logo
Материалы по криминалистике / Материалы по криминалистике / Криминалистика_Драпкин Л

35.1. Криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений

Обстановка автотранспортных происшествий мно­гоэлементна по содержанию и сложна по своей структуре. В качестве одной из ее частей можно выделить статические условия внешней материальной среды, в которой осуществлялось дорожное движение. На­званные условия могут быть разделены на постоянные и временные. К первым относятся конструктивные особенности устройства дороги на участке, где произошло происшествие; наличие технических средств регулирования и организации движения, ограждение, разметки дорож­ного полотна, газонов, посадочных площадок для пассажиров; внеш­нее окружение дороги — здания и сооружения; элементы окружающей среды — зеленые насаждения, лес, обрывы и т.д. Временными являют­ся условия, не изменяющие своих свойств в относительно короткий промежуток времени. К ним относится состояние поверхности дорож­ного полотна в зависимости от погоды, ремонтных работ или других факторов, наличие которых в данном месте временно.

В обстановке автотранспортных происшествий имеется большое число динамических элементов, которые до события и во время его развития находились в движении, взаимно перемещались, возникали и исчезали. Перемещаются иные предметы, оказавшиеся на дорожном по­лотне; меняется взаимное положение объектов во время движения; режимы и маневры движения транспорта; варьируются сигналы регулирования движения и т.п.

Важное значение для расследования автотранспортных происшест­вий имеет исследование условий, влияющих на восприятие участника­ми опасной ситуации. Объективные возможности восприятия опреде­ляются условиями освещенности в зависимости от времени суток, го­да, климатических и погодных явлений, побочных результатов техни­ческих процессов (загазованности, задымленности), наличия и распо­ложения искусственных источников света, его силы, цветовой гаммы, интенсивности звуков и шума на месте происшествия и т.д.

Субъективные условия включают прежде всего индивидуальные свойства личности, влияющие на возможности восприятия и оценки события.

В механизме автодорожного происшествия разными авторами вы­деляется различное количество стадий.

На начальной стадии происшествия в обстановке дорожного дви­жения появляются факторы, нарушающие функциональное равновесие и требующие от водителя транспорта дополнительных мер для сохра­нения условий безопасности. Такого рода факторами могут быть внешние по отношению к транспортному движению явления (поведение пешеходов вблизи дороги, начавшийся дождь, состояние режимов движения на определенном участке) и внутренние (неисправность транспорта, отклонение от нормы психо­физиологического состояния водителя и т.д.). Ответное реагирование на эти факторы еще не выходит за пределы обычных приемов управления, хотя иногда требует повышенного расхода энергии (внимание, психические реакции, физические усилия и пр.) для удержания дина­мических процессов дорожного движения в безопасном равновесии. Водитель, обнаружив потенциальную опасность, может снизить ско­рость, ограничиться простой подачей звукового сигнала, предупреж­дающего другого участника о возникающей опасности. Следующий этап механизма автодорожного происшествия характеризуется возник­новением аварийной ситуации. На этой фазе происходит фактическое рассогласование, нарушение функциональных связей в системе дорож­ного движения. В этих условиях управляющее воздействие водителя не вызывает адекватного с ним изменения поведения других участни­ков движения. В результате управляющий транспортным средством полностью или частично утрачивает способность своими действиями влиять на опасный ход события.

Вследствие неправильного поведения участников дорожного дви­жения складывается неуправляемая аварийная обстановка, в условиях которой участники происшествия лишаются возможности влиять на механизм его развития. В механизм аварии могут включаться дополни­тельные факторы, так или иначе влияющие на финальный процесс со­бытия. В одних ситуациях они показывают позитивное влияние, и воз­никают менее тяжкие последствия. В других — оказывают отрица­тельное воздействие на финальную стадию происшествия и вызывают более тяжкие последствия.

Аварийная ситуация может быть открытой или скрытой для участ­ников дорожного происшествия. Возникновение открытой аварийной ситуации не является неожиданностью для участников события. Они имеют возможность своевременно обнаружить признаки возникнове­ния опасной обстановки. Фактически обнаружение катастрофического развития зависит от субъективного восприятия характера складываю­щейся ситуации. Водитель из-за невнимательности, небрежности, не­дооценки признаков неблагоприятной обстановки может не увидеть, своевременно не обнаружить надвигающейся опасности. В скрытой аварийной ситуации существуют условия, которые объективно не по­зволяют участникам своевременно обнаружить назревающую аварий­ную обстановку. Скрытое развитие аварийной ситуации не исключает виновности и ответственности участников происшествия, хотя требует особо тщательного исследования динамики событий, особенностей ок­ружающей среды, ограничивающих обнаружение и оценку надвигаю­щейся опасности.

По степени участия в аварийной обстановке участников события выделяются общая и односторонняя ситуация. В момент возникнове­ния общей аварийной ситуации одновременно два или более субъектов, осуществляющих движение, лишаются возможности изменить своими действиями опасный ход развития события. В односторонней ситуации аварийная опасность возникает в основном для одного из участников, в то время как второй имеет практическую возможность разрядить обстановку, предупредив происшествие.

В криминалистике дорожно-транспортные происшествия традици­онно классифицируются на столкновение, наезд и опрокидывание транспортных средств. Столкновения могут происходить как при встречном, так и попутном направлениях движения. При встречном движении они чаще всего происходят в результате нарушений правил обгона транспорта или объезда неподвижных объектов с выездом объ­езжающей машины из занимаемого ею ряда. Аварийная ситуация в этих случаях возникает тогда, когда сближение встречных машин пре­пятствует завершению обгона, а расстояние между ними недостаточно для эффективного торможения и остановки. Попутное столкновение происходит, как правило, из-за несоблюдения безопасной дистанции во время движения транспортных средств в одном направлении. На пересечениях дорог и при совершении маневров, связанных с выездом с одной стороны дорожного полотна на другую, иногда происходят боковые столкновения. При этом опасность аварии возникает, когда машины оказываются на расстоянии, не позволяющем предупредить столкновение. Наезды совершаются на неподвижные объекты, пеше­ходов, велосипедистов и средства гужевого транспорта.

Сведения о свойствах личности участников дорожного происшествия имеют важ­ное значение в объяснении их поведения во время движения. Обобще­ние практики свидетельствует, что чаще всего виновниками автотранс­портных преступлений являются малоопытные водители, не обладаю­щие умением быстро и правильно оценивать возникшую ситуацию, прогнозировать ее осложнение и не имеющие достаточных навыков управления транспортом.

Определенное влияние на возникновение аварийной ситуации ока­зывают качества личности, присущие людям определенного возраста. Практика свидетельствует, что молодые люди часто самоуверенны, склонны к неоправданному риску. Некоторые лица в возрасте 40—50 лет и старше действуют слишком осторожно, утрачивают способность к маневру, нарушают ритм движения и становятся «возмущающим фактором».

Следует отметить, что до 80% дорожно-транспортных преступле­ний совершается водителями и лишь 20—25% пешеходами.

В ряде случаев действия виновников автотранспортных происшест­вий обусловливаются особенностями их психологического и физиче­ского состояния. В частности, довольно большое число транспортных происшествий происходит по вине лиц, находящихся в нетрезвом со­стоянии.