logo
Материалы по криминалистике / Материалы по криминалистике / Криминалистика_Драпкин Л

План расследования

по уголовному делу №_________________по обвинению_________________________________

по ст.__________________________УК РФ.

Краткое содержание дела ____________________________________________________________

Раздел I

Вневерсионные и общевресионные вопросы и обстоятельства

Следственные, оперативно-розыскные и иные действия

Исполнители

Сроки выполнения

Результаты выполнения и корректировка плана

Раздел II

1. Наименование версии или эпизода

Выясняемые

вопросы и обстоятельства

Следственные, оперативно-розыскные и иные действия

Исполнители

Сроки выполнения

Результаты выполнения и корректировка плана

Общеверсионные вопросы выявляются лишь после составления планов проверки отдельных версий, эпизодов. Однако в общем (объединенном) плане раздел, включающий в свое содержание отдельные планы проверки каждой версии (эпизода), должен следовать за общеверсионным (общеэпизодным) разделом плана. Если отдельные следственные действия имеют сложную структуру или их выполнение представляет особые трудности, вполне допустимо (если следователь решил не составлять план отдельного следственного действия), предусмотреть дополнительную вертикальную колонку в плане - «тактические приемы». В этом случае эта колонка размещается перед колонкой «Исполнители». Однако более эффективным (особенно при конфликтной ситуации повышенной остроты) является составление плана отдельного следственного действия, при разработке которого можно более тщательно проработать варианты производства тактических приемов и выбрать наиболее оптимальные из них.

В дополнение к основному плану, а нередко и до его окончательного составления, особенно по многоэпизодным делам, широко используются вспомогательные формы систематизации собранных мате риалов:

1) «лицевые счета» и их совокупность - «картотека» на обвиняемых, куда вносятся все эпизоды преступлений и собранные доказательства;

2) шахматные ведомости («шахматки»): сочетание графика с описанием - развернутая на одном или нескольких листах и упорядоченная во времени и по обвиняемым совокупность «лицевых счетов», где каждая горизонтальная графа представляет один из них;

3) различные схемы и графики, отражающие разнообразные, в том числе и криминальные связи обвиняемых и потерпевших, движение материальных ценностей и денежных средств, документооборот (нормативный и фактический), внутреннюю структуру и внешние связи предприятий, учреждений, организаций, систему охраны объектов, а также схематичные структуры процесса расследования, тактических операций и комбинаций и т.д.

«Лицевые счета», «картотеки», «шахматки», схемы и графики могут составляться следователем в процессе изучения материалов дела как средство накопления, систематизации и анализа информации. В то же время шахматная ведомость может выполнять и функцию планирования. Для этого каждую «клетку» шахматной ведомости необходимо разделить на две части: в одной будут содержаться систематизированные исходные данные, в другой - выясняемые вопросы и необходимые для этого действия и мероприятия (см. таблицу 2).

Таблица 2

Участники

Краткое описание и дата совершения эпизода преступления

преступлений

№1

№2

№3

№4

№5

1. ФИО обвиняемого, подозреваемого и другие данные

*

*

*

2. ФИО обвиняемого, подозреваемого и другие данные

*

*

*

3. ФИО обвиняемого, подозреваемого и другие данные

*

*

*

*

*

В шахматной ведомости значками «*» условно обозначено участие обвиняемых (подозреваемых) в соответствующих эпизодах хищения. Хотя это наиболее простая форма систематизации исходных данных, тем не менее, она способствует наглядному представлению о характеристике обвиняемых, деятельности всей группы и об участии каждого из ее членов в отдельных эпизодах. Еще большую ценность имеют шахматные ведомости, в которых в соответствующих клеточках вместо значка «*» перечисляются доказательства, уличающие обвиняемых в конкретных эпизодах преступлений, а также действия следователя, направленные на поиск информации, выполнение иных функций. В этих случаях шахматные ведомости («лицевые счета» и «картотеки») можно рассматривать как формы дополнительного планирования, отличающиеся большой наглядностью.

Хотя планы следственных действий обладают определенной спецификой, приведем типовой план производства допроса, учитывая его наибольшую распространённость и относительную универсальность (см. таблицу 3).

Таблица 3

Организационно-подготовительные мероприятия

Обстоятельства и факты, подлежащие выяснению

Формулировка и последовательность вопросов

Перечень доказательств и способы их предъявления

Иные

тактические приемы

Факторы, усиливающие эффективность тактических приемов

Расследование уголовных дел по сложным многоэпизодным преступлениям и при необходимости выполнения больших объемов работ, упорядочения деятельности взаимодействующих между собой участников расследования обуславливает возможность использование метода сетевого планирования и управления (СПУ). Преимущества сетевого планирования по сравнению с традиционными методами сводятся к большей наглядности, возможности быстрого выявления наиболее важных участков деятельности, от которых зависит общий срок расследования (так называемый «критический путь»), своевременного получения информации о выполнении плана и гибкой его корректировки.

Процесс сетевого планирования по уголовным делам состоит из следующих этапов:

1) составление полного перечня работ (следственных или иных действий) и событий (факт окончания производства этих действий);

2) составление сетевого графика. При этом работы (действия и мероприятия) обычно изображаются стрелками ( ); а моменты начала и окончания работ - кружками (o);

3) анализ сетевого графика с целью установления критического пути (самого длинного потока событий и работ) и выделения важнейших работ, находящихся на этом пути;

4) оптимизация сетевого графика, т.е. его перестройка и максимальное уплотнение времени для определения наилучшего варианта проведения работ, лежащих на критическом пути, привлечение дополнительных ресурсов и т.д.

Метод сетевого планирования может быть применен в процессе расследования уголовных дел, где уже имеется информация об основных обстоятельствах, подлежащих доказыванию или на первоначальном этапе расследования, когда существенный недостаток исходных данных восполняется обобщенными знаниями следователя о типичном перечне процессуальных и иных действий, характерных для данного класса следственных ситуаций, обязательное производство которых не вызывает никаких сомнений (например, при планировании тактических операций по установлению личности потерпевшего или розыску и задержанию скрывшегося преступника).

Однако в сложных проблемных ситуациях использование метода СПУ, в его традиционном варианте, представляется трудным для реализации в связи с большим разнообразием версионных направлений и нечетким, недостаточно конкретным, а лишь обобщенным описанием цели.

Важным методом оптимизации всей деятельности следователя является сводное календарное планирование, которое позволяет четко скоординировать своевременное проведение всех запланированных процессуальных, оперативно-розыскных и других действий по конкретным уголовным делам, а также прочих мероприятий, связанных с многочисленными направлениями следственной работы. Календарное планирование - это не бездумное перенесение всех намеченных ранее в отдельных планах действий, не простая «памятка» и не механическое объединение различных планов и работ, а четкое определение их согласованного производства во времени, исполнителям и рациональной последовательности. В процессе сводного планирования происходит окончательная детализация и увязка во времени (по часам, а иногда и минутам) отдельных планов по конкретным уголовным делам, а также перечней иных мероприятий, не входящих в эти планы и также осуществляемых следователем (участие в совещаниях, занятиях и т.д.). В ходе подобной детализации происходит упорядочение намеченных работ, поскольку оптимизируются не только хронологические аспекты, но и структура отдельных планов. Сводное планирование целесообразно осуществлять на срок 10-15 дней, с более уплотненным графиком работы в первые дни, с тем чтобы в последующие дни существовал некоторый запас времени, который использовался бы для планирования тех действий, необходимость в проведении которых возникла в связи с уже проведенными ранее мероприятиями. Одна из форм сводного календарного планирования представлена в табл. 4.

Таблица 4

Дата и день

недели

Часы

Наименование уголовного дела, раздела работы

Отметка о выполнение или переносе

п.п.

Предстоящая работа

Следует особо подчеркнуть, что время, затраченное на планирование, окупается сторицей, существенно повышая эффективность деятельности и в конечном счете многократно экономя рабочее время следователя и взаимодействующих с ним участников расследования преступлений.

Взаимодействие органов и должностных лиц в процессе раскрытия и расследования преступлений - это согласованная или совместная деятельность (сотрудничество) по месту, времени, способам и иным условиям не находящихся в административном подчинении субъектов, которая обеспечивает оптимальное сочетание их полномочий, присущих им специфических средств и методов работы для решения промежуточных задач и достижения конечной цели расследования.

Правовые основы взаимодействия заложены в нормах УПК РФ (ст.ст.38, 74, 144, 208, 209, 210), Федерального закона от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст.ст.4, 5, 7, 11, 14) и в других ведомственных нормативных актах.

В процессе взаимодействия органов и должностных лиц при раскрытии и расследовании преступлений необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Четко разделять функции и компетенцию участников взаимодействия. Следователи и оперативные работники должны самостоятельно определять тактику проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, согласуя свою деятельность друг с другом и иными субъектами взаимодействия.

2. Определять зависимость видов и форм взаимодействия от конкретной следственной ситуации.

3. Взаимный обмен информацией, это обмен процессуальными сведениями и оперативной информацией, строгое соблюдение, при этом режима секретности.

4. Обобщение и анализ всей комплексной информации (процессуальной, непроцессуальной и иной), особенно при раскрытии латентных преступлений.

В настоящее время известны следующие виды взаимодействия:

1. Взаимодействие следователя и оперативных работников при раскрытии и расследовании отдельных преступлений.

2. Взаимодействие следователя с экспертами имеет место при ознакомлении с материалами уголовного дела, относящихся к предмету судебной экспертизы; предоставлении эксперту дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; при участии следователя в -процессе производства экспертизы и получении им пояснений у эксперта в отношении интересующих его обстоятельств; постановке вопросов, относящихся к предмету экспертизы; получении консультаций у эксперта.

3. Взаимодействие следователя со специалистами (ст.ст.58, 168 УПК). Специалисты привлекаются к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применения технических средств, в исследовании материалов уголовного дела, в подготовке вопросов эксперту.

4. Взаимодействие следователя (оперативного работника) с работниками контрольно-ревизионных аппаратов, счетными палатами, комитетами по финансовому мониторингу, а также с общественностью. Такое взаимодействие возникает, как правило, до или в момент возбуждения уголовного дела. Сотрудники данных учреждений оказывают помощь следователю в выявлении новых фактов преступных действий, сборе доказательств, криминалистической и иной значимой для уголовного дела информации, дают консультации по интересующим вопросам, представляют различные акты, справки, отчеты.

5. Взаимодействие органов предварительного расследования со средствами массовой информации (СМИ). Наиболее часто к средствам массовой информации правоохранительные органы обращаются с просьбой об оказании помощи в розыске преступников, похищенного имущества, либо в поиске очевидцев преступлений. Используя СМИ, целесообразно сообщать приметы разыскиваемых преступников, похищенного имущества, показывать по телевидению фотографии и фото-роботы находящихся в розыске лиц. В некоторых ситуациях средства массовой информации используются для целенаправленной дезинформации преступников.

Все формы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания можно условно разделить на две большие группы. Процессуально-правовые формы, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законом и организационно-тактические, которые хотя и не предусмотрены действующим законодательством, но не противоречат ни одной его норме.

1. Процессуально-правовые формы взаимодействия следователя с работниками органов дознания (оперативных аппаратов), возникающие на основе поручения следователя о производстве следственных действий (п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ). Дача таких поручений возможна в тех ситуациях, когда следователь по каким-либо причинам не может своевременно провести следственное действие, например ввиду загруженности (возникновение необходимости срочно провести несколько обысков в разных местах). Однако следует свести к минимуму дачу поручений органам дознания в отношении наиболее важных и ответственных следственных действий, так как это может подорвать деловое сотрудничество следователя и органов дознания, отвлечь оперативных работников от выполнения своих специфических функций. Такие поручения даются в письменном виде. Кроме поручений о производстве отдельных следственных действий, орган дознания исполняет постановления о задержании, приводе, аресте и производстве иных процессуальных действий.

2. Следователь в соответствии с Законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ по уголовным делам, находящимся в его производстве, уполномочен давать письменные поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, о производстве оперативно-розыскных мероприятий. При этом следователь в поручении ставит только задачу, а какие именно оперативно-розыскные мероприятия и средства должен использовать орган дознания, в нем не указывает, поскольку это уже будет вмешательством в их компетенцию. Вместе с тем в поручении следователя должны быть указания на ожидаемые результаты и примерные сроки исполнения.

3. Содействие следователю при производстве отдельных следственных действий (п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ).

Содержанием этой формы является содействие работников органов дознания в подготовке и проведении отдельных, следственных действий, которое выражается в непосредственной помощи в основном тактического и организационно-технического характера, оказываемой следователю. Необходимость получения содействия обусловливается сложностью следственного действия, например, значительной площадью исследуемой местности, комплексом организационных и иных мероприятий, большим объемом работы, требованием обеспечения безопасности всех участников следственного действия, решением множества тактических задач и т.д.

4. Взаимодействие органов дознания и следователя по розыску подозреваемого, обвиняемого (ст.210 УПК РФ).

В ситуациях, когда место нахождения обвиняемого не известно, либо он умышленно скрывается, следователь поручает его розыск органам дознания. Следователь выносит постановление, в котором излагает обстоятельства совершенного преступления, доказательства, подтверждающие виновность обвиняемого, данные о том, что он скрылся и нет сведений о его месте нахождения, указывает избранную меру пресечения. Кроме того, он составляет справку о личности разыскиваемого и прилагает к ней весь перечень документов, необходимых для объявления в розыск.

5. Взаимодействие следователей с органами дознания по делам, приостановленным в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ), когда преступление не раскрыто. До приостановления предвари тельного следствия следователь обязан выполнить все следственные действия, которые возможны в отсутствие обвиняемого. Кроме того, он должен принять все меры по установлению лица, совершившего преступление. Поскольку следственные действия производить по приостановленному уголовному делу запрещено, следователь должен направить запросы в различные учреждения, организации, провести проверки отдельных лиц по информационным и справочным учетам МВД, а также направить конкретные поручения оперативно-розыскным аппаратам.

6. Создание следственных групп, в состав которых входят должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч.2 ст.163 УПК РФ). Следственная группа создается в соответствии с постановлением прокурора или постановлением начальника следственного отдела, назначается ее руководитель, определяется состав следователей, а также оперативных работников органов дознания, привлекаемых к работе в ней. В постановлении перечисляются все следователи и оперативные работники, и затем оно утверждается прокурором. Создание следственной группы целесообразно при раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными преступными группами, а также по многоэпизодным уголовным делам либо по делам с большим числом подозреваемых (обвиняемых), совершивших преступления в различных регионах страны. Создание следственной группы с включением в их состав оперативных работников особенно целесообразно для расследования нераскрытых преступлений.

Для того чтобы избежать серьезных конфликтов в следственной группе, ее руководителю можно рекомендовать следующие правила поведения; не выделять подчиненных, которые ставятся в пример другим сотрудникам и мнение которых ценится гораздо выше, за исключением случаев признания всеми неформального лидерства за одним работником; во избежание недоразумений все приказы и распоряжения исполнителям должны быть отданы в письменной форме и все неясности разъяснены; не следует критиковать действия сотрудников в присутствии других людей, особенно при посторонних, не являющихся членами группы; надо уметь выслушивать друг друга и кратко формулировать свое мнение не допуская двойственного толкования сказанного; честно признавать свои ошибки; добиваться в необходимых случаях принятия коллективного решения; не принижать роли одной службы в глазах другой; своевременно и постоянно контролировать работу членов группы, делая основной упор на важные вопросы; не смешивать компетенцию следователей и оперативных работников; не выполнять за других порученную им работу; к мнению каждого члена группы необходимо относиться с уважением; при расхождении мнений нужно объективно и всесторонне обсуждать и взвешивать доводы каждого члена группы; в любых ситуациях пытаться убедить ошибающихся, стремиться к выработке группового мнения по спорному вопросу; критические замечания требуется высказывать друг другу по-товарищески, доброжелательно; четко распределять обязанности и формулировать поручения; при наличии возникающего конфликта использовать данные психологической науки для его выявления, предупреждения и снятия; неукоснительно соблюдать правила и нормы профессиональной этики; быть вежливыми, внимательными друг к другу; цели и задачи деятельности каждого члена группы должны быть правильно поняты и приняты всеми членами группы; в группе целесообразно поддерживать свободную, непринужденную атмосферу общения. На первый взгляд из-за простоты и известности выполнение этих правил может показаться элементарным, однако пренебрежение ими резко снижает эффективность, а в некоторых ситуациях и парализует работу всей группы. Совершенно очевидно, что эффективность работы следственной группы во многом зависит от своевременности ее создания. Оптимальное определение времени ее создания позволяет эффективно использовать возможности группового метода расследования. Затягивание этого вопроса влечет за собой просчеты, ошибки уже на первоначальном этапе расследования. Утрачиваются доказательства, следы преступления, время выступает как негативный фактор.

Количественный и качественный состав следственной группы может быть различен, поэтому необходимо стремиться создать по-настоящему рабочую группу с учетом сложившийся следственной ситуации по уголовному делу, объема предстоящей работы (гласной и негласной). Оптимальный состав следственной группы равен 7-9 членам, которыми может эффективно руководить один человек, сам одновременно выполняющий наиболее ответственную и сложную следственную работу.

Для оптимизации организационно-управленческой работы следственной группы целесообразно предусмотреть создание в ее составе постоянного звена. Это позволит, учитывая изменения ситуации, увеличивать или уменьшать количество членов группы, сохраняя ее основное "ядро", полностью владеющее информацией по данному делу.

В группу должны входить опытные работники, имеющие высокий профессиональный уровень подготовки, однако в ее состав могут входить и молодые сотрудники, поскольку следственная группа - это пре красная школа, своеобразный полигон для получения необходимого опыта.

Качественный подбор членов группы очень важен. Руководитель группы - следователь, принявший дело к своему производству, должен быть не только формальным, но, что еще важнее, и фактическим лидером. Он непосредственно принимает самое активное участие в координации работы группы, планирует проведение сложных и ответственных следственных и иных действий, участвует в разработке тактических операций и комбинаций, осуществляет действенный контроль за их реализацией. В ряде ситуаций руководитель группы должен в пределах своей компетенции намечать основные направления и цели производства оперативно-розыскных мероприятий. Сильными чертами руководителя являются организаторские способности, опыт раскрытия сложных преступлений, отличное знание разнообразных аспектов следственной и оперативной работы и умение требовать и доводить до успешного завершения намеченные планы.

На первоначальных этапах работы руководитель группы должен, по возможности, освобождаться от выполнения следственных действий, поскольку на нем лежат обязанности организационного характера: составление плана расследования, распределение членов группы по объектам, эпизодам, версиям, координация их деятельности и т.д.

Своеобразие участия оперативных работников в выполнении задач группы состоит главным образом в непрерывном информационном обеспечении процессуальной деятельности следователя (следователей) данными, полученными в ходе негласной оперативно-розыскной деятельности.

Одна из важнейших задач органов дознания - постоянное выявление носителей (источников) криминалистической информации. Другими словами, деятельность органов дознания представляет собой систему оперативно-розыскных и подготовительно-вспомогательных мероприятий по сбору и последующему использованию информации, которая имеет разведывательно-ориентирующую направленность либо касается отдельных фактов и обстоятельств расследуемого дела и может иметь доказательственное значение.

Практика последних лет наглядно продемонстрировала эффективность оперативно-розыскной деятельности, ее особые, проникающие в латентные сферы преступной деятельности, негласные возможности и методы, позволяющие не только раскрывать, но, что еще важнее, своевременно пресекать преступления.

Надлежащее формирование правильно организованных единоличных действий в своеобразный "узел" совместной деятельности делает более результативными итоги работы членов группы, значительно оптимальнее, чем обособленные действия каждого из них. Стержнем следственной группы является ее целевая функция, тот результат, для достижения которого она создана. Ее деятельность должна протекать только в направлении достижения конечного результата через последовательное или параллельное решение промежуточных задач. Члены группы должны обладать относительной самостоятельностью, ее состав должен формироваться с учетом общей задачи группы.

В дополнение следует подчеркнуть, что следственные группы носят временный характер (хотя периоды действия неодинаковы).

Деятельность следователей и оперативных работников в определенной мере координируется руководителями отраслевых служб, в которые они входят. Находясь в едином объединении, члены группы выполняют общие задачи, используют различные средства, методы и приемы, свойственные специфической следственной или оперативной деятельности. Следственная группа представляет собой поисково-исследовательскую систему по выявлению источников, носителей криминалистической информации, ее процессуальной фиксации, анализу и оценке, с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В следственно-оперативной практике используются специализированные виды следственно-оперативных групп (СОГ), различающихся по степени организованности, непосредственным функциям, конкретным задачам, времени функционирования, составу, целевому назначению и содержанию деятельности и т.д.

Наиболее распространенными являются следующие виды СОГ.

Для проведения тактических операций на месте происшествия следственно-оперативные группы по времени функционирования могут быть суточными (сменными) или постоянными. Их иногда называют дежурными СОГ. Они создаются при дежурных частях РОВД, РУВД и других правоохранительных структурах, в соответствии с ежемесячным графиком. В их состав входят следователи (МВД, прокуратуры), оперуполномоченные, судебно-медицинские эксперты, специалисты-криминалисты и иные специалисты, инспекторы-кинологи и т.д.

Деятельность СОГ по раскрытию преступлений по "горячим следам" в тактическом плане носит ярко выраженный поисковый характер и решает задачи выявления, сбора, накопления криминалистически значимой информации, с помощью которой в кратчайшие сроки выявляются источники криминалистически значимой информации, а затем устанавливаются лица, совершившие преступление и скрывшиеся с места происшествия.

СОГ по раскрытию и расследованию преступлений. прошлых лет организуются для работ по одному или нескольким уголовным делам, производство по которым было приостановлено из-за неустановления виновных лиц. Такие группы следует создавать с учетом складывающейся криминальной ситуации и нередко следует включать в их состав оперативных работников учреждений исполнения наказаний.

Структура и состав СОГ по осуществлению отдельных тактических операций определяются в соответствии с видом тактической операции и задачей, которую она призвана решить.

В каждом конкретном случае состав СОГ может быть различным, зависящим от специфики уголовных дел и стоящих перед группой конкретных задач. Ее обязательными участниками являются следователи, а также оперативные работники соответствующих правоохранительных органов.

Таким образом, следственно-оперативная группа - это организационно-управленческая и тактическая форма взаимодействия органов следствия и дознания, представляющая собой формирование постоянного или временного характера, состоящее из следователя (следователей), оперативных работников правоохранительных органов и специалистов, использующих свойственные им специфические средства и методы работы, и создаваемое для решения частной, промежуточной задачи.

Совместное или согласованное планирование расследования. Эта форма является наиболее распространенной формой организационно-тактического взаимодействия создает оптимальные предпосылки для сотрудничества и согласованной (совместной) деятельности органов следствия и дознания по уголовному делу. Совместный план расследования - это форма группового тактического решения, которое обуславливает организационные, управленческие, тактические и информационные предпосылки повышения эффективности расследования, обеспечивает процесс построения перспективных следственных, поисковых, оперативно-розыскных и комплексных версий. План всегда содержит программу действий участников взаимодействия. Он включает в себя как цель проведения действий с учетом сложившейся ситуации, так и промежуточные задачи расследования, а также рациональный порядок производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Необходимо отметить, что совместное и согласованное планирование способствует эффективности процессуальных действий и тактических операций как процессуального, так и оперативно-розыскного характepa. Совместные планы утверждаются руководителями следственного подразделения или прокурором, а также начальником органа дознания.

Завершая исследование комплекса вопросов взаимодействия следователей с органами дознания и другими участниками раскрытия и расследования преступлений, сформулируем некоторые обобщающие выводы:

- все формы и виды взаимодействия основаны на постоянном и интенсивном обмене информацией между участниками расследования преступлений.

- для эффективного процесса взаимодействия должно быть исключено вредное, ненужное дублирование в деятельности взаимодействующих субъектов. В то же время участники взаимодействия в процессе своей деятельности подстраховывают друг друга, гарантируя успешное решение стоящих перед ними задач, особенно в конфликтных ситуациях и ситуациях тактического риска;

- специфические действия и мероприятия, осуществляемые субъектами взаимодействия, дополнены результатами деятельности каждого из них, что способствует решению промежуточных задач и успешному достижению целей конечных целей расследования.