3 Слайд Социальная поддержка населения
Целями государственной политики в области социальной поддержки населения на рассматриваемый период являются:
смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;
повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;
расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами;
расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.
Для реализации поставленных целей преобразования в системе государственной социальной помощи будут направлены на достижение следующих задач:
обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;
повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет активного привлечения негосударственных организаций;
четкое разграничение и при необходимости перераспределение полномочий между различными уровнями власти в сфере социальной поддержки населения;
развитие конкурсного финансирования в социальной сфере с привлечением альтернативных источников финансирования различных видов социальной помощи.
Будут разработаны и реализованы государственные меры по преодолению бедности, предусматривающие снижение ее уровня в среднесрочном периоде, предупреждение ее возрастания и распространения, в том числе с использованием различных механизмов и подходов к конкретным социально-экономическим группам населения.
В целях уточнения методологии определения прожиточного минимума как критерия бедности в соответствии с законодательством в условиях реформирования социальной сферы будет осуществляться актуализация потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения с учетом практики экспертизы региональных потребительских корзин.
В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен принцип адресной направленности социальной помощи на основе проверки нуждаемости, сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.
Потребуется постепенный и взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения.
Льготы, установленные для различных категорий работающих граждан (в частности, для работников правоохранительных органов, военнослужащих), будут переведены в форму денежных выплат.
При отказе от традиционно сложившегося уравнительного предоставления социальных льгот будут учитываться категории граждан, которые по своему физическому, возрастному состоянию лишены возможности самообеспечения. В этом случае социальные льготы будут трансформироваться в один из видов государственной социальной помощи.
Государственная социальная помощь будет оказываться только малообеспеченным семьям, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума, и находящимся в тяжелой жизненной ситуации. В связи с этим требуют совершенствования процедуры обязательной проверки нуждаемости ее получателей, а также обязательности использования всех возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации. Предусматривается постепенное введение контрактной системы, предусматривающей встречные обязательства клиента при получении помощи (трудоустройство, участие в общественных работах, в программах социально-психологической реабилитации и др.).
Потребуется разграничить полномочия, права и ответственность в этой сфере между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. На федеральном уровне предполагается установить общие условия, правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи. В задачи федеральных органов исполнительной власти входят формирование законодательной нормативной базы, определяющей параметры бедности и механизмы ее преодоления, разработка методик адресного порядка оказания государственной социальной помощи и контроль над его осуществлением, проверка законности принимаемых на региональном уровне решений. Функции определения размеров и видов оказания социальной помощи, а также установления дополнительных условий для получения нуждающимися гражданами социальной помощи предполагается передать на региональный уровень. Непосредственное предоставление социальной помощи целесообразно осуществлять органами местного самоуправления, так как по своей природе они максимально приближены к населению.
Сохраняется актуальность решения задачи определения потребности субъектов Российской Федерации в финансировании адресной социальной помощи с учетом необходимости межбюджетного выравнивания. При этом финансирование государственной социальной помощи, предусмотренное законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, должно осуществляться из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.
Для усиления государственной помощи гражданам, имеющим детей, будут приняты меры по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты ежемесячных пособий.
В последние годы увеличилась численность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексных мерах социальной поддержки (инвалиды, военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях, лица без определенного места жительства, граждане старшего поколения, безнадзорные и беспризорные дети).
Целью государственной политики в отношении указанных категорий социально уязвимых граждан является создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. В частности, необходимо принятие мер по повышению социального статуса и уровня материального обеспечения военнослужащих, членов их семей, ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации, созданию государственной системы медико-социальной и медико-психологической реабилитации участников боевых действий, жертв вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.
В связи с ростом численности граждан, имеющих инвалидность, прежде всего детей, возросла потребность в проведении их медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Приоритетными направлениями в среднесрочный период будут являться:
совершенствование государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
стимулирование производства протезно-ортопедических изделий и других технических вспомогательных средств, облегчающих труд и быт инвалидов, расширение ассортимента и повышение качества этих изделий;
обеспечение доступности для инвалидов зданий и сооружений, средств транспорта, связи и информации и т.д.
В сфере социальных услуг будут решаться задачи по расширению рынка и повышению качества предоставляемых услуг; децентрализации системы социальных служб; дальнейшему развитию негосударственного сектора.
Предполагается дальнейшее развитие программно-целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг с целью обеспечения равного доступа к государственному финансированию для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.
Предусматривается разработать общие требования к деятельности государственных, муниципальных, частных и иных учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг, на основе государственных стандартов социального обслуживания и системы оценки качества выполнения социальных программ; использовать наряду с государственным финансированием частные благотворительные средства; развивать самоокупаемость социальных услуг в сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки.
В целях обеспечения эффективного управления процессами в социальной сфере будет продолжена работа по комплексной информатизации социальной сферы, которая позволяет создать единую систему сбора, хранения и представления информации, характеризующей состояние социальной сферы Российской Федерации.
- Программа курса «основы социального государства» общие методические указания
- Тема I. Сущность и теоретические основы социального государства
- Государство как социальный институт
- 1.5. Цели, приоритеты социального государства и механизмы его функционирования Ключевые слова
- 1 Слайд Строить государство, обслуживающее чисто капиталистическую экономику, регулируемую стихией рынка, и соответствующее этому социальное устройство жизни страны было невозможно по ряду причин.
- 2 Слайд в то же время возврат к социалистическому государственному устройству стал также невозможным по многим причинам.
- 3 Слайд Условия реализации конституционных принципов социального государства
- Стабилизация демографической ситуации
- Политика в сфере образования
- 1. Устранить перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний.
- 1 Слайд в среднесрочном периоде важнейшими задачами должны стать:
- 2 Слайд Важными вопросами государственной социальной политики будут оставаться также вопросы улучшения условий и охраны труда.
- 3 Слайд Социальная поддержка населения
- Пенсионная реформа
- Контрольные вопросы и задания
- 1.6. Функции социальтного государства Ключевые слова
- Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства.
- Контрольные вопросы и задания
- 1.7. Принципы социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.8. Основные черты, характеристики и оценка состояния социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.9. Экономическая основа социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.10. Правовая основа социального государства Ключевые слова
- Механизм правового регулирования в социальном государстве
- Контрольные вопросы и задания
- 1.11. Модели социального государства
- Контрольные вопросы и задания
- Контрольные вопросы и задания
- 2.2. Развитие социального государства в странах снг Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.3. Социальное государство в постсоветской России Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.4. Модели социальной политики: основные принципы построения Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.5. Международные и отечественные термины, критерии и измерители достойного уровня (качества) жизни
- 2.6. Деятельность международных организаций по формированию норм социальной ориентации Деятельность Международной организации труда (мот): Конвенции и рекомендации
- Глава 3. Эффективное социальное партнерство и сильная социальная политика основа успешного развития социального государства
- 3.1. Социальная политика социального государства: теоретико-методологические проблемы Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 3.2. Государственная региональная социальная политика: вопросы теории и практики Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 3.3. Социальная политика – основной механизм реализации принципов социального государства Ключевые слова
- Роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики.
- Контрольные вопросы и задания
- 3.4. Социальное партнерство в социальном государстве
- Контрольные вопросы и задания
- 3.5. Особенности управления социальной сферой в социальном государстве
- Критерии и показатели управления социальными процессами
- Контрольные вопросы и задания
- Глава IV. Социальный аудит как технология оценки результатов социальной политики, социального партнерства, реализации принципа социальной ответственности бизнеса.
- Контрольные вопросы и задания
- Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания:
- 4.3. Формирование российской модели социального аудита. Научная школа и концепция социального аудита Академии труда и социальных отношений90.
- Контрольные вопросы и задания:
- Глава V. Взаимодейстивие социологической и экономической науки и практики в целях создания необходимых условий для развития социального государства
- Глава 5.1. Социальное рыночное хозяйство как экономическая основа социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 5.3. Социоэкономика как межотраслевая наука. Развитие научной школы Академии труда и социальных отношений108 Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 5.3. Роль экономической социологии в синтезе экономического и социологического знания Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания:
- 5.4. Направленность социономики на реализацию принципов социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- Основные термины и понятия
- Литература
- 19 Ноября 2002 г.
- Часть I.
- Часть II.
- 67Http://www.Cpolicy.Ru/glossary/a.Html
- 81Т.В.Никонова. Библиотека «Полка букиниста»//http://polbu.Ru/personnel_management/ch29_all.Html
- 133 Http://www.Lenta.Ru/articles/2005/10/07/nobeconomy/_Printed.Htm