2.5. Международные и отечественные термины, критерии и измерители достойного уровня (качества) жизни
Ориентиром для социально-экономической политики является система измерителей или индикаторов: нижние, пороговые значения, переход за которые ведет к социальной напряженности, а в последующем — к угрозе экономической и общественной безопасности, и верхние, в том числе минимальные с поэтапным выходом на рациональные социальные стандарты уровня и качества жизни граждан. Социальные нормы и нормативы потребления материальных благ и платных услуг на рациональном уровне в стране были разработаны более 10 лет назад.
Определив такие нижние и верхние ориентиры, индикаторы или стандарты уровня жизни населения, можно посредством системы генеральных или иных соглашений и коллективных договоров, законов и других нормативных актов, бюджетов и экономических рычагов достичь заданных результатов. К этим социальным измерителям следует отнести величину доходов (в том числе размер заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, прожиточного минимума), индекс потребительских цен, задолженность по заработной плате, уровень безработицы, соотношение доходов наиболее и наименее обеспеченного населения и др.
Пороговым значением, фиксирующим возможность появления социальных конфликтов, является, как показывает мировой опыт, недовольство 30% населения своим жизненным уровнем (сюда входят примерно 10% тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, и 20% тех, у кого доход превышает на 40-50% минимум; вместе они составляют группу так называемого социального недовольства). У нас же в стране это пороговое значение достигнуто.
По среднемесячным доходам пороговые значения определяются по отношению к прожиточному минимуму и должны составлять 2,5; а пороговое значение размера пенсии к прожиточному минимуму — 1,5. В России эти пороги также уже пройдены. Также должно быть определено пороговое значение разрыва между доходами 10% богатых и 10% бедных и, как показывает зарубежный опыт, разрыв не может превышать 8-10:1. В наше стране ныне этот разрыв превышен почти вдвое.
Наряду с этим ООН предложила оценивать рейтинг стран по совокупному индексу развития человеческого потенциала. В нем учитывается предполагаемая при рождении продолжительность жизни, уровень грамотности взрослого населения, средний коэффициент приема в учебные заведения, доход ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности в тыс. долларов). По опубликованному ООН в январе 200 г. рейтингу, в 1997 г. индекс был определен для 174 стран. Россия в нем занимает 71 место.
Уровень жизненный (уровень жизни) населения31 – важнейший обобщающий социальный показатель, дающий представление о благосостоянии общества в целом, основных социально-демографических групп населения либо отдельных граждан и их семей, позволяющий оценить эффективность социально-экономической политики государства. У.ж. характеризует состояние и развитие потребностей граждан в материальных, духовных и социальных благах и степень удовлетворения этих потребностей. Потребности людей разнообразны. Они зависят от возраста, пола, социального статуса, культурного уровня и других личностных качеств человека, а также от природно-климатических условий, исторических и национальных особенностей и традиций, экономических ресурсов, социальной обстановки на территории его проживания и деятельности.
При оценке степени удовлетворения потребностей используется система интегральных и частных, натуральных и стоимостных индикаторов. К примеру, это реальные доходы на душу населения и их структурные составляющие (зарплата, предпринимательский доход, доход от собственности, социальные трансферты – пенсии, пособия, стипендии и др.), количество и ассортимент потребляемых человеком продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг (в т.ч. образования, здравоохранения, культуры), жилищные условия и т.п. Существующие тенденции изменения У.ж. и их динамика определяются путем сопоставления системы показателей У.ж. с их значением в предшествующие периоды времени, сравнения этих индикаторов в разных регионах страны или в зарубежных странах либо сопоставления фактического У.ж. со степенью удовлетворения минимальных и рациональных запросов людей, выраженных в нормативной форме (напр., в виде системы потребительских бюджетов по основным социально-демографическим группам населения – прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета, рационального потребительского бюджета и, наконец, потребительского бюджета высокого достатка). Показатели У.ж. являются одним из критериев развитости социального государства.
Качество жизни – совокупность показателей, отражающих не столько уровень потребления товаров и услуг, сколько социальные результаты экономического развития государства – рождаемость и смертность, среднюю ожидаемую продолжительность жизни, уровень заболеваемости населения, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, степень социальной защищенности населения, его дифференциацию по уровню доходов. Кроме названных показателей, К.ж. характеризуется уровнем занятости населения и качеством трудовой жизни, количеством свободного времени граждан и возможностью проведения досуга и отдыха, уровнем преступности в обществе, состоянием экологической обстановки. При сопоставлении К.ж. населения разных стран используется разработанный специалистами ООН и введенный в практику с 1991 г. интегральный показатель – индекс человеческого развития, включающий в себя ожидаемую среднюю продолжительность жизни, уровень образования (число лет обучения в возрасте 25 лет и старше) и среднедушевой валовой внутренний продукт в долларах США, исчисленный не по биржевому курсу, а по покупательной способности валюты соответствующей страны.
Качество образования — одна из основных характеристик образования, показывающая степень усвоения знаний, умений и навыков. Требования к К.о. обусловлены потребностями производства, общественных отношений, науки, техники и культуры. Наличие качественного образования является необходимым условием подготовки человека к жизни и труду. Основной способ его получения – обучение в учебных заведениях и самообразование. К.о. оценивается полнотой полученных знаний, навыков и умений, соответствующих современным требованиям науки, экономики, социальной сферы, техники, характеризуется подготовленностью человека к определенному виду деятельности, профессии. Оно – необходимое условие формирования личности, предпосылка ее включения в систему общественного и производственно-технического разделения труда. Его повышению способствует большая гибкость системы образования, многообразие методов обучения и воспитания с учетом региональных и национальных черт образа жизни населения, их индивидуальных особенностей, применение различных вариантов современных программ и учебных пособий, возможность обновления и пополнения знаний и навыков человека на протяжении всей жизни. Одна из задач социального государства – обеспечение реальности получения всеми гражданами России качественного образования, обновления знаний с целью их эффективного применения в научной и практической деятельности.
Качество социального обслуживания населения – степень реализации конституционных прав граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, по удовлетворению их основных жизненных потребностей. Возможность реализации этих прав зависит от: 1) соответствия фактического уровня С.о. установленным законодательными и иными нормативными правовыми актами государственным стандартам С.о. населения: а) по перечню предоставляемых услуг: медицинских, бытовых, культурно-просветительских и т.д.; б) по объему услуг (количеству доставляемых продуктов питания, медикаментов, дров и угля для отопления помещения и др.); в) регулярности их предоставления; г) соблюдению правил оказания услуг (санитарно-гигиенических, культуры обслуживания и др.); 2) соответствия перечня и уровня предоставляемых услуг (стандартов социального обслуживания) требованиям нормальной жизнедеятельности нуждающихся, отвечающих достигнутому уровню потребления в обществе.
Для практического обеспечения качественного социального обслуживания в России как социальном государстве развивается система социальных служб.
Коэффициент Джинни (индекс Джинни) – макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного распределения их между жителями страны. Другим показателем, характеризующим дифференциацию денежных доходов, является соотношение доходов 10 (20)% наиболее богатых и наиболее бедных. Коэффициент Джинни в России в последние годы колеблется в пределах 0,55-0,60, а отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к 10% наименее обеспеченных людей – от 1:5 до 1:15. Перераспределение доходов богатых в пользу бедных, снижающее степень поляризации доходов населения, ставится в числе задач государственной социальной политики. Многие европейские социальные государства следят за тем, чтобы многие отмеченные соотношения доходов не превышали 1:5:7. В Швеции это соотношение составляет 1:4.
Коэффициент рождаемости –определяется как отношение числа живорожденных детей к соответствующему числу населения. Различают общие, специальные (мужской и женский) и частные (возрастные, кумулятивные и др.) коэффициенты.Общий коэффициент рождаемостиопределяется как отношение числа родившихся в определенный период детей к среднегодовой численности населения и, как правило, рассчитывается в промилле.Специальный К.р. – отношение числа родившихся к числу женщин репродуктивного возраста.Суммарный К.р. равен сумме коэффициентов рождаемости, вычисленных для всех возрастных интервалов. Для элиминирования влияния брачной структуры применяетсяК. брачной р., вычисляемый как отношение числа родившихся в браке к числу замужних женщин. Аналогично рассчитываетсяК. внебрачной р.как отношение числа родившихся вне зарегистрированного брака к численности незамужних женщин. Кроме частных К.р., рассчитываемых по одному признаку (возраст матери, ее брачное состояние, очередность рождения ребенка и т.д.), при наличии соответствующих данных могут быть вычислены частные К. одновременно по нескольким признакам: возрастные К. брачной и внебрачной р., К. брачной р. по продолжительности брака и очередности рождения, К. брачной р. по сочетанию возрастов отца и матери и др. Анализ различных показателей рождаемости используется при оценке настоящей и определении будущей демографической ситуации. В 2000 г. общий К.р. в России равнялся 8,7%. Социальные государства следят за тем, чтобы общий К.р. был в пределах 10-15%.
Коэффициент смертности – в наиболее общем виде представляет собой показатель, равный отношению числа умерших за определенный период (год, полугодие, квартал) к числу живущих на определенной территории. В демографии используются различного рода коэффициенты смертности.Общий К.с.исчисляется как отношение общего числа умерших в течение исчисляемого периода к средней численности населения, как правило, выражается в промилле. Более точные выводы позволяет сделать анализ смертности по полу и возрасту.Возрастные К.с. измеряют уровень смертности по отдельным возрастным группам. Они исчисляются как отношение абсолютного числа умерших в данной возрастной группе за определенный период (обычно 1 или 2 г.) к средней ее численности.К. младенческой с.– показатель смертности детей в возрасте до одного года. Для устранения влияния младенческой С. на показатель общего уровня С. используютК.с. населения старше одного года. При анализе С. важное значение имеет К.с.по причинам смерти. В 2000 г. общий К.с. составил в России 15,3%. К.с. является одним из основных измерителей социальности социального государства.
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации населения по уровню денежных доходов) – характеризует степень социального расслоения населения по доходам и рассчитывается как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми низкими и 10% с самыми высокими доходами. Динамика уровня этого коэффициента в России за 1992 - 2000 гг. характеризуется следующими данными:
| 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Коэффициент фондов (в разах) | 8,0 | 11,2 | 15,1 | 13,5 | 13,0 | 13,5 | 13,8 | 13,9 | 13,7 |
В 1997 г. величина этого коэффициента для развитых стран Запада составила 10,0, а в социальных государствах Западной Европы он колеблется в пределах 5-10 раз. Максимальный уровень дифференциации доходов населения в этом же году наблюдался в США - 19,0, а минимальный - в Австрии - 4,4.
- Программа курса «основы социального государства» общие методические указания
- Тема I. Сущность и теоретические основы социального государства
- Государство как социальный институт
- 1.5. Цели, приоритеты социального государства и механизмы его функционирования Ключевые слова
- 1 Слайд Строить государство, обслуживающее чисто капиталистическую экономику, регулируемую стихией рынка, и соответствующее этому социальное устройство жизни страны было невозможно по ряду причин.
- 2 Слайд в то же время возврат к социалистическому государственному устройству стал также невозможным по многим причинам.
- 3 Слайд Условия реализации конституционных принципов социального государства
- Стабилизация демографической ситуации
- Политика в сфере образования
- 1. Устранить перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний.
- 1 Слайд в среднесрочном периоде важнейшими задачами должны стать:
- 2 Слайд Важными вопросами государственной социальной политики будут оставаться также вопросы улучшения условий и охраны труда.
- 3 Слайд Социальная поддержка населения
- Пенсионная реформа
- Контрольные вопросы и задания
- 1.6. Функции социальтного государства Ключевые слова
- Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства.
- Контрольные вопросы и задания
- 1.7. Принципы социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.8. Основные черты, характеристики и оценка состояния социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.9. Экономическая основа социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.10. Правовая основа социального государства Ключевые слова
- Механизм правового регулирования в социальном государстве
- Контрольные вопросы и задания
- 1.11. Модели социального государства
- Контрольные вопросы и задания
- Контрольные вопросы и задания
- 2.2. Развитие социального государства в странах снг Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.3. Социальное государство в постсоветской России Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.4. Модели социальной политики: основные принципы построения Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.5. Международные и отечественные термины, критерии и измерители достойного уровня (качества) жизни
- 2.6. Деятельность международных организаций по формированию норм социальной ориентации Деятельность Международной организации труда (мот): Конвенции и рекомендации
- Глава 3. Эффективное социальное партнерство и сильная социальная политика основа успешного развития социального государства
- 3.1. Социальная политика социального государства: теоретико-методологические проблемы Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 3.2. Государственная региональная социальная политика: вопросы теории и практики Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 3.3. Социальная политика – основной механизм реализации принципов социального государства Ключевые слова
- Роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики.
- Контрольные вопросы и задания
- 3.4. Социальное партнерство в социальном государстве
- Контрольные вопросы и задания
- 3.5. Особенности управления социальной сферой в социальном государстве
- Критерии и показатели управления социальными процессами
- Контрольные вопросы и задания
- Глава IV. Социальный аудит как технология оценки результатов социальной политики, социального партнерства, реализации принципа социальной ответственности бизнеса.
- Контрольные вопросы и задания
- Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания:
- 4.3. Формирование российской модели социального аудита. Научная школа и концепция социального аудита Академии труда и социальных отношений90.
- Контрольные вопросы и задания:
- Глава V. Взаимодейстивие социологической и экономической науки и практики в целях создания необходимых условий для развития социального государства
- Глава 5.1. Социальное рыночное хозяйство как экономическая основа социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 5.3. Социоэкономика как межотраслевая наука. Развитие научной школы Академии труда и социальных отношений108 Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 5.3. Роль экономической социологии в синтезе экономического и социологического знания Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания:
- 5.4. Направленность социономики на реализацию принципов социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- Основные термины и понятия
- Литература
- 19 Ноября 2002 г.
- Часть I.
- Часть II.
- 67Http://www.Cpolicy.Ru/glossary/a.Html
- 81Т.В.Никонова. Библиотека «Полка букиниста»//http://polbu.Ru/personnel_management/ch29_all.Html
- 133 Http://www.Lenta.Ru/articles/2005/10/07/nobeconomy/_Printed.Htm