logo search
Материалы по криминалистике / Материалы по криминалистике / Криминалистика_Драпкин Л

29.2. Проверка заявлений и сообщений о совершении мошенничества

В большинстве случаев с заявлениями о мошенничестве обращаются потерпевшие. Различаются ситуации обращения потерпевших до изъятия у них имущества, и после окончания преступления.

В обеих ситуациях проверка начинается с опроса потерпевших, у которых, прежде всего, выясняются обстоятельства знакомства с субъектами предполагаемого мошенничества: где оно произошло, кто проявил инициативу по установлению общения, кто при этом присутствовал, где и когда происходили последующие контакты, кто и под каким предлогом назначал встречи, как и где была достигнута договоренность о сделке, выполнении действий, в процессе которых было совершено посягательство. Пострадавшим задаются вопросы о том, где, в чьем присутствии заключалась сделка. Желательно получить подробное описание места, помещения, находившихся там предметов, людей, их расположение, состояние. Учитывая, что потерпевшие нередко испытывают сильное потрясение от произошедшего и затрудняются с описанием названных объектов, целесообразно применять прием детализации. При этом можно акцентировать внимание пострадавшего на тех предметах, которые он не мог не заметить: поверхность стола, на которой подписывался документ; кресло, стул, на которых сидел пострадавший, субъекты преступления; упаковка, из которой извлекался предмет купли-продажи и т.д. Далее тщательно фиксируются все остальные действия, связанные с выполнением сторонами достигнутого соглашения. Если потерпевший передавал субъектам мошенничества какое-то ценное имущество, описываются его приметы, устанавливается, имелись ли на него какие-то документы, где они находятся в настоящее время.

В случаях письменного оформления заключения и выполнения соглашения необходимо выяснить, где, кем, когда составлялся документ, каковы были его содержание и реквизиты, показывал ли кому-нибудь пострадавший этот документ перед подписанием, сколько экземпляров и кем было заверено, остался ли экземпляр у опрашиваемого.

У потерпевших, которые были незнакомы с субъектами преступления, или познакомились с ними незадолго до передачи имущества, подробно выясняют приметы мошенников. Если потерпевшие затрудняются в описании признаков внешности указанных лиц им можно показывать изображения отдельных частей тела, лица, имеющиеся в специальных пособиях и справочниках. В рассматриваемых ситуациях целесообразно предъявлять потерпевшим альбомы с фотографиями лиц, состоящих на учетах в органах внутренних дел в связи с совершением аналогичных преступлений. Рекомендуется также составлять с участием пострадавших композиционный портрет субъектов мошенничества.

В случаях, когда имущество передано знакомым заявителя, ему задаются вопросы о том, как давно они поддерживают отношения, не возникали ли между ними раньше имущественные обязательства, как они исполнялись сторонами, кто и в связи с чем стал инициатором последнего соглашения, как оно оформлялось, кто присутствовал при его заключении и кто знал об этом, каковы были его условия, как должник объяснял причины неисполнения обязательства, высказывал ли намерения погасить задолженность, знает ли он об обращении потерпевшего в правоохранительные органы.

В ситуациях, когда с момента мошенничества, совершенного незнакомыми или малознакомыми потерпевшему лицами, прошло незначительное количество времени, рекомендуется проведение осмотра места происшествия. В проведении этого следственного действия желательно участие заявителя, который может указать, где находились разыскиваемые субъекты, в каком месте произошла встреча с ними, в каком направлении перемещались участники события, где конкретно произошла передача предмета посягательства и т.д. Это поможет правильно определить границы места происшествия, повысить эффективность поиска следов субъектов мошенничества, организовать розыск свидетелей и самих субъектов преступления. На практике этим следственным действием необоснованно пренебрегают, полагая, что в условиях городских улиц и интенсивно посещаемого помещения, в средствах транспорта трудно обнаружить отпечатки обуви, рук и одежды участников мошенничества. При этом упускается из виду, что указанные субъекты, перемещаясь в определенном пространстве, общаются с другими людьми, курят, принимают пищу, употребляют напитки, приобретают определенные предметы, оставляют упаковку от имеющихся у них и передаваемых объектов и т.д.

Если местом происшествия является служебное помещение, необходимо выяснить, как осуществляется пропуск в учреждение, кто из работников и посетителей находился там перед совершением преступления, незадолго до него и сразу после этого. Осматриваются также книги записи посетителей, регистрации выдачи пропусков, а также услуг, оказываемых организацией.

Расположение места происшествия относительно других объектов позволяет установить пути подхода и отхода субъекта преступления, организовать в этом направлении поиск следов и свидетелей.

После выявления свидетелей производится их опрос. Очевидцы опрашиваются по тем же вопросам, что и потерпевшие.

Свидетели, которые видели субъектов незадолго до совершения мошенничества или после этого опрашиваются о том, откуда появились интересующие следствие лица, как они вели себя и как выглядели, куда направлялись, какие предметы имели при себе, встречались ли они раньше, если да, то где и при каких обстоятельствах.

Если при осмотре места происшествия или у потерпевшего обнаружены предметы, ранее находившиеся у субъектов мошенничества, они подлежат осмотру. Денежная или вещевая кукла осматриваются как с целью обнаружения следов мошенничества, так и определения способа изготовления, выявления признаков материала, из которого сделана кукла. Поскольку до возбуждения уголовного дела закон позволяет проводить только осмотр места происшествия и освидетельствование, изучение названных объектов можно оформить, как предварительное исследование специалистов. В качестве таковых привлекаются эксперты-криминалисты, товароведы и т.д. Составленный ими документ, конечно же не может быть признан доказательством, и уже в ходе расследования необходимо будет провести экспертизу.

Тщательно изучаются документы, оставленные мошенниками. В ряде ситуаций желательно определить, какие бумага, множительные устройства, пишущие устройства, красители использовались при изготовлении документов. Признаки письменной речи, подделки печатей и штампов позволяют иногда выдвигать предположения не только о свойствах личности разыскиваемых, но и о месте его нахождения. Например, мошенник похищал в студенческих общежитиях извещения о почтовых переводах. После этого, по поддельной доверенности, заверенной лечебным учреждением, получал на почте переводы. При изучении доверенности было установлено, что на каждой из них имеются поддельные оттиски печати единственной из поликлиник, расположенной вблизи гостиницы. Проверка списков и регистрационных листков лиц, проживающих в гостинице во время совершения преступления, позволила установить виновного.

Более сложные ситуации возникают, когда потерпевшие не вступали в непосредственный контакт с субъектами мошенничества. Подобные ситуации возникают, когда с заявлениями обращаются держатели пластиковых карт, потерпевшие, перечислявшие средства по почте, участники электронных расчетов и т.д.

Кроме опроса потерпевших в данном случае одним из неотложных проверочных действий является установление места получения похищенных средств. При проведении расчетов по почте выясняется, кто конкретно, в каком отделении связи получил денежные средства, какие документы при этом предъявлялись, кто заполнял расписку в получении и т.д. Имеющиеся на почте документы изымаются и исследуются с участием специалистов.

Сотрудники, выдававшие деньги, опрашиваются о приметах получателей, о их поведении, о том, видели ли они разыскиваемых лиц ранее и т.д. В некоторых случаях деньги в небольших суммах пересылаются прямо в конвертах для писем, направляемых в абонентские ящики и на адреса, специально снятых помещений. В этих условиях, также опрашиваются работники учреждений связи, хозяева, владельцы вышеуказанных помещений. Нередко мошенники в описываемых случаях используют поддельные или похищенные документы, подставных лиц, что существенно осложняет решение задачи розыска получателей денежных средств. Сведения о документах, по которым получались деньги, проверяются в органах их выдавших, а также по соответствующим криминалистическим учетам. Владельцы похищенных или временно позаимствованных документов опрашиваются об обстоятельствах их исчезновения. Проверка их объяснений позволяет расширить и конкретизировать информацию об участниках мошенничества.

При использовании пластиковой карты и электронной сети у заявителя спрашивают, кто знал или мог узнать персональный код пользователя, когда потерпевший обнаружил пропажу средств, какие меры в связи с этим предпринимал, где находился в момент исчезновения денег, когда в последний раз пользовался картой или электронной сетью, фиксировал ли при этом остаток средств, делал ли при этом выписку из текущего счета, получал ли чек и т.д. После этого проводится проверка лиц, которые могли знать персональный код заявителя и воспользоваться им. При этом рекомендуется соблюдать правила обеспечения конспиративности, чтобы не насторожить виновных и не обидеть необоснованным подозрением лиц, непричастных к совершению мошенничества.

Важное значение при рассмотрении заявлений о такого рода мошенничествах имеет помощь специалистов, которые помогут выявить все случаи и места несанкционированного доступа к средствам заявителя. Поскольку к подобного рода мошенничествам могут быть причастны сотрудники предприятия, услугами которого пользовался потерпевший, необходимо скрытно ознакомиться с работой учреждения и его персоналом. В ситуациях, когда нет оснований для версии о причастности к мошенничеству руководителей организации с ними достигается договоренность о проведении внутренней проверки обстоятельств исчезновения средств. К проверочным мероприятиям могут быть привлечены работники контрольно-ревизионных подразделений учреждения и службы безопасности. С их помощью устанавливается, кто из обслуживающего персонала работал в день, когда были похищены средства, где они находились в момент, когда изымались денежные средства, не задействовались ли ими технические средства с помощью которых могло быть совершено хищение, не совершал ли кто-нибудь из указанных лиц крупных приобретений, материальных затрат на что-либо, не изменялось ли их поведение, настроение, круг общения и т.д. Одновременно выясняется, не было ли обращений по аналогичному поводу и от других граждан. Если такие случаи были, устанавливается кто из проверяемых сотрудников работал в дни, когда похищались средства у других граждан. Все это позволяет сузить круг лиц, возможно причастных к проверяемому факту, установить за ними наблюдение и подтвердить либо опровергнуть возникшие подозрения.

Ситуации, когда заявитель прямо указывает на субъектов мошенничества, можно классифицировать по различным основаниям. Прежде всего, выделяются ситуации, когда пострадавший обвиняет в хищении частных лиц или представителей учреждений, организаций.

В первом случае, должники могут не отрицать фактов, изложенных заявителем, и не отказываться от исполнения обязательств. Другие отказываются от выполнения принятых на себя обязанностей ссылаясь на то, что они уже исполнены, несоразмерны с полученной выгодой, неисполнимы по объективным причинам и т.д. Такого рода объяснения на практике нередко рассматриваются как основания для отказа в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях названных лиц состава преступления. Наконец, некоторые субъекты заявляют, что вообще не принимали на себя никаких обязательств и не получали от пострадавшего никаких средств.

Такие утверждения проверяются путем установления места нахождения указанных лиц в момент совершения преступления; поиска их следов в месте предполагаемого мошенничества; исполнение ими расписок и иных документов, подтверждающих факт получения имущества заявителя; факт появления у них в интересующее следствие время имущества, описываемого заявителем и т.д. Кроме того, рекомендуется проверить, не было ли ранее других сообщений о подобном поведении проверяемого лица, соответствие его легальных доходов уровню материального обеспечения, расходам.

Наконец, часть субъектов, указываемых заявителем, скрываются от кредиторов, изменяя место жительства. В этих условиях выясняется, чем вызвано исчезновение разыскиваемых, что предшествовало этому, собирались ли исчезнувшие исполнять принятые перед заявителем обязательства, имели ли они такие возможности и т.д. Для получения ответов на эти вопросы отбираются объяснения от близких, сослуживцев, соседей разыскиваемого, делаются запросы о его доходах по месту работы, в банки, налоговую инспекцию и т.д. Одновременно объявляется розыск скрывшихся субъектов с целью установления места их нахождения.

Сходные ситуации нередко возникают и при поступлении сообщений о совершении мошенничества представителями юридических лиц. К сожалению, на практике на такие заявления начинают реагировать тогда, когда они начинают поступать от многих граждан. К этому времени субъекты мошенничества уже исчезают. В таких условиях кроме вышеперечисленных мероприятий изучаются документы, имеющиеся у заявителей; истребуются данные из банковских учреждений, налоговой инспекции, фондов пенсионного и медицинского страхования об учредителях и сотрудниках юридического лица. Опрашиваются также арендодатели помещений, занимавшиеся сотрудниками лжепредприятий. Определенный эффект могут принести обращения к населению с демонстрацией фотографий, композиционных и рисованных портретов разыскиваемых.

Положительные результаты могут быть получены при проведении осмотров мест происшествия по юридическому адресу и фактическому месту работы организации. Иногда субъекты мошенничества вынуждены скрываться, не успевая уничтожить, спрятать документы, имеющие отношение к их преступной деятельности. В процессе таких осмотров рекомендуется обращать внимание не только на официальные документы, но и на неофициальные: ежедневники, календари, телефонные книги, черновые записи, внутреннюю переписку. В этих целях рекомендуется обследовать не только сейфы, шкафы, письменные столы, но и мусоросборники, аппараты для уничтожения документов, компьютеры, принтеры, ксероксы, ленту для пишущих машин, копировальную бумагу и т.д.

На средствах оргтехники, мебели, других участках, которых могли касаться только сотрудники такого предприятия, организуется поиск отпечатков следов рук, микрочастиц от одежды субъектов мошенничества. В этих же целях должны исследоваться и изыматься предметы личного пользования, оставшиеся в служебных помещениях: косметика, парфюмерия, сигареты, одежда и т.д.

Найденная компьютерная техника, средства связи и размножения документов, имеющие электронную память должны осматриваться с участием специалистов. По общему правилу рекомендуется изымать подобную аппаратуру и исследовать в специальных лабораторных условиях, чтобы не утратить зафиксированную в памяти машин информацию.

Через учреждения связи выясняются адреса корреспондентов, а через компании междугородней и мобильной связи устанавливаются номера, с которыми связывались и вели переговоры скрывшиеся субъекты.

Одновременно следует начать документальную проверку деятельности всего учреждения. Наиболее целесообразно поручить ее проведение сотрудникам государственного учреждения, на которое возложено выполнение контрольных функций. В некоторых ситуациях целесообразно привлечение к проведению проверки специалистов из разных контрольно-ревизионных организаций. Например, при проверки мошенничества в сфере строительства индивидуального жилья можно пригласить специалистов из органов архитектурно-строительного надзора и контрольно-ревизионного управления при министерстве финансов. Созданной комиссии поручается провести анализ движения денежных средств, с целью определения возможности взятых перед физическими лицами обязательств и получателей денег, перечисляемых на различные банковские счета.

Параллельно производятся опросы всех посетителей помещений, занимаемых проверяемой организацией, всех лиц, общавшихся с сотрудниками данного юридического лица, самих выявленных сотрудников.

Когда потерпевшие обращаются с заявлением о хищении у них денежных средств представителями юридического лица, продолжающего работать, у заявителей выясняется, предъявляли ли они свои претензии сотрудникам организации. Если пострадавшие еще не обращались в названное учреждение, существует возможность осуществления скрытого наблюдения, по средствам проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, по согласованию с соответствующими органами (налоговой инспекцией, контрольно-ревизионным управлением и т.д.) может быть организована плановая или внеплановая проверка, которая в числе прочих задач поможет установить, насколько обоснованно поступившее заявление. С помощью сотрудников банковских учреждений можно скрытно от проверяемой организации проследить за законностью проводимых ею операций, направлением ее финансовых потоков.

Конечно же проводится изучение документов, имеющихся у потерпевшего, а при его опросе выясняется, что его насторожило, как объяснили представители указанного учреждения задержку с исполнением принятого обязательства.

При проверке заявлений потерпевших в ряде ситуаций должна проверяться версия об инсценировке мошенничества или о заблуждении заявителя о том, что совершено преступление, тогда как на самом деле имело место иное правонарушение.

Признаками инсценировки могут быть крупные расходы заявителя перед обращением в правоохранительные органы, отсутствие у него доходов, позволяющих иметь якобы похищенные ценности, противоречия в объяснениях заявителя, неконкретные описания субъектов и обстоятельств преступления, несвоевременное обращение в правоохранительные органы и т.д.

Сложнее обстоит дело с разграничением отдельных правонарушений, не являющихся преступлением, и мошенничества. Разграничение указанных деликтов во многом зависит от обстоятельств исследуемого события и сложившейся следственной ситуации. В качестве общей рекомендации можно назвать только то, что необходимо установить наличие у субъектов умысла на обман, завладение таким образом имуществом потерпевшего и отсутствие намерения на его возврат.

Сообщения о мошенничестве могут поступать и от различных государственных и негосударственных организаций, наделенными полномочиями проведения проверок юридических лиц. Как правило, выполняя свои функции, такие учреждения выявляют лишь признаки обмана граждан, связанные с завышением стоимости предоставляемых им услуг, продажей имущества или продажей одного объекта (жилого дома, квартиры) сразу нескольким лицам и т.д. Указанные контрольно-ревизионные организации обычно направляют акт проведенной проверки с сопроводительным письмом, в котором содержатся аргументы необходимости вмешательства правоохранительных органов. Проверку подобной информации рекомендуется начинать с изучения поступившего акта проверки и опроса лиц ее проводивших. Анализ акта проверки лучше начинать ознакомлением с итоговыми выводами, то есть с заключительной части проверочного акта. Затем изучается описательная часть, где излагаются предмет и методы исследования, промежуточные выводы и подтверждающие их аргументы.

В некоторых случаях к актам проверки прилагаются исследовавшиеся документы, они также должны быть изучены. Содержание документов может быть составлено с анализом, данным в акте проверки.

В ходе беседы с проверяющими выясняется, чем была вызвана проверка – была ли она плановой или внезапной; почему были исследованы этот период либо направление деятельности; как избирались методы проверки и т.д. В случаях, когда возникают сомнения в полноте проверки, обоснованности и достоверности выводов, опрашиваемых просят разъяснить обнаруженные неясности и противоречия. Может быть также получена консультация о других возможностях проверки выводов специалистов. Выявляется также, как реагировали на выявленные факты сотрудники проверяемой организации, какие при этом давали объяснения, были ли они записаны.

В ситуациях, когда выявлены факты обмана или злоупотребления доверием конкретных лиц, они должны быть опрошены, у них истребуются все документы, отражающие выполнение подозрительных действий. В ходе опроса потерпевшего, кроме выяснения обстоятельств выполнения проверяемых операций, желательно получить объяснения, как он оценивает указанные действия, не заподозрил ли он чего-либо. Если опрашиваемый понимал, что его обманули, у него спрашивают, почему он не обратился в правоохранительные органы.

Отдельную классификационную группу образуют ситуации, в условиях которых поступают сообщения о готовящемся или начавшемся мошенническом посягательстве. С заявлением об этом могут обратиться потерпевшие, заподозрившие обман или получившие прямые сведения об этом. В таких случаях может проводиться тактическая операция по задержанию субъектов преступления с поличным. При ее подготовке подробно опрашивается заявитель об условиях передачи имущества: ее месте, времени и т.д. Содержание самой операции аналогично подобному мероприятию, проводимому в случаях выявления взяточничества, вымогательства. В тех случаях, когда обман или злоупотребление доверием заключается в том, что субъекты мошенничества устно обещают более выгодные условия, чем устанавливаются в оформляемых документах, важное значение приобретает фиксация переговоров сторон. Для этого, необходима тщательная разработка сценария переговоров, включение в их содержание слов, выражений, фраз, требующих ответов, раскрывающих намерение мошенников.

В ситуациях, когда мошенник использует поддельные документы, желательно до проведения операции установить его личность и задержание проводить стремительно, чтобы субъектам не удалось скрыться.

Сведения о продолжаемом или готовящемся мошенничестве могут поступать в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий. В этих ситуациях с участием потерпевших могут быть проведены операции по захвату с поличным, контрольные закупки и т.д. Возможно установление наблюдения за предполагаемыми участниками сделки и задержание их с поличным без предварительного уведомления пострадавших. Не исключается и проведение документальных проверок без оглашения их действительных целей и оснований.