logo search
TGP

10. Юридическая антропология в утверждении правового многообразия.

Современный антропологизм исходит из признания противоречия между общечеловеческим и индивидуальным, разрешая это противоре­чие путем обнаружения параллелей между общечеловеческим и обще­индивидуальным. Отсюда юридическая антропология нацелена на изу­чение внутреннего мира человека, который позволяет ему реализовать себя как творца правовой и государственной реальности; она позволя­ет увидеть как духовный мир человека объективируется в правовых нормативах, ценностях, государственных институтах и т. п. Юридичес­кая антропология преодолевает распространенную переоценку рацио­нального поведения, указывает на значение всего богатства человечес­кого опыта и человеческих переживаний, тем самым открывая новые возможности для понимания поведения человека в правовой сфере.Юридическая антропология выступает как наука о человеке в правовых проявлениях, измерениях, характеристиках, изучая их правовые формы жизнедеятельности от архаичных до совре­менных. Юридичес­кая" антропология свидетельствует, что каждая правовая культура имеет право на автономию, и следовала бы очертить пределы этой автономии, признать плюрализм правопорядков, отказавшись от этноцентризма (европоцентризма). Юридическая антропология позволяет увидеть, что мифический образ мышления не только принадлежность традиционных обществ. Среди современных мифов., используемых современным государ­ством — миф о государстве как гаранте фундаментальных ценнос­тей общества, хранителе права, защитнике традиций; миф о кодек­сах и законах как основаниях права, постоянство и устойчивость которых призвано утверждать, что будущее должно строиться по модели настоящего.Вывод юридической антропологии, рассматривающей право в раз­личных обществах и цивилизациях, сводится к тому, что право выс­тупает в качестве инструмента, создаваемого каждым обществом для разрешения возникающих в нем конфликтов. Используя разработки юридической антропологии, правоведение выходит к новым возмож­ностям объяснения существующей правовой реальности, глубже про­никает в проблематику связи человека и власти, формирование пра­вового менталитета, рассмотрение правовой системы и правовой культуры как продуктов определенной цивилизации.

11. Право в системе социального регулирования. Нормативное и индивидуальное регулированиеНи одно общество не может существовать без упорядочивания поведения людей, введения его в определенные рамки, придания ему определенной направленности. Иными словами, исторически склады­вается и существует социальное регулирование, использующее нор­мативные и ненормативные регуляторы. При этом нормативное регу­лирование выступает как регулирование с помощью разнообразных норм, т. е. правил, масштабов поведения. Этими нормами могут быть: религиозные, моральные, политические, организационные, эс­тетические, правовые и т. д. Ненормативное регулирование разграни­чивается на ценностное (осуществляемое на основе сложившихся ценностей), директивное (здесь используется прямое указание, при­каз, директива, связанные с достижением цели или решением зада­чи) и информационное (информированность, обеспечиваемая СМИ, используется при решении конкретных социальных и личных про­блем). Ненормативные регуляторы часто дополняют (усиливают или снижают) действие нормативного регулирования. В системе социаль­ного регулирования заметно стремление обеспечивать соединение нормативного и ненормативного регулирования. Социальное регулирование связано не только с использованием нормативного и ненормативного регулирования. Зачастую необходи­мо эти разновидности регулирования дополнять индивидуальным регулированием, т. е. связанным с принятием индивидуальных реше­ний. В правовом регулировании существует настроенность на уста­новлении жесткой связи нормативного и индивидуального регулиро­вания. Иными словами, здесь индивидуальное регулирование может выступать только как поднормативное регулирование.Правовое регулирование отличает высокий уровень формализа­ции, иерархичности, целостности, процессуальности и гарантиро­ванности. За счет провозглашения формального равенства и наде­ления участников субъективными правами и юридическими обязан­ностями правовое регулирование способно противостоять произво­лу, а право оказывается символом свободы и справедливости.

12. Нормативный, социологический и философский подходы к праву.Опр-ение права.Право - сложнейшее для понимания явл-е. На протяжении всей истории развития юр-ой мысли люди пытались опр-ить, что есть П., в чем состоит его природа и сущн-ть. Современ-е науч-е концепции П.понимания можно условно свести к трем - к трем подходам:1) аксиологическая (естественно-П.вая): 2) соц-ческая: 3) нормативная (позитивистская).Современная -зарубежная юриспр-я стоит на позициях либо полной несовместимости этих трех концепций, либо их действия в разных сферах юр-ого знания: аксиология есть сфера фил-фии права, соц-я - сфера общей теории права, а нормативизм - область изуч-я отраслей позитивного права. Исходной формой бытия права сторонники естественно-П.вого подхода считают общ-енное сознание, которому изначально присущи нравственно-П.вые ориентиры. Аксиологическая концепция рассматривает П. с позиций соответствия его справ-ости. В пространстве естественного права действуют П.вые аксиомы, одновременно являющиеся моральными императивами: не посягай на жизнь др-ого чел-ка и его имущество, соблюдай обещания, воздавай каждому свое и т.л. Соответствие позитивного права критериям естественного права и есть само П. как выражение и мера свободы и справ-ости. Справ--ть, а не норма - ключевое понятие естественно-П.вой теории. С позиций аксиологического подхода закон и П. рассматриваются как разл-е вещи. Закон выст-ет в качестве формы права и употребляется как тождественное праву понятие лишь тогда, когда соответ-ет критериям естественного права. Аксиологич-й подход ценен своей направленн-тью на совершенство-е права, его гуманизацию. В то же время противопоставление права и закона далеко не способствует укреплению законности в общ-е, провоцирует неисполнение законов под предлогом их неП.вого хар-а. Соц-ч-й подход к праву базируется на том, что ист-ком права и формой его бытия являются общ-ен-е отн-я. Соц-ч-й подход к праву так же, как и аксиологич-й основан на разграничении права и закона, "права в книгах" и "права в жизни. Законы могут быть не востребованы общ-ом, могут быть неэффективными и даже ненужными. Такие законы не признаются формой сущ-о-я права. Настоящее П., «живое П.» - это П.порядок, это реально сущ-ующая в общ-е сис-ма отн-й. Слабой стороной соц-ческого подхода к праву явл-я отсутствие четких границ между П.м и П.вым поведением, при этом теряются критерии для различения П.мерного и неП.мерного поведения. Перенесение всей тяжести П.твор-ва на лиц, применяющих П. (судьи, администраторы), ставит под вопрос сущ-о-е разделения властей, повышает опасн-ть административного и судейского произвола.Суть (нормативного) подхода к праву передается формулой "закон есть закон". Сторонники данного П.понимания отождествляют П. и закон, а единств-м ист-ком права считают гос-венную волю. По мнению позитивистов П. есть совок--ть уст-енных и обеспеченных гос-в-м принуждением общеобязательных норм. Понятие нормы явл-я ключевым для данного подхода к праву. П., с точки зрения позитивистов, с одной стороны, не подлежит нравственной оценке и критике, с др-ой - не нуждается ни в каком оправдании. П. следует воспринимать как объективно сущ-ующую реальн-ть и не более того.У нормативного подхода к праву есть ряд достоинств. В частности, он ориентирует на такие свойства права как формальная опр-енн-ть, однозначн-ть предписаний, обязательн-ть следо-я праву. В то же время некритическое отн-е к законод-ву тормозит его развитие. С позиции такого подхода оправдана любая несправ--ть, если она уст-ена законом.

13. Правовые системы. Типология правовых системПравовая система — совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации.Различия в отношении использования правового наследия выво­дят на глубокие перемены в понимании развития правовых систем современности, их разделения на две разновидности: отдифферен­цированные и неотдифференцированные. В отдифференцированных правовых системах право существует как обособленное, относи­тельно самостоятельное явление по отношению к религии, морали, обычаю, политике. И наоборот, в неотдифференцированных право­вых системах право неразрывно связано с другими регуляторами и ценностями. Отдифференцированные правовые системы образуют две правовые семьи: семью романо-германского (континентального) права и семью общего (прецедентного) права. В составе неотдиф­ференцированных правовых систем: религиозная правовая семья; традиционная (обычноправовая) семья; евразийская (идеологизиро­ванная) правовая семья; дальневосточная правовая семья. Нетрудно заметить, во-первых, что не­отдифференцированные правовые системы — это основной массив на правовой карте мира, и, во-вторых, эти правовые системы име­ют свою внутреннюю логику развития, которая не меняется в про­цессе диалога правовых культур. Потому логично заключить, что существование неотдифференцированных правовых систем наряду с отдифференцированными представляет собой два важнейших на­правления правового развития, во многом отражающих различия в мировосприятии, отношении к Богу, другим людям, традициям предков, выражено в особенностях правового менталитета и вос­приятии других правовых культур. Изучение и использование дос­тижений неотдифференцированных правовых систем должно со­ставлять такую же сокровищницу правоведения, каковой традици­онно выступают отдифференцированные правовые системы.Привлекает в этой связи предложение (К. Осакве) осуществлять классификацию современных правовых систем по трем уровням, два из которых основаны на традиции, а третий — использует как основание правовую семью. На первом уровне правовые системы подразделяются на основании религиозной ориентации — на рели­гиозные и нерелигиозные (светские). На втором уровне — по правопониманию и роли права в жизни общества — на западную и незападную. Наконец, на третьем уровне классификация связана с выделением правовых семей. Особенностью этой классификации современных правовых систем выступает отказ от однолинейного подхода в оценке существования разнообразных правовых культур и правовых систем на правовой карте мира.