logo
Материалы по криминалистике / Материалы по криминалистике / Криминалистика_Драпкин Л

17.1. Понятие, классификация и психологические основы допроса

Допрос - одно из наиболее распространенных способов получения доказательств, его сущность состоит в получении следователем непосредственно от допрашиваемого, в установленной уголовно-процессуальным законом форме, показаний об известных ему обстоятельствах и иных данных, имеющих значение для расследуемого дела.

Допрашиваемый обязан дать показания, только о тех обстоятельствах, которые ему известны (сам видел, слышал, узнал о них из каких-то определенных источников).

Допросы классифицируется на различные виды. Так, в зависимости от процессуального положения допрашиваемого выделяются следующие виды допроса: свидетеля; потерпевшего; подозреваемого; обвиняемого; подсудимого; эксперта; специалиста.

В зависимости от возраста допрашиваемого можно выделить допрос взрослого и несовершеннолетнего. По времени проведения и содержанию допрос бывает первичным, повторным и дополнительным.

Первичный - это основной допрос, который проводится первоначально. Повторный бывает необходим в тех случаях, когда после первоначального допроса появились сведения о том, что допрашиваемый практически не дал нужных показаний об известных ему обстоятельствах, либо возникли сомнения в достоверности его показаний. Необходимость в дополнительном допросе возникает тогда, когда в процессе основного допроса не были выяснены какие-то обстоятельства, имеющие значения для дела.

Допрос может производиться с участием защитника, переводчика, эксперта, специалиста и других лиц, из числа указанных в главах 6-8 УПК РФ. Следователь вправе привлечь к участию в допросе должностных лиц органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Действия следователя во время допроса по существу, можно рассматривать как тактико-психологические методы и приемы получения доказательств по расследуемому делу. С позиции психологии, допрос можно считать специфической формой общения между допрашивающим и допрашиваемым. Во время допроса такое общение может последовательнo проходить по следующим этапам:

а) истребование следователем информации от допрашиваемого;

б) мысленное осознание допрашиваемым востребованной от него следователем информации, обработка этой информации и конструирование ее в вербальную (словесную) форму;

в) передача допрашиваемым следователю информации в сконструированной им форме;

г) получение следователем информации от допрашиваемого;

д) запечатление следователем полученной информации в памяти и фиксация ее в протоколе допроса (возможно, с помощью и других средств фиксации).

Информация, исходящая от следователя всегда рассчитана на обратную связь, что позволит определить, какое воздействие она оказала на допрашиваемого. Свой ответ допрашиваемый, как правило, строит таким образом, чтобы следователь воспринял его как достоверный (тем более, когда он дает ложные показания). При такой специфической форме общения и возникает канал обратной связи. В конфликтных ситуациях допрос должен быть основан на правилах рефлексивного (имитационного) управления.

Применяя рефлексивное управление в ходе допроса, следователь сможет лучше проанализировать тактическую позицию допрашиваемого, его поведение на cлeдcтвии, тактически и информационно "переиграть" конфликтующего субъекта, предположительно сделать вывод о том, какие сведения в показаниях могут быть достоверными или ложными.

Успешное решение задачи получения объективной информации для формирования достоверных знаний по делу во многом зависит от того, насколько верно следователь выявил факторы, влияющие на показания допрашиваемого.

Процесс формирования показаний складывается из следующих этапов:

1) восприятие; 2) запоминание; 3) воспроизведение.

Во время восприятия происходит адекватное либо неадекватное отражение реальной действительности. Запоминаются события, факты непосредственно во время восприятия, а воспроизводится информация о них во время допроса.

На процесс формирования показаний оказывают влияние различные факторы. В одном случае они способствуют более правильному и полному отражению и запоминанию, а в другом, наоборот, мешают этому процессу, что может привести к искажениям и недостоверным показаниям. Факторы, влияющие на формирование показаний, могут быть объективными и субъективными. Объективные факторы - это реально существующие явления, обстановка, происходящие события, которые не зависят от воли и сознания человека, а субъективные - это факторы, которые зависят от воли и сознания человека, eго психофизических свойств, душевного состояния в момент восприятия, от его образования, профессии, навыков.

Формирование показаний - это непрерывный процесс, в течение которого нередко происходит трансформация воспринятого и содержание показаний может быть изменено. В зависимости от того, какие факторы влияли на допрашиваемого, его показания могут быть полными и достоверными или, наоборот, в них могут появиться ошибки, пробелы и т.п. Знание указанных особенностей, учет их на допросе и применение необходимых тактических приемов для нейтрализации отрицательных факторов, обеспечивают получение от допрашиваемого объективной информации об известных ему обстоятельствах.