logo
Программа курса Основы социального государства

Роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики.

Исторически профсоюзы всегда выполняли и сейчас выполня­ют важную роль в выработке и осуществлении социальной политики, реализуя свои многогранные функции: представительские, защитные, управленческие и контрольные. В 1993 г. при обсуждении проекта Конституции России профсоюзы, опираясь на науку, внесли решающий вклад в выбор модели строительства Российского государства как социального, экономической основой которого должно стать со­циально ориентированное производство, направленное на обеспече­ние материальной базы для достойной жизни всех граждан.

Вся последующая деятельность профсоюзов показывает, что они остались единственной общественной организацией, пронизы­вающей все уровни и сферы системы органов, где вырабатываются и принимаются социально-экономические решения, где определяется и проводится в жизнь социальная политика государства. И сегодня, в период преодоления кризисных явлений в стране, можно с полным основанием утверждать, что профсоюзы смогли противостоять многим разрушительным процессам т.н. реформ и не допустить массовой безработицы: при спаде производства на 50% процент безработных в целом по стране остался равным 6. Это тоже много, но не будь противостояния профсоюзов, могла бы произойти массовая безработица, которая привела бы к деквалификации работников, полному разрушению главной производительной силы, а это уже необратимый процесс и катастрофа, на ликвидацию которой потребовались бы десятилетия. И это не единственный пример профсоюзного воздействия на социальную жизнь страны.

Для того чтобы в новых общественно-экономических условиях иметь реальную правовую основу для участия в отстаивании прав и интересов работников и их семей, профсоюзы, как и прежде, опира­ясь на научный потенциал Академии труда и социальных отношений, отстояли Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» целый ряд норм, дающих воз­можность влиять на государственную социальную политику. Таких основных прав профсоюзов – тринадцать. Их реализация и определяет роль и место профсоюзов по уча­стию в выработке и осуществлении социальной политики. Это и определяет место, роль и правовое поле для деятельно­сти профсоюзов в сфере социальной политики. Прежде всего профсоюзы призваны в полной мере использо­вать свое право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, что вновь подтверждено и вступившим в силу в феврале 2002 г. Трудовой кодекс Российской Федерации.

Как известно, сферой социальной политики является политика доходов, в т.ч. заработной платы. Закон о профсоюзах ус­тановил, что системы оплаты труда, формы материального поощре­ния, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда ус­танавливаются работодателями, их объединениями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах или соглашениях. Но закон предоставил профсоюзам еще один важный канал для осуществ­ления своей активной роли в сфере социальной политики: право выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Кроме этого, профсоюзы должны требовать, чтобы проекты законов, постановлений, приказов, затрагивающие социально-трудовые права работников, не принимались органами государственной власти или местного самоуправления без учета мнения соответствующего профсою­за.

Важнейшей сферой социальной политики является обеспечение занятости. Профсоюзы, используя свое право на содействие за­нятости, делают немало: принимают участие в разработке программ занятости, предлагают меры по социальной защите членов профсою­за, высвобожденных в результате реорганизации или ликвидации ор­ганизации, проводят профсоюзный контроль за и соблю­дением законодательства в области занятости. Они также могут вносить на рассмотрение орга­нов местного самоуправления предложения о переносе сроков или времени прекращения реализации мероприятий, связанных с массо­вым высвобождением работников, строго следить за тем, чтобы не происходило незаконное сокращение рабочих мест, не расторгались трудовые договоры с работником по инициативе работодателя без предварительного согласия профоргана. Практические возможности имеют профсоюзы и для влияния на другие сферы социальной политики через механизм коллективных договоров и соглашений. Задача их состоит в том, чтобы разделы коллективного договора содержали все сферы и направления социальной политики.

Применительно к такой сфере, как страхование профсоюзы имеют равные права с другими социальными партнера­ми на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным и др., формируемыми за счет страховых взносов, а также право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Здесь появляется возможность отстоять и не­обходимые средства на оздоровительные мероприятия для членов профсоюза через систему санаторно-курортного лечения, учрежде­ний отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Одним из важных направлением социальной политики является решение проблем в области охраны труда и окружающей природной среды. Здесь профсоюзы также имеют свои возможности активного влияния. Они вправе участвовать в формировании программ по вопросам охраны труда и окружающей природной сре­ды, в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профзаболеваний и экологической безопасности.