logo
TGP

5.Мононормы и происхождение права. Конфликтное предназначение права.

Конфликт регулируется соц-ными нормами. Право оказывает воздействие на причины конфликта, его возникновение, розвитие и разрешение, а также на последствия конфликта. Законный путь разрешения конфликтов почти всегда существует, однако во многих случаях конфликтирующие сороны стремятся решать конфликт не правовым путем рассчитывая решить его в свою пользу.результаты конфликта подлежат правовой оценке в тех случаях когда при разрешении конфликта пострадала одна из сторон или были нарушены общ-ные или гос-ные нтересы. Общ-ен-е отн-я возникают из необходимости упорядочения отн-й между людьми. Их взаимоотн-я в рамках племени, заключение договоров о перемирии, где создаются первые П.вые нормы. Создан-е советами старейшин, они носят общеобяз-й хар.Причины, породившие П.: необходим-ть управления общ-ом в период расслоения. Двоякая процедура — два субъекта, троякая — третий спец S для разреш спора.

Правила поведения в первобытном обществе называются также «мононормами». Мононормы — это правила поведения, носящие одновременно обычный, религиозный и мифологический характер.

Право существовало не всегда. Оно возникло в период перехода первобытного общества к раннеземледельческому. Для того чтобы уяснить причины образования права, следует рассмотреть особенности социального регулирования в первобытном обществе.

Этап первобытного развития был самым длительным в истории человечества. Хозяйственная деятельность первобытного общества носила присваивающий характер. Потребности людей удовлетворялись за счет собирательства, охоты, рыбной ловли. Долгое время жизнь первобытного общества регламентировалась обычаями, ритуалами, мифами, обрядовыми и религиозными нормами, обеспечивавшими присваивающую экономику и гармоничное сосуществование родовых общин с природной средой. Нормы первобытного общества были направлены на сохранение и обеспечение оптимального функционирования «целого» (рода, племени), отличались суровостью, не предполагали индивидуальной инициативы. Следование им осуществлялось в силу подражания, привычки, благодаря возможности применения мер принуждения органами родового управления: народным собранием, вождями, старейшинами, жрецами. Наиболее типичными санкциями были общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь.