logo
Программа курса Основы социального государства

3 Слайд Социальная поддержка населения

Целями государственной политики в области социальной поддержки населения на рассматриваемый период являются:

смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;

повышение эффективности социальных пособий и предоставление дру­гих форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;

расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бес­платными или субсидируемыми социальными услугами;

расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

Для реализации поставленных целей преобразования в системе государ­ственной социальной помощи будут направлены на достижение следую­щих задач:

обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;

повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет активного привлечения негосударственных организаций;

четкое разграничение и при необходимости перераспределение полно­мочий между различными уровнями власти в сфере социальной поддержки населения;

развитие конкурсного финансирования в социальной сфере с привле­чением альтернативных источников финансирования различных видов со­циальной помощи.

Будут разработаны и реализованы государственные меры по преодоле­нию бедности, предусматривающие снижение ее уровня в среднесрочном периоде, предупреждение ее возрастания и распространения, в том числе с использованием различных механизмов и подходов к конкретным соци­ально-экономическим группам населения.

В целях уточнения методологии определения прожиточного минимума как критерия бедности в соответствии с законодательством в условиях рефор­мирования социальной сферы будет осуществляться актуализация потре­бительской корзины для основных социально-демографических групп насе­ления с учетом практики экспертизы региональных потребительских корзин.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен принцип адресной направленности социальной помощи на основе проверки нуждаемости, сутью которой является сосредоточение государственных ре­сурсов на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.

Потребуется постепенный и взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения.

Льготы, установленные для различных категорий работающих граждан (в частности, для работников правоохранительных органов, военнослужа­щих), будут переведены в форму денежных выплат.

При отказе от традиционно сложившегося уравнительного предостав­ления социальных льгот будут учитываться категории граждан, которые по своему физическому, возрастному состоянию лишены возможности само­обеспечения. В этом случае социальные льготы будут трансформироваться в один из видов государственной социальной помощи.

Государственная социальная помощь будет оказываться только мало­обеспеченным семьям, чей совокупный доход ниже величины прожиточ­ного минимума, и находящимся в тяжелой жизненной ситуации. В связи с этим требуют совершенствования процедуры обязательной проверки нуж­даемости ее получателей, а также обязательности использования всех воз­можностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуа­ции. Предусматривается постепенное введение контрактной системы, пре­дусматривающей встречные обязательства клиента при получении помощи (трудоустройство, участие в общественных работах, в программах соци­ально-психологической реабилитации и др.).

Потребуется разграничить полномочия, права и ответственность в этой сфере между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. На федеральном уровне предполагается установить общие условия, правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи. В задачи федераль­ных органов исполнительной власти входят формирование законодатель­ной нормативной базы, определяющей параметры бедности и механизмы ее преодоления, разработка методик адресного порядка оказания государ­ственной социальной помощи и контроль над его осуществлением, провер­ка законности принимаемых на региональном уровне решений. Функции определения размеров и видов оказания социальной помощи, а также ус­тановления дополнительных условий для получения нуждающимися граж­данами социальной помощи предполагается передать на региональный уро­вень. Непосредственное предоставление социальной помощи целесообраз­но осуществлять органами местного самоуправления, так как по своей природе они максимально приближены к населению.

Сохраняется актуальность решения задачи определения потребности субъектов Российской Федерации в финансировании адресной социальной помощи с учетом необходимости межбюджетного выравнивания. При этом финансирование государственной социальной помощи, предусмотренное законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российс­кой Федерации, должно осуществляться из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Для усиления государственной помощи гражданам, имеющим детей, будут приняты меры по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты ежемесячных пособий.

В последние годы увеличилась численность граждан, оказавшихся в труд­ной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексных мерах социальной поддержки (инвалиды, военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях, лица без определенного места жительства, граждане старшего поколения, безнадзорные и беспризорные дети).

Целью государственной политики в отношении указанных категорий социально уязвимых граждан является создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, пре­дусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим зако­нодательством. В частности, необходимо принятие мер по повышению со­циального статуса и уровня материального обеспечения военнослужащих, членов их семей, ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации, созданию государственной системы медико-социальной и медико-психоло­гической реабилитации участников боевых действий, жертв вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

В связи с ростом численности граждан, имеющих инвалидность, преж­де всего детей, возросла потребность в проведении их медицинской, про­фессиональной и социальной реабилитации. Приоритетными направления­ми в среднесрочный период будут являться:

В сфере социальных услуг будут решаться задачи по расширению рынка и повышению качества предоставляемых услуг; децентрализации системы со­циальных служб; дальнейшему развитию негосударственного сектора.

Предполагается дальнейшее развитие программно-целевых и конкурс­ных механизмов финансирования деятельности по предоставлению насе­лению социальных услуг с целью обеспечения равного доступа к государ­ственному финансированию для государственных и негосударственных орга­низаций, предоставляющих социальные услуги.

Предусматривается разработать общие требования к деятельности госу­дарственных, муниципальных, частных и иных учреждений, предоставляю­щих различные виды социальных услуг, на основе государственных стандар­тов социального обслуживания и системы оценки качества выполнения соци­альных программ; использовать наряду с государственным финансированием частные благотворительные средства; развивать самоокупаемость социальных услуг в сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки.

В целях обеспечения эффективного управления процессами в социаль­ной сфере будет продолжена работа по комплексной информатизации со­циальной сферы, которая позволяет создать единую систему сбора, хране­ния и представления информации, характеризующей состояние социаль­ной сферы Российской Федерации.