Глава IV. Социальный аудит как технология оценки результатов социальной политики, социального партнерства, реализации принципа социальной ответственности бизнеса.
Ключевые слова
Социальная диагностика | Социальный риск |
Социальные инвестиции | Социологическая диагностика |
Социальный аудит | Социологический мониторинг |
Социальный мониторинг | Стэйкхолдеры |
4.1. Развитие теории и практики социального аудита и социальной диагностики65
Понятие «аудит» сегодня известно многим – и государственным служащим, и финансистам, и бизнесменам. «Аудит – финансовый анализ, бухгалтерский контроль, ревизия инансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, форм, акционерных обществ, проводимые квалифицированными специалистами, как правило, независимых служб (аудиторскими службами, аудиторами). … Главная цель аудита – выявление финансового положения, состояния фирмы и выработка рекомендаций по их улучшению»66. Если цель аудита – выявление финансового состояния какого-либо субъекта, то социальный аудит преследует цель оценки вклада организации в решение социально-значимых проблем.
Институт культурной политики определяет социальный аудит (Social Auditing)67 как процесс, позволяющий организации оценить и продемонстрировать ее вклад в решение социальных, экономических и экологических проблем. Результаты социального аудита позволяют понять, в какой мере организация следует общественным целям и ценностям, с которыми она солидаризуется, оценить степень достижения некоммерческих целей организации путем систематичного и регулярного мониторинга ее деятельности и взглядов представителей различных групп интересов, имеющих отношение к ее деятельности. Таким образом, социальный аудит требует привлечения заинтересованных лиц.
Энциклопедический словарь «Управление организацией» в определение понятия «социальный аудит» включает выявление факторов социальных рисков: «социальный аудит – специфическая форма анализа, ревизии условий социальной среды организации с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по снижению их воздействия»68. Социальный аудит также как и финансовый или бухгалтерский аудит, является своеобразным инструментом менеджмента. Суть его сводится к диагностике причин возникновения социальных проблем, разносторонней оценке важности, срочности и возможностей их разрешения, выработке конкретных рекомендаций по профилактике социальной напряженности в организации, совершенствованию управления персоналом. В частности, эксперты, осуществляющие аудиторскую проверку, выясняют факторы, влияющие на качество трудовой жизни и эффективность совместной работы, сопоставляют их с характеристиками населения и условиями жизни в данном регионе (городе, районе).
Эффективность социального управления, в том числе и управления социальной сферой, решающим образом зависит как от общественной поддержки, так и от оперативного владения информацией о состоянии социальных процессов, протекающих во взаимосвязи с объектом социального управления. Любое нововведение предполагает не только учет общественного мнения, но и формирование социальной базы поддержки; не только разъяснительную работу, но и включение различных социальных сил и групп в процесс принятия решений и их реализации.
Это относится не только к деятельности органов власти, но и к разработке и реализации проектов и программ в деловой сфере при реализации бизнес-проектов различного уровня. Как показывают многочисленные социологические исследования, отношение населения к бизнес-сообществу в России неоднозначное. Одни исследователи считают, что причины коренятся в национальном сознании, формировавшемся на протяжении веков. По мнению других, это результат цепи событий последних польлора десятка лет. Развитие бизнеса и частного предпринимательства в этот период в массовом сознании связывается с резким падением уровня жизни большинства населения страны, по существу грабительской приватизацией колоссальных национальных богатств, неэффективными и болезненными реформами, недопустимо высоким и постоянно увеличивающимся разрывом в доходах бедных и богатых и т.д.
Как известно, главной проблемой современного отечественного бизнеса является его легитимизация – как правовая, так и моральная. И именно в сфере деловой активности наработан наиболее детализированный опыт организации и оценки эффективности социальных коммуникаций и социального партнерства. Такая ситуация позволяет применить технологию социального аудита путем проведения экспертитзы социальных факторов развития деловой коммуникации.
Социальный аудит представляет собой и анализ факторов социальных рисков, и выработку предложений по снижению их воздействия. Он ставит целью оценить способность организации разрешать социальные проблемы, которые возникают внутри и за ее пределами, и управлять теми из них, которые оказывают непосредственное влияние на трудовую деятельность индивидуума и функционирование организации в целом. Таким образом, одна из основных целей социального аудита в организации – экспертиза работы органов управления в области оптимизации социальных факторов, влияющих на эффективность трудовой деятельности; минимизация абсентеизма персонала; повышение удовлетворенности трудом у работников.
Социальный аудит может быть внутренним и внешним, носить отраслевой, корпоративный, региональный или местный характер. Он может отличаться масштабами (быть частичным, выборочным, развернутым, полным) и носить временной (краткосрочный, разовый, долгосрочный, периодический, непрерывный) характер. Он может использоваться как важный инструмент менеджмента (оперативного, тактического и стратегического).
В настоящее время социальный аудит превратился в довольно устойчивую систему, с присущими ей характерными чертами, процедурами, технологиями, а также со своими специфическими проблемами и методами их решения и анализа нефинансовой отчетности.
Существуют разные подходы при использовании социального аудита. Прагматический подход, например, характерен для большей части собственников и менеджеров, которые рассматривают социальный аудит преимущественно как инструмент управления рисками и увеличения добавленной стоимости, так как, социальный аудит может способствовать предотвращению острых социальных конфликтов, что неизбежно связано с потерями рабочего времени. Целью социального аудита становятся также такие аспекты анализа социально-трудовых отношений, как прогулы, небрежное отношение к корпоративной собственности, своим обязанностям, нарушение правил безопасности и т.д. Конечно, эти объекты обследования преимущественно связаны с оперативным и тактическим менеджментом.
Важной целью социального аудита становится и формирование положительного имиджа, привлекательного «лейбла» в глазах потребителей и общества. Или иначе, социальный аудит можно рассматривать как инструмент формирования гудвилла организации69 При подобном подходе широко используются способы сравнительного сопоставления достигнутых результатов на данном предприятии с международными стандартами, связанными с социальными ориентирами для бизнеса.
Для научных исследований характерно более широкое понимание социального аудита: он рассматривается как инструмент регулирования человеческих ресурсов и, безусловно, связан со стратегическим менеджментом.
Что касается «правил игры» социального аудита, то чаще всего в зарубежных моделях они сводятся к тому, чтобы соблюдать правовые нормы, которые отражены в национальном или международном законодательстве. Однако сейчас пробивает себе дорогу и другое мнение: необходимыми критериями социального аудита следует считать не только правовые, но и морально-этические нормы.
Социальный аудит – не только инструмент принятия управленческих решений, но и способ наблюдения, мониторинга социальных процессов, в частности – за состоянием трудовых отношений. Специфика социального аудита в основном зависит от природы и характера объекта аудита, которые диктуют использование тех или иных методов, подходящих данной ситуации. Человеческие ресурсы могут измеряться как качественными, так и количественными методами. Чтобы возместить недостаточность количественной информации, аудитор использует методики и технику социологических исследований.
Объективной основой появления и развития социального аудита стала совокупность самых разнообразных факторов, характерных для перехода индустриального общества к постиндустриальному, и в первую очередь, в связи с растущей взаимозависимостью между экономической и социальной сферами, взаимопроникновением «экономического» и «социального», формированием того, что можно определить как «социоэкономику» и «социоэкономические отношения».
На макроуровне, с появлением более зрелых рыночных отношений, когда человеческие ресурсы становятся решающим фактором производства, неизбежно повышается социальная ответственность государства и бизнеса. На смену теории классовых антагонизмов приходит Концепция социального партнерства, при котором социальный консенсус достигается в результате добровольного и равноправного социального диалога между сторонами социально-трудовых отношений.
На микроуровне, в результате принципиальных изменений, происшедших в конкурентной среде и в соотношении «жестких» и «мягких» факторов конкуренции, социальная функция организации во все большей степени оказывает влияние на эффективность экономической деятельности (получение прибыли). Успех предприятия сегодня зависит не столько от ценового фактора, сколько от качества продукта, его инновационного характера, сервисного обслуживания, гудвилла предприятия (имиджа, бренда, репутации, известности). Эти факторы во внутренней среде преимущественно связаны с человеческим фактором, социальным климатом и проблемами социального управления человеческими ресурсами, а во внешней – восприятием целевой аудиторией социального портрета организации через паблисити, имиджевые, репутационные, брендовые характеристики.
Социальные расходы становятся весомой статьей издержек производства современных предприятий с одновременным усилением роли социальной ответственности бизнеса. Достижение конкурентоспособности становится основной стратегической целью предприятия и, в то же время, является общим корпоративным интересом участников его экономической деятельности.
Таким образом, общий корпоративный интерес всех участников экономической деятельности предприятия является объективной основой для поиска и достижения консенсуса путем социального диалога социальных партнеров. Социальный аудит может и должен оказать им помощь в анализе состояния и путей совершенствования, позволяющих осуществить конструктивный социальный диалог и достигнуть необходимого консенсуса.
На этапе становления и последующего развития предприятия, когда решающим фактором производства был капитал, в системе управления основное внимание уделялось минимизации финансовых рисков и финансовому аудиту. Но, исторически оправданным является процесс, когда решающим фактором становятся человеческие ресурсы и «социальный капитал», то очевидно, что управление социоэкономическими отношениями становится важнейшим фактором во всей системе управления, что требует значительного повышения роли и значения социального аудита.
Рассмотрим, какова историческая обусловленность такого развития. История социального аудита началась в США в 1940-е гг., когда социальные рейтинги компаний стали регулярными. Они оценивали отношения с персоналом и профсоюзами, с местным сообществом, филантропию (пожертвования), волонтерство и другие программы компаний в местных сообществах (community based programs). На уровне профессиональных сообществ первыми в создании системы внедрения и последующего регулирования процесса развития были Организация новой экономики в Великобритании и Копегагенский центр в Дании. В 1960-е - 1970-е гг. стало возрастать общественное недовольство в отношении негативных последствий роста производства. Все чаще экономический рост осуществлялся за счет загрязнения окружающей среды, всякого рода дискриминации, снижения безопасности производства, ухудшения качества товаров. Однако для разрешения этих проблем необходимо было не просто провести социальный аудит, но и добиться воплощения в жизнь его результаты. Однако правовой основы регулирования в сфере социального аудита еще не было.
Правовая основа социального аудита, как комплексного института обследования социальной сферы предприятий, начала формироваться в 80-е гг. прошлого столетия. Она относится к механизмам, которые включаются в область защиты прав и свобод человека, поскольку одной из основных целей социального аудита является содействие в предотвращении социальных конфликтов, которые, в первую очередь, происходят из-за нарушения социальных прав граждан.
В некоторых странах Европы законодательство по социальному аудиту имеет целью формирование положительного имиджа национального бизнеса за рубежом. В этом отношении весьма показательна Бельгия: ее закон о социальном аудите носит название «Бельгийский лейбл».
Зарубежный социальный аудит опирается в значительной мере на правовые нормы, зафиксированные в ряде универсальных международных договоров, закрепляющих основные социально-экономические права: Устав Организации Объединенных Наций (1945), Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) и др.
Наибольшее влияние на формирование европейского социального аудита оказывает законодательство стран Европейского сообщества, на основе которого происходит процесс унификации европейских стандартов социального аудита. К основополагающим европейским актам в этой области следует отнести Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950) и Европейскую социальную хартию (1961). Хотя не все европейские страны ратифицировали отдельные положения этой хартии, равно как и саму Хартию.
Однако, даже при появлении основ правового регулирования социального аудита, было стремление львиную долю ответственности за социальную несправедливость и экономическое неравенство возложить исключительно на бизнес. Так действовали правительства, и так отражалось эта ситуация в общественном мнении. Общественное мнение и его лидеры стали меньше доверять корпорациям, и, как следствие, число покупателей и пользователей услугами сократилось. Результатом стало общественное давление на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности компаний. В ответ на это представители бизнеса вынуждены были все чаще выступать инициатором социально ответственного поведения.
Для этого организациям приходилось проводить диагностику социальной ситуации и своевременно регагировать на нежелательные изменения в социальной структуре и в протекающих социальных процессах. Например, в ответ на существенное увеличение объема и сложности кадровой работы закономерно возник и социальный аудит как своеобразный инструмент управления, подобный финансовому или бухгалтерскому аудиту70. Его суть в то время сводилась к диагностике причин возникающих в организации проблем, оценке их важности и возможностей разрешения, формулированию конкретных рекомендаций для руководства организации.
Проведение диагностики объекта социоэкономического анализа и оценки состояния объекта ставит задачу всестороннего выявления проблем, требующих разрешения. Социальный аудит понимается как процедура диагностирования социоэкономических отношений, мониторинга состояния и хода реализации коллективных договоров и соглашений, планов и программ социального развития на предприятии. Как правило, социальное обследование становится желаемым или необходимым, если на предприятии ухудшается социальный климат. Чаще всего социальный аудит используется в оперативном или тактическом менеджменте, то есть к нему прибегают тогда, когда произошел острый социальный конфликт на предприятии или когда становится очевидным, что появляются условия для обострения социальных отношений и возникает необходимость выяснить причины ухудшения социального климата и наметить пути решения социальной напряженности.
Диагностика осуществляется прежде всего путем сравнительного анализа «Что есть?» и «Что должно быть?». За основу «Что должно быть?» берутся правовые нормы и рекомендации, зафиксированные в национальном законодательстве или в международных стандартах и документах. Обследование позволяет выявить факторы, которые несут в себе угрозу дестабилизации социальных отношений. Социальный аудит не ограничивается лишь констатацией того, «Что есть?» и «Что должно быть?». В конечном итоге он позволяет выявить основные причины возрастания угрозы социальных рисков и наметить программу управления рисками, то есть ответить на вопрос «Что делать?».
Такой подход к развитию методологической основы социального аудита в виде научно обоснованной диагностики и мониторинга социальных процессов, связанных с отношением общественности к деятельности бизнес-структур дал толчок к методическим разработкам в сфере диагностики, проводимой с помощью социологических методов. Социологическая диагностика – это основанная на теоретических идеях и исследовательских методах, выработанных социологической наукой, технология комплексного анализа состояния социальных объектов и социальных аспектов других общественных систем, главное назначение которой заключается в информационном обеспечении управления соответствующими объектами. Основная цель социологической диагностики – всестороннее определение свойств объекта для последующего оказания на него управляющего воздействия.
Для успешного применения методики применения диагностики в качестве инструмента социального аудита следует рассмотреть основные теоретические и практические аспекты формирования и использования различных моделей диагностики. Модель социологической диагностики включает в себя познавательные, проектировочные, организационные, технологические, исследовательские компоненты.
Теоретическая модель социологической диагностики включает гностическую, организационную, проектно-технологическую подсистемы71. Гностическая подсистема охватывает освоение необходимых для социологической диагностики теоретических представлений, выработанных социологической наукой и другими, касающимися данного объекта отраслями научного знания о сущности и структуре данного объекта, его связях с близкими ему явлениями, закономерностями, тенденциях развития. Выявленные таким образом данные о социально-экономической природе объекта создают необходимую базу для последующей диагностики ее состояния.
Организационная подсистема включает в себя действия по созданию постоянной или временной организационной структуры, призванной заниматься реализацией процедур диагностики, подбором специалистов для проведения исследований и анализа результатов, созданием сети полевого исследования, в соответствии с методикой построения репрезентирующий объект выборки, организацию технического обеспечения исследования, обучения персонала.
Проектно-технологическая подсистема охватывает постановку целей диагностики, определение индикаторов и показателей для сбора информации, выбор методов ее сбора, разработку программы и инструментария исследования.
Исследовательская подсистема включает непосредственные процедуры сбора и анализа данных. При проектировании модели социологической диагностики социального объекта необходимо соблюдать следующие требования:
система информации в диагностике общественных систем описывает объект как некую функциональную целостность, а не его разрозненные компоненты;
на основе собранной информации объект должен быть описан по изначально заданному строго определенному набору параметров, по которым можно судить о соответствии его функционирования нормальному режиму или отклонении от него;
описание объекта должно содержать в себе не только общие, типические для данного вида объектов характеристики, но и особенные черты, то есть то, что отличает его от других, тем самым делает его уникальным и тем самым предопределяет особенности его поведения;
диагностика должна быть нацелена на определение характера и типа отклонений объекта от нормального режима его функционирования, поскольку именно такая информация представляет главную ценность для решения управленческих задач, для осуществления управленческих воздействий на функционирование и развитие данного объекта.
На стадии проведения социального аудита объекта формируется технология осуществления различных процедур: правильное определение целей и разработка научно-обоснованной программы; выбор всего требуемого набора исследовательских методов, наиболее адекватных предмету изучения; точное и надежное применение выбранных методов; высокий профессиональный уровень проведения работы, позволяющей умело провести анализ полученных данных, оценить изучаемую ситуацию, выявить проблемы, которые нужно решать и можно решить при эффективном управлении этой ситуацией, подготовить предложения по выработке мер управленческого характера, способных оптимизировать функционирование данного объекта.
В задачи социальной диагностики (диагностики социального объекта, осуществляемого с помощью как социологических, так и всех других возможных методов), осуществляемой в рамках социального аудита входит не только фиксация имеющихся отклонений от нормы, но и определение путей, средств возвращения объекта к оптимальному состоянию. В качестве критериев социальной диагностики, осуществляемой в виде модели изучаемого объекта, выступают социальные нормативы и стандарты – регламентированные значения социальных показателей, выражающие систему типических требований, предъявляемых социальными субъектами к исследуемому и управляемому объекту. Среди них можно выделить:
нормативы естественнонаучного обоснования (нормы питания, экологического состояния среды и т.п.);
нормы, регулирующие трудовые, бытовые и иные отношения людей; нормативы потребления, оплаты труда и т.п.).
В моделях социальной диагностики нормативы выступают в качестве эталонов сравнения с реально существующими показателями и их оценки. Технология построения модели диагностики управленческой ситуации предполагает конструирование системы эталонных (нормативных) показателей и сравнение их с реальными показателями. В последующем эти данные используются при принятии управленческих решений по устранению возникших противоречий и их профилактики.
В технологическом плане модель социальной диагностики строится с учетом соблюдения научно-обоснованных алгоритмов реализации различных этапов.
В случае невозможности нормативного выделения оценочных критериев используется метод экспертной оценки. На первом этапе эксперты знакомятся с предоставленным объектом, далее разрабатываются и согласовываются цели и критерии диагностики, методы количественной оценки. В конце этапа систематизируется состав диагностируемых ситуаций. На втором этапе производится измерение и анализ результатов. И наконец, на заключительном этапе формулируются оценочные заключения и выводы, вырабатываются меры по приведению объекта управления к оптимальному состоянию.
Качество проведения этапа диагностики зависит от социально-политических, научных, организационных и материально-технических условий. Социально-политические условия заключаются в наличии общественной потребности в проведения данной диагностики и возможностей ее проведения, а также от уровня подготовленности соответствующих специалистов в органах власти и управления.
Научные условия включают в себя степень теоретической разработанности проблем, касающихся сущности, основных черт и закономерностей функционирования и развития, подвергаемых диагностике объектов, а также степень разработанности методологии и методики исследования данного вида объекта.
Организационные условия – это наличие эффективной структуры, призванной проводить диагностику, наличие в ней персонала требуемого уровня квалификации, а также организация опросной сети, должного контроля за надежностью получаемой информации и др. Наличие соответствующих материально-технических условий означает соответствие финансовой и технической базы потребностям обеспечения работы на этапах тиражирования материала, приемов результатов опроса интервьюеров, ввод и обработку информации, оформление конечного результата.
Универсальной технологией диагностики управляемого социального объекта является ситуативно-нормативный подход, с помощью которого выявляются отклонения условий функционирования объекта от нормативно заданных критериев или условий, оптимально обеспечивающих такое функционирование, и определение путей и средств возвращения объекта к требуемому состоянию.
Модель диагностики состояния управляемого объекта можно считать построенной, если проблемы возникающие или могущие возникнуть в исследуемой сфере, выявлены, структурированы (иерархизированы по значимости), выявлены ключевые проблемы, разрешение которых будет способствовать решению задач, связанных с управлением данным объектом. Анализ, проведенный на основе модели управляемого объекта, позволяет объективно оценить ситуацию, опираясь не только на здравый смысл и интуицию, но, главным образом, на научно-обоснованные данные. Сопоставление показателей в различные интервалы времени дает возможность определить направление (вектор) протекающего социального процесса. Результаты проведенной диагностики кладутся в основу программы мониторингового исследования, и учитываются при разработке показателей объекта, по которым осуществляется “слежение” за изменением объекта.
Однако выявленные отрицательные тенденции социального развития в ходе диагностических процедур не в состоянии переломить силами лишь субъектов бизнеса, даже при их очень ответственном отношении к проблеме развития социально ответственного бизнеса. К концу 1970-х гг., когда утихла первая волна демонстрации социально ответственного поведения, крупный бизнес стал относиться к филантропии более прагматично. У правительств различных стран появилось опасение, что корпорации вовсе перестанут заботиться о нуждах своих communities. Так, в 1977 г. Конгрессом США был принят документ, по которому американским банкам предписывалось делать инвестиции в территории, на которых они оперируют. Community Reinvestment Act (Закон о реинвестициях в местные сообщества) и по сей день остается основным инструментом поощрения социальной вовлеченности банков на местном уровне. Заметим, что реально из-за включения в процесс механизма бюрократии закон заработал к середине 1980-х гг. Никаких карательных санкций закон не предусматривал. Банк не может быть лишен лицензии или оштрафован за невыполнение таких рекомендаций. Правительство выделило каждому банку «подшефную территорию» и прикрепило его к местному правительственному агентству, наблюдающему за ходом программы. В конце года каждый банк отчитывался о проделанной работе. По итогам отчета составлялся список активности банков в сфере социальных инвестиций (в порядке убывания). Такой список публиковался крупнейшими деловыми изданиями с пояснением, что рейтинг касается показателей социальной вовлеченности и ничего более. Однако американцы, увидевшие знакомые банки не в первых рядах, посчитали это признаком их финансовой несостоятельности и бросились переводить свои счета в более достойные финансовые институты. В последующем банки всячески старались доказать свое желание работать на местное сообщество. К началу XXI века в России к проблеме развития социально ответственного бизнеса стало активнее проявлять внимание правительство. С 2000 г. начал проводится конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности». С 2004 г. конкурс, по решению Правительства РФ, решено сделать ежегодным. По заявлению оргкомитета конкурса, в нем ежегодно принимают участие более тысячи компаний. Под социальной эффективностью, по мнению организаторов конкурса, следует понимать отсутствие задолженности перед государством, наличие коллективного договора, наличие профсоюзной организации. Отчеты о социальной поддержке работников и местных сообществ принимаются в произвольной форме (присылайте все, что есть, а мы посмотрим) и оцениваются по не вполне понятным критериям. Сам факт проведения подобного конкурса говорит о том, что государство хочет и будет оценивать социальную эффективность компаний. К сожалению, бизнес-сообщество, признавая необходимость объективной оценки «социальных инвестиций» компаний, не спешит разрабатывать встречные предложения. Позиция простая: пусть власть сама решит, что такое социальная ответственность бизнеса. Мы люди подневольные: введет государство новую форму социальной отчетности - будем отчитываться. Между тем публичные политики все чаще заявляют о «социальном налоге» на бизнес. Еще в середине 1990-х гг. в Госдуме РФ был разработан документ, поразительно напоминающий американский Community Reinvestment Act с той лишь разницей, что у нас процент «социального инвестирования» был фиксированным, а оценкой социальных инвестиций должна была заниматься федеральная и местная власть по своему усмотрению. Что из этого может получиться, объяснять не надо. Постепенно понимание необходимости интеграции в практику бизнеса таких элементов, как условия труда, права человека, интересы общества и потребности рынка доходит и до регионов. Так называемый «нравственный налог» на компании введен в Татарстане, ряд областей России предлагают свои варианты регионального «социального налога». Законодательном собрании Башкортостана по инициативе республиканских профсоюзов началось обсуждение законопроекта ”О социальном аудите”.
Интерес к социальному аудиту со стороны субъектов Федерации очевиден. Это можно объяснить многими обстоятельствами. Прежде всего, надо учитывать, что на регионы ложится основная забота о социальном положении населения. Социальный аудит дает возможность получить объективную и достоверную информацию относительно социального климата на предприятиях и в организациях регионов, позволяет выявить существенные и потенциально возможные социальные риски, способствуя тем самым эффективному регулированию социальных отношений.
Известно, что до сих пор существует значительная дифференциация российских регионов по уровню жизни, доходов, заработной платы, условиям труда: аудиторское обследование позволяет объективно оценить социальную ситуацию на территориях. В то же время социальный аудит позволяет региону добиваться большего внимания со стороны федерального центра к своим социальным нуждам и продвигаться в сторону утверждения социальной справедливости.
Особое внимание следует обратить на политическую злободневность социального аудита:
социальный аудит может стать инструментом более эффективного сотрудничества региональной власти с институтами гражданского общества и в первую очередь с объединениями предпринимателей и профсоюзами;
объективное социальное обследование ограничивает возможности использования популистских лозунгов, к которым прибегают некоторые политические партии;
принцип ”прозрачных результатов” социального аудита должен способствовать ликвидации теневого сектора в региональной экономике;
активное внедрение региональными властями социального аудита безусловно будет способствовать повышению авторитета власти в глазах избирателей, подтверждая, что региональные власти осознают свою ответственность перед населением региона.
Насколько нам известно, интерес к социальному аудиту проявляют не только в Башкортостане, но и в столичном правительстве, и в Московской городской думе. Концепцией социального аудита заинтересовались администрации Тверской и Ивановской областей, Республики Саха (Якутия).
Вполне понятно, что конкретные шаги к социальному аудиту в российских регионах побудят и федеральную власть обратить внимание на этот инструмент социальной политики.
Объективная оценка эффективности социально значимой деятельности компаний стала необходимостью. В числе основных причин: а) ограниченность ресурсов. Сегодня бизнес отдает государству не менее 75% прибыли в виде налогов, государственные поборы на «социальные цели» продолжают расти; б) рост давления со стороны общества и средств массовой информации, предлагающих богатым «поделиться»; в) необходимость участия бизнеса в коренных социально-экономических реформах, направленных на решение актуальных для общества проблем: бедности, безопасности, преступности, коррупции, поможет компаниям выстроить систему сбалансированных отношений с властью. Органам власти оценка объективного вклада компаний в развитие местных сообществ (индекса социальной ответственности) позволит активизировать приток инвестиций в регионы, повысить их инвестиционную привлекательность, снизить социальную напряженность и связанные с ними риски, повысить качество жизни людей. Именно поэтому социальный аудит может стать для бизнес-сообщества действенным инструментом влияния на региональную и федеральную власть, главным гарантом от так называемого «чиновничьего рэкета». Необходимость участия власти, консалтинговых и рейтинговых агентств в разработке методики социального аудита не вызывает сомнения. Данные недавних исследований свидетельствуют, что, по мнению населения, наибольшим доверием могут пользоваться отчеты компаний, заверенные независимой внешней организацией (83%) или органом власти (72%). Однако главной заинтересованной стороной разработки национальной модели социального аудита является само бизнес-сообщество.
«Подход Еврокомиссии, зафиксированный в специальном коммюнике, под социально ответсвенной компанией понимает компанию, котораят в своей деятельности руководствуется этическими и корпоративными нормами, стандартами и правилами, вносит вклад в развитие экономики страны, в том числе улучшает качество жизни своих сотрудников и их семей, местного сообщества и общества в целом.
При этом понимается, что социально ответственный бизнес – это:
ответственный работодатель;
ответсвенный деловой партнер;
ответственный гражданин;
благотворитель»72.
Любая внешняя система социального аудита должна начинаться с внутренней системы оценки эффективности социальной активности компаний, т. е. с оценки выгоды для бизнеса от социальных инвестиций. Социальные инвестиции во всем мире являются одним из самых выгодных видов инвестирования. Оценка возврата по инвестициям (Return on Investment, ROI) в отношении социальной деятельности компаний позволяет бизнесу оценивать влияние социальных инвестиций на бизнес-показатели. «Социальный аудит» часто понимают на технологическом уровне как социальную отчетность (social reporting), как правило внешнюю. Компании отчитываются перед значимыми для них внешними стейкхолдерами73. Для западных компаний это прежде всего акционеры, инвесторы, клиенты, а также органы власти, СМИ и общественное мнение в целом (хотя, строго говоря, последнее стейкхолдером быть не может). Наши компании отчитываются в надежде «заработать очки» в отношениях с властью и в меньшей степени – с партнерами, конкурентами и обществом в целом.
«Конечно, перечень ключевых отношений и, следовательно, перечень «стэйкхолдеров» в каждой организации может быть очень длинным. Очень важно выбрать из такого перечня те отношения, которые являются наиболее важными для данной организации как с точки зрения организационных целей организации, так и с точки зрения проблем, с которыми наиболее часто сталкивается организация (поскольку даже самые важные «стэйкхолдеры» не без изъянов)»74. Социальная отчетность в общепринятом понимании касается всего спектра влияния компании на общество: от контроля за качеством продукта до «социального пакета» для сотрудников. Социальные отчеты как описание того, что сама компания считает социальным, могут предоставляться, во-первых, в свободной форме (брошюры, буклеты, раздел в годовом отчете и т. п.). Этому наши компании уже научились. Другой вариант – более формализованный комплексный отчет по принципу triple bottom line (в примерном переводе – тройной итог). Такой вариант оценки фокусируется на добавленной социальной стоимости (added social value), произведенной компанией в экономической, социальной и экологической сфере. Самый строгий вариант – стандартизованные отчеты по установленному набору индикаторов. Самые известные стандарты Global Reporting Initiative (GRI), Domini Social Index, UN Global Compact, SA 8000, АА 1000. Последний из них в России впервые применила British American Tobacco. Некоторые российские компании уже заявили о подготовке социальных отчетов по этому стандарту.
Обычно в рамках социального аудита осуществляются: аудит соответствия, аудит эффективности и стратегический аудит.
Аудит соответствия ставит задачу оценки соответствие практических действий нормам, правилам, планам и предписаниям, существующим в организации, а также качество информационного обмена между его подразделениями. Аудит соответствия включает также такие направления, как:
анализ штатного расписания, оценка его обоснованности, наличия плана развития;
оценка соответствия должностных инструкций квалификационным характеристикам работников;
оценка подбора и найма персонала (какими методами, стоимость найма); анализ реализации плана кадрового роста;
анализ выполнения программы повышения профессиональной квалификации, стоимость повышения квалификации;
анализ списочного состава работников по возрастному, образовательному, половому признакам, естественной убыли и его соответствие организации;
анализ условий труда и техники безопасности;
анализ трудовых отношений в коллективе (наличие конфликтных ситуаций, сопротивления переменам, психологическая совместимость работников, психологический климат предприятия и его подразделений);
оценка взаимодействия организации со службами трудоустройства, учебными заведениями, местными органами власти, конкурирующими организациями.
Аудит эффективности (аудит управления) оценивает соответствие методов внутреннего управления организацией его целям и возможность их совершенствования. Для выработки и обоснования предложений аудитор должен изучить не только достигнутые результаты, но и весь спектр процедур, посредством которого они были достигнуты.
Аудит эффективности начинается с аудита процедур. Он также отвечает на вопросы:
сответствуют ли результаты поставленным целям?
соответствуют ли процедуры внутреннего контроля управления организацией поставленным целям?
можно ли облегчить или улучшить процедуры управления для более легкого достижения поставленных целей?
Стратегический аудит выявляет степень согласования политики управления персоналом с целями организации, его глобальной и социальной стратегиями, а также устанавливает степень связи социальной политики со спецификой организации и внешними условиями.
Наконец, исходя из результатов, аудитор определяет предвиденные и непредвиденные последствия своей деятельности (порочные действия, издержки, спровоцированная дисфункция). Аудитор изучает возможности улучшения управления для более эффективного достижения поставленных задач, включая новые административные технологии: информационную, канцелярскую и телекоммуникационную.
Алгоритм проведения социального аудита 1. Получение согласия и обеспечение вовлеченности руководства компании. Желание руководства провести социальный аудит возникает чаще всего тогда, когда в компании что-то не так, причем традиционными способами не удается выяснить, что именно и как с этим справиться. 2. Формирование управляющего комитета (steering committee) по проведению социального аудита. Как правило, этот комитет состоит из топ-менеджеров компании, представляющих ведущие подразделения, и из менеджеров, которые будут непосредственно участвовать в проведении социального аудита. 3. Создание команды социальных аудиторов, ведущих менеджеров, экспертов по организационному развитию. Эти люди сообща разрабатывают методологию обследования и вопросник. Команда будет исследовать, насколько реальная практика компании соответствует ее видению и миссии. 4. Проведение диагностики корпоративной культуры и выявление функциональных областей, которые требуют анализа и улучшений: менеджмент качества, отношения с потребителями и персоналом, охрана окружающей среды, отношения с местными сообществами. В зависимости от потребностей компании целевые группы исследования могут быть расширены (например, отношения с инвесторами, местной и федеральной властью). 5. Определение практических принципов и стратегий для проведения мониторинга отношения целевой аудитории к вопросам социально ориентации организации на основе кодекса этики организации.
6. Анализ миссии компании и основных ценностей организации, выделение областей и обстоятельств, когда заявленные миссия и цели компании не совпадают с реальной практикой. 6. Поиск видимых и скрытых причин, по которым цели компании и реальная практика не совпадают. 7. Сбор необходимой качественной информации о подобных проблемах среди конкурентов по отрасли, исследование подобных примеров по выявленным проблемам с последующим сопопоставлением количественной информации, полученной на этапах диагностики и мониторинга корпоративных ценностией организации. 8. Определение ключевых отношений с стейкхолдерами (потребители, сотрудники, местные и федеральные чиновники), заинтересованными и вовлеченными в проблемные области для выяснения их ожиданий от социально ответственного поведения компании. 9. Сопоставление данных внутренней и внешней аудитории. 10. Составление заключительного отчета для управляющего комитета и менеджеров компании.
Основные вопросы социального аудита организации В сфере менеджмента качества выясняются следующие вопросы: как измеряется эффективность деятельности компании, система менеджмента, система реагирования на запросы потребителей, отношения с поставщиками и ритейлерами, уровень вовлеченности менеджеров разного уровня и сотрудников в менеджмент качества. Другие возможные вопросы: контроль за ингредиентами, распространение независимой экспертизы качества и сертификации, ответственность (обязательства соответствия) продукта, устойчивое развитие, процесс статистического контроля. Сфера управления человеческими ресурсами оценивается по следующим показателям: практика набора персонала, отсутствие дискриминации, здоровье и безопасность, текучесть кадров, практика продвижения и карьерного роста, зарплаты и выплаты, в том числе социальный пакет, процедура принятия решений, практика реагирования на насилие, на сокращение производства, аутсорсинг. Собирается детальная информация о поставщиках, главных ведущих акционерах, аналитиках и наблюдателях активов, выясняются связи со СМИ и должностными лицами. Когда проблемы определены, команда аудиторов выясняет скрытые затраты. Например, перемещение недовольного сотрудника связано с дополнительными потерями времени на рассмотрение резюме, интервью, рекламу и принятие решений. Если сотрудникам недоплачивают за сверхурочные, производительность их работы падает, растет количество жалоб со стороны клиентов, компания теряет прибыли. Часто менеджеры компаний с подозрением относятся к социальному аудиту, считая, что социально ответственное поведение всегда связано с затратами и не приносит компании никакой выгоды. В действительности социальный аудит и социально ответственная практика позволяют компаниям экономить деньги и создавать новые возможности увеличения прибыли. Наблюдения показывают, что компании, прошедшие социальный аудит, окупили его стоимость в 6-12 раз за период от шести месяцев до трех лет.
Аудит корпоративной ответственности Большинство передовых компаний и консультантов используют термин «социальный аудит» для обозначения внутренней (по отношению к компании) эффективности социально связанной деятельности. В США социальный аудит фокусируется главным образом на том, как социально ответственное поведение компаний сказывается на ее основных бизнес-показателях. Социальный аудит определяет реальные затраты от политики и практики компаний и сравнивает эти показатели с показателями других компаний (по отраслевому или региональному признаку) и с ожиданиями ключевых стейкхолдеров. Этот подход отличается от устоявшегося представления о затратах как о производной от производственной деятельности. Социальный аудит оценивает поведение компании в сфере человеческих ресурсов: экологии, охраны здоровья и безопасности (EHS), отношений с местным сообществом. Социальный аудит оценивает все сферы деятельности компании и сопоставляет ее систему ценностей, поведение компании в вопросах бизнес-этики, внутреннюю операционную практику, систему менеджмента с ожиданиями ключевых стейкхолдеров: сотрудников, собственников, поставщиков, потребителей и местных сообществ. Такой аудит социальной ответственности выявляет несоответствия заявленных целей компании ее реальной практике, служит системой «раннего оповещения» для выявления назревающих проблем, позволяет компаниям добиваться финансовой отдачи от социально ответственного поведения. Неизмеримые социальные риски включают производство опасных для индивидуумов или для общества продуктов (например, сигарет) или социально спорное поведение (поощрение азартных игр или размещение производства в странах, где нарушаются права человека). Среди основных причин, по которым компании внедряют социальный аудит – улучшение бизнес-показателей. Не случайно социальный аудит делает акцент не столько на социальных вопросах, сколько на социально-экономических и экономических последствиях управленческих решений и связанной с ними политики компании. Кроме того, социальный аудит нужен, чтобы соответствовать ожиданиям социально ориентированных инвесторов (пенсионных и инвестиционных фондов), имеющих собственные системы оценки социальной ответственности компаний.
Составляющей частью социального аудита является оценка суммарного эффекта, который компания оказывает на местные сообщества. Такая методика называется Econometric Impact Index (индекс эконометрического эффекта), разработанный все той же SmithOBrien. Эта система применима как для самих компаний, так и для органов местной власти, озабоченных оценкой влияния компаний на местные сообщества, в том числе в вопросах сокращения или расширения производства, регулирования налогов и цен, зонирования, влияния компаний на принятие ключевых для территорий решений. Сегодня социальный аудит включает в себя внешний аудит (как оценивают компанию внешние стейкхолдеры) и внутренний, включающий в себя традиционный финансовый аудит. Некоторые компании выпускают социальные отчеты, куда входят сравнительные показатели за годы проведения социального аудита.
- Программа курса «основы социального государства» общие методические указания
- Тема I. Сущность и теоретические основы социального государства
- Государство как социальный институт
- 1.5. Цели, приоритеты социального государства и механизмы его функционирования Ключевые слова
- 1 Слайд Строить государство, обслуживающее чисто капиталистическую экономику, регулируемую стихией рынка, и соответствующее этому социальное устройство жизни страны было невозможно по ряду причин.
- 2 Слайд в то же время возврат к социалистическому государственному устройству стал также невозможным по многим причинам.
- 3 Слайд Условия реализации конституционных принципов социального государства
- Стабилизация демографической ситуации
- Политика в сфере образования
- 1. Устранить перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний.
- 1 Слайд в среднесрочном периоде важнейшими задачами должны стать:
- 2 Слайд Важными вопросами государственной социальной политики будут оставаться также вопросы улучшения условий и охраны труда.
- 3 Слайд Социальная поддержка населения
- Пенсионная реформа
- Контрольные вопросы и задания
- 1.6. Функции социальтного государства Ключевые слова
- Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства.
- Контрольные вопросы и задания
- 1.7. Принципы социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.8. Основные черты, характеристики и оценка состояния социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.9. Экономическая основа социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.10. Правовая основа социального государства Ключевые слова
- Механизм правового регулирования в социальном государстве
- Контрольные вопросы и задания
- 1.11. Модели социального государства
- Контрольные вопросы и задания
- Контрольные вопросы и задания
- 2.2. Развитие социального государства в странах снг Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.3. Социальное государство в постсоветской России Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.4. Модели социальной политики: основные принципы построения Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.5. Международные и отечественные термины, критерии и измерители достойного уровня (качества) жизни
- 2.6. Деятельность международных организаций по формированию норм социальной ориентации Деятельность Международной организации труда (мот): Конвенции и рекомендации
- Глава 3. Эффективное социальное партнерство и сильная социальная политика основа успешного развития социального государства
- 3.1. Социальная политика социального государства: теоретико-методологические проблемы Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 3.2. Государственная региональная социальная политика: вопросы теории и практики Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 3.3. Социальная политика – основной механизм реализации принципов социального государства Ключевые слова
- Роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики.
- Контрольные вопросы и задания
- 3.4. Социальное партнерство в социальном государстве
- Контрольные вопросы и задания
- 3.5. Особенности управления социальной сферой в социальном государстве
- Критерии и показатели управления социальными процессами
- Контрольные вопросы и задания
- Глава IV. Социальный аудит как технология оценки результатов социальной политики, социального партнерства, реализации принципа социальной ответственности бизнеса.
- Контрольные вопросы и задания
- Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания:
- 4.3. Формирование российской модели социального аудита. Научная школа и концепция социального аудита Академии труда и социальных отношений90.
- Контрольные вопросы и задания:
- Глава V. Взаимодейстивие социологической и экономической науки и практики в целях создания необходимых условий для развития социального государства
- Глава 5.1. Социальное рыночное хозяйство как экономическая основа социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 5.3. Социоэкономика как межотраслевая наука. Развитие научной школы Академии труда и социальных отношений108 Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 5.3. Роль экономической социологии в синтезе экономического и социологического знания Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания:
- 5.4. Направленность социономики на реализацию принципов социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- Основные термины и понятия
- Литература
- 19 Ноября 2002 г.
- Часть I.
- Часть II.
- 67Http://www.Cpolicy.Ru/glossary/a.Html
- 81Т.В.Никонова. Библиотека «Полка букиниста»//http://polbu.Ru/personnel_management/ch29_all.Html
- 133 Http://www.Lenta.Ru/articles/2005/10/07/nobeconomy/_Printed.Htm