1. Устранить перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний.
2. Пересмотреть методы обучения, существенно расширив долю тех из них, которые формируют навыки анализа информации, самообучения. Увеличить долю открытого образования.
3. Восстановить и укрепить связи профессионального образования с практикой и научными исследованиями.
4. Повысить стандарты и качество преподавания социальных наук и в первую очередь экономики, права, основ политической системы, менеджмента, социологии, иностранных языков.
5. Осуществить переход на сопоставимую с мировой практикой систему статистики и показателей качества образования.
6. Расширить участие общества в управлении образованием путем создания:
попечительских советов, что позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль;
условий для стимулирования различных форм самоорганизации населения и хозяйствующих субъектов в поддержку образования, фондов поддержки образования (образовательных учреждений, организаций);
системы поддержки профессиональных сообществ в сфере образования.
Обеспечить полную и последовательную реализацию правового статуса учебного заведения, заложенного в Законе РФ "Об образовании". Это включает:
договорные формы отношений с учредителем или частными заказчиками, в том числе с непосредственными получателями образовательных услуг;
государственное регулирование деятельности учебных заведений через механизмы аккредитации;
формирование независимой системы аттестации и контроля качества образования.
В области дошкольного образования необходимо сформировать минимальные государственные требования к данному виду образования. Предполагается разделить собственно дошкольное образование и содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях на основе гибких программ подготовки к школе, в том числе с индивидуальным графиком их посещения (неполная неделя, неполный день и т.п.).
Стратегическая линия развития системы общего среднего образования состоит в его адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям в части содержания образования, организационно-экономическом механизме деятельности школ, в управлении ими. В этой связи необходимыми условиями являются личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса; многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ; эффективная поддержка инновационных мероприятий и активное участие общества в развитии образования; усиление социальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования; направленность образовательного процесса на развитие способностей мышления, выработку практических навыков. Необходимо существенно повысить роль коммуникативных дисциплин, прежде всего информационных технологий, русского и иностранных языков.
В области общего среднего образования будет продолжаться широкомасштабный эксперимент по обновлению его содержания. Необходимо разработать стандарты общего среднего образования, а также требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней среднего образования.
Механизмы и варианты осуществления реструктуризации сельской школы должны включать: создание образовательных центров в сельской местности в различных их вариантах, развитие транспортного обслуживания сельских школ, развитие дистанционного образования (включая Интернет-образование) и соответствующей сети центров дистанционного обучения. Решение о выборе варианта оптимизации сети сельских школ необходимо принимать с учетом местных условий.
На современном этапе увеличивается потребность в специалистах с начальным и средним профессиональным образованием для обеспечения технологической культуры производства, административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.
В целях адаптации к спросу на рынках Труда и обеспечения вертикальной мобильности учащихся начальной и средней ступеней профессионального образования необходимо создать условия для:
интеграции средних специальных учебных заведений с учебными заведениями, реализующими программы начального профессионального образования, профессионального технологического обучения школьников, переподготовки взрослого населения;
интеграции средних специальных учебных заведений с высшей школой, их включения в состав университетских комплексов (в том числе с сохранением статуса юридического лица);
оптимизации сети учебных заведений начального профессионального образования, апробирования и внедрения новых моделей финансирования начального профессионального образования.
Основными задачами в области содержания начального и среднего профессионального образования должны стать:
актуализация содержания и повышение выпускных стандартов, их ориентация на международный уровень качества, расширение социального партнерства с работодателями, профсоюзами и службами занятости, участие работодателей, инвесторов и экспертов как в формировании стандартов, так и в создании условий для значительного повышения качества профессиональной подготовки выпускников;
усиление профессиональной составляющей и разработка оптимальной концепции реализации среднего (полного) общего образования в учебных заведениях начального профессионального образования.
Для обновления структуры высшего профессионального образования, его адаптации к потребностям общества и экономики предусмотрено создание механизма выявления и трансляции социального заказа на подготовку специалистов данного уровня образования, который должен представлять собой сбалансированную совокупность потребностей населения, организаций и государства. Наряду с этим усиливается роль государственных приоритетов в профессиональном образовании, в первую очередь в формировании "кадрового заказа" для развития перспективных рынков и технологий. В дальнейшем с учетом итогов эксперимента по введению единого государственного экзамена будет определен порядок приема в вузы и соответствующего финансирования по государственным именным финансовым обязательствам.
Создание университетских комплексов как нового типа учебных заведений будет предусматривать интеграцию учебных заведений различных уровней образования: формирование ассоциаций и консорциумов, включающих в себя как учебные заведения, так и научно-исследовательские институты, экспериментальные и венчурные предприятия. В рамках комплексов будут разработаны сопряженные образовательные программы разных уровней профессионального образования.
Для опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям предусматривается создание федеральных научно-образовательных центров.
Эффективная модернизация образования предполагает создание федеральной и региональных систем управления качеством образования.
Проведена работа по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) с целью обеспечения объективности и унификации итоговой аттестации в системе общего образования и вступительных испытаний системы профессионального образования.
Приоритетной сферой государственных интересов является создание условий для качественной реализации на основе бюджетного финансирования образовательных программ всех уровней.
Необходимо обеспечить увеличение средств федерального бюджета, направляемых на нужды образования, а также сформировать механизм финансирования получения гражданами общего среднего образования, гарантирующий безусловное выполнение требований государственного стандарта данного уровня образования.
Планируется осуществить изменение структуры бюджетных расходов на образование, в которой должны быть сформированы три крупных блока:
обеспечение реализации образовательных программ (текущее финансирование), осуществляемое главным образом на нормативно-подушевой основе (по итогам соответствующих экспериментов);
развитие материально-технической базы образовательных учреждений и организаций, компьютеризация и информатизация образовательного процесса, Приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования, научной и учебной литературы, разработка современных учебных программ (бюджет инноваций). Распределение указанных средств будет осуществляться в основном на конкурсной основе при условии привлечения софинансирования со стороны бюджетов других уровней и внебюджетных средств;
адресное финансирование социальных услуг, сопутствующих образовательному процессу.
Особую актуальность приобретает решение проблемы расширения базы финансирования образования за счет стимулирования притока в отрасль средств из внебюджетных источников, включая средства населения, инвесторов и спонсоров.
Будет развита нормативная база образования, предусматривающая увеличение разнообразия организационно-правовых форм государственных образовательных учреждений и организаций, увеличение их хозяйственной самостоятельности. В высшем профессиональном образовании будет проведен эксперимент по апробации механизма нормативно-подушевого финансирования получения образования с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).
Предполагается приступить к введению системы адресного стипендиального обеспечения путем предоставления стипендий студентам из числа детей-сирот, инвалидов, ветеранов боевых действий, а также социальных стипендий для лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при сохранении и развитии системы академических стипендий, поощряющих успеваемость студентов, их участие в научной работе.
Острой остается проблема сиротства. В целях преодоления этого негативного социального явления, обустройства и облегчения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо принятие решений, направленных на стимулирование передачи указанных категорий детей на воспитание в приемные семьи и детские дома семейного типа.
Предполагается разработать и приступить к реализации комплекса мер социальной поддержки работников системы образования, включая совершенствование системы оплаты труда.
Трудовые отношения, занятость и миграция населения
Приоритетным направлением в деятельности Правительства Российской Федерации в сфере труда является поэтапное приведение трудового законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики.
Принятие Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в его развитие сформировало основу обеспечения гармонизации интересов работников, работодателей и государства, повышения гибкости трудовых отношений. При этом особое внимание будет уделено усилению реальной защиты основных трудовых и социальных прав работника.
Предстоит законодательно определить, когда льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, обеспечиваются работодателем, а когда государством или иными организациями.
Государственные меры по повышению эффективности защиты трудовых прав граждан будут осуществляться в следующих основных направлениях:
совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав;
введение новых законодательных норм, расширяющих возможности граждан в защите трудовых прав;
поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан;
информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости;
оказание государственной поддержки в развитии системы негосударственной защиты трудовых прав.
В среднесрочный период получит дальнейшее развитие система социального партнерства, прежде всего на уровне организации с тем, чтобы способствовать повышению роли индивидуальных и коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и условий труда.
Будет продолжено совершенствование коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, в том числе системы представительных органов социального партнерства (прежде всего объединений работодателей), процедур переговорного процесса, обеспечения независимости профсоюзных организаций от работодателя.
Признание позитивной, социально значимой роли профсоюзов и других общественных организаций, защищающих трудовые права граждан, в деле формирования в России новых трудовых отношений и развития современной рыночной экономики будет подкрепляться регулярными консультациями между Правительством Российской Федерации и представителями работников и работодателей.
Адаптация трудового законодательства к реалиям рыночной экономики позволит создать цивилизованный рынок труда, легализовать доходы по заработной плате и наладить регулирование трудовых отношений, обеспечить действенную защиту трудовых прав работников.
Особое место в области трудовых отношений принадлежит вопросам оплаты труда. Предстоит обеспечить функционирование механизма регулирования заработной платы, основанного на взаимодействии социальных партнеров и государства.
В реальном секторе экономики политика оплаты труда будет реализовываться на основе формирования рыночного механизма организации оплаты труда, основанного на социальном партнерстве и включающего межотраслевое и отраслевое регулирование заработной платы на основе тарифных соглашений и коллективных договоров, тарифное регулирование в организациях всех форм собственности через утверждаемые ими системы заработной платы.
Сферой прямого и непосредственного воздействия государства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления остается установление и обеспечение минимальных социальных гарантий в оплате труда; регулирование оплаты труда работников бюджетных организаций; районное регулирование заработной платы и налоговое регулирование оплаты труда.
- Программа курса «основы социального государства» общие методические указания
- Тема I. Сущность и теоретические основы социального государства
- Государство как социальный институт
- 1.5. Цели, приоритеты социального государства и механизмы его функционирования Ключевые слова
- 1 Слайд Строить государство, обслуживающее чисто капиталистическую экономику, регулируемую стихией рынка, и соответствующее этому социальное устройство жизни страны было невозможно по ряду причин.
- 2 Слайд в то же время возврат к социалистическому государственному устройству стал также невозможным по многим причинам.
- 3 Слайд Условия реализации конституционных принципов социального государства
- Стабилизация демографической ситуации
- Политика в сфере образования
- 1. Устранить перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний.
- 1 Слайд в среднесрочном периоде важнейшими задачами должны стать:
- 2 Слайд Важными вопросами государственной социальной политики будут оставаться также вопросы улучшения условий и охраны труда.
- 3 Слайд Социальная поддержка населения
- Пенсионная реформа
- Контрольные вопросы и задания
- 1.6. Функции социальтного государства Ключевые слова
- Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства.
- Контрольные вопросы и задания
- 1.7. Принципы социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.8. Основные черты, характеристики и оценка состояния социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.9. Экономическая основа социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.10. Правовая основа социального государства Ключевые слова
- Механизм правового регулирования в социальном государстве
- Контрольные вопросы и задания
- 1.11. Модели социального государства
- Контрольные вопросы и задания
- Контрольные вопросы и задания
- 2.2. Развитие социального государства в странах снг Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.3. Социальное государство в постсоветской России Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.4. Модели социальной политики: основные принципы построения Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.5. Международные и отечественные термины, критерии и измерители достойного уровня (качества) жизни
- 2.6. Деятельность международных организаций по формированию норм социальной ориентации Деятельность Международной организации труда (мот): Конвенции и рекомендации
- Глава 3. Эффективное социальное партнерство и сильная социальная политика основа успешного развития социального государства
- 3.1. Социальная политика социального государства: теоретико-методологические проблемы Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 3.2. Государственная региональная социальная политика: вопросы теории и практики Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 3.3. Социальная политика – основной механизм реализации принципов социального государства Ключевые слова
- Роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики.
- Контрольные вопросы и задания
- 3.4. Социальное партнерство в социальном государстве
- Контрольные вопросы и задания
- 3.5. Особенности управления социальной сферой в социальном государстве
- Критерии и показатели управления социальными процессами
- Контрольные вопросы и задания
- Глава IV. Социальный аудит как технология оценки результатов социальной политики, социального партнерства, реализации принципа социальной ответственности бизнеса.
- Контрольные вопросы и задания
- Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания:
- 4.3. Формирование российской модели социального аудита. Научная школа и концепция социального аудита Академии труда и социальных отношений90.
- Контрольные вопросы и задания:
- Глава V. Взаимодейстивие социологической и экономической науки и практики в целях создания необходимых условий для развития социального государства
- Глава 5.1. Социальное рыночное хозяйство как экономическая основа социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 5.3. Социоэкономика как межотраслевая наука. Развитие научной школы Академии труда и социальных отношений108 Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 5.3. Роль экономической социологии в синтезе экономического и социологического знания Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания:
- 5.4. Направленность социономики на реализацию принципов социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- Основные термины и понятия
- Литература
- 19 Ноября 2002 г.
- Часть I.
- Часть II.
- 67Http://www.Cpolicy.Ru/glossary/a.Html
- 81Т.В.Никонова. Библиотека «Полка букиниста»//http://polbu.Ru/personnel_management/ch29_all.Html
- 133 Http://www.Lenta.Ru/articles/2005/10/07/nobeconomy/_Printed.Htm