logo
TGP

81. Государственное управление и местное самоуправление

Понятие местного самоуправления (муниципалитета) в одних го­сударствах относится только к особому виду городского самоуправ­ления, в других это самоуправление населенных пунктов, в третьих это всякое местное самоуправление, включая и региональное.

Система местного самоуправления является не только более демократичной, в сравнении с государственным управлением на мес­тах, но и позволяет полнее учитывать проблемы развития террито­рии, интересы различных групп населения, эффективнее управлять образованием, поддержанием порядка, содержанием дорог и т. д. К тому же государственный бюджет освобождается от расходов на содержание местной администрации. Практика управленческой дея­тельности на местах свидетельствует, что государству следует со­четать обе системы управления, то есть использовать смешанную систему управления, сочетающую прямое государственное управле­ние и местное самоуправление.

Вся система функций муниципальных учреждений обусловлена объемом их полномочий. Обычно компетенция органов местного самоуправления в законодательстве ограничена исключительно мест­ными делами. Эта компетенция именуется "собственной компетен­цией". Некоторые вопросы могут составлять "делегированную ком­петенцию", когда органы государственной администрации передают муниципальным учреждениям отдельные полномочия. Действует об­щий принцип, который гласит, что органы местного самоуправле­ния не имеют права совершать действия или принимать акты политического характера.

В компетенцию органов местного самоуправления включаются полномочия в области коммунального хозяйства и благоустройства, охраны окружающей среды, развития местного транспорта, дорож­ного строительства, канализации, очистки улиц, водогазо- и электро­снабжения и т. д. В социальной сфере органы местного самоуправ­ления оказывают помощь малоимущим, осуществляют строитель­ство жилья, муниципальных школ, больниц, детских садов и т. п. Среди полномочий в области охраны общественного порядка: уста­новление правил поведения в общественных местах, издание пред­писаний по пожарной охране, санитарному надзору, создание мест­ных полицейских сил, на которые возлагается несение патрульной и охранной службы. В ряду финансовых полномочий важнейшим является принятие местного бюджета, который складывается из собственных доходов (налоги и сборы с населения) и дотаций из государственного бюджета. Объем полномочий органов местного самоуправления зависит от того, какую административно-территориальную единицу представляет местное самоуправление. Чем она крупнее, тем больше компетенция органа местного самоуправления и тем шире объем его управленческих функций.

Основой работы представительных органов местного самоуправ­ления являются сессии, которые созываются от одного раза в неде­лю, до одного раза в месяц. При этом продолжительность их рабо­ты ограничивается одним днем. Функции оперативного управления местными делами выполняют органы местной администрации. В од­них случаях руководитель местной администрации избирается из членов выборной ассамблеи, в других непосредственно избирается населением. Порой функции местной администрации возлагаются на представителя правительства.