logo
Материалы по криминалистике / Материалы по криминалистике / Криминалистика_Драпкин Л

Уголовно-правовая характеристика преступлений террористической направленности

Исследование уголовно-правовой характеристики выделенной группы преступлений включает анализ нескольких вопросов.

Во-первых, определение деликтов, которые относятся к преступлениям террористического характера. В соответствии со ст. 205.1 УК РФ преступления, предусмотренные статьями 205 (террористический акт), 206 (захват заложников), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава), 277 (посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля), 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), 279 (вооруженный мятеж), 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой), так же как и статья 205.1 (содействие террористической деятельности) Уголовного кодекса РФ относятся к террористической деятельности. Однако кроме приведенных выше девяти деликтов в соответствии с уголовным законом к группе террористических деяний относятся также преступления, предусмотренные ст. 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма), а на основе ст. 24 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в эту же классификационную группу отнесены преступления экстремистской направленности: статьи 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), 282.1 (организация экстремистского сообщества), 282.2 (организация деятельности экстремистской организации).

Во-вторых, все тридцать преступлений, в соответствии с Федеральным законом (ст. 205.1 УК РФ и ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму»), можно дифференцировать на три классификационные группы:

  1. преступления, посягающие на общественную безопасность (ст.ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211 УК РФ);

  2. преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасность государства (ст.ст. 277,278, 279, 280, 282.1, 282.2 УК РФ);

  3. преступления, посягающие на мир и безопасность человечества (ст. 360 УК РФ).

Анализ практической деятельности правоохранительных органов и силовых структур, исследование антитеррористического зарубежного и отечественного законодательства позволил сформировать следующее понятие противодействия терроризму, как систему, включавшую в свое содержание комплексы криминалистических, криминологических, оперативно-розыскных, оперативно-разведывательных, военносиловых, социально-экономических, и иных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление, пресечении, раскрытие и расследование преступлений террористической направленности.

Следует особо подчеркнуть, что предлагая свое определение «противодействие терроризму» законодатель допустил серьезную методологическую ошибку, сводя всю борьбу с терроризмом к противодействию одним лишь террористическим актам (ч. 1 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму»). Более там, законодатель не только допустил известную логическую ошибку формулируя слишком узкое определение понятия «преступления террористической направленности»1, но и вступил в явное противоречие с другим федеральным законом — УК РФ, по которому «террористический акт» составляет лишь один из многих деяний террористической направленности (ст. 205 УК РФ), в то время как другие террористические деликты (захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем и т.д.) регламентированы другими нормами уголовного законодательства. Эту ошибку законодатель повторяет во многих разделах и нормах Федерального закона от 06.03.2006 г. Но эта ошибка носит не только логический и уголовно-правовой характер, она негативно влияет на разработку тактических, методических оперативно-розыскных, военно-боевых и иных теоретических и практических аспектов антитеррористической деятельности. В связи с этим считаем, что отмеченные выше недостатки и явное несоответствие Федерального закона «О противодействию терроризму» действующему уголовному законодательству следует устранить.

В-третьих, представляется верным позиция законодателя, включавшего в группу террористических преступлений некоторые деяния экстремистской направленности — ст.ст. 280, 282.1, 282.2 УК РФ (ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму»). Полагаем, что позиция Законодателя связанна с рассмотренной правовой инкорпорацией вполне обоснованна с теоретической и весьма рациональна с практической точек зрения.

Экстремизм определяется как совокупность наиболее крайних взглядов, идей, ультранационалистических мер и действий в какой-либо сфере деятельности. Подобие крайних взглядов и идеи, сочетающиеся с соответствующими действиями, основанные на «на мотивах политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы», во многих уголовно-правовых ситуациях можно рассматривать как содействие, пособничество, подстрекательство или оправдание террористической деятельности. Именно в экстремистских организациях и сообществах, прикрывающимися благородными названиями, «вывесками» культурно-исторических обществ, нередко происходит идейно-политическая обработка и подготовка террористов, совершавших убийства, взрывы, захваты заложников и других особо опасных деяний.