logo
Программа курса Основы социального государства

133 Http://www.Lenta.Ru/articles/2005/10/07/nobeconomy/_Printed.Htm

134 Числа судьбы//Ломоносов. -- №7-8 (13-14), июль-август 2003.

135 Лелюк В.А. Концептуальный подход к декомпозиции для программирования развития общественных систем// Социальная экономика. – 2002. – №3-4.

136 http://fo.by.ru/laja/2001.htm

137 Шарков Ф.И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации: Вопросы теории и практики. – Чебоксары, 1998. – С.152.

138 Шарков Ф.И. Основы региональной социальной политики. Учебное пособие. – М.: Изд-во АТиСО, 2000. – С.61.

139 Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М.: Изд.-во АТиСО, 2001. – С. 77.

140 Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. Словарь-справочник. — М.: Издательский дом “Социальные отношения”, АТиСО, 2002. — С.76.

141 Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. Учебник. — М.: Издательский Дом “Социальные отношения”, издательство “Перспектива”, 2002. — С. 210.

142 Социальное государство. Краткий словарь-справочник./Ред. Кол.: Н.Н. Гриценко (руководитель), Г.А. Николаев (зам. рук.), Ф.И. Шарков (зам. рук.). — М.: Изд.-во АТиСО. — 2002. — С. 256-257.

143 Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И, Социальное государство: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2003. — С.346.

144 Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Основы социального государства: Учебник для вузов. — М.: “Социальные отношения”, 2004. — С. 210.

145 Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т.2 /Национальный общественно-научный фонд /Руководитель проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. — М.: Мысль, 2003.. — С.572.

146 Социальная политика. Энкиклопедия /Под ред. Н.А. Волгина и Т.С. Сулимовой. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006. – С. 347.

147 Социальная политика. Энкиклопедия /Под ред. Н.А. Волгина и Т.С. Сулимовой. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006. – С. 346.

148 Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. — М.: Наука, 1973. — С.50.

149 Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. — М.: Наука, 1973. — С.50.

150 Социальная политика. Энкиклопедия /Под ред. Н.А. Волгина и Т.С. Сулимовой. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006. – С. 347.

151 Здесь и далее знаком (*) отмечены статьи, взятые из модельного закона Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан «Об основах социальной политики» и из краткого словаря-справочника «Социальное государство» (М.: АТиСО, 2002).

152 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1978. – С. 273.

153 Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. – С. 641.

154 В Конституции РФ наряду со ст. 7, определяющей статус государства, предусмотрено предоставление гражданам важнейших прав и гарантий социального характера: на труд и ее оплату (ст. 37, п. 1-4); на отдых ( ст. 37, п. 5); на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38); на социальное обеспечение (ст. 39); на жилище (ст.40); на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); на экологическую безопасность (ст. 42); на образование (ст. 43); на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44).

155Принцип гендерного равенства мужчин и женщин во всех областях общественной жизнедеятельности неразрывно связан с формированием гражданского общества, демократизацией общественной жизни, созданием правового и социального государства.

Этот принцип должен стать своеобразным идеологическим критерием с точки зрения обеспечения всей совокупности прав человека как системы ценностей, поскольку именно его реализация делает право, в том числе и на достойную жизнь, конкретным и обоснованным, независимым от возможностей власти и усмотрения чиновников. Особенно важно выделить гендерное равенство при обосновании перспектив развития сферы занятости, рынка труда и политики доходов.

156Многие социальные государства Европы на законодательной основе обеспечивают доступ своим гражданам к социальным правам, изложенным в принятой ими Европейской социальной хартии, и следуют модели социальной политики, обеспечивающей, по их определению, здоровый ум, здоровый дух в здоровом теле, гарантируя:

1. право на жилье, налагающее на государство обязательство гарантировать всем доступ к нормальному жилью по разумным ценам;

2. право на охрану здоровья для всего населения, что требует от государства обеспечить доступное и эффективное медицинское обслуживание каждого и проведения политики предупреждения болезней и опасностей на рабочем месте и несчастных случаев;

3. право на образование, предусматривающее, что государство должно организовать такую подготовку, которая обеспечит всеобщий доступ к рынку труда, а доступ к высшему образованию – исключительно на основе личных способностей;

4. право на работу, что обязывает государство проводить социальную и экономическую политику, гарантирующую полную занятость, обеспечивать свободу создания профсоюзов и организаций работодателей для защиты своих экономических и социальных интересов;

5. право на социальную защиту и, значит, на: социальное страхование, социальную помощь и услуги, защиту от бедности и социального отчуждения, а также осуществление особых мер для защиты семьи и лиц пожилого возраста;

6. право на свободу передвижения и воссоединения семей;

7. право на исключение дискриминации по признаку расы, пола, возраста, цвета кожи, языка, религии, взглядов и др.

На конференции Совета Европы (14-15 ноября 2002 г.) по доступу к социальным правам показана цена пренебрежения государства к социальным правам своих граждан, в результате чего:

- растет нищета и отчужденность в обществе;

- снижается экономический рост, так как разрушается главная (человеческая) производительная сила;

- население болеет, стареет и умирает;

- падают нравственность, культура, теряются моральные ценности в обществе;

- уменьшается человеческий потенциал;

- уничтожается гражданское общество;

- расслаивается общество, растет неравенство в нем и почва для экстремизма;

  1.                          I. I. - теряется легитимность самого государства.

Многие Европейские государства, присоединившиеся к Социальной Хартии и неуклонно соблюдающие ее требования, добились высокого уровня жизни, большого экономического роста, стали высоко конкурентоспособными.

157Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено установление государственных образовательных стандартов, определяющих общие контуры единого образовательного пространства.

В соответствии с указанным Законом утвержден государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, которым установлены структура высшего образования, общие требования к содержанию высшего образования, к основным профессиональным образовательным программам, включающим федеральные и региональные компоненты, и условиям их реализации, обязательные дисциплины по каждому направлению и каждой специальности, нормативы учебной нагрузки, порядок разработки и утверждения государственных требований к уровню подготовки выпускников. В настоящее время проводится работа по подготовке государственных образовательных стандартов среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального образования.