logo search
Программа курса Основы социального государства

Пенсионная реформа

Основными проблемами существующей пенсионной системы являют­ся низкий уровень пенсий, слабая их дифференциация. Комплекс мер по повышению уровня выплачиваемых пенсий в 1999-2000 годах позволил обес­печить рост реального размера пенсий, однако основные проблемы пенси­онной системы остаются нерешенными. Несмотря на принимаемые меры, средний размер назначенных пенсий остается на уровне ниже прожиточ­ного минимума пенсионера.

Достигнутая в последнее время на этом фоне относительная финансо­вая устойчивость пенсионной системы не создает надежных предпосылок для ее развития в будущем. Долгосрочный демографический прогноз свиде­тельствует об ускорении процесса старения населения. В результате увеличение численности пенсионеров будет сопровождаться снижением числа работающих, осуществляющих платежи в пенсионную систему. Поэтому сохранение распределительного принципа финансирова­ния пенсий в перспективе приведет к ухудшению финансового состояния пенсионной системы и снижению уровня выплачиваемых пенсий.

В среднесрочной перспективе главной задачей реформирования распределительной пенсионной системы будет:

Общий финансовый баланс пенсионной системы должен поддерживаться на уровне, позволяющем осуществлять платежи на финансирование обя­зательных накопительных пенсий. Дальнейшее реформирование пенсион­ной системы предполагает формирование трудовой пенсии из трех частей:

Исходя из суммы средств, учтенных в специальной части индивидуаль­ного лицевого счета, будет назначаться выплата наследникам в случае смерти застрахованного лица.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пен­сионного страхования за счет части платежей в Пенсионный фонд Россий­ской Федерации будет создан неперсонифицированный резерв, призван­ный обеспечить безусловное выполнение обязательств государства перед застрахованными лицами при изменениях демографических и иных условий функционирования социально-экономической системы.

Начиная с 2002 года установлены отчисления в нако­пительную составляющую обязательной пенсионной системы, отражае­мые в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета Пенсион­ного фонда Российской Федерации. Накопительная часть трудовой пенсии формируется за счет уплаты страховых взносов (налога) и начисленного на них инвестиционного дохода. Ставка страховых взносов в накопитель­ную часть государственной пенсионной системы в течение всей трудовой деятельности не понижается. При этом отчисления в распределительную пенсионную систему будут снижаться на величину отчислений в накопи­тельную систему.

Средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых сче­тов, составляют пенсионные резервы и подлежат инвестированию. Инвестирование пенсионных резервов должно обеспечить максималь­ную прозрачность и подконтрольность государству финансовых потоков, надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность.

Для обеспечения деятельности накопительной системы будут опреде­ляться порядок и сроки оценки стоимости инвестиционного портфеля, порядок размещения резервов обязательного пенсионного страхования, методика расчета инвестиционных индексов, порядок учета инвестицион­ного дохода в специальной части индивидуальных лицевых счетов.

Созданная система персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации должна быть полностью адаптирована к проблемам реформирования всей цепи отношений между работодателями. Пенсион­ным фондом Российской Федерации, застрахованными лицами и пенсио­нерами – от уплаты страховых взносов до назначения и выплаты пенсии и системой учета плательщиков страховых взносов. Кроме того, должна быть обеспечена организация учета фактически поступивших платежей за заст­рахованное лицо, введение специальной части индивидуального лицевого счета для фиксации размера денежных средств, направляемых на накопи­тельное финансирование пенсий, а также технология учета и распределе­ния инвестиционного дохода.

Реформирование пенсионного обеспечения в связи с особыми услови­ями труда предполагается осуществить за счет обязательного профессио­нального пенсионного страхования на основе накоплений дополнитель­ных обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателем в про­фессиональные пенсионные системы (государственную и негосударствен­ные), и предоставления социальным партнерам возможности альтерна­тивного выбора конкретных форм этих систем в рамках коллективных до­говоров (соглашений). В качестве альтернативы выбора может предусмат­риваться повышение заработной платы работникам, занятым на рабочих местах, дающих право на льготную пенсию на сумму причитающихся к уплате дополнительных страховых взносов.

Введение профессионального пенсионного страхования влечет за со­бой прекращение приобретения пенсионных прав по досрочному выходу на пенсию в распределительной части пенсионной системы. Ранее приоб­ретенные права по досрочному выходу на пенсию будут конвертированы в условный пенсионный капитал.

В целях защиты прав участников профессиональных систем будут введе­ны единые требования к осуществлению инвестиционной деятельности не­зависимо от форм функционирования профессиональных пенсионных систем, а также дополнительные требования к надежности и репутации орга­низаций, осуществляющих обязательное профессиональное пенсионное обеспечение.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривается сохранить на ближайшие годы право на назначение пенсий по действующим условиям. В перспективе преобразова­ние этих пенсий будет осуществлено на принципах, аналогичных использу­емым при формировании профессиональных пенсионных систем.

Приоритетные направления бюджетной политики в области расходов в социальной сфере: