logo
Программа курса Основы социального государства

4.3. Формирование российской модели социального аудита. Научная школа и концепция социального аудита Академии труда и социальных отношений90.

Аудиторские услуги

Российская трехсторонняя комиссия

Международный институт социального аудита

Социальное партнерство

Российская модель социального аудита

Человеческий капитал

Российская трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) предлагает  рассматривать социальный аудит в качестве инструмента социального партнерства, использование которого может способствовать развитию диалога между работодателем, профсоюзом и органами власти. 

Позиция представителей стороны работодателей, участвовавших в обсуждении концепции,  состоит в следующем:

-  социальный аудит – это практический инструмент в системе управления социально-трудовыми отношениями, используемый для диагностики состояния, оценки результативности и  осуществления контроля деятельности в этой сфере хозяйствующих субъектов;

-   социальный аудит не подменяет функции государственного и общественного контроля исполнения законодательно установленных норм в сфере регулирования социально-трудовых отношений;

-  элементы социального аудита уже сегодня используются компаниями в системе управления персоналом, охраной труда, при подготовке нефинансовых отчетов, эта практика расширяется и нуждается в методическом обеспечении (выработка критериев для социального аудита, создание руководства и разработка инструктивных материалов для его проведения и пр.);

- добровольность – ключевой принцип развития и расширения практики социального аудита, которая на сегодняшний день не требует законодательного регулирования, как это предлагается некоторыми представителями стороны профсоюзов.

Социальный аудит (СА) стал одним из глобальных явлений в совре­менной системе социальных отношений. Уже в конце XX века он отделился от других форм аудита, в частности, от управленческого и финансового, став не только теорией, но и признанной практикой в системе регулирования че­ловеческих ресурсов. В данной Концепции социальный аудит рассматривается как инструмент регулирования социоэкономических отношений91 посредством добровольного социального диалога всех сторон, заинтересованных в достижении социального консенсуса. Суть социального аудита сводится к диагностике причин, возникающих на предприятии, в от­расли или в регионе социоэкономических проблем, оценке их важности и возможностей разреше­ния, формулированию конкретных рекомендаций для заинтересованных сто­рон.

Социальный аудит представляет собой анализ факторов социальных рисков и выработка предложений по снижению их воздействия. Таким образом, социальный ау­дит ставит целью оценить результаты работы, по реализации планов, согла­шений и договоров, направленных на повышение эффективности трудовой деятельности, снижения текучести кадров, повышения удовлетворенности условиями труда и социальной жизнью работников и т.п. В настоящее время социальный аудит является одним из механизмов системы руководства и управления, а также способом мониторинга, предназначенным для наблюде­ния за сферой социоэкономических отношений.

Объектом социального аудита являются социоэкономические отноше­ния в контексте разработки, принятия и реализации трех- и двусторонних со­глашений и коллективных договоров, планов и программ социального разви­тия, действующих на всех уровнях системы социального партнерства и управления социально-экономической сферой.

Предметом социального аудита является достоверная и объективная социоэкономическая информация, поступающая со всех уровней обследова­ния социоэкономических отношений через анализ существующей норматив­но-правовой документации (законы, указы, соглашения, договоры, приказы, положения, инструкции), а также через полевые исследования, опросы, ин­тервью, мониторинг, статистические данные.

В условиях, когда человеческие ресурсы становятся объективным и решающим фактором хозяйственной деятельности, главной и универсальной целью социального аудита является повышение эффективности управления социальными отношениями, методами социального диалога на основе неза­висимого и объективного аудиторского обследования социоэкономических отношений.

Поскольку социальный аудит имеет комплексный и многосторонний характер, инициаторами и заказчиками его проведения могут выступать практически все участники социоэкономических отношений.

Самым существенным качественным сдвигом в глобальном экономическом мышлении на переломе ХХ-XXI вв. стало осознание того, что человеческие ресурсы являются решающим среди основных факторов производства, а инвестиции в человеческий капитал – наиболее эффективными. Очевидно, что социальная функция предприятий современного типа все в большей степени начинает обусловливать его экономическую функцию – достижение устойчивости и конкурентоспособности.

Социальный аудит – это способ всесторонней и объективной оценки состояния социальных отношений на различных уровнях (корпоративном, муниципальном, отраслевом, региональном, национальном), позволяющий выявить потенциальные угрозы ухудшения социального климата, вскрыть резервы развития человеческих ресурсов. Более того, результаты аудиторского обследования – хорошая предметная база для диалога социальных партнеров, который является единственной альтернативой конфронтации.

За рубежом социальный аудит приобретает все большее распространение. Уже несколько лет функционирует Международный институт социального аудита, с которым плодотворно сотрудничает Академия труда и социальных отношений. В феврале 2007 г. Ученый совет Академии труда и социальных отношений обсудил и принял Концепцию российской модели социального аудита. В настоящее время наши специалисты заканчивают работу над фундаментальным учебником ”Социальный аудит”.

Российская модель вбирает в себя универсальные черты международного аудита. Это связано с тем, что: во-первых, растущей роли социального фактора и человеческого капитала; во-вторых, основной цели социального аудита – достижения социальной стабильности путем социального диалога между партнерами, отказа от силовых методов решения социальных конфликтов; в-третьих, общности методологии (аудиторские обследования осуществляются на основе сопоставления существующего положения в сфере социальных отношений с общепринятыми стандартами – корпоративными, национальными, международными); в-четвертых, схожести инструментария социального аудита (социологические опросы, мониторинги, анализ документов и т.п.), требований к социальным аудиторам (высокий уровень профессионализма, объективность, достоверность результатов обследования).

Это прежде всего интегрированность социального аудита в систему социального партнерства. За рубежом социальный аудит проводится в основном по инициативе крупного частного бизнеса и преимущественно на уровне отдельных предприятий. В соответсвии с Концепцией заказчиками аудиторского обследования выступают социальные партнеры: работодатели, профсоюзы, органы власти. Представляется, что социальный аудит может стать эффективным инструментом в рамках взаимодействия партнеров. Его использование в нашей стране в значительной степени облегчается наличием достаточно проработанной правовой базы социального партнерства.

Подобная ”конструкция” отечественного социального аудита гарантирует его независимость, значительно расширяет сферу применения – от корпоративного до общенационального уровня.

В российском аудите особое место должны занять критерии, обусловленные традиционной приверженностью россиян к социальной справедливости. Здесь было бы уместно вновь обратиться к авторитету иерархов Русской православной церкви. Председатель Отдела внешних церковных связей московского патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, говоря об экономике, выделяет два параметра: ”... эффективность и справедливость. Речь идет о справедливом распределении плодов экономического развития”.

Поскольку российской ментальности присущи коллективизм и соборность, на отечественных предприятиях легче сформировать команду, добиться корпоративной сплоченности персонала (нежели в тех странах, где традиционно культивируется индивидуальный эгоизм).

Таким образом, в аудиторском обследовании следует обращать внимание на обусловленные духовными ценностями отечественной цивилизации аспекты российской системы социальных отношений. Частный бизнес и государство должны проявить социальную ответственность перед наемными работниками, потребителями, гражданами.

В мае 2007 года на базе и по инициативе Академии труда и социальных отношений (АТиСО) совместно с Международным институтом социального аудита (Франция) в Москве была проведена международная научно-практическая конференция «Социальный аудит и развитие предприятий». К тому времени в Академии труда и социальных отношений творческим коллективом была разработана и одобрена Ученым советом АТиСО Концепция российской модели социального аудита. Целью конференции предполагалось изучение опыта проведения социального аудита в странах Европы, а также определение основных путей становления теории и практики социального аудита в Российской Федерации. В конференции приняло участие больше сотни зарубежных специалистов в области социального аудита. В числе главных вопросов, вынесенных организаторами конференции на обсуждение, были92: роль социального фактора в процессе глобализации социальных отношений; универсальные черты и национальные модели социального аудита; социальная ответственность власти, профсоюзов и бизнеса.

Последний из обсуждавшихся участниками конференции вопрос еще раз наглядно подтвердил значимость социальной ответственности всех участников социального партнерства для дальнейшего развития рыночной экономики в России и каждой организации, в частности. Иными словами, когда речь идет об ответственности, следует говорить о взаимной ответственности всех сторон (участников) социального партнерства и необходимости поиска компромисса, обеспечивающего достижение каждой стороной разумной, и где-то даже этичной, цели, а не завышенной или необоснованной. Именно в укреплении начал взаимности в ответственности сторон социального партнерства видится перспектива его развития и повышения эффективности в современной России.

С учетом изложенного представляется целесообразным разработать и внедрить в российскую практику федеральный закон «О социальном аудите». В нем закреплялось бы право государства на обязательный социальный аудит и право профсоюзов на инициативный социальный аудит тех работодателей, которые нарушают социально-трудовые права, закрепленные в восьми основополагающих конвенциях МОТ, ратифицированных Российской Федерацией, и в Трудовом кодексе Российской Федерации. Именно эта законодательная новация могла бы, как представляется, перевести проблематику социальной ответственности бизнеса из теоретической сферы в практическую.

Для корпоративного уровня характерны следующие конкретные цели социального аудита и факторы, их определяющие:

■коренные изменения, произошедшие во внутренней среде корпора­ции, существенно модифицируют отношения внутри корпорации: между акционерами, членами совета директоров, правления, топ-менеджерами и рядовыми наемными работниками. Одной из целей социального аудита становится поиск и нахождение баланса между экономическими и соци­альными функциями предприятия, между индивидуальными, групповыми и корпоративными интересами. Иными словами, в современных условиях корпорация может выступать как некая социальная общность, объединен­ная общим корпоративным интересом и способствующая реализации ин­дивидуальных интересов каждого участника корпоративной деятельности;

■когда современный бизнес переходит от тактики сиюминутной выго­ды к стратегии минимизации рисков, целью организации становится ис­пользование социального аудита как эффективного инструмента стабиль­ного управления человеческими ресурсами.

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой происходит ин­тенсивный процесс развития социального аудита, что находит свое отраже­ние в:

■ интенсивном росте числа корпораций, организаций самых разных стран и регионов, которые прибегают к услугам социального аудита;

■ формировании правовой базы социального аудита как на национальных, так и на международном уровнях;

■разработке международных, национальных и корпоративных стан­дартов социальной ответственности;

Если определить характерные черты модели социального аудита, кото­рые сформировались за рубежом, то их можно условно свести к следующему:

Подчеркивая глобальный характер социального аудита, его универ­сальные черты, следует отметить, что в условиях глобализации происходит процесс формирования национальных моделей, обусловленный различной степенью зрелости рыночных отношений, историческими и национальными особенностями той или иной страны, характерными чертами национального менталитета и другими социокультурными факторами.

Далеко не идентичными являются модели социального аудита, напри­мер, в США и странах Европейского союза (ЕС). Использование социального аудита в США имеет четко выраженный прагматичный характер: быть сред­ством увеличения добавленной стоимости, а основой сравнительных крите­риев являются правовые нормы. Для французской модели более характерно стремление управлять социальными рисками, чтобы избежать острых социальных конфликтов. В ФРГ социальный аудит в большей степени, чем где-либо, увязывается с концепцией социального рыночного хозяйства и участи­ем трудящихся в управлении предприятием.

Теоретические и практические про­блемы социального аудита еще не решены как в развитых странах, так и в России. Они остаются предметом дискуссий:

■острой остается проблема независимости социальных аудиторов от заказчиков;

ставится вопрос о степени прозрачности результатов социального ау­дита;

не ликвидирована угроза использования аудиторского обследования как средства манипуляции в управлении персоналом;

обсуждается проблема целесообразности использования социального аудита на макроэкономическом уровне.

Особенности российской модели социального аудитаобусловлены многими факторами и, в первую очередь, историческими традициями, на­циональным менталитетом, спецификой социоэкономических отношений. Пожалуй, ни один народ в XX столетии не пережил столько глубоких соци­альных потрясений, как россияне. В исторической памяти нынешнего поко­ления до сих пор остаются трагические последствия социального кризиса 90-х годов. Вот почему социоэкономические отношения и методы их регули­рования занимают особое место в российском обществе и должны сыграть определяющую роль в социоэкономическом развитии страны.

Принципиально важной особенностью российской модели является то, что социальный аудит рассматривается как инструмент системы социального партнерства. Включенность российского социального аудита в систему соци­ального партнерства значительно расширяет круг заказчиков обследования социоэкономических отношений. Если в зарубежном социальном аудите за­казчиками в основном являются собственники и руководители предприятий или организаций, то в контексте системы социального партнерства заказчи­ками социального аудита в России, кроме работодателей, могут выступать также профсоюзы, властные структуры, неправительственные организации.

Если за рубежом социальный аудит преимущественно проводится на микроэкономическом уровне, т.е. в рамках отдельного хозяйствующего субъ­екта, то в России социальный аудит должен носить многоуровневый харак­тер, то есть иметь своим объектом обследования социоэкономические отно­шения на корпоративном, местном, отраслевом, региональном, федеральном уровнях.

Одной из важных особенностей российской модели социального ауди­та следует считать ее строго добровольных характер, т.е. каждая из заинтере­сованных сторон сама, по своему усмотрению, решает быть ей заказчиком или нет. Результаты, полученные в ходе проведения социального аудита, ос­таются у заказчика аудита.

Предлагаемая российская модель социального аудита имеет и свои осо­бенности оплаты аудиторских услуг. В соответствии с логикой того, что в системе социального партнерства заказчиками социального аудита могут вы­ступать заинтересованные стороны, они же и должны финансировать прове­дение аудиторского обследования. Таким образом, эта особенность россий­ского социального аудита снимает опасения отечественных предпринимате­лей относительно того, что они сами должны оплачивать расходы, связанные с ним.

Для российской модели социального аудита характерна также ее стра­тегическая направленность. За рубежом социальный аудит преимущественно используется в оперативном и тактическом социальном менеджменте. В Рос­сии же стратегический характер социального аудита во многом определяется возможностью его использования на более высоких уровнях (федеральном, региональном, отраслевом и др.), а также относительно более длительным периодом формирования нравственных норм и деловой этики, правил взаи­моотношения между бизнесом и обществом.

Очевидно, что формирующаяся российская модель социального аудита не может быть копией зарубежных моделей и должна иметь свои характер­ные черты. Стремление создать свою модель – это не российская специфика, претендующая на какую-то исключительность и ведущая к самоизоляции от мирового сообщества. Формирование национальных моделей социального аудита – это общая тенденция в глобализирующемся мире. Вместе с тем изу­чение глобальной системы социальных отношений не должно привести к от­брасыванию всего того, что не вмещается в этот общий мировой шаблон. Безусловно, исследование, связанное с социальным аудитом, должно допол­няться характерными чертами эволюции рыночных отношений, структурой национальной экономики, а также особенностями социокультурных факто­ров на макроэкономическом уровне, т.е. тех факторов, которые обусловлены социальной средой, исторически сложившейся в той или иной стране.

Важной особенностью формирования модели социального аудита явля­ется та стартовая площадка, с которой начинается этот процесс:

■ после распада Советского Союза, Россия в 90-х годах пережила тяже­лейший системный кризис, который нанес наибольший ущерб именно со­циальной сфере;

■ несмотря на то что в последние годы наблюдается определенный рост доходов населения, тем не менее, последствия глубокого социального 90-х годов кризиса продолжают сказываться на общей ситуации в стране;

■ борьба с бедностью остается одной из первоочередных задач общест­ва;

Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства

Социальный аудит в России начинает формироваться в тесной связи с системой социального партнерства, прочная основа которого закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации, а также в законодательных актах большинства российских регионов.

Социальное партнерство можно определить как систему взаимодейст­вия между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, орга­нами местного самоуправления и неправительственными организациями, на­правленную на достижение консенсуса в сфере социоэкономических отно­шений.

Объективной основой социального партнерства и социального аудита является возможность посредством социального диалога найти совмести­мость интересов между всеми субъектами регулирования социоэкономиче­ских отношений: социальными и деловыми партнерами, органами власти и самоуправления, институтами гражданского общества.

Существует объективная основа непосредственной заинтересованности в социальном аудите прежде всего самого бизнес-сообщества и представ­ляющих его организаций, т.к. он позволяет:

■осознать, что инвестиции частного бизнеса в человеческий капитал могут быть самыми эффективными с точки зрения основных целей стра­тегического менеджмента, потому что социальная функция начинает все в большей степени обуславливать экономическую функцию предпринима­тельства (получение прибыли);

■более эффективно управлять человеческими ресурсами, являющими­ся решающим фактором в достижении конкурентоспособности (путем минимизации социальных рисков, кадрового аудита, аудита управления персоналом, подготовки и переподготовки кадров, формирования общего корпоративного интереса и т.д.);

■использовать прозрачность результатов объективного аудиторского обследования в борьбе с теневыми методами хозяйственной деятельности, контрафактной, фальсифицированной продукцией, привлечением неле­гальных мигрантов к теневым формам трудовой деятельности и т.п.;

■ доказать реальную социальную ответственность частного бизнеса пе­ред обществом и социальными партнерами;

■охватить систему обследования социоэкономических отношений не только крупных корпораций, но и хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса;

Основная заинтересованность профсоюзов в социальном аудите состо­ит в том, что их участие в нем позволяет:

■ значительно укрепить свои позиции в системе социального партнер­ства и более эффективно осуществлять защитную функцию;

■включить в объект аудиторского обследования условия различных коллективных договоров и соглашений, всех уровней и сфер, что, безусловно, повышает степень выполнения взаимных обязательств социальных партнеров;

■повысить эффективность работы профсоюзной правовой инспекции труда.

Заинтересованность органов государственной власти и местного самоуправления в применении системы социального аудита может быть выраже­на в том, что они имеют возможность:

■выверить степень реализации национальных проектов социальной направленности.

■ формировать адекватную требованиям жизни правовую основу, регулирующую социально-трудовые отношения и систему социального аудита.

Социальный аудит может быть эффективным инструментом в разработке социальной политики Российского государства, ставшего по Консти­туции на путь построения социального государства:

■ в первую очередь социальный аудит используется государством в целях обеспечения устойчивого и долговременного социального развития;

■ результаты аудиторского обследования позволяют органам власти и самоуправления получить наиболее широкую и достоверную информацию относительно социального климата на всех уровнях хозяйственной деятельности и, тем самым иметь возможности более целенаправленно и эффективно воздействовать на всю систему социально-трудовых отношений;

■ социальный аудит может быть использован в целях организации диалога между социальными партнерами и как инструмент налаживания сотрудничества между государственной властью и институтами граждан­ского общества (политические партии, объединения предпринимателей, профсоюзы трудящихся, союзы потребителей, правозащитников и т.д.).

Таким образом, привлечение к социальному аудиту институтов гражданского общества позволяет государству выступать не в качестве контроле­ра, а, преимущественно, как координатора социоэкономических отношений и тем самым придавать более гибкий характер системе регулирования отно­шений в социальной сфере.