономических наук Украины, Украинская технологическая академия, Международная академия наук, технологий и инжиниринга, Украинская академия экономической кибернетики, Академия строительства Украины, Лесная академия наук Украины, Международная термоэлектрическая академия, Украинская академия триботехники, Международная академия биоэнерготехнологий, Международная академия наук по апифитотерапии и пчеловодству, Академия наук судостроения Украины, Международная общественная организация «Международная кадровая академия», Международная общественная организация «Академия человека», Подъемная транспортная академия наук Украины, Международная славянская академия, Международная академия семейной медицины нетрадиционных и естественных методов лечения, Международная общественная организация «Академия наук пожарной безопасности Украины», Международная академия бионату-ропатии и информациологии, Международная молодежная общественная организация «Молодежная академия наук», Академия традиционной восточной медицины и культуры, Украинская академия исторических наук, Всеукраинская общественная организация «Украинская муниципальная академия», Международная академия интегративной антропологии, Всеукраинское общественное объединение «Украинская академия Управления Межсистемного Прогнозирования и Кардинальной Психологии», Международная академия безопасности жизнедеятельности.
Общественные научные организации, по ст. 17 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности», являются объединениями ученых для целенаправленного развития соответствующих направлений науки, защиты профессиональных интересов, взаимной координации научно-исследовательской работы, обмена опытом. Общественные научные организации подлежат регистрации и действуют в соответствии с законодательством об объединениях граждан, с учетом положений этого Закона. Общественные научные организации могут создавать временные научные коллективы, образовывать для выполнения уставных задач научно-исследовательские, проектно-конструкторские, экспертные, консалтинговые, научные организации, сотрудничать с иностранными и международными организациями, быть коллективными членами международных научно-профессиональных объединений, союзов, обществ в соответствии с законодательством Украины.
Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» имеет общий характер и лишь фрагментарно регламентирует деятельность НАН Украины и отраслевых академий наук, поскольку и законодательство об объединении граждан недостаточно учитывает специфичность учреждения общественных научных организаций. Поэтому следует согласиться с предложением директора Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины Ю. С. Шемшученко о необходимости разработки проекта закона об Академии наук Украины, где, в частности, были бы упорядочены связи Академии с государством, и в то же время гарантирован принцип самоуправляемости Академии посредством недопущения административного вмешательства государственных органов в ее внутреннюю жизнь. Дальнейшей разработки требует и законодательное урегулирование деятельности отраслевых академий наук, общественных научных организаций и т. п.
- Предисловие
- Общая часть - Раздел I. Введение в административное право - Глава 1. Предмет, метод и система административного права - 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права - 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы - 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения - 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти - 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций - 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан - 8.1.Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие - 9.1Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- Раздел III. Государственное управление - Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления - 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления - 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы - 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- Глава 17 административная ответственность - 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- Глава 18 административные взыскания - 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- Раздел V. Административный процесс - Глава 19 административный процесс - 19.1. Понятие административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках - 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве - 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- Глава 23. Административный надзор – 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине - 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием - 27.1. Организация управления финансами
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом - 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом - 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение - 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов - 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- Глава 33 управление образованием - 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- Глава 34 управление наукой - 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- Глава 35 управление здравоохранением - 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством - 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения - 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом - 1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- Глава 40. Управление национальной безопасностью - 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- Глава 41. Управление обороной украины - 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- Глава 42 управление внутренними делами - 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- Глава 43. Организация управления юстицией украины - 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями