logo
TGP

75. Государственная власть. Единство и разделение властей

Власть является универсальным механизмом интеграции и упо­рядочения поведения людей. В первую очередь она представлена государством, его ресурсами. Вместе с тем власть многолика, выс­тупает в самых разных отношениях, где взаимодействуют субъекты власти (государство, его институты, политические элиты и лидеры, политические партии, группы давления), объекты власти (индиви­ды, социальные группы, классы, общество). Уже отсюда следует, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Многообразны источники власти — это авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна, интерес и т. д.

Взаимодействие в системе государственной власти выражается формулой "властвующий и подвластный". В зависимости от отноше­ния к существующей власти подвластные находятся либо в состоя­нии зависимости, либо в состоянии автономии. Автономия во власт­ном отношении это отсутствие зависимости, но наличие контроля. Отношение к власти выражается через триаду: легитимность влас­ти, легальность власти и законность власти. Согласие принимать власть, ее поддержка народом выражается в категории "легитим­ность власти". Легитимная власть создает состояние доверия между правительством и народом, такой власти прощаются ошибки, она способна принимать непопулярные решения и может рассчитывать на поддержку. Легальность власти означает право на применение насилия. Легальность власти создает условия для повиновения за­конам. Законность власти вытекает из ее легитимности и легально­сти и выражена в праве. С другой стороны, законодательное офор­мление существующей власти это и легализация власти, и легити­мация власти. Таким образом существует круговая зависимость между законной, легитимной и легальной властью.

Многомерная природа государственной власти может быть рас­крыта через основные свойства государственной власти: верховен­ство, единство, универсальность, общеобязательную принудитель­ность. В этом плане государственная власть может быть охаракте­ризована от пределов ее могущества (сильная государственная власть) до пределов ее слабости (слабая государственная власть). Вопрос об эффективной и неэффективной государственной власти связан как с целями власти, так и с различием между действительной и потенциальной государственной властью Поскольку отношения государственной власти и государственного управления неразрывно связаны между собой, то от эффективности государственного управления во многом зависит оценка существующей власти в качестве действенной и эффективной

Поскольку всякая государственная власть склонна к концентра­ции и самовозрастанию, обществом используются приемы преодоле­ния этих негативных тенденций Среди них наибольшую известность получил принцип разделения властей. В соответствии с этим принци­пом государственная власть разделяется на законодательную, испол­нительную и судебную, каждая из которых обладает строго опреде­ленными полномочиями, функциями, целями и ограничена в возмож­ностях воздействия на другую власть. Организация государственной власти не сводится к разделению властей, а включает в себя и сотрудничество этих властей. Это важно подчеркнуть, поскольку проблема организации власти выходит также на проблему ее разгра­ничения между центральной властью, региональной властью и мест­ной властью