logo
Программа курса Основы социального государства

5.4. Направленность социономики на реализацию принципов социального государства Ключевые слова

Волновая теория

Соционом

Категории социономики

Социономика

Социальная экономика

Экономическая социономика

Общество – совокупность людей, составляющих основу государства начиная с семьи, коллектива, этноса имеет культуру, как средство своего развития и жизнеобеспечения в своих природных и социально-экономических условиях на основе принятых законов. «Науки изучающие общество – социология, соционика, социономика (пока отсутствует). Концепция построения современного общества отсутствует» – так автор Интернет-статьи относит социономику к наукам изучающим общество120. Некоторые авторы понятие социономика применяют для расширения рассматриваемых признаков в системе «экстраверсия-интроверсия»: «Социономика добавляет к традиционной для психологии паре признаков психики «экстраверсия – интроверсия», еще две пары признаков «логика – этика, сенсорика – интуиция»: Логик стремится упорядочивать информацию, ресурсы; этик создает коммуникации между людьми; сенсорик производит материальные ценности; интуит генерирует идеи. Восприятию человеческих потребностей ближе всего соответствует психологическая функция – сенсорика, которая связана с основными человеческими ощущениями»121.

Некоторые авторы относят социономику к гуманитарному направлению в науке не раскрывая объект и предмет: «Термин «пресуппозиция» используется в различных гуманитарных направлениях, например: гуманистическая социология, социономика, лингвистика, историческое знание, философско-теологические исследования, терминистическая логика, онтология, антропология, НЛП, психология и психотерапия, "геометрия Черепахи", Симорон и даже магия»122.

Ряд авторов, относя социономику к социологии, психологии или сфере социальных отношений справедливо указывают на слабую разработанность новой науки или научного направления:

Если одни авторы возводят социономику в ранг науки, то другие ей отводят роль инструментария:

В библиотечной сфере понятие социономика рассматривается как «теория и методика социальной работы библиотек. Она привлекает внимание библиотековедов с начала 90-х гг. (публикация Р.А. Трофимовой и др.). Тогда же методология и методика социальной работы библиотек начинает рассматриваться в качестве объекта преподавания. В учебный план МГУК был введен курс "Библиотека и социономия" (как дисциплина специализации), призванный углубить знания студентов в области библиотечного обслуживания лиц с ограниченными возможностями пользования библиотекой. Поскольку преподавание этого курса было предусмотрено на пятом году обучения, то фактически к проведению занятий мы приступили с конца 90-х гг. (программа курса издана в 1998 г.).

За последние годы возможности изучения и преподавания теории и методики библиотечно-социальной работы расширились… Библиотечная социономика выступает как развивающаяся область знаний, в которой наметились следующие направления: дефектологическое, геронтологическое, библиотерапевтическое, пенитенциарное… В современных условиях социальная работа библиотек приобретает все большее общественное значение, поскольку она способствует повышению уровня социальной защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Десятки миллионов людей (инвалидов, пожилых людей и престарелых, госпитализированных больных и заключенных) нуждаются в помощи библиотекарей. Поэтому так важно, чтобы библиотечная социономика стала неотъемлемым компонентом библиотечного образования»130.

Социономика «добралась» не только до вузов, библиотек, но и до общеобразовательных школ: «В привилегированных школах, как правило, развиты "платные образовательные услуги" (довесок к базовой программе) и здесь можно встретить многие атрибуты жизни частных школ: от восточных единоборств и предмета "Социономика" до евроремонта и директорского "мерседеса"»131.

«Волновой принцип социального поведения человека, открытый новой наукой социономикой, позволяет предсказывать события, следя за трендами и моделями на фондовом рынке. Прогноз показывает, что серьезные социальные изменения начнутся за большим суперциклом медвежьего рынка, который уже наступил»132.

  С 1978 г. популяризацией данной темы занялся Роберт Пректер, мл. (Robert R. Prechter, jr.)2. Под его руководством были переизданы не только труды Эллиотта, но и ранние работы наиболее видных и авторитетных сторонников данной теории3. Благодаря этому, отношение к работе Эллиотта перешло на качественно новый уровень (возникла так называемая «третья волна» интереса).

Логическим завершением усилий Пректера стал труд, оформленный как введение в новую научную дисциплину – «социономику»4. Теория Пректера, которую он называет социономикой, гласит, что элементы социальной системы, будьте инвесторы, избиратели, поклонники музыки или покупатели, склонны принимать решения, подражая другим людям. Иными словами, они – стадо. Затем эти решения транслируются в социальные настроения, которые проявляются в различных показателях, таких, как индекс Доу-Джонса, длина одежды, тексты песен и так далее. Вооружившись методом Эллиота, вы сможете предсказывать все, что угодно. И в самом деле, Пректер достиг невероятных успехов в тех областях, где до него никто и не пытался ничего прогнозировать133.

«Социономика, исходя из общих настроений, определяет, склонны ли люди активно тратить деньги, приобретая не только предметы первой необходимости, но и предметы роскоши, или будет доминировать аскетизм и появится общая потребность откладывать на "черный день". Знание социономики позволит инвесторам перебрасывать капитал из одной отрасли в другую, из одной сферы деятельности в другую, более перспективную для повышения рентабельности капитала. Структура расходов семей тесно связана с теорией Пректера и Эллиота, позволяющей прогнозировать, что будет покупаться в ближайшее время и каковы будут тенденции моды: аскетичные классические формы или потребители будут склонны к излишествам, блеску и роскоши. Усилия по воздействию на умы людей для формирования модных тенденций обречены на провал, если они противоречат общим настроениям людей»134.

По мнению Пректера, который издает ежемесячный журнал The Elliott Wave Theorist («Теория волн Эллиота»), эти модели демонстрируют прямую связь между законами природы и поведением людей. Он уверен, что именно они лежат в основе огромного множества социальных поступков – от количества продаваемых экземпляров газет до судеб глав государств. Волны Эллиота обладают предсказательнои силой потому, что они непосредственно отражают психологию человека. Или ритмы человеческих эмоций, если пользоваться терминологией Эллиота. При этом точный механизм не имеет значения. Дело в том, что они являются результатом поведения людей. Способность этих волн успешно предсказывать изменения котировок акций вытекает непосредственно из того факта, что динамика цен на финансовых рынках отражает коллективные взгляды инвесторов на будущее. Если в своем большинстве они оптимистичны, котировки растут. В противном случае – падают. В 1974 году Нобелевскую премию по экономике получил Гуннар Мюрдаль (Gunnar Myrdal), называвший себя специалистом по социономике и продолжавший разрабатывать принципы волновой теории применительно к экономическим и социальным системам (социальной экономике).

Среди авторов, разграничивающих социальную экономику и выделяющих в определении объект социономики, можно выделить В.А. Лелюк: «Например, разграничение социальной экономики и экономической социономики в рассмотренном смысле может быть произведено следующим образом. В социальной экономике объектом развития являются экономические отношения, а субъективная функция проявляется в их социализации. В экономической социономике объектом развития являются социальные отношения, а субъектная функция состоит в их экономизации, в частности, в определении стоимости и экономической эффективности социальных проектов»135.

Итак, авторы книги согласны с определением социономики, которые дал автор Интернет-статьи, который не счел возможным назвать свою фамилию: «Социономика – наука о законах развития общества (гипотезы, законы)»136. Теперь приведем краткий экскурс к развитию терминологического аппарата социономики.

Впервые понятие “социономика” появилось в 1998 г. в книге Ф.И. Шаркова “Социальная политика в субъектах Российской Федерации”137:”Специалиста в области социальной работы автор называет социономом, а науку, изучающую сферу, формы, методы, приемы деятельности социального работника социономикой”. Автор вначале отводил формируемому научному направлению достаточно узкую роль, постепенно расширяя ее предмет. Уже в книге “Основы региональной социальной политики”138 он социономике придает более широкий смысл: “ Социономика – научное направление в социологии, призванное разрабатывать концепции социального развития личности, социальных групп, регионов, а также синтезировать научные достижения других наук в области удовлетворения и развития социальных потребностей человека и направлять их на развитие социальной практики, повышение уровня и качества жизни населения”. Далее профессор Ф.И. Шарков снова расширяет предмет нового научного направления. В словаре-справочнике “Основы теории коммуникации”139 он придает социономике коммуникативную роль между гуманитарными науками “с целью создания единой теоретико-методологической основы для всех гуманитарных наук и их практического использования в формировании и развитии социальной сферы и удовлетворения социальных потребностей людей”. Во втором издании этого словаря, рекомендованном УМО ВУЗов Российской Федерации по образованию в области международных отношений в качестве дополнительного пособия для студентов, обучающихся по специальности 350400 “Связи с общественностью”140 социономика рассматривается как “научное направление в социологии, изучающее системы законов, теорий, категорий, методов, методик, общих для всех гуманитарных наук, с целью создания единой теоретико-методологической основы для всех гуманитарных наук и их практического использования в формировании и развитии социальной сферы и удовлетворении социальных потребностей людей”.

В учебнике “Основы теории коммуникации”141 автор нового научного направления указывает новую перспективу в развитии социономики: “Таким образом, социономика в перспективе претендует стать интегральной гуманитарной наукой”.

В словаре-справочнике “Социальное государство”142 Ф.И. Шарков рельефнее определяет цель вычленения общего “из всех гуманитарных наук и в последующем создания единой теоретико-методологической основы для всех гуманитарных наук и их практического использования в формировании и развитии социальной сферы и удовлетворения социальных потребностей людей”. Далее он пишет: “Социономика (от лат. societas – общество и греч. nomos – правило, закон) призвана ... синтезировать научные достижения других наук в области удовлетворения и развития социальных потребностей человека и направлять их на развитие социальной практики, повышения уровня и качества жизни населения. Таким образом, социономика является одной из отраслей знаний, активно способствующей реализации принципов социального государства, а в перспективе претендует стать интегральной гуманитарной наукой”.

В учебниках “Социальное государство”143 и “Основы социального государства”144 среди основой цели социономики выделяется разработка целей, задач, функций социального государства, а также научно-практическое содействие реализации принципов социального государства. Среди основных из них названы: 1) экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства; 2) доверие к регулирующей роли рынка (спрос, предложение, свободное ценообразование и конкуренция); ответственность государства за игру рыночных сил, выработку и соблюдение правил этой игры, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; 4) социальная солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным; 5) социальная справедливость; 6) участие работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью”.

В Социологической энциклопедии145 в одноименной статье социономика рассматривается как “научное направление в социологии, предметом которого является изучение системы законов, теорий, категорий, методов, методик, общих для всех гуманитарных наук, с целью создания единой теоретико-методологической науки. В России в рамках научного направления социономики разрабатываются базовые понятия социального государства, социальной политики, деятельности соответствующих органов власти, всей совокупности социальных прав и обязанностей. Разработку категории “социальное государство” ведут отечественные ученые и государственные деятели М.П. Бочаров, Ю.Е. Волков, П.К. Гончаров, Н.Н. Гриценко, А.В. Корнев, Л.С. Мамут, Г.А. Николаев, Г.И. Осадчая, Г.Н. Селезнев, В.Г. Смольков, Ф.И. Шарков. Социономика призвана не только синтезировать научные достижения разных наук, но и направлять их на развитие социальной практики, повышение уровня и качества жизни населения. Таким образом, социономика в перспективе претендует стать интегральной гуманитарной наукой, содействующей развитию социальной сферы”.

Одна из проблем социономики – разработка базовых понятий «социального государства, социальной политики, деятельности соответствующих органов власти, всей совокупности социальных прав и обязанностей”, а также вопросов строительства социального государства. Как известно, в статье 7 ныне действующей Конституции содержится правовая норма о том, что Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Принятая всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2). При этом политика Российского государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7, ч. 1). Подробно права и свободы человека и гражданина изложены в гл. 2. В России защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В процессе построения социального государства требуются глубокая проработка его концептуальных основ, планомерная работа всех ветвей и уровней власти, действия различных общественных организаций, осуществляющих социальные программы. В свою очередь, сами граждане должны быть хорошо и всесторонне информированы о базовых понятиях социальной политики, деятельности соответствующих органов власти, всей совокупности своих социальных прав и обязанностей.

Научная разработка в рамках социономики проблем социального государства фактически только начинается. Законодательная база – узка и явно несовершенна. В п. 2 ст. 7 Конституции РФ перечислены лишь некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере: охрана труда и здоровья людей; установление минимального размера оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Более конкретно эти и др. обязанности государства и формы их исполнения раскрыты в ст. 37-43 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». В то же время в Конституции не отражены многие существенно важные положения, без которых принцип социального государства может остаться лишь декларацией. Все это раскрывает огромное поле для проведения дальнейших исследований всеми заинтересованными государственными деятелями, учеными и практиками.

«Социономика призвана формировать правовые и законодательные предпосылки для наиболее эффективного экономического развития общества в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей общества; обеспечивать максимальное соответсвие между естественными правами и обязанностями члена общества, и его материальным вознаграждением, т.е. Социономика создает в обществе наиболее благоприятный социальный климат»146.

Формирование социального государства в постсоветской России находится в самом начале концептуальной, нормативной, практической разработки. Опираясь на Конституцию Российской Федерации, в которой определены цели, основные параметры сущности социальной политики, в этом издании авторы разработали научную категорию «Социальное государство», принципы формирования правовой базы, механизмов, раскрыли условия утверждения на практике конституционных основ.

Разработка категорий социономики

«Научные исследования в рамках социономики современные ученые направляют на применение системы законов, теорий, категорий, методов и методик в разработке теоретико-методологических основ современного социального государства и их применения в теории и практике социального развития общества, разрешении возникающих в процессе функционирования и развития общества противоречий»147. Современное “научное знание развивается путем смены понятий и принципов, выдвижения новых идей и построения на их основе теорий. Наука имеет дело не только с чувственными перцепциями и формально-логической дедукцией, а и с развитием мышления, включающим в себя синтетическую деятельность разума, интеллектуальную интуицию и т.п. Поэтому для нас необходима логика, которая давала бы объяснение движению знания во всей ее полноте, вырабатывала аппарат для деятельности мышления”148. Такой логикой и является разработка нового научного направления в социологии, – социономики – категории которой могут послужить основой синтеза знания гуманитарных наук, направлять их на решение насущных проблем человечества, которыми, по моему мнению, сегодня является перевод многих научных усилий от сферы промежуточных научных изысканий, никак не связанных ни с современным, ни с будущим состоянием общества, в плоскость развития социального пространства, в котором функционирует человек со всеми его нуждами и потребностями.

Логика научного познания требует разработки новых категории социологии, обогащения их содержания, выдвижение новых понятий, могущих выступить в роли категорий, объясняющих суть происходящих изменений, устанавливающих связи между ними, и в конечном счете позволяющих вместе с уже принятыми на вооружение гуманитарными науками категориями построить новую систему знаний. Формирующееся новое направление вполне естественно требует совершенствования системы научных категорий на основе синтеза разработанных и разрабатываемых понятий, применяемых в качестве категорий.

Научное познание, на основе анализа конкретной ситуации, сложившейся в общественном развитии, ведет от неизвестного к известному, к созданию теоретических построений о новых объектах. Любая познавательная система является саморазвивающимся механизмом, непрерывно пополняющимся новыми элементами. Она может включать в себя совершенно новое содержание, даже не укладывающееся в прежние теоретические построения. “Современное научное знание при всей его логической строгости нуждается в смелых, как сейчас принято говорить “сумашедших” идеях... Научные идеи и построения в науке возникают в результате теоретического синтеза, который в качестве своего момента содержит категории философского мировоззрения, выступающие методом научно-теоретического мышления”149.

Научные категории вновь создаваемого научного направления выводятся из имеющейся системы знаний других наук путем их обобщения, а не простым дедуцированием из других высказываний и понятий.

Категории социономики необходимы различным отраслям гуманитарного знания потому, что каждая конкретная наука или отрасль научного знания на основе собственного опыта, исходя из своего предмета их разрабатывать не будет. Или иначе, это не позволяет сделать их нацеленность на другой, свой собственный предмет. Разрабатываемые категории не должны стать результатом простого заимствования категорий других наук, касающихся развития социального пространства и социальной сферы. Выведение категорий социономики означает обобщение, синтез знания, необходимых для решения мировоззренческих социально ориентированных проблем. Для этого на каждом из последующих этапов своего развития социономика должна будет подвергать анализу, определять, каким категориальным аппаратом она стала обладать на тот момент, уточнять ту связь между своими категориями, которая бы представляла метод научного мышления и формировать основу для пополнения содержания категорий и законов гуманитарной сферы науки.

Социономика не ставит узкую задачу “самотворчества” в виде создания новых группировок, классификаций законов и категорий без рассмотрения их в качестве основы для движения научного знания и метода практического действия в развитии сферы функционирования и и интеракции человека. Система законов и категорий, позволяющих обобщать весь многообразный исторический опыт человеческого познания в сфере развития самого человека и человеческого сообщества, особенно в части удовлетворения его постоянно регенерируемых разумных социальных потребностей, является предметом анализа социономики. «Для успешного функционирования современного социального государства нужно и закрепление соответствующего принципа в Конституции, и наличие эффективной социальной рыночной экономики, обеспечивающих занятость, достойную заработную плату; развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства, заботу о престарелых, молодежи и многое другое. Прикладные исследования в рамках социономики направлены на изучение таких проблем, как низкая заработная плата, пдение жизненного уровня, слабая защищенность ветеранов, женщин, реальная угроза остаться без работы, недоступность для большинства молодых людей хорошего профессионального образования, качественного медицинского обслуживания, отсутствие должных условий для получения жилья, развития духовоной сфеы, приелемых условий отдыха и ряд других социальных проблем»150.

Философская концепция социономики рассматривается, не только с собственной предметной социальной позиции, но и с гносеологической, исторической, естественнонаучной сторон. Выявление гносеологической сущности, содержания рассматриваемой системы составляет первый и необходимый элемент всякого исследования. Включение социономики в систему социологического научного знания вытекает из всего сложного исторического пути развития общества и ее систем.

Социономика определяет свой предмет в области развития социального пространства и его составного компонента – социальной сферы. Она не просто суммирует результаты других наук и научных направлений, соприкасающихся с этими объектами, а вырабатывает наряду с философией всеобщий метод движения знания о социальной сфере жизнедеятельности человека (соприкасаясь с экономической, политической и культурной сферами). Социономика рассматривается не только с исторической стороны, но и с точки зрения естественнонаучных знаний. Взаимодействие с естествознанием позволяет рассматривать динамику взаимодействия естественных (природных) и социальных потребностей человека.