Часть II.
Механизм реализации основных положений и принципов
социального государства
Для обеспечения реализации основных положений и функционирования социального государства на изложенных выше принципах создаются и приводятся в движение соответствующие механизмы. Определяются они и интегрируются в первую очередь социальной политикой.
В социальном государстве социальная политика – главная задающая компонента, ключевой ресурс, активно влияющий на экономику и обеспечивающий ее развитие. Объект и предмет социальной политики далеко не линейный, а многоуровневый и системный. В целом объект и предмет совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный комплекс – социально-трудовую сферу (СТС). СТС – это система взаимосвязанных компонентов и частей.
Социальная политика осуществляется в таких основных сферах социальных отношений как: оплата и охрана труда; рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов и потребления товаров массового спроса; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи; социальное страхование; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; образование и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; наука; здравоохранение; культура; физическая культура, спорт и туризм; демография, семья, материнство, отцовство, детство и молодежь; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.
Поэтому, проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не забывая ни одно из направлений, выделяя на определенных этапах наиболее приоритетные, как в настоящее время – образование, наука, здравоохранение.
Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер (отрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления). Реализуется и осуществляется социальная политика, как правило, на городском, районном, муниципальном и корпоративном уровнях. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу.
В связи с этим на данном этапе становления социального государства необходимо принятие Федерального закона «Об основах социальной политики», который определит права и обязанности всех субъектов регулирования социальной политикой – государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений в части осуществления ими деятельности в области социальной политики. Сферой регулирования этого закона должны стать отношения в процессе обеспечения гражданам социального государства достойной жизни путем создания условий для повышения их благосостояния собственными усилиями и средствами, а также справедливого и рационального использования в интересах государства и его граждан национальных богатств.
Важнейшим в социальной политике является социальная защита. В целом социальная защита выступает как механизм, призванный ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды и смягчать последствия таковых. Это – защита и от возможных нарушений прав, свобод личности, и от административного произвола, и от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека, и от других вредоносных факторов.
Необходимость выполнения любым человеческим сообществом присущими ему институтами функции социальной защиты своих членов вытекает из самих основ взаимодействия между социумом (любого масштаба) и входящими в него индивидами. Общество и любое сообщество меньших масштабов должны осуществлять такую защиту своих членов. В одних случаях социальная защита заключается в осуществлении мер, которые лишь создают препятствия для действия неблагоприятных для граждан явлений, обеспечивают их безопасность. В других случаях социальная защита включает в себя меры позитивного характера, то есть поддержку, помощь материального, правового, морального и иного характера, рассматривая их как составные части механизма социальной защиты. В социальной защите, то есть в использовании общественного потенциала, сил и средств, которыми располагают общество и его институты, нуждаются и вполне обеспеченные граждане (только по другим аспектам жизнедеятельности, например, в случае болезни, при обращении за медицинской помощью). Нуждаются в социальной защите даже более или менее богатые предприниматели, которым, подчас, требуется защита от рэкета, криминала, чиновничьего произвола и от недобросовестных партнеров, а также организационно-правовая помощь и поддержка со стороны властно-управленческих структур в развитии бизнеса, что является составной частью социальной защиты. Гражданам должна быть обеспечена социальная защита от преступных посягательств, от нарушений их законных прав, свобод и интересов, от загрязнения окружающей природной среды.
Государственная социальная защита в форме поддержки учреждений системы образования, науки, здравоохранения, культуры обеспечивает защиту членов общества от возникновения ситуаций, при которых им было бы невозможно или крайне затруднительно удовлетворять свои потребности в соответствующих сферах жизнедеятельности – получать образование, медицинскую помощь и др.
Социальная направленность государства призвана ограничивать своекорыстные интересы и поползновения тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве, силе и ограждать «социально слабые» категории населения от произвола «социально сильных».
Согласно определению МОТ социальная защита как комплекс мер включает:
· стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
· предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизма социального страхования;
· предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования;
· доступ граждан к основным правам и услугам, таким, как образование и медицинская помощь.
Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты включают в себя государственные пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство, поскольку оно охватывает все население и имеет более низкие административные расходы, нежели системы с участием частных институтов.
Поскольку система социальной защиты затрагивает интересы всего населения, особое значение имеет обеспечение населения достоверной и полной информацией по ее основным сферам и направлениям.
В качестве механизма социальной политики, в т.ч. социальной защиты, важная роль принадлежит государственным социальным стандартам (ГСС), то есть устанавливаемым государством нормам и нормативам, обеспечивающим реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан, а также порядок предоставления этих прав, служащих одновременно ориентирами для социальной и экономической политики социального государства.
В настоящее время в практической работе при формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормативы и нормы по широкому кругу показателей. Значительная часть законодательно установленных и закрепленных другими нормативно-правовыми актами социальных нормативов и норм определяют государственные гарантии и регулируют деятельность отраслей социально-культурной сферы: науки, образования, здравоохранения, культуры и др.
Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по важнейшим направлениям социальной политики.
Большинство этих нормативов и норм является обязательствами государства перед различными категориями и группами населения и должны им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государством социальных нормативов и норм пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов.
Государственные социальные стандарты устанавливаются в виде законодательных актов и (или) других видов нормативных правовых актов и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.
Государственная социальная стандартизация представляет собой правовую регламентацию и регулирование в области установления и применения социальных нормативов и норм в качестве государственных социальных стандартов (минимальных и рациональных) и их структуры.
Формирование системы ГСС Российской Федерации должно осуществляться на базе следующих принципов:
· соблюдение и обеспечение конституционных прав граждан в области получения социальных гарантий, исходя из экономических возможностей государства;
· целевое, адресное и поэтапное внедрение механизмов нормативного метода подушевого финансирования отраслей социальной сферы из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов с учетом социально-экономического положения в стране, региональных и местных факторов и условий;
· научное и методическое обеспечение разработки государственных минимальных социальных стандартов;
· закрепление доходов и расходов на социальные нужды по уровням бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
· использование независимой экспертизы, представляющей различные политические и общественные силы, научные сферы и специалистов при установлении и оценке применения государственных минимальных социальных стандартов;
· гласность, означающая обязательное информирование населения через средства массовой информации о государственных социальных стандартах, их разработке, утверждении, применении и финансовом обеспечении, а также обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений при формировании и применении системы государственных социальных стандартов.
Необходимо принять Федеральный закон РФ «О государственных социальных стандартах», который определит их систему, охватывающую такие основные сферы социальных отношений как: оплата труда и трудовые отношения; обеспечение занятости и помощи безработным; пенсионное обеспечение; обеспечение лекарственными средствами и товарами массового спроса; обеспечение населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами; образование и профессиональная подготовка; наука, культура; социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание населения; обеспечение экологической безопасности; защита социальных прав граждан156.
В результате установления и применения ГСС становится возможным проведение более эффективных мероприятий по:
· обеспечению удовлетворения важнейших потребностей населения в социальных услугах;
· государственной поддержке развития социальной сферы;
· выравниванию уровня социального развития на территориях субъектов Российской Федерации;
· концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной социальной политики;
· планированию и организации предоставления гарантируемых социальных услуг;
· оценке и контролю за деятельностью учреждений и организаций, осуществляющих реализацию государственных социальных стандартов.
В качестве ГСС в области оплаты труда и трудовых отношений предусматривается минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый Федеральным законом, в соответствии с ценой труда и позволяющий гражданину содержать себя и семью (включая ребенка).
Минимальный размер оплаты труда по мере приближения его к уровню, обеспечивающему воспроизводство рабочей силы, станет исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда, а также другим критериям оценки трудового вклада работника, учитываемым в процессе заключения коллективных договоров между работниками и работодателями.
Должна повышаться, совершенствоваться и выравниваться по отношению к труженикам производственных отраслей заработная плата работников социальной сферы, которые не являются частью совокупного работника единого народнохозяйственного комплекса.
Государственные социальные стандарты в области обеспечения занятости и помощи безработным предусматривают установление:
· порядка определения страхового взноса по страхованию на случай безработицы;
· размеров, сроков и порядка предоставления пособия по безработице;
· правил поиска новых рабочих мест;
· порядка переобучения и профессиональной переподготовки безработных, порядка и сроков предоставления им информации по вопросам трудоустройства.
В качестве ГСС в области пенсионного обеспечения следует устанавливать минимальные размеры пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет, а также гарантии обеспечения своевременности и полноты выплат, срок и порядок индексации пенсий. Размеры пенсий с доплатами должны превышать прожиточный минимум.
Также в ГСС предусматривается установление:
· размеров и порядка отчислений денежных средств (взносов) юридических и физических лиц в государственный пенсионный фонд;
· порядка организации и деятельности негосударственных пенсионных фондов.
В качестве ГСС в области обеспечения населения товарами и услугами массового спроса предусматривают установление:
· минимального набора важнейших продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг (входящих в состав потребительской корзины) и нормативов их потребления для основных социально-демографических групп населения;
· перечня категорий населения, нуждающегося в реализации ему товаров массового спроса по сниженным ценам и (или) на иных льготных условиях, а также порядка предоставления таких льгот и организации контроля за его соблюдением.
Государственные социальные стандарты в области обеспечения населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами:
· нормативов обеспечения жилой и (или) общей площадью в расчете на одного человека;
· порядка учета граждан, нуждающихся в получении жилья и (или) улучшении жилищных условий;
· порядка предоставления жилья гражданам с разным уровнем денежных доходов;
· перечня и нормативов предоставления населению основных видов коммунальных услуг (в составе потребительской корзины);
· максимально допустимой (предельной) доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг (в совокупном доходе семьи);
· порядка предоставления группам населения с низким доходом субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
· предельной стоимости жилищных и коммунальных услуг в месяц (в расчете на 1 кв. метр общей площади жилья) либо мер по регулированию тарифов на эти услуги;
· категорий граждан, которым жилье, коммунальные и бытовые услуги предоставляются бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях;
· порядка финансирования расходов предприятия и учреждений жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения из бюджетов разных уровней.
В области образования целесообразно иметь ГСС для: дошкольного образования; общего образования; детских специализированных и специальных образовательных учреждений; начального, среднего, высшего профессионального и послевузовского образования.
В качестве составляющей ГСС как отраслевой (профессиональный) стандарт должны использоваться соответствующие государственные образовательные стандарты157, включающие содержание основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, объемы учебной нагрузки обучающихся по основным образовательным программам и др., разрабатываемым Минобразования России.
Особого внимания заслуживает разработка ГСС для детских специализированных и специальных образовательных учреждений: специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; детских домов и школ-интернатов для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным и делинквентным поведением.
Государственные социальные стандарты в области науки предусматривают:
· порядок финансирования научных учреждений (включая научные подразделения вузов);
· норматив материально-технического обеспечения деятельности научных учреждений (включая научные подразделения вузов);
· порядок предоставления грантов научным учреждениям, коллективам и научным работникам;
· тарифную сетку и надбавки к заработной плате научных работников (включая научные подразделения вузов);
· пенсионное обеспечение научных работников (включая научных работников вузов).
Государственные социальные стандарты в области здравоохранения и физического развития предусматривают определение:
· перечня видов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения;
· нормативов обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в расчете на одного жителя;
· категорий граждан, пользующихся льготами при обеспечении медицинской помощью и лекарственными препаратами;
· перечня жизненно важных лекарственных средств, в отношении которых осуществляется регулирование и (или) регистрация цен, а также категорий населения, которые должны обеспечиваться ими бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях;
· нормативов обеспечения населения спортивными сооружениями и тренерско-преподавательским составом для занятий физической культурой и спортом;
· порядка финансирования учреждений здравоохранения и физической культуры из бюджетов разных уровней.
К отраслевым (профессиональным) стандартам в области здравоохранения, включаемым в ГСС предоставления медицинской помощи населению, относятся стандарты профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в т.ч. инвалидов.
К нормам и нормативам, включаемым в ГСС предоставления медицинской помощи, относятся объемные показатели, определенные в Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
В состав ГСС в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения включаются нормы, устанавливаемые государственными санитарно-эпидемиологическими правилами.
Государственные социальные стандарты в области культуры предусматривают определение:
· нормативов обеспечения населения услугами, оказываемыми учреждениями культуры;
· категорий населения, пользующегося бесплатными услугами учреждений культуры и (или) с предоставлением иных льгот;
· порядка финансирования учреждений культуры из бюджетов разных уровней с целью сохранения и приумножения национальных культурных ценностей.
Государственные социальные стандарты в области социальной помощи и социального обслуживания населения предусматривают определение:
· порядка создания и функционирования внебюджетных социальных фондов;
· категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи;
· перечня и нормативов потребления социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населению бесплатно и (или) на иных льготных условиях;
· порядка финансирования учреждений социального обеспечения и социального обслуживания населения из бюджетов разных уровней.
Государственные социальные стандарты в области обеспечения экологической безопасности предусматривают определение:
· предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды;
· условий для обеспечения доступности получения гражданами достоверной информации о состоянии окружающей среды;
· порядка возмещения ущерба здоровью или имуществу граждан в случае правонарушений в области обеспечения экологической безопасности.
Государственные социальные стандарты в области защиты социальных прав граждан предусматривают определение порядка:
· предоставления гражданам квалифицированной юридической помощи (включая услуги нотариата);
· государственной и общественной защиты прав потребителей товаров и услуг;
· предоставления гражданам компенсации причиненного им ущерба в связи с неправомочными действиями учреждений социальной сферы;
· финансирования учреждений, предоставляющих юридическую помощь гражданам в области защиты их социальных прав.
Государственные социальные стандарты в области применения налогового и ценового механизмов предусматривают установление порядка налогообложения граждан и юридических лиц, предоставление им налоговых льгот, а также регулирование цен и ценообразования в сфере потребительского рынка в соответствии с национальными законодательствами.
Базисным механизмом функционирования социального государства является его экономическая политика, уровень и состояние социального рыночного хозяйства, обеспечивающие реальное выполнение социальных обязательств государства перед своими гражданами.
Она определяется:
· состоянием и эффективностью государственного и частного секторов экономики;
· долей валового внутреннего продукта (ВВП), направляемой на развитие социальной сферы и удовлетворение социальных потребностей граждан;
· уровнем развития социальной инфраструктуры и материальной базы социальной сферы;
· направленностью региональных бюджетов на решение социальных проблем.
Необходимо проведение переориентации действующего экономического механизма на социальные цели. Эта работа должна иметь комплексный характер и осуществляться одновременно со всеми органами власти и управления, каждый из которых должен иметь необходимые права, обязанности и ответственность, чтобы обеспечить в необходимых случаях перелом неблагоприятных социально-экономических тенденций и последовательное движение к цивилизованному эффективному общественному социальному рыночному хозяйству.
В свете сказанного необходимо комплексное создание нового, экспертиза и дополнение действующего законодательства на соответствие его социально-экономическим целям развития страны на основе следующих постулатов или правил.
1. Выбор и установление социальных целей является высшим приоритетом деятельности органов власти и управления. Следование данному постулату означает, прежде всего, что количественно определенные социальные параметры качества и уровня достойной жизни людей (народного благосостояния) должны иметь законодательный характер и обосновываться федеральными органами государственной власти. Роль исполнительной власти при этом состоит в оценке реализуемости поставленных социальных целей, определении сроков реализации и создании механизмов для их достижения. Естественно, что такие реформаторские действия как приватизация или национализация, реструктуризация и др. сами по себе не являются целью социальной политики, а лишь вторичным по отношению к ней средством.
2. Конкретный сценарий макроэкономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу (5, 10, 15 лет), обеспечивающий реализацию поставленных социальных целей в минимально возможные сроки, подлежит обязательному демократическому обсуждению и законодательному утверждению.
Приемлемый подход к выбору альтернативных вариантов макрорегулирования применительно к модели социального государства должен, во-первых, исходить из критерия общего наращивания финансовых ресурсов, направляемых на реализацию социальных целей; во-вторых, исходить из принятия общественно приемлемой пропорции в финансовых отчислениях на социальные нужды между бюджетом, доходами бизнеса и самих граждан; в-третьих, основываться на более детальной проработке резервов улучшения финансово-кредитной, промышленной, научно-технической, внешнеэкономической политики государства.
Данный постулат реализуется с помощью: социального сотрудничества органов власти и системы социального партнерства – профсоюзов и других общественных объединений граждан в выработке альтернативных сценариев социально-экономического развития; стратегического партнерства между органами власти и крупнокорпоративными хозяйственными структурами. Предлагаемые сценарии должны рассматриваться и одобряться большинством субъектов Российской Федерации, проходить экспериментальную проверку и социальную экспертизу и внедряться в практику после общественного признания их полезности для всего общества.
3. Функции, формы и методы (технологии) деятельности субъектов социальной политики по макроэкономическому регулированию и осуществлению выбранного рационального (общественно приемлемого) сценария социально-экономического развития страны подлежат законодательной регламентации.
При проектировании и применении общественно принимаемого механизма макроэкономического регулирования (предполагающего выход на реализацию заданных целей по выбранному сценарию социально-экономического развития) важно исходить из необходимости законодательного закрепления функций, форм, органов, методов, сфер, пределов участия государственной власти в хозяйственной жизни. Четкое законодательное определение функциональной роли государственных органов в управлении экономикой позволит иметь общественно согласованную концепцию и модель действий органов исполнительной власти и системы социального партнерства для реализации принятого сценария социально-экономического роста.
Законодательно должны утверждаться также и все основные стратегические документы, принимаемые в качестве нормативной базы для макроэкономического регулирования, их структура и порядок разработки, в т.ч. бюджетное послание; государственная программа стратегии социально-экономического развития страны на 10-15-летний период; среднесрочные и ежегодные прогнозы социально-экономического развития страны и планы действий Правительства РФ; федеральные целевые программы и регламенты поставок продукции для федеральных нужд; соглашения о взаимодействии по решению стратегических проблем социально-экономического развития между Правительством РФ, объединениями промышленников и предпринимателей, профсоюзами, крупными корпорациями.
4. Планируемые и фактически реализуемые социально-экономические, народно-хозяйственные значения (показатели), стратегические решения должны прежде проверяться на их социальную эффективность. Этот постулат означает, что экономические проекты или решения органов власти и управления по стратегически значимым проблемам (реструктуризация естественных монополий, допуск ведущих транснациональных корпораций на российские рынки, вступление в ВТО и т.п.) должны законодательно иметь обоснование социальных последствий, установленные правила и порядок проведения общественно-независимой экспертизы на соответствие этих проектов или решений социальным критерием, то есть повышению уровня и качества жизни большинства граждан России, и минимизации при этом возможности подкупа экспертов.
5. Должна быть обеспечена объективная оценка социально-экономического развития страны. Это предполагает проведение систематического и объективного мониторинга соответствия законодательно установленных и фактически достигнутых количественных и качественных показателей социального развития в целом по стране и по субъектам Федерации. Кардинальным способом реализации данного постулата может быть предоставление Госкомстату России статуса независимого органа, создание механизмов общественного контроля за его деятельностью, применение комплекса независимых экспертиз и анализов динамики уровня жизни населения в зависимости от проходящих в стране социально-экономических процессов.
6. Неотъемлемым должен быть и постулат ответственности органов власти управления, бизнеса за реализацию основных положений, принципов построения социально ориентированного рыночного хозяйства и принятых социальных целей. Систематическая оценка деятельности Правительства РФ по достижению заданных социальных макроуровневых параметров должна производиться ежегодно и гласно Президентом России. В случае неудовлетворительной ситуации с выполнением данных параметров как следствия низкого качества применяемого инструментария государственного регулирования экономики, необоснованного отклонения от принятого социально ориентированного стратегического курса, невыполнения запланированных стратегических (сценарных) мероприятий должен срабатывать механизм персональной ответственности должностных лиц в структурах исполнительной власти.
Формирование социально ориентированного рыночного хозяйства императивно требует проведения взаимоувязанной и не противоречивой активной социально-экономической политики не только на федеральном, но и территориальном (регионы, муниципальные образования) уровнях. Региональные администрации в силу особой близости к населению и предприятиям демпфируют негативные социальные последствия кризисных явлений в экономике. В частности, противостоят необоснованному росту цен на продукцию отраслей-монополистов, организуют системы взаимозачетов между территориальными предприятиями, оказывают помощь в получении кредитов предприятиям на пополнение оборотных средств, содействуют процессам эффективной занятости трудящихся. Многие управленческие механизмы на региональном и местном уровнях непосредственно направлены на поддержание достойного жизненного уровня трудящихся, сохранение и развитие территориальной социальной инфраструктуры.
В числе базисных механизмов реализации и функционирования социального государства было и остается право.
Предстоит разработать перечень правовых актов и самих актов, необходимых для успешного функционирования социального государства, который должен постоянно пополняться по мере развития социального государства.
В качестве первоочередных правовых актов нужно принять федеральные законы РФ: «Об основах социальной политики», «О государственных социальных стандартах», «О социальном партнерстве, «О работодателях».
Кроме того, потребуется:
· повысить статус Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, придать генеральным соглашениям силу закона;
· ужесточить нормы законодательства (на определенное время) за нарушение, несоблюдение, невыполнение принятых коллективных договоров и соглашений;
· реформировать законодательство в сфере оплаты труда. В том числе: установить минимальную заработную плату на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, а сам прожиточный уровень – на уровне благосостояния, достойного для современного человека; принять закон, предусматривающий автоматическую индексацию уровня заработной платы, пенсий и пособий по мере роста цен и тарифов на жизненно-важные товары и услуги; стимулировать, в первую очередь, занятых в материальном производстве, особенно в машиностроении, приборостроении, нефтедобывающей и горнодобывающей промышленности, а также других отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс. Особое внимание должно быть уделено повышению реальной заработной платы работникам бюджетной сферы и сельского хозяйства.
Предстоит разработать и принять «Закон о социальном заказе», который создал бы правовую основу равного, на конкурсной основе доступа к бюджетному финансированию для учреждений, оказывающих социальные услуги, независимо от формы их собственности.
Одним из ключевых направлений функционирования социального государства является кадровая политика.
Стратегическая цель государственной кадровой политики – создание кадрового потенциала России как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса российского общества, обеспечивающего сохранение его целостности, рост экономики, ее конкурентоспособность в международном разделении труда.
Кадровый потенциал страны представляет собой ее важнейшую национальную ценность как часть профессионально подготовленных трудовых ресурсов общества, способных участвовать в существующих сложных видах трудовой деятельности. Россия обладает кадровым потенциалом, способным решать масштабные задачи социально-экономического развития страны.
Социальное государство призвано регулировать формирование и востребованность кадрового потенциала страны, использовать все возможности для консолидации общества, сохранения единого социально-культурного пространства, роста благополучия каждого гражданина, обеспечивая:
· разработку основных принципов и приоритетов в области профессионального развития кадрового потенциала общества;
· разработку принципов и механизмов экономического стимулирования субъектов управления по востребованности кадрового потенциала общества;
· формирование правовых и организационных основ по защите общества от непрофессионализма;
· создание системы гарантий, компенсаций и защиты интересов граждан, занятых в профессиональных видах деятельности;
· формирование экономических механизмов для распределения кадрового потенциала по регионам России.
Приоритетным объектом государственного регулирования развития кадрового потенциала Российской Федерации является профессиональное образование. Оно становится важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности, роста благосостояния страны и ее граждан. Приоритетная задача образовательной политики – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, конкурентоспособности с образовательными системами зарубежных стран.
* * *
Современная Россия переживает коренные политические и социально-экономические перемены. Эти перемены охватили всю совокупность общественных отношений.
Граждане России в 1993 году по своей воле стали на путь строительства социального государства. Этот путь выбрали и многие страны СНГ, в т.ч. Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Украина. Именно поэтому конкретные шаги по созданию правовых основ, механизмов, практики и культуры функционирования социального государства с социальной рыночной экономикой, по росту уровня и качества достойной жизни россиян, безусловно, будут иметь и международное значение.
Настоящая Концепция социального государства для социального рыночного хозяйства Российской Федерации рождалась в спорах, сопоставлениях различных точек зрения, позиций, что требует продолжения и усиления научных исследований.
Однако в главном широкое общественное мнение имеет единый взгляд и считает, что реализация конституционной цели России по созданию социального государства является не просто желаемым, предпочтительным, но и единственно возможным, безальтернативным вариантом для страны, и при политической воле власти и участии всех общественных сил она призвана стать общенациональной идеей.
1 Каменецкий В.А., Патрикеев В.П. Лекции по экономике. – С.314.
2 Там же. – С. 116.
3 Российская Федерация – социальное государство. – М,: ФНПР--АТиСО, 1996.. – С. 6.
4 См.: Государственное право Германии. В 2 т. М., 1994. Т.1.
5 Аверин А.Н. Социальная политика государства. – М.: АНХ при Правительстве РФ. – С.14.
6 Волков Ю.Е. Указ. соч.. - С. 141-142.
7 Каменецкий В.А., Патрикеев В.П. Лекции по экономике. – С. 353, 316.
8 Социальная политика: Толковый словарь. – С. 22.
9 Социальная политика: Учебник. – С. 77.
10 См.: Социальная политика: Толковый словарь. - М., 2002. - С. 191.
11 Каменецкий В.А. Патрикеев В.П. Лекции по экономике. - С. 316-317.
12 Социальное государство: мировой опыт и реалии. - С. 33-34.
13 Основной закон Федеративной Республики Германия. – Бонн: 1998.
14 Конституция государств Европейского союза. – М., 1997. – С. 187.
15 См, там же. – С. 701.
16 Конституция государств Восточной Европы. – М., 1996. – С. 8.
17 См. : Конституции зарубежных государств. – М., 1996. – С. 295.
18 Покровский В.А. Социальное государство в конституции СНГ // 10 лет СНГ: опыт, проблемы, перспективы. – М., 2001. – С. 130.
19 Там же. – С. 130.
20 Там же. – С. 130.
21 Там же. – С. 132.
22 Там же. – С. 132.
23 Там же.
24 Там же. – С. 133.
25 Там же.
26 Там же.
27 Там же.
28 Там же.
29 Покровский В.А. Социальное государство в конституции СНГ // 10 лет СНГ: опыт, проблемы, перспективы. – М., 2001. – С. 130.
30 Взаимодействие государства и гражданского общества в современной России. Проблемы становления и развития. – Москва-Карбондейл., 2006. – С.85.
31 Термины взяты из словаря-справочника «Социальное государство. – М.: АТиСО, 2002.
32 Ракитсий Б.В. Социальная политика, социальная защита, самозащита трудящихся в обществе. Ч.1, Социальная политика // Трудовая демократия. – М., 1997. Вып.9. - С.2
33 Овчинников В.С. Политика социальная //Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995. . - С.566-567.
34 Зайцев В.И., Логвинов С.А. Социальная политика государства – важнейший инструмент регулирования социальных процессов в рыночном хозяйстве//Стратегическое планирование. – М., 1998. – С. 76.
35 Социальная политика в регионах России. – М., 1998. - С.4.
36 См, например: Социальная политика государства/Под ред. В.Ф. Ушакова. – М., 1997.. - С. 58.
37 Социальная политика в регионах России. – М., 1998. - С.4.
38 См.: Волков Ю.Е. Социальная полвитика// Социальное государство: Краткий словарь-справочник. – М., 2002. — С. 207.
39 См.: Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. – М., 1998. – С.5.
40 Социальная политика: Толковый словарь. – М., 2002. — С.146-147.
41 См.: Социальное государство: Краткий словарь-справочник. – М., 2002. – С. 212-214.
42 См., например: Колмогоров В.П. Трехстороннее сотрудничество: региональный аспект// Человек: социальная политика, социальное партнерство. – М.: АТиСО, 1997. – С. 47-48.
43 Аверин А.Н. Социальная политика государства. - С. 17.
44 Социальное государство: Краткий словарь-справочник. - С. 394
45 Киселев В.Н. Социальное партнерст во // Социальное партнерство. Словарь-справочник, 2002. — С. 229.
46 Гайнулина Ф. Трипартизм: опыт мировой и отечественный // Человек и труд. 1997. №11. — С.95.
47 См.: Смольков В.Г.Модели социального партнерства // Социально-политический журнал. 1998. №5. — С. 156-163.
48 Социальное государство. Краткий словарь-справочник. - С. 164-167.
49 См., например: Осадчая Г.И. Социальная сфера общества: Теория, методология и методика социального анализа: Автореф. на соис. уч. ст. док. соц. наук.. М., 1996. - С. 20.
50 См, например: Кудаидет Россия? Трансформация социальной сферф и социальная политика. М., 1998. - С. 7.
51 Социальное государство: Краткий словарь-справочник. 2002. - С. 221-223.
52 Осадчая Г.И. Социальная сфера общества, 1996. - С.154.
53 См., например: Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. - С. 13-14.
54 См.: Модельный закон «О государственных стандартах»// Социальноеь государство: Краткий словарь-справочник. - С. 427-428.
55 Богданов С.С., Петров А.Н., Сигов В.И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. М.: Пресс-сервис, 1997. - С.57
56 Шарков Ф.И. Программы социального развития на федеральном, региональном и местном уровнях//Социальное государство: Краткий словарь-справочник. - С.150-151.
57 См.:Козлов В.И. Процесс социальный//Энкиклопедический социологический словарь. М., 1995. С.—612.
58 Под вектором социальных процессов понимается направление и величина прилагаемых усилий по изменению того или иного состояния определенной отрасли социальной сферы в конкретный момент времени.
59 См.: Проблемы комплексного развития России: материалы научной конференции. 15-16 мая 1996 г. - М., 1990. Кн. 1,2.
60 Итоги сессии Совета взаимодействия. 1991. 17 июня.
61 Сегодня демократическая модель социальной политики, направленная на обеспечение государством широкого спектра льготных и бесплатных социальных услуг и максимальной занятости, применяется в скандинавских странах. В Германии, Австрии, Франции социальная политика ориентирована на выплату пособий посоциальному страхованию, дифференцированную по видам трудовой деятельности (корпоративная модель). Англосаксонская (либеральная) модель ориентированана государственную поддержку слабообеспеченных слоев населения. Социальная политика в Швеции (социал-демократическая модель, близкая к патерналистской) ориентирована на обеспечение равного доступа всего населения к системе государственного образования и здравоохранения.
62 См.: Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995. - С.624
63 Научный доклад Всемирной встречи навысшем уровне в интересах социального развития. Копенгаген, 1995. – С.8.
64Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М.: Наука, 1972. - С.380-393.
65Использованы материалы Туркина Сергея, директора агентства «Социальные Инвестиции»//http://www.zhuk.net/archive/articles.asp?aid=4376
66 Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. -- № изд., доп. – И.: Инфра-М, 2000. – С.29.
- Программа курса «основы социального государства» общие методические указания
- Тема I. Сущность и теоретические основы социального государства
- Государство как социальный институт
- 1.5. Цели, приоритеты социального государства и механизмы его функционирования Ключевые слова
- 1 Слайд Строить государство, обслуживающее чисто капиталистическую экономику, регулируемую стихией рынка, и соответствующее этому социальное устройство жизни страны было невозможно по ряду причин.
- 2 Слайд в то же время возврат к социалистическому государственному устройству стал также невозможным по многим причинам.
- 3 Слайд Условия реализации конституционных принципов социального государства
- Стабилизация демографической ситуации
- Политика в сфере образования
- 1. Устранить перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний.
- 1 Слайд в среднесрочном периоде важнейшими задачами должны стать:
- 2 Слайд Важными вопросами государственной социальной политики будут оставаться также вопросы улучшения условий и охраны труда.
- 3 Слайд Социальная поддержка населения
- Пенсионная реформа
- Контрольные вопросы и задания
- 1.6. Функции социальтного государства Ключевые слова
- Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства.
- Контрольные вопросы и задания
- 1.7. Принципы социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.8. Основные черты, характеристики и оценка состояния социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.9. Экономическая основа социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.10. Правовая основа социального государства Ключевые слова
- Механизм правового регулирования в социальном государстве
- Контрольные вопросы и задания
- 1.11. Модели социального государства
- Контрольные вопросы и задания
- Контрольные вопросы и задания
- 2.2. Развитие социального государства в странах снг Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.3. Социальное государство в постсоветской России Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.4. Модели социальной политики: основные принципы построения Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.5. Международные и отечественные термины, критерии и измерители достойного уровня (качества) жизни
- 2.6. Деятельность международных организаций по формированию норм социальной ориентации Деятельность Международной организации труда (мот): Конвенции и рекомендации
- Глава 3. Эффективное социальное партнерство и сильная социальная политика основа успешного развития социального государства
- 3.1. Социальная политика социального государства: теоретико-методологические проблемы Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 3.2. Государственная региональная социальная политика: вопросы теории и практики Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 3.3. Социальная политика – основной механизм реализации принципов социального государства Ключевые слова
- Роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики.
- Контрольные вопросы и задания
- 3.4. Социальное партнерство в социальном государстве
- Контрольные вопросы и задания
- 3.5. Особенности управления социальной сферой в социальном государстве
- Критерии и показатели управления социальными процессами
- Контрольные вопросы и задания
- Глава IV. Социальный аудит как технология оценки результатов социальной политики, социального партнерства, реализации принципа социальной ответственности бизнеса.
- Контрольные вопросы и задания
- Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания:
- 4.3. Формирование российской модели социального аудита. Научная школа и концепция социального аудита Академии труда и социальных отношений90.
- Контрольные вопросы и задания:
- Глава V. Взаимодейстивие социологической и экономической науки и практики в целях создания необходимых условий для развития социального государства
- Глава 5.1. Социальное рыночное хозяйство как экономическая основа социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 5.3. Социоэкономика как межотраслевая наука. Развитие научной школы Академии труда и социальных отношений108 Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 5.3. Роль экономической социологии в синтезе экономического и социологического знания Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания:
- 5.4. Направленность социономики на реализацию принципов социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- Основные термины и понятия
- Литература
- 19 Ноября 2002 г.
- Часть I.
- Часть II.
- 67Http://www.Cpolicy.Ru/glossary/a.Html
- 81Т.В.Никонова. Библиотека «Полка букиниста»//http://polbu.Ru/personnel_management/ch29_all.Html
- 133 Http://www.Lenta.Ru/articles/2005/10/07/nobeconomy/_Printed.Htm