logo
Программа курса Основы социального государства

Глава 5.1. Социальное рыночное хозяйство как экономическая основа социального государства Ключевые слова

Государственный дирижизм

Рыночная экономика

Занятость населения

Социально ориентированная рыночная экономика

Кейсианство

Структурная политика

Монетаризм

Трудовой потенциал

Рыночная модель экономики

Трудовые ресурсы

Рынок труда

Экономический рост

Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства.

Изначальной интегральной функцией социального государства являются разработка и осуществление программ удовлетворения социальных и духовных потребностей населения. Реализация социальной политики осуществляется через воздействие на социальные подсистемы общества, с одной стороны, и придание социальной направленности экономике, с другой. Социальная направленность экономики обусловлена: во-первых, социальной ориентацией экономики в виде возможностей повышения жизненного уровня как результата экономического роста (для этого необходимо создать адекватный социально-экономической среде и соответствующий целям социального государства экономический механизм хозяйственной деятельности);во-вторых, воспроизводством экономической структурой определенной социальной структуры и общественных отношений (социальная ориентация экономики означает в этом случае удовлетворение потребительских нужд страны, ее регионов, а также социальных потребностей различных социальных групп и отдельных граждан); в-третьих, включением в работу социальных механизмов экономического роста и стимулов повышения трудовой (предпринимательской) активности населения, что требует выработки основных принципов включения социальных факторов в экономические реформы93.

Социальная политика в социальном государстве становится ориентиром и стимулом социального рыночного хозяйства, поскольку в свою очередь успешно осуществляемая экономическая политика является главным условием для осуществления социальной политики; наоборот –успешно реализуемая научно обоснованная социальная политика включает действенные социальные механизмы в реализацию экономической политики. Развитая система образования, науки, здравоохранения, культуры и в целом социальной сферы является абсолютной необходимостью для экономического прогресса, т.к. это не затратные, а инвестиционно-воспроизводящие отрасли. Успешно может развиваться только социально ориентированная, регулируемая государством рыночная экономика, базирующаяся изначально на идее удовлетворения потребностей населения, а не на наращивании показателей производства как таковых. Работа рыночного механизма, рост эффективности производства способствует обеспечению занятости, повышению жизненного уровня занятости населения. Социальная ориентация экономики должна выражаться не только в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения, но и в необходимом социально приемлемом перераспределении доходов в пользу менее обеспеченных работников, аккумуляции средств для оказания помощи слабообеспеченным и наиболее нуждающимся людям и предоставлении определенных социальных гарантий всему населению. Если первая задача как бы решается автоматически, то «социальная справедливость, социальная защита обеспечиваются прежде всего посредством государственного вмешательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). То есть государство (социальное – авторы) своей волей (насильно), а не сама рыночная экономика, добровольно поворачивает ее к интересам народа и придает ей статус социальной рыночной экономики. В этих условиях государство жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. ... Таким образом, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики(при прочих равных условиях)является приоритет социальной защиты, социальной справедливости над экономической эффективностью, который отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается в процессе государственного регулирования экономики»94.

Профессор В.Н. Аверин видит «взаимосвязь социальной рыночной экономики и социального государства в том, что социальное государство должно создавать необходимые условия для обеспечения высокой эффективности развития социальной рыночной экономики. В свою очередь, социальная рыночная экономика может способствовать выполнению социальным государством своих социальных функций. Их выполнение предполагает, что социальное государство занимается перераспределением финансовых средств, получаемых в социальной рыночной экономике»95. В странах с социальным рыночным хозяйством задача государства состоит в обеспечении баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальное государство активно ориентирует рыночную экономику на достижение социальных целей общества и государства.

Фундаментальной основой оптимизации процесса реализации социальных программ является поддержание баланса между потребностями социальной сферы в ресурсах и наличием экономических возможностей, сведением к минимуму естественных противоречий между социальной справедливостью и экономическим прагматизмом. Однако «ситуация институционального кризиса государственной власти сохраняется и связана с необходимостью реализации государственной политики как по ограничению монополизации экономической и политической власти (поскольку в противном случае происходит ликвидация конкурентных основ рыночной экономики и демократии), так и по недопущению перехода к патерналистской социальной политике – эти две стратегии определяют социальное, политическое и идеологической размежевание в обществе»96.

Государственное регулирование экономики в развитых странах

В практике государственного регулирования экономики развитых государств нашли применение концепции двух ведущих направлений современной экономической мысли: неоклассического и кейсианского. В ряде стран (прежде всего во Франции) применялись также идеи государственного дирижизма, разработанные экономистами институциально-социологического направления. Оценивая эффективность и возможность реализации в России аналогичных концепций, необходимо учитывать условия, в которых они создавались и претворялись в жизнь, цели, связь с менталитетом населения и особенностями страны.

Известен ряд зарубежных концепций государственного регулирования экономики. В таблице 3. наглядно раскрываются три направления концепций, цели, формы и методы регулирования.97 Неоклассическая концепция, которая делится на монетаризм и теорию предложения; кейсианская – на антициклическое (конъюнктурное регулирование) и теорию экономического роста и государственный дирижизм, концепция, которая не прижилась в развитых странах, а в странах с отсталой структурой экономики также применяется лишь на переходном этапе.

Таблица 1

Мировые концепции государственного регулирования экономики

Направле-ние

Автор

Концепции

Эконом.

условия применен.

Концепции

Оценка

рыночного

механизма

Цели госу-

дарственно-го регулирования

Формы

и методы

регулиро-

вания

Практи-

ческая

реали-

зация

Неоклас-

сическое:

а)монета-

ризм

М. Фридмен

Неуправ-ляемая инфляция

Эффективен

при устойчи-

вом денеж-

ном обраще-

нии

Преодоление и редупреж-

дение инфля-

ции и инфля-

ционных ожиданий

Контроль за денежной массой, высокий банковский %, ограничение роста зарплаты, экономия бюджетных расходов

Развитие

России в 80-90-ые годы

б) теория

предло-

жжения

А. Лаффер,

Дж. Гилдер

Стагнация

Эффективен

при поддерж-

ке предпри-

ниматель-

ской

инициативы

Преодоление

стагнации

путем стиму-

лирования

предложения

капиталов и

рабочей силы

Налоговая

политика: снижение подоходного налога, его прогрессии, налога на прибыль

СЩА

(80-ые годы)

Кейсиан-

ское:

а)антицик-

лическое

Дж.- М. Кейнс

Стагнация

Недостатки:

цикличность,

безработица

Преодоление

кризиса, нивелирова-

ние цикла,

полная заня-

тость

За счет бюдже-

та создание госуд. Рынка товаров и услуг, снижение нор-

мы процента, стимулирование инвестиций

Все развитые страны

б) теория

экономи-ческого роста

П. Саму-

Эльсон

Обычные для совре-

менной

смешанной

экономики

Не обеспечи-

вает разви-

тие отраслей общественных услуг экономи-

ческую защиту, создает без -работицу, неравенс-

тво

Высокий уро-

вень занятос-

ти рабочей си-

лы; стабиль-

ность эконо-

мического

развития: эко-

номический

рост

Расходы бюджета на НИОКР, образова-

ние, производст-венную инфраструк-туру, прог-

рессия в налогообло-

жении

США (50-60-ые годы)

Государст-

венный дирижизм

Ф. Перу

Отсталая

структура

экономики,

слабая кон-

курентоспо

собность

на мировом

рынке

Находится под

давлением организован-

ных экономи-

ческих групп

Структурная

перестройка,

конкуренто-

способность

националь-

ного капитала

Индикативное варьирование

(программиро-вание) экономики

Франция (вторая половина 40-х - 70-ые годы)

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Ряд ученых экономистов и практиков придерживается точки зрения достаточности механизмов саморегулирования рыночной экономики. При этом выстраивается достаточно простая схема такого процесса. Возникает спрос – на него реагирует производитель и торговец. Уменьшается или прекращается спрос на то или иное изделие или услугу – сокращается его производство или сворачивается полностью. Производитель и торговец изучает рыночный спрос, его изменение. В соответствии с результатами этого исследования (проводимого непрерывно) налаживается выпуск новых изделий или доводка старых до требуемого уровня или востребованной модификации. Таким образом, по их представлению, одним из основных инструментов, обеспечивающих внутреннее саморегулирование спроса и предложения является маркетинг.

В соответствии с описанной выше схемой саморегулирования рынка с помощью собственных механизмов и инструментов, по мнению его сторонников, не требуется и даже не желательно вмешательство государства в действия механизмов рынка. Некоторые исследователи, предприниматели, государственные деятели даже считают, что вмешательство государства не только не улучшает экономическое состояние страны, а даже посредством нарушения механизма саморегулирования ухудшает ее.

Поэтому, прежде всего необходимо определить границы возможного вмешательства государства в рыночный механизм саморегулирования. Для этого процесс управления государством рыночной экономикой необходимо рассмотреть на макро- и микроуровне, а методологическую основу – в широком и узком смысле. Именно неумение такого дифференцированного рассмотрения приводит к беспредметным спорам, по сути лишь отвлекающим научные и менеджерские силы от решения главных проблем развития рыночной экономики.

На макроуровне процесс государственного управления рыночной экономикой прежде всего включает определение экономической стратегии и ее социальных целей. Характер экономических стратегий, реализуемых в развитых странах, можно проследить через рассмотрение этапов эволюции мирового рыночного хозяйства:

  1. эпоха свободной конкуренции;

  2. эпоха «массового производства» ( 20-30 гг. XIX в - 30-е гг. ХХ в);

  3. эпоха «сбыта» (с начала 30-х гг. ХХ в);

  4. «постиндустриальная» эпоха (с середины 50-х годов).

Во всех эпохах вырабатываются свои стратегии экономического развития на основе чего и вырабатывается модель развития общества или применяется разработанная и реализованная в других странах модель, в наибольшей степени удовлетворяющая страну на данном этапе ее развития. В России попытка в чистом виде применить «гайдаровскую» модель монетаризма закончилась полным провалом, и привело к резкому спаду производства, безработице и обнищанию большинства населения. Однако нельзя себя тешить надеждами получения максимального эффекта от применения в чистом виде, скажем, кейсианской модели. Для смешанной экономики переходного периода России, имеющей ярко выраженную специфику (охват огромного евразийского пространства, многоукладность, многонациональность, «чисто российские» традиции и пр.), едва ли применима какая-либо модель в чистом виде. Россия должна найти и применить свою модель, при том с учетом своей специфики.

В постиндустриальном обществе к фазам воспроизводства (производство — распределение — обмен — потребление) добавилась научная подготовка расширенного воспроизводства.

Необходимость государственного регулирования на всех фазах воспроизводства связано:

  1. с внутренними недостатками самого рыночного хозяйства (т. е. оно, как и любое другое хозяйство не может на практике быть абсолютно совершенным). Эти недостатки подробно описаны многими экономистами, особенно после Дж.- М. Кейнса;

  2. «идеальные» свойства рынка (как саморегулирующейся системы) – проявляется лишь в «совершенном» рынке, а для этого необходимо выполнить целый ряд условий. Среди них можно назвать такие: большой и регулярный спрос; неограниченное количество участников хозяйственной деятельности; абсолютную мобильность фактора производства; свободную конкуренцию среди покупателей и продавцов; наличие всего объема информации у участников конкуренции98.

Понятно, что на практике еще ни одной стране и никогда не удавалось и едва ли удастся в полном объеме выполнить все эти условия.

Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики.

Имеются прямые и косвенные методы регулирования. Те и другие подразделяются на административные и экономические. К прямым методам регулирования относятся:

  1. принятие законодательных актов;

  1. регулирование государственной собственности;

  1. управление предприятиями государственной формы собственности;

  2. регулирование государственного заказа;

  3. инвестиционное регулирование;

  4. выдача кредитов и субсидий;

  5. проведение лицензирования и квотирования;

  6. проведение мероприятий по охране окружающей среды.

Косвенные методы государственного регулирования экономики и есть собственно экономические. С одной стороны это система, включающая в себя экономическое регулирование посредством государственного бюджета, налоговой системы, тарифно-ценового регулирования, амортизационной политики, регулирование ставки процента и нормы банковского резерва. С другой стороны это опосредованные непрямые (косвенные) формы и методы государственного регулирования экономикой. Среди них такие как прогнозирование и планирование, проведение денежной политики и регулирования денежных масс, антиинфляционная и денежная политики. В качестве отдельных блоков косвенного регулирования можно также выделить социальную составляющие экономической политики (собственно социальная политика, социальные программы, обеспечение занятости, социальная защита населения, стимулирование труда, регулирование сферы образования, здравоохранения, культуры), политику регулирования доходов (контроль за динамикой цен, заработной платы; налоги, трансферты), внешнеэкономическую политику (валютная политика, таможенное регулирование, налоги, лицензии, квоты, привлечение иностранного капитала, создание совместных предприятий) 99.

Современное понимание государственного регулирования экономики выражается и в том, что на первый план наряду с прямыми административными выходят на первый план действия социально-ориентированного государства, направленные на улучшение качественных показателей экономического развития: повышение уровня и качества жизни народа, всестороннее развитие работников, контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров, защита прав потребителей, охрана окружающей среды, экология и т. д.

Функции управления экономикой и обществом, реализуемые на уровне государства ориентированного на решение социальных проблем населения.

Структурная политика.

Структурная политика является одним из макроэкономических направлений регулирования рыночной экономики. Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального прогресса, характером циклов и кризисов.

В условиях многоукладного рыночного хозяйства пропорции формируются в результате взаимодействия спроса и предложения. Государство не может их устанавливать произвольно. В то же время рыночный механизм неудовлетворительно справляется с задачами регулирования отраслей производственной и социальной инфраструктуры, не обеспечивает социальную защиту населения, охрану окружающей среды.

Рыночный механизм не в состоянии полностью за счет своих возможностей самосовершенствоваться. Он сам нуждается в совершенствовании, в корректировке и доводке, в целевой ориентации и функциональной организации со стороны государства, общественных, политических институтов.

Свое воздействие на пропорции в национальной экономике государство осуществляет с помощью административно-правовых методов и через посредство экономических рыночных рычагов и механизмов. Таким образом, содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, т. е. конкретными видами пропорции, а также историческими факторами и специфическими условиями жизни людей.

Перераспределение доходов социальным государством

Основным направлением реформирования системы бюджетного финансирования социальной сферы является повышение эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов за счёт оптимизации затрат и сбалансированности размещения и перераспределения государственных бюджетных средств.

Наиболее существенные из них: обеспечение равенства возможностей формирования расходной части бюджетов на финансирование социальной сферы во всех субъектах Федерации независимо от экономического потенциала региона; установление принципов единообразия, открытости (прозрачности); права прямого участия регионов в подготовке нормативных документов, затрагивающих интересы субъектов Федерации.

Ближайшие задачи социальной политики в регионах также не могут быть решены без последовательного осуществления комплекса мер по контролю над расходованием средств целевого финансирования социально-культурной сферы. Для этого необходимо:

- определить порядок контроля органами представительной и исполнительной власти за использованием средств федерального бюджета. Одной из действенных мер могла бы стать обязательная публикация подробных планов и отчётов о расходовании федеральными и региональными ведомствами средств на социальные нужды регионов;

- закрепить приоритеты и структуру распределения средств, предусмотренных на социально-культурную сферу, законодательно закрепить федеральные программы развития социально-культурной сферы регионов;

- усилить контроль над целевым использованием социальных трансфертов. Одним из путей реализации этого требования может стать переход к казначейской системе исполнения текущих расходов в социально-культурной сфере регионов;

- ввести дополнительные нормы, обеспечивающие «прозрачность» финансово-хозяйственной деятельности социально-культурных организаций, финансируемых из бюджета. Для этого необходимо ввести в «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья», в закон «Об образовании», в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» соответствующие нормы.

Сегодня государство не в состоянии обеспечить конституционные социальные гарантии. Не сохранены сложившиеся формы и методы финансирования социальной сферы. Законодательно взятые обязательства государства не подкрепляются реальным объёмом финансирования.

Государство может выполнять свои обязательства по развитию социальной сферы лишь тогда, когда оно имеет достаточный экономический потенциал. «Степень «социальности» государства прямо пропорциональна его экономической мощи или, наоборот, немощи. Главная функция экономики заключается в том, чтобы создавать блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей, то есть благо есть то, что удовлетворяет потребности человека, отвечает его желаниям»100.

Большинство вопросов финансирования отраслей социальной сферы и программ реализации различных направлений социальной политики сегодня решаются на уровне органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Особенности регионального социального развития требуют формирования адекватной системы мер государственного регулирования в вопросах финансирования образования, здравоохранения и культуры, жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения для каждого типа регионов.

В системе этих показателей одним из основных являются доходы населения. Возможности обеспечения достойной материальной и духовной жизни индивидуума (организация отдыха, получения образования, удовлетворение других социальных потребностей), обусловливающие определенный уровень жизни населения, во многом зависят от доходов населения.

На структуру доходов существенно влияют следующие факторы: 1) рост доходов, полученных от собственности и предпринимательской деятельности (включая деятельность на финансовом рынке); 2) деиндустриализация занятости и соответственное увеличение доли занятых в непроизводственной сфере; 3) дифференциация производственной структуры по уровню зарплаты и по уровню среднедушевых доходов в территориальном разрезе.

При расчёте показателей уровня жизни используется прогнозный баланс денежных доходов и расходов населения, с помощью которого определяется общий объем и структура денежных доходов, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, показатели распределения населения по уровню доходов, а также доля населения живущего за чертой бедности.

Воспроизводство населения, поддержание минимального уровня занятости и функционирования рынка труда

Принятие управленческих решений в области занятости населения имеет важное значение в государственном регулировании рыночной экономикой. Государство призвано регулировать как воспроизводство населения, так и процесс формирования рабочей силы, рабочих мест, трудовых ресурсов.

Необходимость регулирования демографических процессов обусловлена тем, что изменение численности, половозрастного состава населения, его профессионального и образовательного уровня, развитие семьи регулирует рынок труда, объём и структуру потребительского спроса. Изучение возрастной структуры населения позволяет успешнее решать кадровые проблемы в таких отраслях социальной инфраструктуры, как здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство.

Демографическая политика как особый аспект социальной политики государства в современной ситуации должна строиться с учётом резкого ухудшения показателей рождаемости, абсолютного воспроизводства населения, сохранения высокого уровня смертности, сокращении численности населения, хаотической миграции. Демографический фактор оказывает воздействие практически на все сферы жизнедеятельности человека, прежде всего на структуру трудовых ресурсов.

До 2007 года численность населения России постоянно уменьшалась. По прогнозам некоторых специалистов в 2010 году население Российской Федерации составит лишь 141 миллион человек. В 70-ти субъектах Федерации смертность превышает рождаемость, в целом по России число умерших в год в 1,7 раза превышает число родившихся. Низкий уровень рождаемости в ряде регионов не обеспечивает даже численного замещения поколений (Республики Дагестан, Ингушетия, Тыва и др.). Сегодня продолжается снижение рождаемости наблюдается в большинстве субъектов Федерации.

Сегодня на одного пенсионера приходится 1,8 работников, что при низкой доходности работающих не позволяет обеспечить достаточно высокий уровень пенсий. Увеличение безработицы вынуждает прибегать для регулирования занятости к снижению пенсионного возраста. С другой стороны, старение населения и соответствующее увеличение нагрузки на работающих граждан создаёт ситуацию нежелательности сокращения пенсионного возраста. Если ещё учесть и тот факт, что прогнозные оценки дают неутешительную картину постоянного снижения доли лиц трудоспособного возраста, то целесообразным является проведение сбалансированных мер по сочетанию традиционных мер с новыми моделями организации национальной пенсионной системы.

Демографические показатели служат основой для проведения социальной политики в сфере занятости, а также при регулировании рынка труда и реализации программ сохранения рабочих мест. В повседневной практике очень часто понятия «рынок труда», «рынок рабочей силы», «рынок трудовых ресурсов» используются как синонимы. В экономической науке под рабочей силой подразумевается способность человека к труду, его физические и духовные силы, необходимые для общества продукта. Рынок труда и рынок рабочей силы отличаются качественными характеристиками. Если на рынке труда в большей степени действуют мотивы сложившихся возможностей, предложения определённых видов и типов труда, то на рынке рабочей силы формируются предложения работников, ищущих работу. Рынки труда и рабочей силы имеют ярко выраженные региональные особенности.

Трудовые ресурсы – это часть населения, которая может трудиться. Трудовой потенциал – это экономически активное население, которое имеет необходимый уровень образования, профессиональную подготовку, квалификацию и может предложить свои услуги на рынке труда. Экономически активное население составляют и занятые, и безработные.

Государственное регулирование занятости населения осуществляется на основе программ содействия занятости населения, создания и сохранения рабочих мест, прогнозов состояния рынка труда. В разработке государственной политики в сфере занятости важно сделать теоретическое обоснование предполагаемых мер. В качестве долгосрочной перспективы главным направлением государственной региональной политики в сфере занятости намечается создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, потребительской сфере, а также в различных отраслях рыночной инфраструктуры (эта политика нашла отражение в Указе Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 года, N 803).

Рынок труда – это интегральная социально-экономическая система, включающая взаимодействующие между собой субъекты собственности на средства производства и рабочую силу, и формирующая объем, структуру и соотношение рабочих мест и рабочей силы. Изменения ситуации на рынке труда регистрируются через такие показатели как уровень безработицы, число безработных на одну заявленную вакансию, средняя продолжительность безработицы, масштабы скрытой безработицы.

В настоящее время критическое состояние на региональных рынках труда может быть объяснено действием в первую очередь структурных причин, связанных с трансформацией экономической системы страны на рыночную основу и происходящим спадом производства, что ведёт к сокращению спроса на рабочую силу. Действия других причин, ухудшающих соотношение спроса и предложения на региональных рынках труда, в каждом из регионов имеет свою специфику. На них оказывают влияние демографические факторы, миграция трудоспособного населения, структура экономической системы региона, природные и другие факторы.

В качестве прерогативы центральных органов власти в сфере занятости автор выделяет такие аспекты как установление общероссийской минимальной зарплаты, создание и организация работы сети подготовки, переподготовки и трудоустройства рабочей силы, социальное обеспечение безработицы, определение правовых норм найма и увольнения работников, стимулирование создания рабочих мест и общественных работ путем предоставления льгот и пр. Реализация мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти субъектов Федерации. В последние годы наметилась устойчивая тенденция к децентрализации социальной политики в сфере занятости. Социальная политика в регионе в отмеченной сфере заключается в регулировании процесса создания рабочих мест, подготовки, переподготовки и трудоустройстве рабочей силы.

Размеры занятости резко дифференцированы в зависимости от типа региона. Анализ инфраструктуры регионов, имеющих наибольший уровень безработицы показал, что это регионы, где приоритетными являются лесная, текстильная, лёгкая промышленность, машиностроение с преобладанием предприятий военно-промышленного комплекса. Наиболее острой является проблема безработицы в регионах, где высок удельный вес предприятий оборонного комплекса, преимущественно развито крупное производство. В слаборазвитых регионах массовое банкротство предприятий особенно остро ставит проблему безработицы.

В реализации указанной концепции деятельность органов власти на рынке труда и в сфере занятости кроме того заключается в перераспределении рабочей силы, создании эффективной информационно-поисковой системы, условий для создания новых рабочих мест, а также в повышении мобильности рабочей силы.

При анализе занятости необходимо учитывать, что рыночная система сама по себе не обеспечивает полную занятость. Степень занятости прямо зависит от объёма совокупного спроса на товары и услуги. В условиях действия объективных товарно-денежных отношений, рыночная занятость осуществляет саморегуляцию потребности в рабочей силе лишь в определённых пределах. Для обеспечения оптимальной занятости требуется создание такой системы общественного производства, которая максимально раскрывала бы действие законов рынка.

Процесс формирования рынка труда происходит на основе действия собственных законов. Те или иные законы вступают в действие в разных соотношениях, в различное время в зависимости от сформировавшихся условий для включения их в работу. Действие законов свободы выбора профессии и вида деятельности (найма и увольнения работника, самостоятельного выбора для участия в общественном производстве) не исключает, а наоборот, предполагает регулирование рынка труда и требует целенаправленной реализации политики занятости с учётом специфики регионов. При этом необходимо учитывать и то обстоятельство, что даже солидные вливания в сферу обеспечения занятости без целенаправленного формирования научно обоснованной структуры занятости не даст положительных результатов.

Анализ сферы труда предполагает определение соотношения занятых в отраслях, формирующих экономический профиль регионов, а также выполняющих вспомогательную функцию по обслуживанию населения. Кроме того, необходимо выявить соотношение занятых в первичном, вторичном и третичном секторе экономики. Для органов местного самоуправления городов важно определить долю занятых в градообразующих сферах и отклонение этого показателя от нормативного.

Практическая реализация региональной экономической и социальной политики

Выработка эффективного механизма и технологий взаимодействия центра и регионов требует реализации: а) принципа принятия решений наиболее компетентной инстанцией (принцип субсидарности); б) принципа фискальной эквивалентности (принцип увязки). В соответствии с принципом субсидарности считается целесообразным для государства передавать полномочия по принятию решений на максимально низкий уровень власти. Это обосновывается тем, что решения, принимаемые на более низких уровнях, лучше и полнее учитывают специфику интересов граждан, проживающих на данной территории. Это позволяет полнее учитывать местные особенности в управленческих решениях (к примеру, при формировании муниципальной и региональной программ приватизации, поддержке предпринимательства, осуществлении земельной реформы, распределении ресурсов и т.д.).

Принцип увязки (иначе – принцип фискальной эквивалентности) тесно связан с принципом субсидарности. Он предполагает тесную увязку налоговых поступлений (общественных ресурсов) с интересами и тех, кто платит налоги; и тех, кто использует эти ресурсы; и тех, кто принимает соответствующие решения. Такая увязка может быть осуществлена более эффективно на региональном и муниципальном уровнях, т. е. принцип увязки как и принцип субсидарности максимально децентрализованную процедуру формирования целевых установок и их согласования, увязку с соответствующим уровнем местных полномочий, касающихся налогов и сборов.

Для проведения сбалансированности этих принципов для большинства случаев вполне достаточно, чтобы центр ограничивался выработкой и проведением в жизнь правил, определяющих порядок налаживания и функционирования соответствующих целевых связей. Центр должен прямо вмешиваться лишь тогда, когда внешний эффект от действий государственных органов настолько велик, что затрагивает практически всех жителей территорий и регионов одинакового статуса, т.е. когда речь можно вести действительно об общем благе (например гарантия открытости рынков).

Централизация государственных полномочий управления целесообразна и тогда, когда их реализация на федеральном уровне достигается меньшей ценой, когда возникает «эффект масштаба», т.е. некоторые функции вследствие их частой повторяемости на высоком уровне лучше удается выполнять.

Анализ работ различных экономистов позволяет сделать предположение о наличии строгой иерархической связи между централизованными и нецентрализованными функциями. Например, только перед центром может стоять задача гарантировать демократические свободы, создавать открытые рынки — внутренний (имея ввиду и организацию, и поддержание его существования), внешней (например, зоны свободной торговли, обеспечение конкурентоспособности среды). Таким образом центр обеспечивает функционирование Федерации в целом. Отдельные субъекты (области, республики, края, города федерального значения) эти задачи решали бы хуже, поскольку для установления и соблюдения правил игры нужна высока степень независимости. Эти задачи дополняются и необходимостью защиты от внешней угрозы (включая и экономическую), что тоже должно делаться центром. Представительство интересов государства в мировом сообществе также может осуществляться исключительно центром.

В России реформы по формированию рыночного механизма протекает чрезвычайно сложно. Поэтому на переходном этапе особо усложняются задачи рыночного регулирования. В определенной степени этот недостаток может и должен быть восполнен путем государственного регулирования рыночной экономики, которое в той или иной мере осуществляется во всех странах, где функционирует рынок.

Часть функций управления экономикой могут реализовываться только на уровне политики государства.101 Обобщим их:

  1. Правовое обеспечение экономической деятельности.

  2. Организация денежного обращения.

  3. Производство общественных товаров и услуг: а) продукция оборонного значения, дороги, коммуникации и другие инфраструктуры государственного значения; б) поддержка государством науки, образования, культуры, физической культуры, здравоохранения, обеспечение социальной защиты населения.

  4. Минимизация издержек эксплуатации экономической системы.

  5. Минимизация негативных проявлений внешних эффектов (например, загрязнения окружающей среды).

  6. Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости).

  7. Поддержка минимального уровня занятости.

  8. Реализация национальных интересов в мировой экономике, обеспечение международной конкурентоспособности отечественной экономики.

  9. Проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей интересам страны в целом и населения ее территорий.

При реализации этих функций федеральный центр должен взаимодействовать с региональными органами власти, а последние — с муниципальными. Кроме того, на региональном и муниципальном уровнях возникают собственные проблемы экономического развития, которые могут и должны решаться только на соответствующих уровнях.